1 "Психологическое здоровье педагогов - залог психологического благополучия школьников"

Пузаренко Марина Александровна

В 2013 году на августовской конференции работников образования г. Актобе выступила на  секции психологов с темой "Психологическое здоровье педагогов - залог психологического благополучия школьников"  и была отмечена благодарственным письмом Отдела образования г. Актобе.

Скачать:


Подписи к слайдам:

«Психологическое здоровье педагога – залог психологического благополучия школьников»
Презентацию подготовила: педагог-психолог сш №1 г. Актобе Пузаренко М.А.

Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту.
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский
Школьные факторы риска (М. Безруких):
это стрессовая тактика педагогических воздействий, несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания; недостаточная психологическая компетентность педагогов.
Исследования показывают:до 80% педагогов пребывают в состоянии повышенной тревоги. Всё это приводит к апатии, пессимизму, профессиональному выгоранию, снижению эффективности учебного процесса.
Трудности в педагогической деятельности:1.Вынужденное общение,обычный человек общается-10-15мин.2.Интеллектуальный износ,отказ речевого центра.3.Нарушение собственного пространства, у человека 0,5 м собственного пространства и если его нарушают – угроза.4.Работа на адреналине, химия человека исправляется 20 мин. 5.Шумовой фон.6.Накопление негативных эмоциональных проявления.
В результате:волевой + интеллектуальный + эмоциональный износы =психический износ
Снижение психологического здоровья
Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия порождает консерватизм, шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в черты характера, отражаются на мыслительных процессах.
Ригидность мышления и поведения – это то, что мешает педагогу работать творчески, изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные решения сложных педагогических ситуаций. Слово ригидность означает затрудненность в изменении субъективной программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность мышления, его чрезмерная логичность, в ситуации решения мыслительных задач проявляется в привязанности к привычному (отработанному) способу действия, в неспособности изменить установку.
Гибкость (пластичность) в отличие от ригидности предполагает легкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации.
Э.Боно употребляет термин «нешаблонное мышление». По его мнению, шаблонно мыслящие люди избирают для решения проблемы с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Нешаблонное мышление позволяет по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того, чтобы придерживаться раз избранной позиции. Нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей и является привычкой и делом практики, - пишет Э.Боно. Однако, для его развития необходимо обладать достаточно развитым чувством юмора: «Всякий, кто обладает … развитым чувством юмора, гораздо лучше поймет природу нешаблонного мышления, нежели тот, кого природа не одарила этим чувством».