Рабочая учебная программа по курсу "Этнопедагогика и этнопсихология"
Курс составлен по требованиям ФГОС для ВПО. Цель дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» - содействие развитию профессиональной компетенции посредством формирования представлений об этнопедагогической культуре будущего педагога, а также умения использовать приобретенные знания в решении профессиональных задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 285 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Этнопедагогика и этнопсихология
Составитель:
Терещенко Ю.А., доцент, к.п.н
ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЁМА ЧАСОВ
ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Курс | Семестр | Объем часов | Форма итогового контроля | ||||||||||
Общая трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||||||||||
Всего | Лекции | Практические занятия | Семинары | Лабораторный практикум | Другие виды занятий | Всего | Курсовая работа | Реферат | Другие виды самостоятельной работы | ||||
1 | 2 | 146 | 54 | 26 | 28 | 56 | 6 | 50 | 36 экзамен |
- Цель освоения дисциплины
Цель дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» - содействие развитию профессиональной компетенции посредством формирования представлений об этнопедагогической культуре будущего педагога, а также умения использовать приобретенные знания в решении профессиональных задач. В современном мире возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, развития толерантности, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений. Поэтому для успешной профессиональной деятельности бакалавру направления «Психолого-педагогическое образование» необходимо владеть этнопедагогическим знанием.
Основными задачами курса являются следующие:
1. Формировать представление о психологических механизмах и факторах развития этнического сознания и самосознания, о психологическом складе характера того или иного этноса, общих и специфических особенностях культурогенеза и этногенеза в становлении и развитии личности.
2.Формировать представление об истоках народных воспитательных традиций, их сущности, особенностях и практическом применении (особенностях педагогических традиций и обычаев, педагогических системах разных этносов), использование их в условиях нового образовательного пространства.
3. Раскрыть проблемы в области этнопедагогики и этнопсихологии, основные тенденции развития современного этнического сообщества.
4. Формировать систему умений и навыков, обеспечивающих ориентировку в этнопсихологическом и этнопедагогическом поле.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Этнопедагогика и этнопсихология» входит в вариативную (профильную) часть профессионального цикла ООП бакалавриата. Дисциплина дает возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.
Этнопедагогика и этнопсихология имеет междисциплинарный характер, который отражает актуальную тенденцию в развитии гуманитарного научного знания – интеграцию научных областей с целью формирования комплексного системного представления о человеке как объекте педагогического воздействия. Данная дисциплина связана, прежде всего, с дисциплинами «Педагогика» и «Психология», изучение которых начинается в первом семестре и продолжается во втором, параллельно с Этнопедагогикой и этнопсихологией. Кроме того, Этнопедагогика и этнопсихология связана с такими дисциплинами, как «Социология», «Философия», «Культурология», изучение которых предшествует освоению данного курса и позволяет студентам получить более полные знания в этой области. Дисциплина выполняет компенсаторную функцию, т.е. восполняет знания студентов по смежным научным областям: этнологии, этнографии, конфликтологии.
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины.
Студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9).
Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Знать основные категории, объект, предмет изучаемой дисциплины, основные понятия; особенности этнического склада характера; специфику этнических стереотипов; разные модели социализации детей в современном мире; педагогические системы этнических народов, особенно проживающих в региональных условиях Сибири.
- Уметь в контексте указанных аспектов ориентироваться в этнических психолого-педагогических проблемах; определять способы их решения; аргументировать и осуществлять психолого-педагогический анализ процесса обучения с позиций этнопедагогического подхода; видеть проявление этнических особенностей и факторов развития личности; учитывать их при организации воспитания и обучения, осуществлять прогноз развития личности.
- Владеть способностью к реализации этнического и компетентностного подходов, грамотно применять теоретические знания в ситуациях межнационального общения, владеть навыками использования опыта и инструментария народной педагогики в своей профессиональной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (146 часов).
4.1Тематический план
(с распределением общего бюджета времени в часах)
Курс | Семестр | Раздел дисциплины, содержание | Всего | Аудиторные | Самостоятельная работа студентов | Формы межсессионного контроля | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторный практикум | ||||||
Раздел 1. Этнопсихология | ||||||||
1 | 2 | Тема 1: Предмет, методология и задачи этнической психологии | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |
Тема 2: Этнокультурная вариативность социализации. | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 3: Этнопсихологические проблемы исследования личности | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 4: Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 5: Культурная вариативность регуляторов социального поведения | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 6: Межэтнические отношения и когнитивные процессы | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 7: Психологическая характеристика этнических общностей | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Тема 8: Сущность структура и своеобразие этнопсихологических феноменов | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 9: Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Тема 10: Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях: стереотипизация. | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 11: Национально-психологические особенности представителей разных народов России | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Тема 12: Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Тема 13: Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Тема 14: Психологическая специфика этнических конфликтов | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Тема 15: Этнопсихология семейных отношений | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Тема 16: Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Тема 17: Адаптация к новой культурной среде | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Тема 18: Профессионализм в межнациональных отношениях | 5 | - | 2 | 3 | текущий | |||
Раздел 2. Этнопедагогика | ||||||||
1 | 1 | Тема 19: Этнопедагогика в системе педагогических наук. | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |
Тема 20: Этнологические и антропологические основы этнопедагогики | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 21: Культурообусловленность образования. | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 22: Этносоциологическая и этнополитологическая парадигмы педагогики межнационального общения. | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Тема 23: Культура межнационального общения в педагогике. | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 24: Особенности межэтнической коммуникации в образовании | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 25: Проблема детства и воспитательные традиции в народной педагогике | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 26: Основные сферы и средства народной педагогики | 6 | - | 2 | 4 | текущий | |||
Тема 27: Культура этнопедагогичекой деятельности | 3 | 2 | - | 1 | текущий | |||
Всего по дисциплине | 146 | 26 | 28 | 56 | Экзамен 36 |
4.2.1 Содержание лекционного курса
Раздел 1. Этнопсихология
Лекция 1. Тема 1: Предмет, методология и задачи этнической психологии
Различия в предмете этнопсихологии и других наук. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии. Методология этнической психологии как науки. Задачи этнической психологии как науки.
Лекция 2. Этнокультурная вариативность социализации.
Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия. Этнография детства. Сравнительно-культурное изучение социализации: архивные, полевые и экспериментальные исследования. Отрочество и «переход в мир взрослых».
Лекция 3. Этнопсихологические проблемы исследования личности
Личностные черты: универсальность или специфичность? Национальный характер или ментальность? Проблема нормы и патологии.
Лекция 4. Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения
Сравнительно-культурный подход в социальной психологии. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Экспрессивное поведение и культура. Межкультурные различия в каузальной атрибуции.
Лекция 5. Культурная вариативность регуляторов социального поведения
Регулятивная функция культуры. Индивидуализм и коллективизм. Вина и стыд как механизмы, социального контроля. Конформность как регулятор поведения индивида в группе.
Лекция 6. Межэтнические отношения и когнитивные процессы.
Отношения межличностные, межгрупповые, межэтнические. Психологчиеские детерминанты межэтнических отношений. Основные компоненты этнической идентичности. Язык и другие этнодифференциорующие признаки.
Лекция 7. Сущность структура и своеобразие этнопсихологических феноменов.
Сущность национальной психологии, структурообразующая и динамическая стороны национальной психики. Виды национально-психологических особенностей людей. Свойства национальной психологии. Функции национальной психологии.
Лекция 8. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях: стереотипизация.
Этноцентризм как социально-псхологическое явление. Этнические стереотипы и процесс стереотипизации. Этнические стереотипы: основные свойства. Социальная каузальная атрибуция.
Раздел 2. Этнопедагогика
Лекция 9. Этнопедагогика в системе педагогических наук.
Предмет и задачи этнопедагогики. Основные принципы этнопедагогики. Подходы к раскрытию сути этнопедагогики. Цель этносоциализации.этнопедагогика в структуре наук. Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике.
Лекция 10. Этнологические и антропологические основы этнопедагогики
Особенности и основные этапы развития этнологического знания. Этнологический контекст современной этнопедагогики. Классификация этносов и особенности современной этносферы.
Лекция 11. Культурообусловленность образования
Культура этноса, этническая культура, национальная культура в контексте современной социокультурной ситуации. Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека. Полиэтническая образовательная среда.
Лекция 12. Этносоциологическая и этнополитологическая парадигмы педагогики межнационального общения.
Интеграция идентичностей. Этнонациональная политика и этнорегиональная идентичность. Этноконфессиональная идентичность.
Лекция 13. Культура этнопедагогичекой деятельности
Этнические аспекты педагогической культуры. Поликультурная компетентность современного педагога. Структура готовности педагога к работе в полиэтнической образовательной среде. Этнопедагогическая подготовка.
4.2.2.Содержание семинарских занятий
Раздел 1. Этнопсихология
Семинарское занятие 1. Тема 7: Психологическая характеристика этнических общностей
Цель занятия: дать психологическую характеристику этнических общностей
План занятия:
- Характеристика основных понятий, характеризующих происхождение человека: раса, классы.
- Характеристика основных понятий, характеризующих происхождение человека: нация, этнос.
- Национальное сознание и самосознание.
- Национальная культура, язык.
- Специфика межнациональных отношений: результаты контактов, уровни отношений.
- Психологические предпосылки целостности нации.
- Феномен психологической защиты нации.
Задания для самостоятельной работы:
- Приведите определение понятия «национальное достоинство».
- Охарактеризуйте сущность шовинизма. Приведите примеры из истории современной России.
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Семинарское занятие 2. Тема 9: Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов
Цель занятия: определить механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов
План занятия:
- Характеристика национального характера и темперамента.
- Характеристика национального склада ума.
- Характеристика национальных чувств, настроений, традиций и привычек.
- Динамическая сторона психологии нации.
- Свойства национальной психологии.
- Функции национальной психики.
Задания для самостоятельной работы:
- Заполните таблицу. Опишите в ней свои национально-психологические особенности как представителя нации, к которой Вы себя относите.
Национально-психологические особенности | |
Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности | |
Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности | |
Эмоционально-волевые национально психологические особенности | |
Коммуникативно-поведенческие национально психологические особенности |
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Семинарское занятие 3. Тема 11: Национально-психологические особенности представителей разных народов России
Цель занятия: охарактеризовать национально-психологические особенности представителей разных народов России
План занятия:
- Русские как представители славянского этноса
- Тюркские и алтайские народы России
- Финноугорские народы России
- Буряты и калмыки
- Представители тунгусоманьчжурской группы народов России
- Представители еврейской национальности
- Народы Северного Кавказа
Задания для самостоятельной работы:
- Объединитесь в группу по несколько человек. Составьте презентацию национально-психологических особенностей представителей разных народов России (по Вашему выбору).
- Приведите ФИО и краткую характеристику прославившей деятельности известной в мире личности (певец, поэт, писатель, педагог, актер, ученый и т.д.) по каждой из представленных народностей.
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Семинарское занятие 4. Тема 12: Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья
Цель занятия: Описать своеобразие психологии народов ближнего зарубежья
План занятия:
1. Украинцы и белорусы
2. Народы Прибалтики
3. Народы Средней Азии и Казахстана
4. Народы Закавказья.
Задания для самостоятельной работы:
- Объединитесь в группу по несколько человек. Составьте презентацию национально-психологических особенностей представителей разных народов ближнего зарубежья (по Вашему выбору).
- Приведите ФИО и краткую характеристику прославившей деятельности известной в мире личности (певец, поэт, писатель, педагог, актер, ученый и т.д.) по каждой из представленных народностей.
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Семинарское занятие 5. Тема 13: Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
Цель занятия: дать сравнительную характеристику психологии некоторых народов дальнего зарубежья
План занятия:
- Американцы.
- Англичане
- Немцы
- Французы
- Испанцы
- Финны
- Греки
- Турки
- Арабы
- Японцы
- Китайцы.
Задания для самостоятельной работы:
- Объединитесь в группу по несколько человек. Составьте презентацию национально-психологических особенностей представителей народов дальнего зарубежья (по Вашему выбору).
- Приведите ФИО и краткую характеристику прославившей деятельности известной в мире личности (певец, поэт, писатель, педагог, актер, ученый и т.д.) по каждой из представленных народностей.
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Семинарское занятие 6. Тема 14: Психологическая специфика этнических конфликтов
Цель занятия: Определить сущность и содержание этнических конфликтов
План занятия:
- Понятие и классификация этнических конфликтов.
- Предпосылки возникновения этнических конфликтов.
- Стадии развития этнических конфликтов.
- Способы завершения этнических конфликтов: урегулирование, нейтрализация, самозатухание, разрушение.
- Заключение межэтнического компромисса как форма достижения согласия или завершения конфликта.
Задания для самостоятельной работы:
- Изучите статью 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации. За какие деяния в ней предусмотрена уголовная ответственность?
- Приведите один пример этнического конфликта, произошедшего в мире после 2010 года. Опишите его причины, форму завершения.
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Семинарское занятие 7. Тема 15: Этнопсихология семейных отношений
Цель занятия: рассмотреть особенности протекания конфликтов в этнопсихологии семейных отношений.
План занятия:
- Динамика развития супружеских отношений и их национальная специфика.
- Конфликты в семейных отношениях на национальной почве.
- Характеристика разнонациональных семейных пар по степени подверженности конфликтам.
- Психологическая помощь в решении семейных конфликтов.
- Психологическая диагностика семейных отношений с целью предотвращения конфликтов на национальной почве.
Задания для самостоятельной работы:
- Приведите примеры двух пар известных семей, в которых супруги являются представителями разных национальностей. Опишите национальности, к которым они принадлежат. Опишите прогнозируемые вами виды семейных национальных конфликтов, которые могут возникать в данной семье.
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Семинарское занятие 8. Тема 16: Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе
Цель занятия: определить направления учета национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе
План занятия:
- Характеристика многонационального коллектива.
- Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе.
- Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей.
Задания для самостоятельной работы:
- Составьте таблицу своеобразия национально-психологических особенностей этнических особенностей представителей вашей студенческой группы. Опишите направления их учета в учебно-воспитательной работе преподавателей.
Национально-психологические особенностей этнических особенности | Направление (форма, способ) учета в учебно-воспитательной работе преподавателей |
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Семинарское занятие 9. Тема 17: Адаптация к новой культурной среде
Цель занятия: рассмотреть основные факторы и особенности межкультурной адаптации.
План занятия:
- Понятие и этапы межкульутнрой адаптации.
- Влияние на процесс адаптации к новой культурной среде: основные факторы.
- Характеристики взаимодействующих культур.
- Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов.
- Подготовка к межкультурному взаимодействию.
- Техника повышения межкульутрной сензитивности.
Задания для самостоятельной работы:
Прочитайте задания. Выберите один из предоженных вариантов ответа. Поямсните одним-двумя предложениями свой выбор.
Ситуация 1. Русская девушка Юлия, которая недавно приехала в Австралию, идет на прогулку со своим другом Марком. Она берет его за руку. Марк показался немного удивленным, но потом начал улыбаться больше и больше. В конце вечера он попытался ее поцеловать, что удивило Юлю, поскольку она этого не ожидала. Через несколько дней ситуация повторилась и с другим ее другом. Юля совсем растерялась: неужели у всех Австралийцев такие плохие манеры или это она настолько привлекательна? Пожалуйста, помогите ей понять почему это с ней происходит.
a) Ее друзья влюбляются в нее, потому что она очень привлекательна.
b) Ребята легко целуют девушек в первый вечер, если она им нравится.
c) У ее новых друзей плохие манеры.
d) Ребята расценили жест Юли как знак к началу более близких отношений.
Ситуация вторая. Инцидент в автобусе.
Иван Иванович Иванов, крупнейший специалист в области этнопсихологии, был приглашен на Северный Кавказ, в университет города N для чтения курса лекций по психологии этнической толерантности. На вокзале Ивана Ивановича встретил его университетский друг Барасби и сразу же пригласил на свадьбу своего младшего брата, которая должна была состояться на следующий день. Вот что произошло с нашим героем.
Утром Барасби и Иван Иванович вместе с другими гостями собрались около автобуса, чтобы ехать в селение, где должна была состояться свадьба. Барасби предложил Ивану Ивановичу сесть на переднее сиденье, а сам отошел, чтобы решить какие–то вопросы по организации торжества. Так как автобус стал быстро заполняться гостями, наш герой занял соседнее место для Барасби. Через некоторое время в автобус вошел почтенный старец в большой папахе и собрался сесть рядом с Иваном Ивановичем, но тот вежливо сообщил ему, что место занято. Несмотря на это, кавказец не отходил, и Иван Иванович вынужден был еще раз попытаться объяснить ему, что место занято, и указать на множество свободных мест сзади. В это время в автобус вошел Барасби, поспешил к пожилому человеку, помог ему сесть на выбранное место и долго перед ним извинялся. Иван Иванович был в недоумении, всю дорогу его терзало неприятное ощущение, что он сделал что–то не так.
Как Вы думаете, как Барасби объяснил случившееся Ивану Ивановичу? Выберите подходящий, по Вашему мнению, ответ:
1. Почтенный старец занял это место раньше, поэтому так настойчиво пытался сесть на это место.
2. Почтенный старец не владел русским языком, поэтому он не понял Ивана Ивановича, решив, что тот хочет уступить ему свое место.
3. Почтенный старец не хотел сидеть рядом с "чужаком" и надеялся, что вынудит его перейти вглубь автобуса, сев на занятое для Барасби место.
4. Почтенный старец действовал, исходя из принципов, сложившихся в течение всей его жизни.
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Семинарское занятие 10. Тема 18: Профессионализм в межнациональных отношениях
Цель занятия: рассмотреть сущность профессионализма в межнациональных отношениях
План занятия:
- Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях.
- Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношениях.
- Этносоциальная компетентность и готовность к преодолению трудностей во взаимодействии с представителями различных этнических общностей.
- Адаптационные возможности и культура межнационального взаимодействия.
- Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений: сущность. Виды оказываемой помощи.
- Система специальных мероприятий с учетом национально—психологических особенностей беженцев и мигрантов.
Задания для самостоятельной работы:
Опросите любого из Ваших знакомых. Оцените результат развития профессиональной толерантности у респондента. (Источник: Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И.Новиковой.- М.: АПК и ПРО, 2003.-84 с.)
Уважаемые респонденты!
Вам предлагается ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
++ сильное согласие (конечно, да)
+ слабое согласие (скорее да, чем нет)
0 ни да, ни нет
- слабое несогласие (скорее нет, чем да)
--сильное несогласие (конечно, нет)
постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!
1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в отдельных школах, даже за свои собственные деньги.
5. Было бы правильнее содержать приезжих из южных отсталых стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
8. Всех бомжей, попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
9. Люди не созданы равными некоторые из них лучше, чем остальные.
10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен (а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами Росси, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
21. Если учесть все "за" и "против", то надо признать, что между представителями разных рас существуют различия в способностях и талантах.
22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже противоположных взглядов, - благо для Росси.
26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
28. Истинной религией может быть только одна религия.
29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
32. Я четко знаю, что хорошо, я что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
41. Люди другой расы или национальности может и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
42. большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
44. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
46. Ваш пол _______________.
47. Ваш возраст _____________.
48. Ваша национальность ___________.
Литература:
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В.Г. Крысько. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 320 с.
- Этнопсихология [Текст] : учебник / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
Раздел 2. Этнопедагогика
Семинарское занятие 11. Тема 23: Культура межнационального общения в педагогике
Цель занятия: рассмотреть особенности проявления культуры межнационального общения в педагогике
План занятия:
- Культура межнационального общения в коммуникационном процессе: понятие; сформированность культуры.
- Вербальная коммуникация межнационального общения.
- Невербальная коммуникация межнационального общения.
- Паравербальная коммуникация межнационального общения.
- Сущность этнической толерантности.
Задания для самостоятельной работы:
Рассмотрите ситуации, которые предназначены для обучения кавказцев и русских в межнациональном культурном центре г.Ставрополя.
Ситуация №1 (для обучения русских)
Казбек Тулаев, осетин по национальности, приехал в Ставрополь из осетинского селения Лесгор, чтобы продолжить обучение в Ставропольском политехническом колледже. До учебного корпуса ему нужно было добираться на троллейбусе. Войдя в транспорт, он занял единственное свободное место рядом с русской девушкой. На последующих остановках троллейбус стал заполняться пассажирами. Через несколько остановок сидящая рядом с Казбеком девушка тихим голосом, чтобы не привлекать внимание пассажиров, предложила ему уступить место стоящей рядом с ним женщине. Казбек проигнорировал это предложение и до конца поездки оставался на своем месте. Девушка была поражена таким поведением Казбека. Как бы вы объяснили девушке его поведение.
1. Он себя плохо чувствовал и поэтому не мог уступить место.
2. Стоя, он не мог наблюдать за дорогой и мог проехать свою остановку.
3. Он боялся унизить женщину, представив ее в глазах окружающих немощной и старой.
4. В тех краях, где вырос Казбек, женщинам не уступают место.
Ситуация №1 (для обучения кавказцев)
Казбек Тулаев, осетин по национальности, приехал в Ставрополь из осетинского селения Лесгор, чтобы продолжить обучение в Ставропольском политехническом колледже. До учебного корпуса ему нужно было добираться на троллейбусе. Войдя в транспорт, он занял единственное свободное место рядом с русской девушкой. На последующих остановках троллейбус стал заполняться пассажирами. Через несколько остановок сидящая рядом с Казбеком девушка тихим голосом, чтобы не привлекать внимание пассажиров, предложила ему уступить место стоящей рядом с ним женщине .Казбек был в недоумении, почему он должен это делать. Как бы вы объяснили Казбеку поведение девушки.
1.Девушка хотела таким образом обратить на себя внимание Казбека.
2. Девушка не хотела, чтобы с ней рядом сидел парень.
3. Девушка считала, что молодому мужчине неприлично сидеть, когда рядом стоит женщина.
4.Девушка хотела унизить мужское достоинство Казбека.
Литература:
- Педагогика межнационального общения [Текст] : учебное пособие / И. Л. Набок. - М. : Академия, 2010. - 304 с.
- Этнопедагогика [Текст] : учебное пособие / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 240 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
Семинарское занятие 12. Тема 24: Особенности межэтнической коммуникации в образовании
Цель занятия: рассмотреть особенности межэтнической коммуникации в образовании
План занятия:
- Описание термина «Имя народа».
- Структурные компоненты психологии этноса.
- Концепция этнической картины мира.
- Концепция структуральной этнологии.
- Принципы межэтнической коммуникации в полиэтнической образовательной среде.
Задания для самостоятельной работы:
Проанализируйте ситуации в образовательной среде, произошедшие в Америке и России. Предложите один вариант ответа, почему случился конфликт.
Ситуация 1. Учащиеся в Америке сидят на уроке, положив ноги на стол, едят и пьют. Учитель, приехавший из России, сделал замечание, сказав, что пока дети не «приведут себя в порядок» урок не начнется. Никто из учащихся не выполнил указание учителя. Урок был сорван.
Ситуация 2. Пол Эскин, мигрировавший в Россию из Америки, был вынужден учиться в российской школе. Войдя в класс, он обратился к учителю: «Привет!». После этого он прошел в класс и сел за свободную парту. Учитель сделал замечание учащемуся, потрепав его по волосам: «К учителю нужно обращаться на «Вы»! Пол отодвинулся от учителя и перестал общаться с ним.
Литература:
- Педагогика межнационального общения [Текст] : учебное пособие / И. Л. Набок. - М. : Академия, 2010. - 304 с.
- Этнопедагогика [Текст] : учебное пособие / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 240 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
Семинарское занятие 13. Тема 25: Проблема детства и воспитательные традиции в народной педагогике
Цель занятия: рассмотреть отношение к детству в культурах разных народов.
План занятия:
- Отношение к детству в культурах разных народов.
- Этнические особенности народной педагогики.
- Религиозно-мифологические основы народной педагогики.
Задания для самостоятельной работы:
- Приведите основные религиозные запреты в христианстве.
- Приведите основные религиозные запреты в исламе.
Литература:
- Педагогика межнационального общения [Текст] : учебное пособие / И. Л. Набок. - М. : Академия, 2010. - 304 с.
- Этнопедагогика [Текст] : учебное пособие / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 240 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
Семинарское занятие 14. Тема 26: Основные сферы и средства народной педагогики
Цель занятия: Рассмотреть основные направления и средства народной педагогики.
План занятия:
- Народное трудовое воспитание.
- Роль игры в народной педагогике.
- Фольклор как средство воспитания.
Задания для самостоятельной работы:
Проанализируйте народные поговорки. Выберите три из них, с которыми Вы согласны больше всего.
- С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. (русская пословица)
- Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)
- Друг - тот, кто заставляет плакать, а враг - тот, кто смешит. (персидская пословица)
- С иным водиться - что в крапиву садиться. (русская пословица)
- Одна пчела лучше пригоршни мух. (испанская пословица)
- Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. (арабская пословица)
- Узнай врага раньше, чем он узнает тебя. (туркменская пословица)
- Удел жизни - терпение, ибо врагов больше, чем друзей. (хаусская пословица)
- Не верь улыбке врага. (башкирская пословица)
- Скорпион жалит не из ненависти, а в силу своей природы. (иранская пословица)
- Чем желать смерти врагу, лучше пожелай долгой жизни себе. (туркменская пословица)
Литература:
- Педагогика межнационального общения [Текст] : учебное пособие / И. Л. Набок. - М. : Академия, 2010. - 304 с.
- Этнопедагогика [Текст] : учебное пособие / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 240 с.
- Этнопедагогика и этнопсихология [Текст] : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 448 с.
5. Образовательные технологии.
Изучение дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» строится с использованием в учебном процессе следующих образовательных технологий: технологии модульно-рейтингового обучения в течение всего курса (см. технологическую карту); технологии организации самостоятельной работы студентов, используемой во внеаудиторной работе при подготовке ко всем семинарским занятиям и во время аудиторной работы при изучении разделов 1,2. При изучении разделов 1,2 предусмотрена творческая групповая работа, дискуссия по рассматриваемой проблеме. В рамках учебного курса предусмотрена встреча с представителями Тарского Дома Дружбы. Во время лекционных занятий организуется межличностный диалог преподавателя и студентов.
6. Самостоятельная работа студентов.
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
1 | Тема 7: Психологическая характеристика этнических общностей | Чтение текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
2 | Тема 9: Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление таблицы; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
3 | Тема 11: Национально-психологические особенности представителей разных народов России | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление таблицы; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
4 | Тема 12: Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
5 | Тема 13: Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
6 | Тема 14: Психологическая специфика этнических конфликтов | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
7 | Тема 15: Этнопсихология семейных отношений | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
8 | Тема 16: Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
9 | Тема 17: Адаптация к новой культурной среде | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
10 | Тема 18: Профессионализм в межнациональных отношениях | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 3 |
11 | Тема 23: Культура межнационального общения в педагогике. | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; сочинение и анализ сказки; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 4 |
12 | Тема 24: Особенности межэтнической коммуникации в образовании | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; подбор народных игр из дополнительной литературы; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 4 |
13 | Тема 25: Проблема детства и воспитательные традиции в народной педагогике | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 4 |
14 | Тема 26: Основные сферы и средства народной педагогики | Чтение и конспектирование текста учебника; работа с конспектом лекции; составление плана ответа; ответы на теоретические вопросы; выполнение практических заданий. | 4 |
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Средства оценивания:
1). Диагностирующий контроль
Не предусмотрен
2). Текущий контроль
Таблица 2
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
Тема 7: Психологическая характеристика этнических общностей | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 9: Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 11: Национально-психологические особенности представителей разных народов России | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 12: Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный и письменный контрольный опрос. | |
Тема 13: Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 14: Психологическая специфика этнических конфликтов | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос; | |
Тема 15: Этнопсихология семейных отношений | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос; | |
Тема 16: Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный и письменный контрольный опрос. | |
Тема 17: Адаптация к новой культурной среде | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 18: Профессионализм в межнациональных отношениях | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный и письменный контрольный опрос. | |
Тема 23: Культура межнационального общения в педагогике. | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 24: Особенности межэтнической коммуникации в образовании | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 25: Проблема детства и воспитательные традиции в народной педагогике | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос. | |
Тема 26: Основные сферы и средства народной педагогики | Выполнение индивидуальных заданий в ходе семинаров; устный контрольный опрос; тестирование. |
Таблица 3. Фрагмент технологической карты
Вид учебной деятельности | Баллы | Форма отчетности | |
min | max | ||
ОСНОВНОЙ МОДУЛЬ | |||
1.Посещение лекционных занятий | 2 | 4 | Конспекты лекций |
2. Посещение семинарских занятий | 2 | 4 | Отметка в журнале |
3. Активная работа на семинарских занятиях | 5 | 8 | Устные ответы, выполнение заданий в тетради |
4. Конспектирование научных источников | 3 | 6 | Конспект в тетради |
5. Анализ ситуаций культурного ассимилятора в аудитории | 2 | 4 | Собеседование |
6. Анализ ситуаций культурного ассимилятора вне аудитории | 2 | 4 | Запись в тетради |
7. Активное участие в ролевой игре | 3 | 6 | Отметка в журнале |
8. Выполнение практических внеаудиторных занятий | 2 | 4 | Запись в тетради |
9. Анализ Интернет-источника | 4 | 6 | Работа в Интернете, запись в тетради |
10.Составление презентации | 2 | 4 | Презентация |
11. Терминологический диктант | 3 | 4 | Письменная работа |
12. Тестирование | 5 | 8 | Письменная работа |
13. Подбор списка публикаций | 3 | 4 | Список публикаций по теме |
14. Соблюдение графика изучения дисциплины | 2 | 4 | Отметка в журнале |
Итого | 40 | 70 | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ | |||
Экзамен | 10 | 30 | Собеседование |
Итого | 50 | 100 |
3). Промежуточная аттестация
Вопросы к экзамену
- Этнос как психологическая общность.
- Этнопсихология как наука: понятие, предмет изучения.
- Раса, класс, этнос, нация – понятие и сравнение понятий.
- Психологическая основа нации: национальное сознание и самосознание.
- Психологическая основа нации: национальные интересы, национальная культура, национальный язык.
- Системообразующая сторона психологии нации: национальный характер и темперамент.
- Системообразующая сторона психологии нации: национальный склад ума, чувства и настроения, традиции и привычки.
- Методология этнической психологии как науки.
- Задачи этнической психологии как науки.
- Национальный характер и ментальность.
- Этническая идентичность: сущность, основные компоненты.
- Этноцентризм как социально-психологическое явление.
- Этнические стереотипы6 понятие, основные свойства.
- Характеристика процесса стереотипизации: понятие, функции.
- Понятие, цель, задачи этнопедагогики.
- Принципы и методы этнопедагогики.
- Этническая и национальная культура: понятие, характеристика.
- Полиэтническая образовательная среда.
- Принципы межэтнической коммуникации в полиэтнической образовательной среде.
- Народное трудовое воспитание.
- Роль игры в народной педагогике.
- Фольклор как средство воспитания в народной педагогике.
- Этнические конфликты: понятие, причины возникновения.
- Урегулирование этнических конфликтов.
- Межкультурная адаптация и аккультурация.
- Особенности метода культурного ассимилятора.
- Подготовка к межкультурному взаимодействию.
- Поликультурная компетентность современного педагога.
- Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия.
- Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей.
Практической частью экзаменационного задания является анализ ситуации из культурного ассимилятора. Пример ситуации:
Во время подготовки школьного вечера, за организацию которого отвечал 9 "А" класс, по сценарию было необходимо переодевание всех юношей в женские костюмы. На репетиции ученик этого класса Руслан (чеченец по национальности) категорически отказался участвовать в этом шоу. Его одноклассники были возмущены таким поведением Руслана. Ребята стали уговаривать его, говорили, что он их очень подводит. Но юноша стоял на своем, говорил, что он может сделать что-то другое для вечера, но переодеваться не будет. Разгорелся скандал. Услышав это, классный руководитель попытался уладить ситуацию и объяснить детям поведение Руслана. Какое объяснение поведения Руслана, по-вашему, он нашёл.
1. Руслан боялся, что после этого вечера мужская часть присутствующих на вечере одноклассников будет над ним смеяться.
2. Руслан вел себя в соответствии с нормами поведения мужчин, привитыми ему с детства.
3. Руслан переживал, что женское платье оголит его не очень красивые ноги.
4. Руслану вообще не хотелось участвовать в этом вечере
Вы выбрали объяснение № 1. Нельзя исключать возможности, что Руслан мог подумать, что его поведение, связанное с переодеванием в женское платье, может вызвать насмешки со стороны ребят. Однако это маловероятно, так как в переодевании принимали участие все парни из класса, то есть его поведение напротив, ничем бы не отличалось от поведения других и не могло бы вызвать насмешек. Вам необходимо найти более точное объяснение.
Вы выбрали объяснение № 2. Это правильный ответ. Действительно, в чеченской культуре (как и в других кавказских культурах) недопустимым для мужчины является одевание женской одежды. Для данной культуры характерны жесткая полоролевая дифференциация и маскулинность, то есть выраженность мужского начала и различия в ролях женщин и мужчин, поэтому одевание мужчиной женского платья унижает мужское достоинство.
Вы выбрали объяснение № 3. Данное объяснение является неверным. В ситуации указывается, что Руслан вообще отказался одевать платье, то есть он не мог знать, будут ли видны из под него его ноги. Вам необходимо найти более точное объяснение.
Вы выбрали объяснение № 4. Вы выбрали неверный ответ. Напротив, в ситуации указывается, что Руслан был готов выполнять любую другую работу по организации вечера, кроме участия в шоу с переодеваниями. Найдите более точное объяснение.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
- Педагогика межнационального общения [Текст] : учебное пособие / И. Л. Набок. - М. : Академия, 2010. - 304 с.
- Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. Учебник / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2008.
- Этнопедагогика [Текст] : учебное пособие / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 240 с.
- Этническая психология [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. - 6-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2011. - 320 с.
б) дополнительная литература:
- Арутюнян Б.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. 271 с.
- Арутюнов С.А. Культурная антропология. – М.:Весь мир, 2004. – 214с.
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Мол. Гвардия, 1982. 293 с.
- Бесчастная А.А. Детство: история и современность. М.: «Нестор-История», 2007. 184 с.
- Болбас В.С. О понятиях и терминах этнопедагогики // Педагогика. 2001. №1. С.41-44.
- Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. 1989. №7. С.98-103.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство. 1974. 376 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 1999. 168 с.
- Воспитание этнотолерантности подростка в семье: словарь / под общ. ред. Козловой А.Г. – СПб.: ООО НЕСТОР, 2005. – 316 с.
- Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2000. 384 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. 560 с. (Историческая справка).
- Знакомство детей с народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Метод. Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А.Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. 3-еизд., перераб. и доп. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 401 с.
- Капуста Л. Праздники старого Петрозаводска // Север. 1993. №6. С.132-1135.
- Карельские народные сказки. Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1959. 208с.
- Карельские пословицы, поговорки, загадки / Сост. Г.Макаров. Петрозаводск: Госиздат КАССР ,1959, 226с.
- Карельский фольклор: Хрестоматия / Изд. Подготовила Н.А. Лавонен. На русском и карельском языках. Петрозаводск: Карелия, 1992. 272с.
- Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
- Кочкуркина С.И. Древние карелы. Петрозаводск: Карелия, 1987. 72с.
- Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.
- Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. 2-е изд. М.: Школьная пресса, 2001. 144 с. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып.24).
- Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.
- Кушнир А. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование. 1999. №1-2. С. 86-90.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (10 - нач.20 века): Учеб.пособие. М.: Изд. Дом «Форум», 1998. С. 40-93, 133-148.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. М.: Ключ-С, 1999. 224 с.
- Лунина Г. Народные традиции жизнерадостности // Народное образование. 1998. №9-10. С. 77-78.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение,1987. 239 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: Знание, 1988. 429 с.
- «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР: Сб. науч. трудов. Ч.1. Л.: Государственный ун-т дружбы народов СССР, 1991. С. 17-26, 27-36, 69-79.
- Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения / Под. ред. Байбурина. Л.: Наука, 1985. 326 с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Спб.: «Питер», 2000. 288 с. (Серия «Мастер психологии»).
- Педагогика межнационального общения / Под ред. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа). М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. 512 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Глав.ред.вост.лит., 1976. 326 с.
- Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. М.: Гардарики, 2002. 208 с.
- Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», Высшая школа, 2000. 304 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект пресс, 2004. – 368с.
- Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М.: Соц.-полит. журнал, 1998. 688 с.
- Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики // Советская педагогика. 1989. №7. С. 103-106.
- Энциклопедия русских обычаев / Авт.-сост. Н.А.Юдина. М.: Вече, 2001. 512 с.
- Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии: Сб. статей. М.: Наука, 1988. 191 с.
в) мультимедийные средства:
-
г) Интернет-ресурсы
http://ethnopsyhology.narod.ru/index.htm - Сайт "Этнопедагогика".
http://ethnopsyhology.narod.ru/svlourie/hist-ethnology/index.htm - Историческая этнология (учебник для вузов).
http://ethnopsyhology.narod.ru/study/socialization/index.htm - Исследования социализации (теории).
http://www.oim.ru/avtor.asp?nom=99 - Этнопедагогика как социокультурный феномен (статья).
http://www.iea.ras.ru/cgi-bin/depat/reports.cgi?id=1309011537 - Институт этнологии и антропологии РАН.
http://www.komi.com/Folk/komi/230.htm - Этнографическая электронная энциклопедия.
http://dob.1september.ru/2002/20/1.htm - Специальный выпуск "Этнопедагогика" в приложении к газете "Первое сентября", "Дошкольное образование".
http://www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/pedagog_5/a14.html - Использование антропотехник в рамках этнопедагогического подхода.
http://tumbalalaika.memo.ru/articles/artn18(1)/n18_06.htm - Элементы этнопедагогики в современном образовании.
http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/1999/vakaev.html - Роль этнопедагогики в механизме преодоления духовного отчуждения человека.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- специализированная лекционная аудитория, оборудованная мультимедийным демонстрационным комплексом;
- учебно-методический кабинет.
Все вышеперечисленные объекты должны соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных занятий.
Аннотация рабочей программы
Изучение курса «Этнопедагогика и этнопсихология» призвано содействовать совершенствованию профессиональной психолого-педагогической подготовки для активного участия в последующем развитии межэтнического взаимодействии во всех сферах жизни российского общества. Цель дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» - содействие развитию профессиональной компетенции посредством формирования представлений об этнопедагогической культуре будущего педагога, а также умения использовать приобретенные знания в решении профессиональных задач. Содержание дисциплины направлено на обеспечение будущих специалистов в области психолого-педагогического образования знаниями и умениями профессионального отношения к сложным проблемам, происходящим в мультикультурном российском обществе, сформировать у них умение применять научный инструментарий к объектам этнопедагогических и этнопсихологических исследований.
