Рабочая учебная программа дисциплины "Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований"
Дисциплина «Количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в ходе освоения следующих дисциплин:
- Социальная психология;
- Психология развития.
В ходе изучения данной дисциплины устанавливаются межпредметные связи, позволяющие осуществлять комплексный подход к формированию ряда компетенций, с дисциплиной:
- Психология и педагогика развития детей.
Освоение данной дисциплины предшествует изучению следующих дисциплин:
- Психолого-педагогическая диагностика;
- Производственная практика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
наименование
Код и направление подготовки
050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Бакалавр (магистр)
Форма обучения
ОЧНАЯ
(очная, заочная)
Составитель: к.п.н., доцент
Терещенко Ю.А.
1. Цель освоения дисциплины
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью курса является формирование у студента целостного представления о сущности и природе возникновения конфликта.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в ходе освоения следующих дисциплин:
- Социальная психология;
- Психология развития.
В ходе изучения данной дисциплины устанавливаются межпредметные связи, позволяющие осуществлять комплексный подход к формированию ряда компетенций, с дисциплиной:
- Психология и педагогика развития детей.
Освоение данной дисциплины предшествует изучению следующих дисциплин:
- Психолого-педагогическая диагностика;
- Производственная практика.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО):
а) Общекультурными (ОК):
- способен применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
б) Общепрофессиональные (ОПК):
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ПК-3).
В) В области педагогической деятельности (ПК):
- способен применять современные методы диагностичрования достижений учащихся и воспитанников (ПК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
− основные качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований, возможности и ограничения их применения;
− основные методы количественной обработки первичных (качественных и количественных) данных, сущность осуществляемых при этом преобразований;
− общую характеристику и задачи применения основных методов статистического анализа, используемых для проверки гипотез и многомерного анализа данных.
уметь:
- применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
- осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
- проводить обработку и интерпретацию научных данных.
владеть:
- основными понятиями, относящимися к содержанию курса;
- способами выполнения качественных и количественных преобразований исходных данных психолого-педагогического исследованиями;
- приемами использования методических описаний способов получения первичных данных и их последующей обработки при осуществлении эмпирического исследования.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа, из них: 36 часов аудиторной нагрузки, 36 часов самостоятельной работы, 5 семестр зачет).
4.1. Тематический план
Курс | Семестр | Раздел дисциплины, содержание | Всего | Аудиторные | Самостоятельная работа студентов | Формы межсессионного контроля | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторныйпрактикум | ||||||
3 | 5 | Раздел 1. Количественные и качественные методы получения информации | ||||||
Тема: Сущность метода в психологическом и педагогическом исследовании: понятие, требования, условия выбора метода, классификация. | 4 | - | 2 | 3,5 | Текущий | |||
Тема: Теория и методология выборки. Основные понятия и сущность выборочного метода. Типы и методы выборки. Расчет объема выборки. Ошибка выборки. Контроль и ремонт выборки. Репрезентативность. | 2 | - | 0,5 | Текущий | ||||
Тема: Методы теоретического исследования. | - | 2 | 3 | Текущий | ||||
Тема: Количественные методы получения информации: сущность, общая характеристика, виды. | 3 | 2 | - | 0,5 | Текущий | |||
Тема: Эксперимент как основной метод психологических и педагогических исследований. | 4 | - | 2 | 2 | Текущий | |||
Тема: Структурированное интервью: сущность и особенности реализации. | 4 | - | 2 | 2 | Текущий | |||
Тема: Структурированное наблюдение как количественный метод исследований. | 4 | - | 2 | 2 | Текущий | |||
Тема: Использование тестовых методов при проведении психологических и педагогических исследований. | 4 | - | 2 | 2 | Текущий | |||
Тема: Анкетирование как количественный метод исследований. | 4 | - | 2 | 2 | Текущий | |||
Тема: Качественные методы сбора информации: сущность, особенности применения, виды. | 3 | 2 | - | 0,5 | Текущий | |||
Тема: Неструктурированное (свободное) интервью как основной качественный метод в психологических и педагогических исследованиях. | 4 | - | 2 | 3 | Текущий | |||
Тема: Фокус-группа как вид интервью в качественных методах исследования. | - | 2 | 3 | Текущий | ||||
Тема: Неструктурированное (полевое) наблюдение как качественный метод. | 4 | - | 2 | 3 | Текущий | |||
Тема: Социометрия в психологических и педагогических исследованиях | 4 | - | 2 | 3 | Текущий | |||
Раздел 2. Количественные методы обработки информации | ||||||||
Тема: Методы первичной статистической обработки данных. | 6 | - | 4 | 3 | Текущий | |||
Тема: Методы вторичной статистической обработки данных. | 4 | - | 4 | 3 | Текущий | |||
Всего по дисциплине: | 72 | 6 | 30 | 36 | Промежу-точный |
4.2.1. Содержание лекционного курса
Раздел 1. Количественные и качественные методы получения информации
Лекция 1. Тема: Теория и методология выборки.
Основные понятия и сущность выборочного метода. Типы и методы выборки. Расчет объема выборки. Ошибка выборки. Контроль и ремонт выборки. Репрезентативность.
Лекция 2. Тема: Количественные методы получения информации: сущность, общая характеристика, виды.
Методы в психолого-педагогическом исследовании: основания классификации. Количественные методы в психологическом и педагогическом исследовании. Понятие количественных методов. Особенности применения количественных методов в психологическом и педагогическом исследовании. Виды количественных методов в психологическом и педагогическом исследовании.
Лекция 3. Тема: Качественные методы сбора информации: сущность, особенности применения, виды.
Качественные методы в психологическом и педагогическом исследовании. Понятие качественных методов. Особенности применения качественных методов в психологическом и педагогическом исследовании. Виды качественных методов в психологическом и педагогическом исследовании.
Раздел 1. Количественные и качественные методы получения информации
Семинарское занятие 1. Тема: Сущность метода в психологическом и педагогическом исследовании: понятие, требования, условия выбора метода, классификация.
План занятия:
- Понятие и сущность метода исследования.
- Требования, предъявляемые к диагностическим методам:
- Валидность;
- Надежность;
- Точность;
- Однозначность.
- Классификация методов в психологических и педагогических исследованиях.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите не менее трех критериев выбора метода исследования.
- Дайте определение следующим ключевым терминам: метод, прием,техника, методика, процедура, инструкция, протокол, бланк, показатели, параметры, критерии.
- Перечислите основные ошибки исследователя при выборе метода исследования.
Литература:
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Л. А. Шипилина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 204 с.
Семинарское занятие 2. Тема: Методы теоретического исследования.
План занятия:
- Сущность теоретических методов исследования.
- Анализ и синтез в теоретическом исследовании.
- Сущность методов дедукции и индукции.
- Классификация и обобщение как методы теоретического исследования..
- Сущность и виды моделирования.
- Абстрагирование: сущность, виды.
- Идеализация.
- Аналогия.
Задания для самостоятельной работы:
- Составьте схему, включающую все виды методов теоретического исследования. Поясните уровни и разделы схемы. Почему Вы их расположили в таком порядке? Чьей классификацией Вы пользовались?
- Приведите не менее трех определений понятия «метод». Проанализируйте данные определения.
- Синтезируйте собственное определение понятия «метод» на основе проанализированных ранее.
- Разработайте кроссворд по теме методы теоретического исследования.
Литература:
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Сластёнин, В. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 576 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2007. - 528 с.
Семинарское занятие 3. Тема: Эксперимент как основной метод психологических и педагогических исследований.
План занятия:
- Понятие и специфика эксперимента в сфере образования.
- Виды экспериментов и их характеристика.
- Задачи и условия эффективности проведения эксперимента.
- Основные этапы проведения эксперимента.
Задания для самостоятельной работы:
- Чем эксперимент как комплексная исследовательская методика отличается от эксперимента как конкретного метода исследования?
- Проанализируйте изученную литературу по теме и заполните таблицу:
Достоинства метода эксперимента | Недостатки метода эксперимента |
- На основе каких критериев осуществляется репрезентативная выборка экспериментальных объектов?
- Что определяет длительность проведения психолого-педагогического эксперимента?
- Составьте план проведения эксперимента по выбранной вами тематике.
Литература:
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Петровский, А. В. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 4-е изд., стереотип. - М. : Academia, 2005. - 512 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 12-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 672 с.
Семинарское занятие 4. Тема: Структурированное интервью: сущность и особенности реализации.
- Сущность и специфика интервью.
- Особенности проведения интервью. Специфика расположения вопросов.
- Характеристика достоинств и недостатков, трудностей.
Задания для самостоятельной работы:
- Разработайте перечень вопросов интервью по определенной теме. Объясните их необходимость.
- Изучите любое интервью. Определите достоинства и недостатки проведенного интервью.
- Покажите отличие беседы от интервью.
Литература:
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
Семинарское занятие 5. Тема: Структурированное (стандартизированное) наблюдение как количественный метод исследований.
План занятия:
- Структурированное наблюдение как метод сбора педагогической информации. Сущность исследовательского наблюдения.
- Виды структурированных наблюдений: целенаправленное; выборочное; опосредованное; длительное и кратковременное; скрытое; констатирующее.
- Организация наблюдения, техника фиксирования наблюдаемого психолого-педагогического явления.
- Достоинства и недостатки структурированного наблюдения.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите требования, предъявляемые к методу наблюдения.
- Перечислите, какие основные компоненты должно содержать в себе структурированное наблюдение.
- Проведите наблюдение за двумя близкими Вам людьми в ситуации конфликта. Составьте протокол наблюдения по следующим параметрам:
- Применение повышенного тона;
- Оскорбления, «переход на личности»;
- Отклонение от сути конфликта, примешивание прошлых конфликтных ситуаций;
- Стремление к разрешению конфликта;
- Нагнетание напряжения;
- Желание уйти от конфликта;
- Применение физической силы;
- Поиск компромисса.
- Используйте метод наблюдения при анализе проводимого семинарского занятия и заполните схему наблюдения:
Организационные этапы занятия | Содержание учебного материала | Методы совместной деятельности преподавателя и студента | Время | Примечания |
Литература:
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
Семинарское занятие 6. Тема: Использование тестовых методов при проведении психологических и педагогических исследований.
План занятия:
- Понятие и сущность теста.
- Виды тестов.
- Надежность и валидность тестов как главные характеристики.
- Техника построения теста.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите основные правила проведения тестирования.
- Подберите не менее трех диагностических методик, используемых для диагностики определенного свойства личности (коммуникативность, агрессия, тип темперамента и др.). Объясните и докажите верность своего выбора.
- Проанализируйте одну из ВКР. Определите верность использования теста и его интерпретации.
- Проведите в группе тест на Ваш выбор. Оцените проведение теста по следующим характеристикам:
- Вид теста.
- Информирование участников о цели тестирования;
- Ознакомление с инструкцией по выполнению теста;
- Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения теста;
- Ознакомление испытуемых с результатами тестирования.
- Сохранение конфиденциальности.
Литература:
- Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
Семинарское занятие 7. Тема: Анкетирование как количественный метод исследований.
План занятия:
- Познавательные возможности и функции анкетного вопроса.
- Логическая структура вопроса и виды анкетных вопросов
- Закрытые и открытые вопросы
- Вопросы-фильтры
- Сложные вопросы
- Структура или композиция анкеты
- Базисная часть анкеты
- Обслуживающие разделы анкеты
- Основные правила формулировки вопросов
- Анализ качества анкеты
Задания для самостоятельной работы:
- В чем заключается логический контроль анкеты
- Опишите вопросы, которые не надо задавать в анкете.
- Какие вопросы в анкете считаются хорошими и устойчивыми?
- В чем заключается «эффект имени» при формулировке вопросов?
- Опишите основные ошибки анкетера.
- Составьте анкету по выбранной Вами тематике.
- Проведите анкетирование другого студента. Обработайте результаты.
- Оцените предложенную Вам анкету по следующим параметрам:
Соблюдение принципа расположения вопросов в анкете (контактные, наиболее сложные, разгрузочные). | |
Наличие скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие. | |
Наличие скопления однотипных вопросов, вызывающих утомление у респондента. | |
Наличие смысловых блоков вопросов. |
Литература:
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
Семинарское занятие 8. Тема: Неструктурированное (свободное) интервью как основной качественный метод в психологических и педагогических исследованиях.
- Сущность неструктурированного (нестандартизированного) интервью/ свободной беседы
- Требования к проведению нестандартизированного интервью/ свободной беседы.
- Особенности взаимодействия ролей – интервьюера и интервьюируемого (по В.А. Янчук).
Задания для самостоятельной работы:
- Проведите неструктурированное интервью по выбранной Вами тематике.
- Проанализируйте поведение интервьюера по следующим показателям:
- наличие у интервьюеров искреннего интереса и уважения к респонденту;
- подстройка под жесты, позы, мимику, голос и словарный запас респондента;
- невербальное проявление внимания к словам интервьюироваемого;
- пространственное положение по отношению к респонденту;
- использование пауз.
- Проанализируйте вопросы интервьюера:
- Наличие возможности распространенного ответа;
- Наличие двусмысленности вопроса;
- Наличие личных/интимных вопросов;
- Раскрытие сути проблемы.
Литература:
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
Семинарское занятие 9. Тема: Фокус-группы как вид интервью в качественных методах.
План занятия:
- Фокус-группа: сущность и история вопроса.
- Определение и особенности метода
- Состав и численность фокус-группы
- Ограничения на участие в фокус-группе.
- Процедура проведения фокус-группы
- Устройство помещения для фокус-группы.
Задания для самостоятельной работы:
- Опишите функции и качества модератора фокус-группы.
- Преимущества и недостатки применения метода фокус-группы.
- Определите сферу и возможности применения фокус-группы.
Литература:
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
Семинарское занятие 10. Тема: Неструктурированное (полевое) наблюдение как качественный метод.
План занятия:
- Сущность неструктурированного/полевого наблюдения.
- Виды наблюдений: случайное; непосредственное; длительное; открытое; оценивающее; неконтролируемое.
- Достоинства и недостатки метода полевого наблюдения.
Задания для самостоятельной работы:
- Проведите наблюдение за поведением кого-нибудь из своих знакомых. Дайте общую оценку коммуникабельности данного человека, аргументируя примерами из наблюдаемых ситуаций.
- Выберите одного их студентов Вашей группы. На основе длительного наблюдения дайте характеристику по следующим показателям: активность, открытость, уверенность в себе, альтруистичность, образованность, тактичность. Какими событиями подтверждается Ваше мнение? Насколько Вы объективны при описании данной личности?
- Покажите отличия житейского наблюдения от научного.
- Составьте аннотированный список информационных ресурсов по данной тематике. (не менее 5).
Литература:
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
Семинарское занятие 11. Тема: Социометрический метод в психологических и педагогических исследованиях.
План занятия:
- Сущность социометрического метода.
- Параметрическая и непараметрическая социометрия.
- Достоинства и недостатки социометрии.
Задания для самостоятельной работы:
- Используйте параметрическую социометрию в Вашей группе студентов.
- Обработайте результат. Составьте социометрическую матрицу.
- Составьте аутосоциометрию. Сравните ее результаты с полученными результатами проведенной параметрической социометрии.
Литература:
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
Раздел 2. Количественные методы обработки информации
Семинарское занятие 12-13. Тема: Методы первичной статистической обработки данных.
План занятия:
- Понятие метода статистической обработки результатов исследования.
- Выборочное среднее значение.
- Дисперсия как статистическая величина.
- Мода и медиана в статической обработке данных.
- Сущность и значение интервала.
Задания для самостоятельной работы:
- Проведите опрос среди студентов своей группы на тему согласия студентов с выставляемыми им оценками преподавателей. Где «0» – категорически не согласен, а «5» - полностью согласен.
- Найдите выборочное среднее значение.
- Вычислите дисперсию для данной выборки.
- Определите моду и медиану.
- Проведите опрос среди студентов на тему самооценки подготовленности к семинарским занятиям. Где «0» - подготовлен очень плохо, а «5» - подготовлен отлично.
- Найдите выборочное среднее значение.
- Вычислите дисперсию для данной выборки.
- Определите моду и медиану.
Литература:
- Кандаурова, А.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : методические рекомендации для студентов / А. В. Кандаурова. - Тара : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 34 с.
- Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. [Текст] : учебник / Немов Р.С. - М. : ВЛАДОС
- Психологический словарь [Текст] : словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2004. - 480 с.
- Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] : справочное издание / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 816 с.
Семинарское занятие 14-15. Тема: Методы вторичной статистической обработки данных.
План занятия:
- Понятие и назначение методов вторичной статистической обработки данных.
- Т-критерий Стьюдента как метод вторичной статистической обработки данных.
- Сущность применения Хи-квадрат критерия в исследовании.
- Корреляция в исследовании: понятие и виды.
Задания для самостоятельной работы:
- Разделите группу на две подгруппы. Проведите опрос подгрупп на тему выявления желания работать по полученной специальности. Где «0» - никогда не пойду работать по специальности, а «10» - буду работать только по этой специальности даже при низкой зарплате. Вычислите Т-критерий Стьюдента.
- Считаете ли Вы, что проводимая в вузе воспитательная программа повышает степень Вашей социальной активности? Оцените по трехбалльной шкале степень своей социальной активности на первом курсе и на третьем. Где «1» - не активен, «2» - активен только в случае материального вознаграждения, «3» - активен очень часто. Определите процентное соотношение ответов в каждой выборке. Определите Хи-квадрат критерий, чтобы узнать степень влияния воспитательной программы на становление и развитие Вашей активности.
- Составьте словарь основных понятий изученного курса для комплексного тестирования по курсу.
Литература:
- Кандаурова, А.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: методические рекомендации для студентов / А. В. Кандаурова. - Тара : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 34 с.
- Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. [Текст] : учебник / Немов Р.С. - М. : ВЛАДОС
- Психологический словарь [Текст] : словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2004. - 480 с.
- Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] : справочное издание / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 816 с.
- Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция-визуализация, дискуссия, активизация творческой деятельности, метод малых групп, упражнения, разыгрывание проблемных ситуаций, фокус-групп. Форма отчетности – зачет.
6. Самостоятельная работа студентов.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1 | Тема: Сущность метода в психологическом и педагогическом исследовании: понятие, требования, условия выбора метода, классификация. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, составление словаря, анализ понятий. Ответы на контрольные вопросы. | 3,5 |
2 | Тема: Методы теоретического исследования. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, составление схемы, анализ понятий. Ответы на контрольные вопросы. Составление тематического кроссворда. | 3 |
3 | Тема: Эксперимент как основной метод психологических и педагогических исследований. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы. Составление таблицы для систематизации материала, проектирование плана эксперимента. | 2 |
4 | Тема: Структурированное интервью: сущность и особенности реализации. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы. Анализ интервью. Разработка структурированного интервью. | 2 |
5 | Тема: Структурированное наблюдение как количественный метод исследований. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к семинарскому занятию. Составление протокола наблюдения. Включенное наблюдение на семинаре. Заполнение схемы наблюдения. | 2 |
6 | Тема: Использование тестовых методов при проведении психологических и педагогических исследований. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы. Подбор диагностических методик. Анализ использования тестовой методики в ВКР. | 2 |
7 | Тема: Анкетирование как количественный метод исследований. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы. Упражнения по разработке и аналитической обработке анкеты. Написание терминологического диктанта. | 2 |
8 | Тема: Неструктурированное (свободное) интервью как основной качественный метод в психологических и педагогических исследованиях. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы. Конструирование свободного интервью. Анализ проведенного неструктурированного интервью. | 3 |
9 | Тема: Фокус-группа как вид интервью в качественных методах исследования. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы. Подготовка к применению метода фокус-группы. Анализ фокус-группы. | 3 |
10 | Тема: Неструктурированное (полевое) наблюдение как качественный метод. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы. Полевое наблюдение. Анализ полевого наблюдения. | 3 |
11 | Тема: Социометрия в психологических и педагогических исследованиях | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Ответы на контрольные вопросы. Применение метода параметрической социометрии. Обработка результатов и конструирование социометрической матрицы. Написание терминологического диктанта. | 3 |
12 | Тема: Методы первичной статистической обработки данных. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Решение задач и упражнений по образцу. Решение вариативных задач и упражнений. | 3 |
13 | Тема: Методы вторичной статистической обработки данных. | Чтение текста, конспектирование текста, работа со словарями. Подготовка сообщений к выступлению на семинаре. Составление словаря по основным понятиям курса. Решение задач и упражнений по образцу. Решение вариативных задач и упражнений. Тестирование по курсу. | 3 |
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Средства оценивания:
1) Диагностирующий контроль предназначен для определения уровня знаний студентов о сущности и видах методов исследования, проводится с помощью открытого устного опроса на первом лекционном занятии.
2) Текущий контроль проводится в форме мониторинга подготовки к семинарским занятиям, результатов решения практических заданий по курсу, применения основных методов диагностического исследования и анализа их результатов, контрольных опросов (терминологических диктантов), тестирования.
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
1 | Тема: Сущность метода в психологическом и педагогическом исследовании: понятие, требования, условия выбора метода, классификация. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Составление тематического глоссария |
2 | Тема: Методы теоретического исследования. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Разработка контрольно-измерительных материалов (тематического кроссворда) |
3 | Тема: Эксперимент как основной метод психологических и педагогических исследований. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Представление плана эксперимента. |
4 | Тема: Структурированное интервью: сущность и особенности реализации. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Представление структуры интервью. |
5 | Тема: Структурированное наблюдение как количественный метод исследований. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Представление протокола наблюдения. |
6 | Тема: Использование тестовых методов при проведении психологических и педагогических исследований. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Проведение тестирования и его анализ по схеме. |
7 | Тема: Анкетирование как количественный метод исследований. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Представление анкеты. Письменный контрольный опрос (терминологический диктант) |
8 | Тема: Неструктурированное (свободное) интервью как основной качественный метод в психологических и педагогических исследованиях. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Презентация интервью. Анализ интервьюера. |
9 | Тема: Фокус-группа как вид интервью в качественных методах исследования. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Деловая игра (фокус-группа) |
10 | Тема: Неструктурированное (полевое) наблюдение как качественный метод. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Составление аннотированного списка информационных ресурсов по теме. |
11 | Тема: Социометрия в психологических и педагогических исследованиях | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Презентация социометрической матрицы. Письменный контрольный опрос (терминологический диктант) |
12 | Тема: Методы первичной статистической обработки данных. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Решение задач и использованием методов первичной статистической обработки данных. |
13 | Тема: Методы вторичной статистической обработки данных. | Контрольный опрос (устный) Выполнение индивидуальных и групповых заданий в ходе семинарского занятия. Решение задач и использованием методов вторичной статистической обработки данных. Тестирование |
3). Промежуточная аттестация проводится в форме зачета (портфолио).
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 320 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4 -е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
- Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. [Текст] : учебник / Немов Р.С. - М. : ВЛАДОС
- Бережнова, Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] : учебник / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 128 с.
- Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Л. А. Шипилина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 204 с.
б) дополнительная литература:
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». – Стерлитамак: Стерлитам.гос.пед.инс-т., 2002. – 134 с.
- всего 1 : МКПФ (1)
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
- Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2006. - 464 с.
- Кандаурова, А.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : методические рекомендации для студентов / А. В. Кандаурова. - Тара : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 34 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2007. - 528 с.
- Нуркова, В. В. Психология [Текст] : учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М. : Высшее образование, 2005. - 484 с.
- Петровский, А. В. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 4-е изд., стереотип. - М. : Academia, 2005. - 512 с.
- Петровский, А. В. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 4-е изд., стереотип. - М. : Academia, 2005. - 512 с.
- Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха ; науч. ред. перевода на русск. яз. А. А. Алексеева. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 1096 с. - Предм. указ.: с.: 1078.
- Психология [Текст] : учебник / под ред. В. Н. Дружинина. - СПб. : Питер, 2006. - 656 с. : ил.
- Психология [Текст] : учебное пособие / Под общ. ред. Е.И. Рогова. - Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 560 с.
- Сластёнин, В. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 576 с.
- Сластёнин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. - 480 с.
- Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М. : Академия, 2005. - 432 с.
- Столяренко, Л. Д. Психология [Текст] : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб : Лидер, 2004. - 592 с. : ил. - Библиогр.: с.: 585-586.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 12-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 672 с.
- Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Л.А. Шипилина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. - 138 с.
- Янчук В.А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. – Мн.: АПО, 2011. – 376 с.
г) Интернет-ресурсы
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. http://pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml
- Загвязинский В. И., Атаханов Р.
Название: Методология и методы психолого-педагогического исследования: 2-е издание, 2005. http://knigi.tr200.net/v.php?id=271498 - Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический экспериментhttp://student.psi911.com/lektor/pedpsi_024.htm
- Педагогическая психология // Тема 2. Методы педагогической психологии. http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html#up
- Руднева Т.И. методическое пособие по курсу "Методология и методика педагогического исследования" // СФ МГПУ, Самара, 2002 г. http://www.zaochnoe.ru/index.php?id=375
- Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ, 2001. http://www.zaochnoe.ru/index.php?id=375
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для освоения дисциплины необходимы:
- компьютерное и мультимедийное оборудование.
