Рабочая учебная программа дисциплины "Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований"

Терещенко Юлия Ахмедовна

Дисциплина «Количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные  обучающимися в ходе освоения следующих дисциплин:

-        Социальная психология;

-        Психология развития.

В ходе изучения данной дисциплины устанавливаются межпредметные связи, позволяющие осуществлять комплексный подход к формированию ряда компетенций, с  дисциплиной:

-        Психология и педагогика развития детей.

Освоение данной дисциплины предшествует изучению следующих дисциплин:

-        Психолого-педагогическая диагностика;

-        Производственная практика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований

наименование

Код и направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР

Бакалавр (магистр)

Форма обучения

ОЧНАЯ

(очная, заочная)

Составитель: к.п.н., доцент

Терещенко Ю.А.


1. Цель освоения дисциплины

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью курса является формирование у студента целостного представления о сущности и природе возникновения конфликта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные  обучающимися в ходе освоения следующих дисциплин:

  • Социальная психология;
  • Психология развития.

В ходе изучения данной дисциплины устанавливаются межпредметные связи, позволяющие осуществлять комплексный подход к формированию ряда компетенций, с  дисциплиной:

  • Психология и педагогика развития детей.

Освоение данной дисциплины предшествует изучению следующих дисциплин:

  • Психолого-педагогическая диагностика;
  • Производственная практика.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих  компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО):

а) Общекультурными (ОК):

  • способен применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

б) Общепрофессиональные (ОПК):

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ПК-3).

В) В области педагогической деятельности (ПК):

  • способен применять современные методы диагностичрования достижений учащихся и воспитанников (ПК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

− основные качественные и количественные методы психолого-педагогических  исследований, возможности и ограничения их применения;

− основные методы количественной обработки первичных (качественных и количественных) данных, сущность осуществляемых при этом преобразований;

− общую характеристику и задачи применения основных методов  статистического анализа, используемых для проверки гипотез и многомерного  анализа данных.

уметь:

  • применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
  • осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
  • проводить обработку и интерпретацию научных данных.

владеть:

  • основными понятиями, относящимися к содержанию курса;
  • способами выполнения качественных и количественных преобразований  исходных данных психолого-педагогического исследованиями;
  • приемами использования методических описаний способов получения  первичных данных и их последующей обработки при осуществлении  эмпирического исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа, из них: 36 часов аудиторной нагрузки, 36 часов самостоятельной работы, 5 семестр зачет).

4.1. Тематический план

Курс

Семестр

Раздел дисциплины, содержание

  Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Формы межсессионного контроля

 Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторныйпрактикум

3

5

Раздел 1. Количественные и качественные методы получения информации

Тема: Сущность метода в психологическом и педагогическом исследовании: понятие, требования, условия выбора метода, классификация.

4

-

2

3,5

Текущий

Тема: Теория и методология выборки.

Основные понятия и сущность выборочного метода. Типы и методы выборки. Расчет объема выборки. Ошибка выборки.

Контроль и ремонт выборки.

Репрезентативность.

2

-

0,5

Текущий

Тема: Методы теоретического исследования.

-

2

3

Текущий

Тема: Количественные методы получения информации: сущность, общая характеристика, виды.

3

2

-

0,5

Текущий

Тема: Эксперимент как основной метод психологических и педагогических исследований.

4

-

2

2

Текущий

Тема: Структурированное интервью: сущность и особенности реализации.

4

-

2

2

Текущий

Тема: Структурированное наблюдение как количественный метод исследований.

4

-

2

2

Текущий

Тема: Использование тестовых методов при проведении психологических и педагогических исследований.  

4

-

2

2

Текущий

Тема: Анкетирование как количественный метод исследований.

4

-

2

2

Текущий

Тема: Качественные методы сбора информации: сущность, особенности применения, виды.

3

2

-

0,5

Текущий

Тема: Неструктурированное (свободное) интервью как основной качественный метод в психологических и педагогических исследованиях.

4

-

2

3

Текущий

Тема: Фокус-группа как вид интервью в качественных методах исследования.

-

2

3

Текущий

Тема: Неструктурированное (полевое) наблюдение как качественный метод.

4

-

2

3

Текущий

Тема: Социометрия в психологических и педагогических исследованиях

4

-

2

3

Текущий  

Раздел 2. Количественные методы обработки информации

Тема: Методы первичной статистической обработки данных.

6

-

4

3

Текущий

Тема: Методы вторичной статистической обработки данных.

4

-

4

3

Текущий

Всего по дисциплине:

72

6

30

36

Промежу-точный

4.2.1. Содержание лекционного курса

Раздел 1. Количественные и качественные методы получения информации

Лекция 1. Тема: Теория и методология выборки.

Основные понятия и сущность выборочного метода. Типы и методы выборки. Расчет объема выборки. Ошибка выборки. Контроль и ремонт выборки. Репрезентативность.

Лекция 2. Тема: Количественные методы получения информации: сущность, общая характеристика, виды.

Методы в психолого-педагогическом исследовании: основания классификации. Количественные методы в психологическом и педагогическом исследовании. Понятие количественных методов. Особенности применения количественных методов в психологическом и педагогическом исследовании. Виды количественных методов в психологическом и педагогическом исследовании.

Лекция 3. Тема: Качественные методы сбора информации: сущность, особенности применения, виды.

Качественные методы в психологическом и педагогическом исследовании. Понятие качественных методов. Особенности применения качественных методов в психологическом и педагогическом исследовании. Виды качественных методов в психологическом и педагогическом исследовании.

Раздел 1. Количественные и качественные методы получения информации

Семинарское занятие 1. Тема: Сущность метода в психологическом и педагогическом исследовании: понятие, требования, условия выбора метода, классификация. 

План занятия:

  1. Понятие и сущность метода исследования.
  2. Требования, предъявляемые к диагностическим методам:
  • Валидность;
  • Надежность;
  • Точность;
  • Однозначность.
  1. Классификация методов в психологических и педагогических исследованиях.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите не менее трех критериев выбора метода исследования.
  2. Дайте определение следующим ключевым терминам: метод, прием,техника, методика, процедура, инструкция, протокол, бланк, показатели, параметры, критерии.
  3. Перечислите основные ошибки исследователя при выборе метода исследования.

Литература:

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  3. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Л. А. Шипилина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 204 с.

Семинарское занятие 2. Тема: Методы теоретического исследования.

План занятия:

  1. Сущность теоретических методов исследования.
  2. Анализ и синтез в теоретическом исследовании.
  3. Сущность методов дедукции и индукции.
  4. Классификация и обобщение как методы теоретического исследования..
  5. Сущность и виды моделирования.
  6. Абстрагирование: сущность, виды.
  7. Идеализация.
  8. Аналогия.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте схему, включающую все виды методов теоретического исследования. Поясните уровни и разделы схемы. Почему Вы их расположили в таком порядке? Чьей классификацией Вы пользовались?
  2. Приведите не менее трех определений понятия «метод». Проанализируйте данные определения.
  3. Синтезируйте собственное определение понятия «метод» на основе проанализированных ранее.
  4. Разработайте кроссворд по теме методы теоретического исследования.

 Литература:

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  3. Сластёнин, В. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 576 с.
  4. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2007. - 528 с.

Семинарское занятие 3. Тема: Эксперимент как основной метод психологических и педагогических исследований.

План занятия:

  1. Понятие и специфика эксперимента в сфере образования.
  2. Виды экспериментов и их характеристика.
  3. Задачи и условия эффективности проведения эксперимента.
  4. Основные этапы проведения эксперимента.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Чем эксперимент как комплексная исследовательская методика отличается от эксперимента как конкретного метода исследования?
  2. Проанализируйте изученную литературу по теме и заполните таблицу:

Достоинства метода эксперимента

Недостатки метода эксперимента

  1. На основе каких критериев осуществляется репрезентативная выборка экспериментальных объектов?
  2. Что определяет длительность проведения психолого-педагогического эксперимента?
  3. Составьте план проведения эксперимента по выбранной вами тематике.

Литература:

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  3. Петровский, А. В.  Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 4-е изд., стереотип. - М. : Academia, 2005. - 512 с.
  4. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 12-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 672 с.

Семинарское занятие 4. Тема: Структурированное интервью: сущность и особенности реализации.

  1. Сущность и специфика интервью.
  2. Особенности проведения интервью. Специфика расположения вопросов.
  3. Характеристика достоинств и недостатков, трудностей.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Разработайте перечень вопросов интервью по определенной теме. Объясните их необходимость.
  2. Изучите любое интервью. Определите достоинства и недостатки проведенного интервью.
  3. Покажите отличие беседы от интервью.

Литература:

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  3. Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
  4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.

Семинарское занятие 5. Тема: Структурированное (стандартизированное) наблюдение как количественный метод исследований.

План занятия:

  1. Структурированное наблюдение как метод сбора педагогической информации. Сущность исследовательского наблюдения.
  2. Виды структурированных наблюдений: целенаправленное; выборочное; опосредованное; длительное и кратковременное; скрытое; констатирующее.
  3. Организация наблюдения, техника фиксирования наблюдаемого психолого-педагогического явления.
  4. Достоинства и недостатки структурированного наблюдения.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите требования, предъявляемые к методу наблюдения.
  2. Перечислите, какие основные компоненты должно содержать в себе структурированное наблюдение.
  3. Проведите наблюдение за двумя близкими Вам людьми в ситуации конфликта. Составьте протокол наблюдения по следующим параметрам:
  1. Применение повышенного тона;
  2. Оскорбления, «переход на личности»;
  3. Отклонение от сути конфликта, примешивание прошлых конфликтных ситуаций;
  4. Стремление к разрешению конфликта;
  5. Нагнетание напряжения;
  6. Желание уйти от конфликта;
  7. Применение физической силы;
  8. Поиск компромисса.
  1. Используйте метод наблюдения при анализе проводимого семинарского занятия и заполните схему наблюдения:

Организационные этапы занятия

Содержание учебного материала

Методы совместной деятельности преподавателя и студента

Время

Примечания

Литература:

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  3. Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
  4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.

Семинарское занятие 6. Тема: Использование тестовых методов при проведении психологических и педагогических исследований. 

План занятия:

  1. Понятие и сущность теста.
  2. Виды тестов.
  3. Надежность и валидность тестов как главные характеристики.
  4. Техника построения теста.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите основные правила проведения тестирования.
  2. Подберите не менее трех диагностических методик, используемых для диагностики определенного свойства личности (коммуникативность, агрессия, тип темперамента и др.). Объясните и докажите верность своего выбора.
  3. Проанализируйте одну из ВКР. Определите верность использования теста и его интерпретации.
  4. Проведите в группе тест на Ваш выбор. Оцените проведение теста по следующим характеристикам:
  1. Вид теста.
  2. Информирование участников о цели тестирования;
  3. Ознакомление с инструкцией по выполнению теста;
  4. Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения теста;
  5. Ознакомление испытуемых с результатами тестирования.
  6. Сохранение конфиденциальности.

Литература:

  1. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  4. Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
  5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.

Семинарское занятие 7. Тема: Анкетирование как количественный метод исследований.

План занятия:

  1. Познавательные возможности и функции анкетного вопроса.
  2. Логическая структура вопроса и виды анкетных вопросов
  • Закрытые и открытые вопросы
  • Вопросы-фильтры
  • Сложные вопросы
  1. Структура или композиция анкеты
  • Базисная часть анкеты
  • Обслуживающие разделы анкеты
  1. Основные правила формулировки вопросов
  2. Анализ качества анкеты

Задания для самостоятельной работы:

  1. В чем заключается логический контроль анкеты
  2. Опишите вопросы, которые не надо задавать в анкете.
  3. Какие вопросы в анкете считаются хорошими и устойчивыми?
  4. В чем заключается «эффект имени» при формулировке вопросов?
  5. Опишите основные ошибки анкетера.
  6. Составьте анкету по выбранной Вами тематике.
  7. Проведите анкетирование другого студента. Обработайте результаты.
  8. Оцените предложенную Вам анкету по следующим параметрам:

Соблюдение принципа расположения вопросов в анкете (контактные, наиболее сложные, разгрузочные).

Наличие скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие.

Наличие скопления однотипных вопросов, вызывающих утомление у респондента.

Наличие смысловых блоков вопросов.

Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  4. Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
  5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.

Семинарское занятие 8. Тема: Неструктурированное (свободное) интервью как основной качественный метод в психологических и педагогических исследованиях.

  1. Сущность неструктурированного (нестандартизированного) интервью/ свободной беседы
  2. Требования к проведению нестандартизированного интервью/ свободной беседы.
  3. Особенности взаимодействия ролей – интервьюера и интервьюируемого (по В.А. Янчук).

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проведите неструктурированное интервью по выбранной Вами тематике.
  2. Проанализируйте поведение интервьюера по следующим показателям:
  1. наличие у интервьюеров искреннего интереса и уважения к респонденту;
  2. подстройка под жесты, позы, мимику, голос и словарный запас респондента;
  3. невербальное проявление внимания к словам интервьюироваемого;
  4. пространственное положение по отношению к респонденту;
  5. использование пауз.
  1. Проанализируйте вопросы интервьюера:
  1. Наличие возможности распространенного ответа;
  2. Наличие двусмысленности вопроса;
  3. Наличие личных/интимных вопросов;
  4. Раскрытие сути проблемы.

Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  4. Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
  5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.

Семинарское занятие 9. Тема: Фокус-группы как вид интервью в качественных методах.

План занятия:

  1. Фокус-группа: сущность и история вопроса.
  2. Определение и особенности метода
  3. Состав и численность фокус-группы
  4. Ограничения на участие в фокус-группе.
  5. Процедура проведения фокус-группы
  6. Устройство помещения для фокус-группы.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Опишите функции и качества модератора фокус-группы.
  2. Преимущества и недостатки применения метода фокус-группы.
  3. Определите сферу и возможности применения фокус-группы.

Литература:

  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
  2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  4. Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
  5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.

Семинарское занятие 10. Тема: Неструктурированное (полевое) наблюдение как качественный метод.

План занятия:

  1. Сущность неструктурированного/полевого наблюдения.
  2. Виды наблюдений: случайное; непосредственное; длительное; открытое; оценивающее; неконтролируемое.
  3. Достоинства и недостатки метода полевого наблюдения.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проведите наблюдение за поведением кого-нибудь из своих знакомых. Дайте общую оценку коммуникабельности данного человека, аргументируя примерами из наблюдаемых ситуаций.
  2. Выберите одного их студентов Вашей группы. На основе длительного наблюдения дайте характеристику по следующим показателям: активность, открытость, уверенность в себе, альтруистичность, образованность, тактичность. Какими событиями подтверждается Ваше мнение? Насколько Вы объективны при описании данной личности?
  3. Покажите отличия житейского наблюдения от научного.
  4. Составьте аннотированный список информационных ресурсов по данной тематике. (не менее 5).

Литература:

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  3. Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
  4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.

Семинарское занятие 11. Тема: Социометрический метод в психологических и педагогических исследованиях.

План занятия:

  1. Сущность социометрического метода.
  2. Параметрическая и непараметрическая социометрия.
  3. Достоинства и недостатки социометрии.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Используйте параметрическую социометрию в Вашей группе студентов.
  2. Обработайте результат. Составьте социометрическую матрицу.
  3. Составьте аутосоциометрию. Сравните ее результаты с полученными результатами проведенной параметрической социометрии.

Литература:

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  3. Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
  4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.

Раздел 2. Количественные методы обработки информации

Семинарское занятие 12-13. Тема: Методы первичной статистической обработки данных.

План занятия:

  1. Понятие метода статистической обработки результатов исследования.
  2. Выборочное среднее значение.
  3. Дисперсия как статистическая величина.
  4. Мода и медиана в статической обработке данных.
  5. Сущность и значение интервала.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проведите опрос среди студентов своей группы на тему согласия студентов с выставляемыми им оценками преподавателей. Где «0» – категорически не согласен, а «5» - полностью согласен.
  1. Найдите выборочное среднее значение.
  2. Вычислите дисперсию для данной выборки.
  3. Определите моду и медиану.
  1. Проведите опрос среди студентов на тему самооценки подготовленности к семинарским занятиям. Где «0» - подготовлен очень плохо, а «5» - подготовлен отлично.
  1. Найдите выборочное среднее значение.
  2. Вычислите дисперсию для данной выборки.
  3. Определите моду и медиану.

Литература:

  1. Кандаурова, А.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : методические рекомендации для студентов / А. В. Кандаурова. - Тара : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 34 с.
  2. Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. [Текст] : учебник / Немов Р.С. - М. : ВЛАДОС
  3. Психологический словарь [Текст] : словарь / Под  ред. В.П. Зинченко,  Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2004. - 480 с.
  4. Шапарь, В.Б.        Новейший психологический словарь [Текст] : справочное издание / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 816 с.

Семинарское занятие 14-15. Тема: Методы вторичной статистической обработки данных.

План занятия:

  1. Понятие и назначение методов вторичной статистической обработки данных.
  2. Т-критерий Стьюдента как метод вторичной статистической обработки данных.
  3. Сущность применения Хи-квадрат критерия в исследовании.
  4. Корреляция в исследовании: понятие и виды.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Разделите группу на две подгруппы. Проведите опрос подгрупп на тему выявления желания работать по полученной специальности. Где  «0» - никогда не пойду работать по специальности, а «10» - буду работать только по этой специальности даже при низкой зарплате. Вычислите Т-критерий Стьюдента.
  2. Считаете ли Вы, что проводимая в вузе воспитательная программа повышает степень Вашей социальной активности? Оцените по трехбалльной шкале степень своей социальной активности на первом курсе и на третьем. Где «1» - не активен, «2» - активен только в случае материального вознаграждения, «3» - активен очень часто. Определите процентное соотношение ответов в каждой выборке. Определите Хи-квадрат критерий, чтобы узнать степень влияния воспитательной программы на становление и развитие Вашей активности.
  3. Составьте словарь основных понятий изученного курса для комплексного тестирования по курсу.

Литература:

  1. Кандаурова, А.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: методические рекомендации для студентов / А. В. Кандаурова. - Тара : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 34 с.
  2. Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. [Текст] : учебник / Немов Р.С. - М. : ВЛАДОС
  3. Психологический словарь [Текст] : словарь / Под  ред. В.П. Зинченко,  Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2004. - 480 с.
  4. Шапарь, В.Б.        Новейший психологический словарь [Текст] : справочное издание / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 816 с.
  5. Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция-визуализация, дискуссия, активизация творческой деятельности, метод малых групп, упражнения, разыгрывание проблемных ситуаций, фокус-групп. Форма отчетности – зачет.

6. Самостоятельная работа студентов.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Тема: Сущность метода в психологическом и педагогическом исследовании: понятие, требования, условия выбора метода, классификация.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, составление словаря, анализ понятий. Ответы на контрольные вопросы.

3,5

 2

Тема: Методы теоретического исследования.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, составление схемы, анализ понятий. Ответы на контрольные вопросы. Составление тематического кроссворда.

3

3

Тема: Эксперимент как основной метод психологических и педагогических исследований.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы.

Составление таблицы для систематизации материала, проектирование плана эксперимента.

2

4

Тема: Структурированное интервью: сущность и особенности реализации.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы.

Анализ интервью. Разработка структурированного интервью.

2

5

Тема: Структурированное наблюдение как количественный метод исследований.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к семинарскому занятию. Составление протокола наблюдения. Включенное наблюдение на семинаре. Заполнение схемы наблюдения.

2

6

Тема: Использование тестовых методов при проведении психологических и педагогических исследований.  

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы.

Подбор диагностических методик. Анализ использования тестовой методики в ВКР.

2

7

Тема: Анкетирование как количественный метод исследований.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы. Упражнения по разработке и аналитической обработке анкеты.  Написание терминологического диктанта.

2

8

Тема: Неструктурированное (свободное) интервью как основной качественный метод в психологических и педагогических исследованиях.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы.

Конструирование свободного интервью. Анализ проведенного неструктурированного интервью.

3

9

Тема: Фокус-группа как вид интервью в качественных методах исследования.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы.

Подготовка к применению метода фокус-группы. Анализ фокус-группы.

3

10

Тема: Неструктурированное (полевое) наблюдение как качественный метод.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы.

Полевое наблюдение. Анализ полевого наблюдения.

3

11

Тема: Социометрия в психологических и педагогических исследованиях

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы.

Применение метода параметрической социометрии. Обработка результатов и конструирование социометрической матрицы. Написание терминологического диктанта.

3

12

Тема: Методы первичной статистической обработки данных.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Решение задач и упражнений по образцу. Решение вариативных задач и упражнений.

3

13

Тема: Методы вторичной статистической обработки данных.

Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями.

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление словаря по основным понятиям курса. Решение задач и упражнений по образцу. Решение вариативных задач и упражнений. Тестирование по курсу.

3

7. Компетентностно-ориентированные  оценочные средства

Средства оценивания:

1) Диагностирующий контроль предназначен для определения уровня знаний студентов о сущности и видах методов исследования, проводится с помощью открытого устного опроса на первом лекционном занятии.

2) Текущий контроль проводится в форме мониторинга подготовки к семинарским занятиям, результатов решения практических заданий по курсу, применения основных методов диагностического исследования и анализа их результатов, контрольных опросов (терминологических диктантов), тестирования.

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1

Тема: Сущность метода в психологическом и педагогическом исследовании: понятие, требования, условия выбора метода, классификация.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Составление тематического глоссария

2

Тема: Методы теоретического исследования.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Разработка контрольно-измерительных материалов (тематического кроссворда)

3

Тема: Эксперимент как основной метод психологических и педагогических исследований.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Представление плана эксперимента.

4

Тема: Структурированное интервью: сущность и особенности реализации.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Представление структуры интервью.

5

Тема: Структурированное наблюдение как количественный метод исследований.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Представление протокола наблюдения.

6

Тема: Использование тестовых методов при проведении психологических и педагогических исследований.  

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Проведение тестирования и его анализ по схеме.

7

Тема: Анкетирование как количественный метод исследований.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Представление анкеты.

Письменный контрольный опрос (терминологический диктант)

8

Тема: Неструктурированное (свободное) интервью как основной качественный метод в психологических и педагогических исследованиях.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Презентация интервью. Анализ интервьюера.

9

Тема: Фокус-группа как вид интервью в качественных методах исследования.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Деловая игра (фокус-группа)

10

Тема: Неструктурированное (полевое) наблюдение как качественный метод.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Составление аннотированного списка информационных ресурсов по теме.

11

Тема: Социометрия в психологических и педагогических исследованиях

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Презентация социометрической матрицы.

Письменный контрольный опрос (терминологический диктант)

12

Тема: Методы первичной статистической обработки данных.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Решение задач и использованием методов первичной статистической обработки данных.

13

Тема: Методы вторичной статистической обработки данных.

Контрольный опрос (устный)

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия.

Решение задач и использованием методов вторичной статистической обработки данных.

Тестирование

3). Промежуточная аттестация проводится в форме зачета (портфолио).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
  2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
  3. Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. [Текст] : учебник / Немов Р.С. - М. : ВЛАДОС
  4. Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] : учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 128 с.
  5. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Л. А. Шипилина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 204 с.

б) дополнительная литература:

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
  2. всего 1 : МКПФ (1)
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
  4. Дубровина, И. В.  Психология [Текст] : учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2006. - 464 с.
  5. Кандаурова, А.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : методические рекомендации для студентов / А. В. Кандаурова. - Тара : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 34 с.
  6. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2007. - 528 с.
  7. Нуркова, В. В.  Психология [Текст] : учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М. : Высшее образование, 2005. - 484 с.
  8. Петровский, А. В.  Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 4-е изд., стереотип. - М. : Academia, 2005. - 512 с.
  9. Петровский, А. В. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 4-е изд., стереотип. - М. : Academia, 2005. - 512 с.
  10. Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха ; науч. ред. перевода на русск. яз. А. А. Алексеева. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 1096 с. - Предм. указ.: с.: 1078.
  11. Психология [Текст] : учебник / под ред. В. Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2006. - 656 с. : ил.         
  12. Психология [Текст] : учебное пособие / Под общ. ред. Е.И. Рогова. - Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 560 с.
  13. Сластёнин, В. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 576 с.
  14. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 480 с.
  15. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М. : Академия, 2005. - 432 с.
  16. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст] : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб : Лидер, 2004. - 592 с. : ил. - Библиогр.: с.: 585-586.
  17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 12-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 672 с.
  18. Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Л.А. Шипилина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. - 138 с.
  19. Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.

г) Интернет-ресурсы

  1. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. http://pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml
  2. Загвязинский В. И., Атаханов Р.
    Название: Методология и методы психолого-педагогического исследования: 2-е издание, 2005.
    http://knigi.tr200.net/v.php?id=271498
  3. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический экспериментhttp://student.psi911.com/lektor/pedpsi_024.htm
  4. Педагогическая психология // Тема 2. Методы педагогической психологии. http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html#up
  5. Руднева Т.И. методическое пособие по курсу "Методология и методика педагогического исследования" // СФ МГПУ, Самара, 2002 г. http://www.zaochnoe.ru/index.php?id=375
  6. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ, 2001. http://www.zaochnoe.ru/index.php?id=375

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для освоения дисциплины необходимы:

- компьютерное и мультимедийное оборудование.