Рекомендации педагога-психолога для воспитателей средних групп. «Живем по правилам».
Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети.
Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагога-психолога
для воспитателей средних групп.
«Живем по правилам».
Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе.
При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:
- коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;
- организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;
- коммуникативно - организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.
Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл - убери» и т. п.
Существуют определенные требования к правилу:
- Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
- При формулировании правил следует избегать частицы «не».
- Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
- Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
- Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
- Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло.
1. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
2. Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.
3. Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успокоиться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.
Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка.
Технология ведения и соблюдения правил:
У правила вводятся постепенно, поэтапно;
- предпочтительно их введение в начале учебного года;
- правила вводятся в специально отведенное для этого время;
- правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
- правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
- правила периодически повторяются;
- для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;
- если правила выполняются, плакаты убираются.
Зачем нужны правила?
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:
- помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
- помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
- регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.
Что делать, если правила нарушаются?
1. Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
2. Похвалить тех, кто выполнил правило.
3. Оценивать поведение, а не личность.
4. Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
5. Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.
6. Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?
Советы педагогам:
- Формулируйте требования конкретно.
Например:
- В помещении группы ходи медленно.
- Поиграл - убери на место.
- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь.
- Так легче запомнить правило и понять его суть.
- Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:
- Не бегай! (Ходи медленно.)
- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)
- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)
Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»
- Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.
Например:
- Нельзя кричать в группе, но можно:
а) говорить спокойно;
б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче и т. д.
- Нельзя бегать, но можно:
а) ходить в помещении группы медленно;
б) бегать на открытой площадке;
в) бегать на занятиях по физкультуре;
г) бегать в специально отведенном месте.
- Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.
Например:
- В помещении группы ходи медленно!
- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора).
- Кукла бегает и падает (травма).
- Создавайте проблемные ситуации.
Например: Если в группе мало игрушек и из-за этого могут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:
- Сережа - 10 минут.
- Дима - 10 минут и т. д.
А время интересно отслеживать по песочным или механическим часам!
Следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:
- Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство между разными людьми.
- Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь (предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям, и т. п.).
- Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
- Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Поощряйте стремление детей договориться при возникающих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой. Например: Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или животных.
- Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
- Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.
- Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
- Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п. Ясно формулируйте правила поведения.
- Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе.
- Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
- Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание, контакт взглядом, мимику, совместную деятельность (рисование, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
- Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре, как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пределы группы и территории дошкольного учреждения, посещение музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.
Обсуждение, подведение итогов
Детское поведение, черты характера - показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «властвовать собой» (в меру детских возможностей).
Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направляющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравственному становлению.
Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно принцип - требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.
Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток личностных качеств взрослого.
Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувством ответственности возникает как естественное следствие их контакта.
Счастливость человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребенком.