Рабочая учебная программа дисциплины "Юридическая психология"

Терещенко Юлия Ахмедовна

Курс «Юридическая психология» предназначен для студентов профиля «Юриспруденция». Целью данного курса является формирование устойчивого знания психологии, системы ее межпредметных связей с юриспруденцией, криминологией, что позволяет корректно учитывать психологические факторы и их действенность в юридической практике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Юридическая психология

Составитель: доцент, к.п.н.

Терещенко Ю.А

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ;

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Юридическая психология» предназначен для студентов профиля «Юриспруденция», направления «Социально-экономическое образование».

Целью данного курса является формирование устойчивого знания психологии, системы ее межпредметных связей с юриспруденцией, криминологией, что позволяет корректно учитывать психологические факторы и их действенность в юридической практике.

Достижение поставленных целей способствует совершенствованию профессионального мастерства и определяет системность образовательных подходов. 
Психологическая наука играет важную роль не только в обеспечении гуманистического направления развития общества, в формировании гуманистического менталитета людей, но и обладает широкими аналитическими возможностями объяснения и управления их деятельностью, системой самых разнообразных отношений. Основы психологических знаний, включая специальные, представлены в системе знаний выпускников для того, чтобы они предельно глубоко понимали многообразие отношений человека, его личность, могли эффективно осуществлять профессиональную деятельность в системе правоотношений и правозащиты. 

Задачи дисциплины:

  1. ознакомить студентов с ролью психологических знаний в различных направлениях юридической деятельности.
  2. освоение студентами психологической характеристики отдельных видов правонарушений.
  3. ознакомить студентов с психологической характеристикой следственных действий.

Студент должен

знать:

  • Психологическое понятие личности юриста
  • Характер и его место в структуре личности.
  • Характеристику деятельности эксперта-криминалиста.
  • Мышление в процессе решения задач в работе следователя.
  • Сущность воображения в деятельности юристов.

уметь:

  • проводить системный анализ противоправных действий, учитывая основные психологические процессы личности.
  • вычленять и учитывать специфику и проблематику психологических факторов в криминальной структуре действия и ситуации.
  • приобретать новые знания, использовать современные технологии в психологической подготовке для своего профессионального роста.

владеть:

  • социально-психологическими основами правоотношений и закономерностей как условий эффективного правоприменения и правотворчества.
  • специальными психологическими знаниями следственной и судебной деятельности.
  • необходимым уровнем практики и инструментальных действий в психолого-юридических исследованиях.

На изучение курса отводится 112 часов, из которых 22 часа – лекционные занятия;  26 – семинарские; остальной объем работы занимает самостоятельная деятельность студентов.

Выписка из ГОС ВПО

Профессиограмма работников юридического труда: судьи, нотариуса, прокурора, юрисконсульта, следователя. Личность и профессии юриста. Задачи овладения технологией профессионально-делового общения. Психологическое понятие личности юриста: - психологические процессы и личность; - личность и психологические свойства; - единство сознания и деятельности.

Характер и его место в структуре личности. Классификация черт характера. Эффективные пути работы инспектора с несовершеннолетними подростками. Акцентуации черт характера у подростков, совершивших правонарушения.

Социальные аспекты деятельности адвоката, прокурора, судьи. Реконструктивная, организационная, удостоверительная стороны профессиональной деятельности судьи. Характеристика деятельности эксперта-криминалиста.

Мышление, виды мышления, мыслительные операции. Мышление как процесс решения задач в работе следователя.

Воображение и личность. Место воображения в деятельности юристов.

Воля и познавательная деятельность, воля и эмоциональная сфера деятельности у работников юридического труда.

2.Содержание дисциплины

 2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс

Семестр

Раздел дисциплины, содержание

  Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Формы межсессионного контроля

 Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторный практикум

4

8

Раздел 1. Введение в юридическую психологию

Предмет юридической психологии

4

2

-

2

Текущий

Методологические основы юридической психологии

6

2

2

2

Промежуточный

Раздел 2 Личность и професси юриста

Психологическое содержание понятия личности в праве

6

-

2

4

Текущий

Индивидуально-психологические особенности личности, их психолого-правовая оценка

4

2

-

2

Текущий

Высшие формы психического отражения в структуре личности субъектов уголовного, гражданского процесса: сознание, понимание.

4

2

-

2

Текущий

Высшие формы психического отражения в структуре личности субъектов уголовного, гражданского процесса: мышление, воображение, память

6

-

2

4

Перцептивные формы психического отражения

4

2

-

2

Текущий

Эмоции, чувства, состояния – психолого-правовая характеристика и оценка: стресс, фрустрация, эмоции, чувства.

6

-

2

4

Текущий

Аффект, его уголовно-правовое значение.

4

2

-

2

Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве

10

-

4

6

Текущий

Темперамент, характер и его место в структуре личности. Классификация черт характера.

6

-

2

4

Промежуточный

Эффективные пути работы инспектора с несовершеннолетними подростками. Акцентуации черт характера у подростков, совершивших правонарушения.

4

2

-

2

Текущий

Раздел 3. Криминальная психология

Психология группового преступного поведения

8

-

2

4

Промежуточный

Раздел 4. Социальные и психологические аспекты профессиональной деятельности работников юридического труда

Профессиограмма работников юридического труда: судьи, нотариуса, прокурора, юрисконсульта, следователя, эксперта-криминалиста.

4

2

-

2

Текущий

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

6

-

2

4

Текущий

Познавательная подструктура профессиональной деятельности

4

2

-

2

Текущий

Общение в профессиональной деятельности юриста

8

-

4

4

Текущий

Психологические особенности допроса

6

-

2

4

Текущий

Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста

4

2

-

2

Текущий

Психологические особенности судебной деятельности

10

2

2

6

Промежуточный

Итого:

112

22

26

64

Итоговый - зачет

  1.         2.2.1. Содержание лекционного курса

Раздел 1. Введение в юридическую психологию

Лекция 1. Тема: Предмет юридической психологии

Предмет юридической психологии, ее структура и содержание как прикладной отрасли психологической науки. Сущность юридической психологии. Задачи, решаемые юридической психологией. Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний.

Лекция 2. Тема: Методологические основы юридической психологии

Методологические основы юридической психологии Принципы научного познания психических явлений в юридической психологии. Методы научного познания психических явлений в юридической психологии, применяемые в гражданском и уголовном праве.

Раздел 2 Личность и професси юриста

Лекция 3. Тема: Индивидуально-психологические особенности личности, их психолого-правовая оценка

Понятие о характере. Свойства, черты характера. Направленность личности. Основные элементы, формирующие направленность личности. Мотивационная сфера личности, мотивы поведения. Мотивация.

Лекция 4. Тема: Высшие формы психического отражения в структуре личности субъектов уголовного, гражданского процесса: сознание, понимание.

Сознание: понятие, сущность. Самосознание. Психолого-правовая оценка сознания. Психологические экспертные критерии. Правосознание как особая форма сознания. Понимание. Уровни понимания. Психолого-правовая оценка способности понимать значение своих действий.

Лекция 5. Тема: Перцептивные формы психического отражения

Ощущения как элементарная форма психического отражения. Закономерности и свойства восприятия. Их значение при оценке доказательств. Внимание и его роль в познавательной деятельности юриста.

Лекция 6. Тема: Аффект, его уголовно-правовое значение.

Аффекти: понятие, сущность, критерии оценки аффекта. Состояние фрустрации. Личностные особенности субъекта, совершившего преступлениев состоянии аффекта. Установление аффекта у лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Лекция 7. Акцентуации черт характера у подростков, совершивших правонарушения.

Понятие акцентуации характера. Классификация акцентуаций черт характера. Виды акцентуаций черт характера у подростков, совершивших правонарушения.

Раздел 4. Социальные и психологические аспекты профессиональной деятельности работников юридического труда

Лекция 8. Профессиограмма работников юридического труда: судьи, нотариуса, прокурора, юрисконсульта, следователя, эксперта-криминалиста.

Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности.

Лекция 9. Тема: Познавательная подструктура профессиональной деятельности

Психология осмотра места происшествия. Психологические особенности проведения следственного эксперимента, проверки показаний на месте. Психология обыска. Психология предъявления для опознания.

Лекция 10. Тема: Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста

Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста. Психологические особенности принятия решений юристом.

Лекция 11. Тема: Психологические особенности судебной деятельности

Общая психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности. Психологические особенности коммуникативной подструктуры судебной деятельности. Некоторые психологические вопросы организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов.

2.2.2. Содержание семинарских занятий

Семинарское занятие 1. Тема: Методологические основы юридической психологии

Цель занятия: рассмотреть методологические принципы юридической психологии.

План занятия:

  1. Характеристика юридической психологии: понятие, предмет, задачи.
  2. Междисциплинарные связи юридической психологии.
  3. Психологические методы научного познания, применяемые в уголовном и гражданском процессе

Задания для самостоятельной работы:

  1. Изучите статью А.Р. Ратинова «Судебная психология как наука». Опишите авторскую точку зрения на определение следующих понятий:
  • Криминальная психология.
  • Исправительная психология.
  • Судебная психология.
  1. Заполните таблицу:

Метод, применяемый в уголовном и гражданском процессе

Назначения метода

….

Рекомендуемая литература:

  1. Ратинов А.Р. Судебная психология как наука // Юридическая психология. Хрестоматия / авт-сост. В.В. Романов.  – 2-е изд., перераб.и лоп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – С. 7-24.
  2. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  3. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

Примечание: на данном занятии проводится терминологически диктант

Раздел 2 Личность и профессия юриста

Семинарское занятие 2. Тема: Психологическое содержание понятия личности в праве

Цель занятия: рассмотреть специфику психологического анализа личности при назначении уголовного, административного наказания, при разрешении гражданско-правовых споров в суде.

План занятия:

  1. Соотношение понятий индивид, субъект, личность.
  2. Процесс формирования и критерии оценки личности.
  3. Черты, качества, факторы личности.
  4. Психологическая структура личности.
  5. Динамическая структура личности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение понятию «личностные тиы».
  2. Выпишите три определения понятия «личность», данных разными авторами. Проведите анализ понятий (сходства, развличия).

Рекомендуемая литература:

  1. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  2. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

Семинарское занятие 3. Тема: Высшие формы психического отражения в структуре личности субъектов уголовного, гражданского процесса: мышление, воображение, память

Цель занятия: рассмотреть сущность и виды высших форм психического отражения в структуре личности субъектов уголовного, гражданского процесса.

План занятия:

  1. Сущность мышления. Виды мышления.
  2. Этапы мыслительной деятельности.
  3. Понятие интеллекта и его психолого-правовая оценка..
  4. Воображение: понятие, виды, формы.
  5. Память: понятие, виды.
  6. Закономерности памяти, их проявление в профессиональной деятельности юриста.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите приемы активизации памяти участников судопроизводства.
  2. Определите понятия: вменяемость, невменяемость, дееспособность, недееспособность.
  3. Что включает в себя интеллектуальный фактор, являющийся одним из обязательных эелементов психологического критерия вменяемости/невменяемости, дееспособности/недееспособности.

Рекомендуемая литература:

  1. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  2. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012) / СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru

Семинарское занятие 4. Тема: Эмоции, чувства, состояния – психолого-правовая характеристика и оценка

Цель занятия: Рассмотреть роль эмоциональных состояний в юридической сфере.

План занятия:

  1. Понятие о психических, эмоциональных состояниях: эмоции, чувства.
  2. Состояние тревоги.
  3. Состояние страха.
  4. Стресс: сущность, динамика развития.
  5. Фрустрация: понятие, особенности проявления.
  6. Посттравматические стрессовые состояния комбатантов.
  7. Синдром травмы изнасилования.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Посттравматические стрессовые состояния.
  2. Изучите раздел главы 10 «Издержки социализации» учебника А.В. Мудрика «Социальная педагогика». Дайте определение виктимологии как науки. Опишите виктимные качества личности, способствующие стать жертвой преступления.
  3. Изучите статью П. Фресса «Эмоциогенные ситуации» из Хрестоматии «Юридическая психология». Опишите эмоциогенные ситуации и избыточные ситуации, которые влияют на совершение преступных действий.

Рекомендуемая литература:

  1. Мудрик А.В. Издержки социализации  // Социальная педагогика [Текст] : учебник / А.В. Мудрик. - 4-е изд., доп. - М. : Академия, 2003. - 200 с. 
  2. Фресс П. Эмоциогенные ситуации // Юридическая психология. Хрестоматия / авт-сост. В.В. Романов.  – 2-е изд., перераб.и лоп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – С. 141-146.
  3. Общая психология [Текст] : учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М. : Академцентр, 2009. - 480 с.
  4.  Психология эмоций [Текст] : учебное пособие / Г. М. Бреслав. - 2-е изд., стереотип. - М. : Смысл : Академия, 2006. - 544 с. 
  5. Психология эмоций [Текст] : я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман. - СПб. : Питер, 2012. - 336 с.
  6. Эмоции и чувства [Текст] : к изучению дисциплины / Е. П. Ильин. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 784 с.  
  7. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  8. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

Семинарское занятие 5-6. Тема: Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) в судопроизводстве

Цель занятия: рассмотреть сущность и роль судебно-медицинской экспертизы в судопроизводстве.

План занятия:

  1. Предмет, и основания назначения и проведения СПЭ.
  2. Поводы назначения СПЭ.
  3. Компетенция СПЭ.
  4. Компетенция СПЭ в гражданском судопроизводстве.
  5. Вопросы, решаемые СПЭ в гражданском судопроизводстве:
  1. Сделки, совершенные гражданином, неспособным понимать значения своих действий или руководить ими;
  2. Сделки, совершенные под влиянием заблуждения;
  3. Сделки, совершенные  под влиянием обмана, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств.
  1. Вопросы, решаемые СПЭ при рассмотрении судами споров по завещанию, о признании недействительности завещания.
  2. Вопросы, решаемые СПЭ при рассмотрении судами гражданских дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей.
  3. Подготовка СПЭ.
  4. Назначение и проведение СПЭ.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Изучите раздел V Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве Хрестоматии «Юридическая психология». Опишите типичные ошибки в назначении и проведении судебно-психологической экспертизы.
  2. Изучите раздел V Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве Хрестоматии «Юридическая психология». Опишите структуру заключения судебно-психологической экспертизы.
  3. На основании ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» опишите основные понятия, используемые в Настоящем законе.

Понятие

Сущность понятия

судебно-психиатрический экспертный стационар

судебная экспертиза

образцы для сравнительного исследования

повреждение объекта исследования

заключение эксперта

Рекомендуемая литература:

  1. Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве // Юридическая психология. Хрестоматия / авт-сост. В.В. Романов.  – 2-е изд., перераб.и лоп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – С. 345-359.
  2. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  3. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru 
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru
  6. Семейный кодекс Российской Федераци от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru 
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.06.2012) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru
  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru
  9. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011) О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru

Семинарское занятие 7. Тема: Темперамент, характер и его место в структуре личности. Классификация черт характера.

Цель занятия: определить влияние темперамента и характера на деятельность личности.

План занятия:

  1. Понятие и типы темперамента.
  2. Характер: понятие, свойства, черты.
  3. Акцентуированные свойства характера.
  4. Воля: понятие, причины сниженной способности руководить своими действиями.
  5. Направленность личности: понятие, основные элементы, фомрирующие направленность личности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите неосознаваемые побуждения в структуре направленности личности:

Побуждение

Сущность

Антиобщественная установка

Насильственно-корыстная криминальная установка

Влечения

  1. Изучите статью С.В. Познышева (глава вторая) «Криминальная психология. Преступные типы» из Хрестоматии «Юридическая психология». Опишите сущность двух основных выделяемых автором преступных типа: эндогенные и экзогенные. Опишите основные и дополнительные признаки преступного типа.

Рекомендуемая литература:

  1. С.В. Познышев. Криминальная психология. Преступные типы. Глава вторая. // Юридическая психология. Хрестоматия / авт-сост. В.В. Романов.  – 2-е изд., перераб.и лоп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – С. 198-201.
  2. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  3. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

Примечание: на данном занятии проводится терминологически диктант

Раздел 3. Криминальная психология

Семинарское занятие 8. Тема: Психология группового преступного поведения

Цель занятия: дать психолого-правовую характеристику преступных групп.

План занятия:

  1. Психолого-правовая характеристика случайных преступных групп.
  2. Психолого-правовая характеристика группы лиц по предварительному сговору.
  3. Психолого-правовая характеристика организованной преступной группы.
  4. Психолого-правовая характеристика преступного сообщества.
  5. Психологические особенности наиболее активных членов организованных преступных формирований.
  6. Психологические факторы, обеспечивающие расследование преступной деятельности организованных преступных формирований.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Перечислите формы группового участия, выделяемые в уголовном праве.
  2. Опишите структуру малой группы.

Рекомендуемая литература:

  1. Социальная психология [Текст] : учебник / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 376 с.
  2. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  3. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

Примечание: на данном занятии проводится терминологически диктант

Раздел 4. Социальные и психологические аспекты профессиональной деятельности работников юридического труда

Семинарское занятие 9. Тема: Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Цель занятия: дать социально-психологическую характеристику профессиональной деятельности юриста.

План занятия:

  1. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.
  2. Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста.
  3. Психологическая структура, профессионально значимые качества личности юриста.
  4. Оценка профессионально-психологических способностей юриста.
  5. Критерии оценки профессиональной пригодности юриста.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте на себя характеристику с места учебы для устройства на работу. Выберите для себя одно из вакантных мест:

Юрист отдела социальной защиты населения.

Следователь органов прокуратуры.

Сотрудник полиции.

Юрист пенсионного фонда.

Юрист филиала ОмГПУ в г.Таре.

  1. Составьте свое резюме для той же должности. Обязательно в резюме укажите своих пять положительных и пять отрицательных качеств.

Рекомендуемая литература:

  1. Официальный сайт филиала ОмГПУ в г.Таре. Раздел «Выпускнику» - «Резюме» URL.: http://tara.omgpu.ru/
  2. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  3. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

Семинарское занятие 10-11. Тема: Общение в профессиональной деятельности юриста

Цель занятия: рассмотреть специфику общения в профессиональной деятельности юриста

План занятия:

  1. Закономерности общения; основы коммуникативной компетентности юриста: социальная роль, социальный статус, социальная установка, «Я-Концепция».
  2. Вербальная коммуникация в деятельности юриста: устная диалогическая речь, монологическая, драматизирующая, письменная речь (протокольный стиль изложения).
  3. Средства невербальной коммуникации в деятельности юриста.
  4. Перцептивная сторона общения: влияние установок на общение с клиентом.
  5. Особенности свидетельских показаний: особенности, коммуникативные барьеры.
  6. Психолого-правовые аспекты вербального поведения субъектов уголовно-, гражданско-, правовых отношений.
  7. Коммуникативная ситуация делового знакомства (первоначальный этап установления психологического контакта): встреча в собственном кабинете, встреча на другой территории.
  8. Коммуникативная ситуация, обусловленная свободным рассказом посетителя: нерефлексивное слушание, понимающее слушание.
  9. Коммуникативная ситуация выхода из общения (ситуация завершения диалога).

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите нарушения речи, которые могут стать коммуникативными барьерами в профессиональной деятельности юриста.
  2. Дайте определение понятию «Перифраза». Как она влияет на общение юриста с клиентом?
  3. Опишите интерактивную сторону общения в юридической деятельности.

Рекомендуемая литература:

  1. Психология общения [Текст] : учебное пособие / В. А. Горянина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 416 с.  
  2. Социальная психология [Текст] : учебник / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
  3. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / под ред.: А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2006. - 600 с. 
  4. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с.
  5. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  6. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

Семинарское занятие 12. Тема: Психологические особенности допроса

Цель занятия: Определить психологические особенности допроса в различных ситуациях.

План занятия:

  1. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации:
  • при желании лица оказать помощь правоохранительным органам.
  • при безразличном отношении к деятельности правоохранительных органов.
  1. Психологические особенности допроса потерпевшего.
  2. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации:
  3. мотивы ложных показаний, мотивы самооговора.
  4. Психология лжесвидетельства.

Дезадаптивные формы поведения допрашиваемого, дающего ложные показания.

  1. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельствования при допросе:
  • метод повторного допроса с постановкой вопросов в иной формулировке;
  • методы, создающие искаженное представление об осведомленности следователя;
  • метод постановки косвенных вопросов;
  • приемы предъявления доказательств допрашиваемому;
  • обращение к положительным качествам личности допрашиваемого;
  • прием использования «слабых мест характера» допрашиваемого;
  • групповой метод допроса.
  1. Психология допроса на очной ставке.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите особенности допроса несовершеннолетних лиц.
  2. Изучите статью И.Н. Якимова, П.П. Михеева «Искусство допроса» из Хрестоматии «Юридическая психология».  Опишите в таблице психологию некоторых категорий свидетелей и их показаний:

Наименование категории допрашиваемого

Психологические особенности показаний во время допроса

Женщины

Дети

Старики

Больные свидетели

Лживые и неискренние

  1. На основании данных указанной статьи опишите причины лжи или сокрытия истины свидетелей во время допроса и способы добиться истины в показании.

Причины лжи или сокрытия истины свидетелей во время допроса

Способы добиться истины в показании

Рекомендуемая литература:

  1. Якимов И.Н., Михеев П.П. Искусство допроса // Юридическая психология. Хрестоматия / авт-сост. В.В. Романов.  – 2-е изд., перераб.и лоп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – С. 321-328.
  2. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  3. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

Семинарское занятие 13. Тема: Психологические особенности судебной деятельности

Цель занятия: определить психологические особенности судебной деятельности

План занятия:

  1. Психологические особенности коммуникативной подструктуры судебной деятельности.
  2. Психологические особенности коммуникативного поведения сторон на стадии судебного следствия.
  3. Виды допроса: прямой, шахматный, перекрестный.
  4. Психологические особенности коммуникативного поведения сторон на стадии судебных прений.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте конспект статьи О. Липман «Психология допроса в уголовном процессе».

Рекомендуемая литература:

  1. Липман О. Психология допроса в уголовном процессе  // Юридическая психология. Хрестоматия / авт-сост. В.В. Романов.  – 2-е изд., перераб.и лоп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – С. 295-306.
  2. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  3. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

Примечание: на данном занятии проводится итоговый тест по курсу. Необходимо повторить все ключевые понятия курса.

  1. Самостоятельная работа студентов
  1. Дайте определение понятию «личностные тиы».
  2. Выпишите три определения понятия «личность», данных разными авторами. Проведите анализ понятий (сходства, развличия).
  3. Опишите приемы активизации памяти участников судопроизводства.
  4. Определите понятия: вменяемость, невменяемость, дееспособность, недееспособность.
  5. Что включает в себя интеллектуальный фактор, являющийся одним из обязательных эелементов психологического критерия вменяемости/невменяемости, дееспособности/недееспособности.
  6. Посттравматические стрессовые состояния.
  7. Изучите раздел главы 10 «Издержки социализации» учебника А.В. Мудрика «Социальная педагогика». Дайте определение виктимологии как науки. Опишите виктимные качества личности, способствующие стать жертвой преступления.
  8. Изучите статью П. Фресса «Эмоциогенные ситуации» из Хрестоматии «Юридическая психология». Опишите эмоциогенные ситуации и избыточные ситуации, которые влияют на совершение преступных действий.
  1. Изучите раздел V Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве Хрестоматии «Юридическая психология». Опишите типичные ошибки в назначении и проведении судебно-психологической экспертизы.
  2. Изучите раздел V Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве Хрестоматии «Юридическая психология». Опишите структуру заключения судебно-психологической экспертизы.
  3. На основании ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» опишите основные понятия, используемые в Настоящем законе.

Понятие

Сущность понятия

судебно-психиатрический экспертный стационар

судебная экспертиза

образцы для сравнительного исследования

повреждение объекта исследования

заключение эксперта

  1. Опишите неосознаваемые побуждения в структуре направленности личности:

Побуждение

Сущность

Антиобщественная установка

Насильственно-корыстная криминальная установка

Влечения

  1. Изучите статью С.В. Познышева (глава вторая) «Криминальная психология. Преступные типы» из Хрестоматии «Юридическая психология». Опишите сущность двух основных выделяемых автором преступных типа: эндогенные и экзогенные. Опишите основные и дополнительные признаки преступного типа.
  2. Перечислите формы группового участия, выделяемые в уголовном праве.
  3. Опишите структуру малой группы.
  4. Составьте на себя характеристику с места учебы для устройства на работу. Выберите для себя одно из вакантных мест:

Юрист отдела социальной защиты населения.

Следователь органов прокуратуры.

Сотрудник полиции.

Юрист пенсионного фонда.

Юрист филиала ОмГПУ в г.Таре.

  1. Составьте свое резюме для той же должности. Обязательно в резюме укажите своих пять положительных и пять отрицательных качеств.
  1. Опишите нарушения речи, которые могут стать коммуникативными барьерами в профессиональной деятельности юриста.
  2. Дайте определение понятию «Перифраза». Как она влияет на общение юриста с клиентом?
  3. Опишите интерактивную сторону общения в юридической деятельности.
  4. Опишите особенности допроса несовершеннолетних лиц.
  5. Изучите статью И.Н. Якимова, П.П. Михеева «Искусство допроса» из Хрестоматии «Юридическая психология».  Опишите в таблице психологию некоторых категорий свидетелей и их показаний:

Наименование категории допрашиваемого

Психологические особенности показаний во время допроса

Женщины

Дети

Старики

Больные свидетели

Лживые и неискренние

  1. На основании данных указанной статьи опишите причины лжи или сокрытия истины свидетелей во время допроса и способы добиться истины в показании.

Причины лжи или сокрытия истины свидетелей во время допроса

Способы добиться истины в показании

  1. Порядок аттестации по дисциплине

Тема

Форма и место аттестации

Методологические основы юридической психологии

Вопросы и задания текущего контроля, терминологический диктант №1

Психологическое содержание понятия личности в праве

Вопросы и задания текущего контроля

Высшие формы психического отражения в структуре личности субъектов уголовного, гражданского процесса: мышление, воображение, память

Вопросы и задания текущего контроля

Эмоции, чувства, состояния – психолого-правовая характеристика и оценка: стресс, фрустрация, эмоции, чувства.

Вопросы и задания текущего контроля

Судебно-психологическая экспертиза в судопроизводстве

Вопросы и задания текущего контроля

Темперамент, характер и его место в структуре личности. Классификация черт характера.

Вопросы и задания текущего контроля,

Терминологический диктант №2

Психология группового преступного поведения

Вопросы и задания текущего контроля

Терминологический диктант №3

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Вопросы и задания текущего контроля

Общение в профессиональной деятельности юриста

Вопросы и задания текущего контроля

Психологические особенности допроса

Вопросы и задания текущего контроля

Психологические особенности судебной деятельности

Вопросы и задания текущего контроля, реферат, тест

Зачет

  1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

Терминологический диктант 1

Терминологический диктант 2

  1. Юридическая психология
  2. Содержание юридической психологии
  3. Предмет юридической психологии
  4. Принципы юридической психологии
  5. Методы юридической психологии
  1. Личность
  2. Мышление
  3. Память
  4. СПЭ
  5. Компетенция СПЭ

Терминологический диктант 3

  1. Группа
  2. Преступная группа
  3. Организованная преступая группа
  4. Случайная преступная группа
  5. Группы лиц по предварительному сговору

  1. Тестирование по курсу

1. Юридическая психология – это

а) специальная часть психологической науки

б) отрасль уголовного процесса

в) прикладное направление

2. Задачами юридической психологии являются

а) показать специфику психических закономерностей в правовом регулировании

б) разработать способы розыска психически больных

в)  оказать медицинской помощи осужденным в местах лишения

свободы

3. Методами юридической психологии являются

а) метод анализа

б) метод синтеза

в) ассоциативный эксперимент

г) судебно-психологическая экспертиза.

4. Для неосторожных преступников характерны

а) интрапунитивные реакции

б) экстрапунитивные реакции

в) эйфория

5. Для умышленных преступников характерны

а) экстрапунитивные реакции

б) простые импульсивные реакции

в) процесс реверберации

6. Преступное образование,  состоящее в своей основе из лиц по национальному или земельческому признаку – это

а) бандитские формирования

б) общины

в) устойчивые преступные группы

7. В профессиональной деятельности следователя выделяется

в первую очередь

а) формализованная функция

б) познавательно-прогностическая функция

в) социально-воспитательная функция

8. Психологические барьеры, препятствующие допросу

а) установка

б) лень

в) фрустрация

9. Дееспособность регулируется

а) ст. 39 ГК РФ

б) ст. 13 УК РФ

в) ст. 15 УПК РФ

10. Судебная психология изучает

а) психологические аспекты судебного разбирательства

б) психологические проблемы процессуального законодательства

в) психологическую информацию о судопроизводстве

12. СПЭ в гражданском процессе назначается для решения вопроса о

а) вменяемости/невменяемости

б) трудоспособности/нетрудоспособности

в) дееспособности/недееспособности

г) насильственной госпитализации

13. Проведение СПЭ поручается

а) эксперту-психологу

б) судебно-психиатрической комиссии

в) врачам-психиатрам106

14. СПЭ в гражданском процессе может назначаться в отношении

а) обвиняемого

б) свидетеля

в) участника сделки

15. СПЭ производится по постановлению

а) адвоката

б) следователя

в) судьи

г) прокурора

16.  Судебно-психологическая экспертиза назначается на установление

а) эмоциональных состояний

б) шизофрении

в) психопатии

г) алкоголизма

17.  Неспособность лица нести ответственность за противоправное деяние в силу болезненного состояния психики

а) невроз

б) стресс

в) невменяемость

  1. Темы рефератов
  1. Система юридической психологии
  2. Правосознание и его психологическая основа
  3. Предпосылки эффективности правовых норм
  4. Психологические типы преступников
  5. Психологические особенности личности преступника
  6. Психологические особенности личности преступника, совершающего корыстно-насильственные преступления
  7. Психологические особенности личности преступника, совершающего экономические преступления
  8. Психологические особенности личности преступника, совершающего преступления по неосторожности
  9. Адаптация осужденного к местам лишения свободы
  10. Основные средства исправления осужденных
  11. Социальная реадаптация освобожденного
  12. Основа социально-типологического подхода изучения личности
  13.  Характеристики мотивационной сфере личности насильственного преступника
  14.  Социально-психологическая характеристика беспомощности
  15.  Поведенческие характеристики инициативных жертв
  16.  Характеристики виктимности беспомощности
  17. Особенности психического отражения правозначимых явлений
  18. Психология правосознания и правопонимания;
  19. Психология правоисполнительного поведения.  
  20. Психологические аспекты правореализации,
  21. Предпосылки эффективности правовых норм на общественном, групповом и личностном уровнях,  
  22. Психологические аспекты правотворчества.

3.4. Вопросы к экзамену по курсу

  1. Характеристика юридической психологии: понятие, предмет, задачи.
  2. Междисциплинарные связи юридической психологии.
  3. Психологические методы научного познания, применяемые в уголовном и гражданском процессе
  4. Процесс формирования и критерии оценки личности. Соотношение понятий индивид, субъект, личность.
  5. Черты, качества, факторы личности.
  6. Психологическая структура личности.
  7. Динамическая структура личности.
  8. Сущность мышления. Виды мышления. Этапы мыслительной деятельности.
  9. Понятие интеллекта и его психолого-правовая оценка.
  10. Закономерности памяти, их проявление в профессиональной деятельности юриста.
  11. Понятие о психических, эмоциональных состояниях: эмоции, чувства.
  12. Состояние тревоги и состояние страха.
  13. Стресс: сущность, динамика развития.
  14. Фрустрация: понятие, особенности проявления.
  15. Посттравматические стрессовые состояния: понятие, виды (посттравматические стрессовые состояния комбатантов, синдром травмы изнасилования).
  16. Предмет, и основания назначения и проведения СПЭ.
  17. Поводы назначения и компетенция СПЭ.
  18. Компетенция СПЭ в гражданском судопроизводстве.
  19. Вопросы, решаемые СПЭ в уголовном судопроизводстве:
  20. Подготовка СПЭ.
  21. Назначение и проведение СПЭ.
  22. Понятие и типы темперамента. Характер: понятие, свойства, черты.
  23. Акцентуированные свойства характера. Эффективные пути работы инспектора с несовершеннолетними акцентуированными подростками.
  24. Воля: понятие, причины сниженной способности руководить своими действиями.
  25. Направленность личности: понятие, основные элементы, формирующие направленность личности.
  26. Социально-психологическая характеристика личности преступника.
  27. Типология личности преступника.
  28. Психолого-правовая характеристика случайных преступных групп.
  29. Психолого-правовая характеристика группы лиц по предварительному сговору.
  30. Психолого-правовая характеристика организованной преступной группы.
  31. Психолого-правовая характеристика преступного сообщества.
  32. Психологические особенности наиболее активных членов организованных преступных формирований.
  33. Психологические факторы, обеспечивающие расследование преступной деятельности организованных преступных формирований.
  34. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.
  35. Психологическая структура, профессионально значимые качества личности юриста.
  36. Критерии оценки профессиональной пригодности юриста.
  37. Закономерности общения; основы коммуникативной компетентности юриста: социальная роль, социальный статус, социальная установка, «Я-Концепция».
  38. Вербальная коммуникация в деятельности юриста: устная диалогическая речь, монологическая, драматизирующая, письменная речь (протокольный стиль изложения).
  39. Средства невербальной коммуникации в деятельности юриста.
  40. Перцептивная сторона общения: влияние установок на общение с клиентом.
  41. Особенности свидетельских показаний: особенности, коммуникативные барьеры.
  42. Коммуникативная ситуация делового знакомства (первоначальный этап установления психологического контакта): встреча в собственном кабинете, встреча на другой территории.
  43. Коммуникативная ситуация, обусловленная свободным рассказом посетителя: нерефлексивное слушание, понимающее слушание.
  44. Коммуникативная ситуация выхода из общения (ситуация завершения диалога).
  45. Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации.
  46. Психологические особенности допроса потерпевшего.
  47. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации: мотивы ложных показаний, мотивы самооговора.
  48. Психология лжесвидетельства.
  49. Психологические особенности коммуникативной подструктуры судебной деятельности.
  50. Психологические особенности коммуникативного поведения сторон на стадии судебного следствия.
  51. Виды допроса: прямой, шахматный, перекрестный.
  52. Психологические особенности коммуникативного поведения сторон на стадии судебных прений.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  1.  (основная) литература
  1. Общая психология [Текст] : учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М. : Академцентр, 2009. - 480 с.
  2. Психология эмоций [Текст] : я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман. - СПб. : Питер, 2012. - 336 с
  3. Эмоции и чувства [Текст] : к изучению дисциплины / Е. П. Ильин. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 784 с.  
  4. Юридическая психология. Хрестоматия / авт-сост. В.В. Романов.  – 2-е изд., перераб.и лоп. – М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – 533.
  5. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 528 с. 
  6. Юридическая психология [Текст] : учебник / В. В. Романов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 544 с.

  1. дополнительная литература
  1. Антонян Ю.  М.,  Гульдан В.  В. Криминальная патопсихология.– М., 1991.
  2. Васильев В.  Л.  Юридическая психология.– 3-е изд. –  СПб.:  Изд-во «Питер», 2000.
  3. Васильев В. Л. Психологическая культура прокурорски-следственной деятельности.– СПб., 1998.
  4. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  5. Майерс Дэвид. Социальная психология.– СПб., 1997.
  6. Мамайчук И. И. Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних.– СПб., 1995.
  7. Мудрик А.В. Издержки социализации  // Социальная педагогика [Текст] : учебник / А.В. Мудрик. - 4-е изд., доп. - М. : Академия, 2003. - 200 с. 
  8. Психология общения [Текст] : учебное пособие / В. А. Горянина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 416 с.  
  9. Психология эмоций [Текст] : учебное пособие / Г. М. Бреслав. - 2-е изд., стереотип. - М. : Смысл : Академия, 2006. - 544 с. 
  10. Сахaновa  Т. В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам.– М., 1997.  
  11. Ситковская О.  Д. Психология уголовной ответственности.–  М., 1998.  
  12. Смирнова Н.Н. Юридическая психология. – СПб.: ООО изд-во «Альфа», 2000.
  13. Социальная психология [Текст] : учебник / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 376 с.
  14. Социальная психология [Текст] : учебник / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
  15. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / под ред.: А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2006. - 600 с. 
  16. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с.
  17. Хъелл Л., Зигвер Д. Теории личности. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
  18. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

4.3. Нормативно-правовая документация

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012) / СПС «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru 
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru
  3. Семейный кодекс Российской Федераци от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru 
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.06.2012) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru
  6. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011) О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации / СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru