ЛИЧНОСТЬ

Осипова Елена Витальевна

Значение психологии для медицинских работ­ников среднего звена трудно переоценить. Понимание того, что каждый пациент по-разному реагирует на собственное за­болевание, позволит будущему медработнику дифференциро­ванно осуществлять уход за больными. Понимание того, что качество медицинского и семейного окружения существенно сказывается на течении заболевания и на эффективности тера­пии, позволит медработнику среднего звена создать вокруг па­циента благоприятную психотерапевтическую среду и прово­дить необходимую работу с близкими пациента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx81.07 КБ
Office presentation icon lichnost.ppt506.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                        

 СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

эмблема

Методическая разработка практического занятия

дисциплина «Психология»

Тема: «Личность»

 

       

2013г.

Одобрено                                                Составлено в соответствии с

ЦК гуманитарно-экономических                 государственными требованиями к

Дисциплин                                                минимуму содержания и уровню

Протокол №_________________                подготовки студентов от___________________20_____г.                специальности «Сестринское дело»

Председатель ЦК                                        Зам. директора по учебной работе

_________________Е.В.Осипова                ____________________М.А.Зуб

                                                        

                                                        Согласовано

                                                Начальник отдела

по методической работе

________________Н.Н.Панжинская

                                                        

Преподаватель психологии ККБМК

Осипова Елена Витальевна

2

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Выписка из рабочей программы

3. Цели занятия

4. Схема межпредметных связей

5. Картина внутрипредметных связей

6. Хронологическая карта занятий

7. Этапы занятия

8. Оснащение занятия

9. Конспект занятия

10. Приложение

11. Литература

3

Пояснительная записка

Значение психологии для медицинских работников среднего звена трудно переоценить. Понимание того, что каждый пациент по-разному реагирует на собственное заболевание, позволит будущему медработнику дифференцированно осуществлять уход за больными. Понимание того, что качество медицинского и семейного окружения существенно сказывается на течении заболевания и на эффективности терапии, позволит медработнику среднего звена создать вокруг пациента благоприятную психотерапевтическую среду и проводить необходимую работу с близкими пациента.

Это тем более важно, что сестринский процесс все более активно внедряется в жизнь лечебных учреждений, а при этих условиях медработник среднего звена, наряду с врачом, становится центральной фигурой в уходе и лечении, и также, наряду с врачом, занимается психотерапией. Знание медицинской психологии позволит медработнику среднего звена освоить и правила адекватного общения с пациентом и его родственниками.

Практическое занятие по теме: «Личность» направленно на формирование у студентов психологических знаний и умений, необходимых как  для профессиональной деятельности, так и для развития собственной личности. Закрепление знаний  концепции о структуре личности, типы темперамента, тестирование темперамента, развить умения студентов использовать данные психодиагностики с целью коррекции своих личностных качеств.

Изучение темы «Личность» дает возможность самопознания для молодого человека, только вступающего в жизнь, а таковыми в большинстве своем являются наши студенты. Самопознание необходимо для адекватного выбора сферы будущей деятельности — то ли, скажем, в качестве медсестры хирургического, или педиатрического профиля, то ли выбравшей себе «кабинетные условия», например проведение инструментальных либо лабораторных исследований.

В данной разработке представлен опыт проведения практического задания по психологии с использованием оборудования, полученного в рамках инновационного проекта ККБМК.

        Современные требования жизни определяют подготовку учебного занятия: активное использование персонального компьютера, умение работать с ИКТ,  поиск и использование информации в сети Интернет.

4

Цели занятия

Методические:

Продемонстрировать методику повышения эффективности усвоения учебного материала за счет:

        - использования в учебном процессе личностно-ориентированных технологий с элементами развивающего обучения;

        -  активизации познавательной деятельности путем формирования полимодальности восприятия фактора развития перцептивных способностей;

        - создания психолого-педагогических условий для организации подхода самостоятельной работы студента с использованием ИКТ;

Учебные:

1.Повторить, систематизировать  и закрепить знания студентов по теме «Личность»;

2.Продолжить формирование навыков работы с ИКТ;

3.Использовать методы психодиагностики для определения своих личностных качеств,  психофизиологической основой  которых является темперамент;

4.Контроль усвоения уровня знаний студентов по теме «Личность»;

Развивающие:

1.Развить  умения студентов  использовать данные психодиагностики  по теме «Личность» с целью возможной коррекции  своих личностных качеств;

2.Развить умения самостоятельной работы по применению полученных психологических знаний;

3.Способствовать развитию творческого потенциала студентов;

4.Развить способности анализировать,  интерпретировать результаты психодиагностики;

Воспитательные:

1. Стремиться к воспитанию чувства гуманизма, эмпатии, партнерства,  взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, стремление к психическому и физическому здоровью;

2. Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, бережного отношения к психике больного, умению управлять эмоциями;

3.Стремление воспитать уважение к психологическим особенностям коллег и пациентов;

6

Межпредметные связи

        

Философия

(общая психология)

психо

логия

Анатомия и физиология человека

(психофизиология)

Технические науки

физика,

информатика

(инженерная психология)

Социология

(социальная психология)

Медицина

(медицинская психология)

Педагогика

(педагогическая психология)

Обществознание

(социальная психология)

История

(развитие психологии)

7

Конспект занятия

I.1. Организационный момент. СЛАЙД (тема занятия)

II. Ход занятия.

СЛАЙД (тема, цели занятия)

2. Постановка целей, начальная мотивация.

Вступительное слово преподавателя:

 Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня, на занятии мы закрепляем такие основные понятия: как личность, индивид, индивидуальность, темперамент, характер.

(Студенты записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении всего занятия)

Для характеристики типа личности в языке существует множество эпитетов: эмоциональный, общительный, равнодушный, агрессивный, вспыльчивый, замкнутый, стеснительный, влюбчивый, медлительный, забывчивый, открытый, вялый, спортивный, подтянутый и т.д. Эти слова оценивают разные аспекты личности: мотивы деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическую внешность, идеалы, способности, аффекты, вкусы, особенности нациого характера, мировоззрение, нравственный облик, самосознание, самооценку, потребности, влечения, продукты творчества, воображение, одаренность, интеллект, социальное положение, скорость реагирования, черты характера, настроение, чувства антипатии и симпатии, переживания,  навыки и умения, эмоции, установки, манер общения и поведения, ценностные ориентации поступки, волю, образ «Я» и т.д.

3. Определение исходного уровня знаний

Преподаватель: Скажите, как вы понимаете понятие личность?

СЛАЙД  (личность-маска)

Предполагаемые ответы студентов.

Понятие личности начало складываться  уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра,

затем - самого актёра и его роль в представлении.  Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.

Личность это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

В понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Коментарий преподавателя:

Несмотря на многообразие подходов к определению личности  все современные теории сходятся в одном: человек выступает как человек, если он является личностью. Поэтому можно сформулировать понятие личности, связывающее бытие и небытие человека: личность-качество человека, определяющее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности.

Преподаватель: Что входит в структуру личности?

Предполагаемые ответы студентов:

-направленность личности

-мировосприятие

-опыт и способности,

-темперамент,

-характер,

-рисунок тела.

СЛАЙД   (структура личности) 

Эталонные ответы студентов.

  1. Когнитивная сфера - все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия. Можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.
  2. Аффективная сфера - это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.
  3. Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция - важный элемент мировосприятия личности.
  4. Сознание и бессознательное...
  5. Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Способность человека самому определять свои цели и ценности
  6. Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы
  7. Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.
  8. Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Черезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний , своего рода крайние варианты нормы называются акцентуацией характера.

  1. Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.

10.Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов

Преподаватель: 

Личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, чел может проявить себя и сформироваться как Личность.

СЛАЙДЫ (Кто личность?)

Преподаватель: Кто же личность? Знакомьтесь.

Лара Михеенко 
награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
Партизанка- разведчица в годы ВОВ

Трагедия в Подмосковье:  12 –летний Подросток убил отчима, когда тот сломал компьютерную приставку

Лилия Сергеева, занимается помощью бездомным животным. «Часто приходится слышать о том, что "все равно всем не поможешь", - говорит она. - Да, не поможешь... Но это не оправдание для того, чтобы равнодушно проходить мимо»

Преподаватель: Проведем самостоятельную проверочную работу

СЛАЙДЫ (Выбрать правильный ответ)

Преподаватель: Выбрать правильный ответ

Акцентуации характера:

а)        чрезмерная выраженность черт характера;

б)        характерологическое расстройство;

в)        один из видов психопатий.

Понятие акцентуации характера предложено

а)        Г. Айзенком;

б)        К. Леонгардом;

в)        Н. Шмишеком.

Сангвиник

а)        сильный-уравновешенный-подвижный;

б)        сильный—уравновешенный—инертный;

в)        сильный—неуравновешенный;

г)        слабый.

Холерик

а)        сильный—уравновешенный—подвижный;

б)        сильный—уравновешенный—инертный;

в)        сильный—неуравновешенный;

г)        слабый.

Меланхолик

а)        сильный-уравновешенный-подвижный;

б)        сильный-уравновешенный-инертный;

в)        сильный—неуравновешенный;

г)        слабый.

Флегматик

а)        сильный-уравновешенный-подвижный;

б)        сильный-уравновешенный—инертный;

в)        сильный—неуравновешенный;

г)        слабый.

У Гиппократа был чисто

а) физиологический подход к темперамнту

б) психологический подход к темперамнту

Проверка результатов и анализ ответов.

Преподаватель: Так как целью занятия является определение темперамента  проведем небольшой тест опросник, его автор - А. Белов.

Раздаются карточки для тестирования.

Преподаватель: После ответов на четыре блока вопросов, вам будет предложена несложная формула для наиболее точного расчета вашего темперамента.

Инструкция.

Внимательно прочитайте список свойств, присущий тому или иному темпераменту, и ставить "+", если свойство вам присуще, и знак "-", если это свойство у вас не выражено.

1. Если вы:

1. Спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны.

4. Умеете ждать.

5. Молчаливы и не любите зря болтать.

6. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

7. Сдержанны и терпеливы.

8. Доводите начатое дело до конца.

9. Не растрачиваете попусту сил.

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка в жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете порывы.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

14. Постоянны в своих интересах и отношениях.

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.

16. Ровны в отношениях со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Обладаете выдержкой.

20. Постепенно сходитесь с новыми людьми.

2. Если вы:

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.

4. Не верите в свои силы.

5. Легко переносите одиночество.

6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь.

9. Обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11. Впечатлительны до слезливости.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

14. Склонны к подозрительности, мнительности.

15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.

16. Чрезвычайно обидчивы.

17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18. Малоактивны и робки.

19. Безропотно покорны.

20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

3. Если Вы:

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы.

4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Упрямы.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Незлопамятны и необидчивы.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

13. Нетерпимы к недостаткам.

14. Агрессивный забияка.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны быстро действовать и решать.

17. Неустанно стремитесь к новому.

18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резким сменам настроения.

4. Если вы:

1. Веселы и жизнерадостны.

2. Энергичны и деловиты.

3. Часто не доводите начатое дело до конца.

4. Склонны переоценивать себя.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь к различным обстоятельствам.

9. С увлечением беретесь за любое новое дело.

10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой.

13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми.

14. Выносливы и работоспособны.

15. Обладаете быстрой, громкой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

16. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

17. Обладаете всегда бодрым настроением.

18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

19. Часто не собранны, проявляете поспешность в решениях.

20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

Ключ к тесту на темперамент.

Подсчитайте количество "+" по каждому темпераменту отдельно.

1 блок - флегматик

2 блок - меланхолик

3 блок - холерик

4 блок - сангвиник

Затем подсчитайте процент положительных ответов по каждому типу темперамента (количество "+" по одному типу темперамента разделить на количество "+" по всем четырем типам темперамента и умножить на 100%).

В окончательном виде ваша формула темперамента примет примерно такой вид: Т = 36%Х + 35% С + 15% Ф + 14%М, что означает, что ваш темперамент на 36% холерический, на 35% сангвинический, на 15% флегматический и на 14% меланхолический. 

Преподаватель: Проверим результат вашей психодиагностики с помощью компьютерного тестирования.

На персональных компьютерах выходите в интернет набираете ссылку http://testtemperamenta.ru/  и проводим online тестирование.

С помощью методики Айзенка определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента.
В опроснике Айзенка 57 вопросов. На них необходимо ответить "да" или "нет".

Интерпретация к полученным значениям.

СЛАЙДЫ (Характеристики темперамента)

Флегматик

Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других -  ленью и склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик

Обладает высокой чувствительностью: присутствует глубина чувств при слабом их выражении.  Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, скромность, осторожность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, ответственный, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

Холерик

Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, вспыльчивости при эмоциональных обстоятельствах.

Сангвиник

Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.

Решение ситуационных задач.

СЛАЙДЫ ( по рисункам Биструпа)

Преподаватель: проведем еще одно иследование личности.

Представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шапка, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете???

  • Вы выбрали картинку под номером 1, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как сангвиник!!!  
  • Вы выбрали картинку под номером 2, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как меланхолик!!!  
  • Вы выбрали картинку под номером 3, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как холерик!!!  
  • Вы выбрали картинку под номером 4, это значит, что вы поведете себя в этой ситуации как флегматик!!!

Просмотр и обсуждение короткометражного фильма и мультфильма.

Преподаватель: определите типы темперамента персонажей фильма, мультфильма.

   

Анализ собственной личности, составления плана собственного роста, самовоспитания.

Преподаватель: Согласны ли вы с утверждением: «Скажи мне, что ты сделал, и я скажу тебе, кто ты»?

СЛАЙД (Качества личности)

Прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом. В первый — «Мои идеал» поместите слова, характеризующие ваш идеал. Во второй — «Антиидеал» — черты, которыми идеал обладать не должен.

Выпишите из первого и второго рядов те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете (вне зависимости от степени выраженности). Число положительных качеств, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбике «Мой идеал».

 Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете. Результат, близкий к нулю, свидетельствует о пониженной самооценке и повышенной самокритичности. Результат, близкий к 0,5, свидетельствует о нормальной самооценке.

Если при делении количества отрицательных качеств на число слов в группе «Антиидеал» получится результат, близкий к нулю, то это свидетельствует о завышенной самооценке, к единице — о заниженной, к 0,5 — о нормальной.

сильное желание иметь то, что имеют другие, делать то, что делают другие; беспринципность или чрезмерная принципиальность; любовь к спорам; повышенная ревнивость; часто желание больше брать, чем отдавать; чрезмерное внимание к собственным чувствам и желаниям; неспособность принять точку зрения другого.

Воспользуйтесь формулой: Самооценка=успех/притязания, если ваша самооценка сравнительно низкая.

Прокомментируйте утверждение: «В принципе, человек всегда может изменить характер своей жизни так, чтобы, в конце концов, прожить именно свою собственную жизнь, реализовать свои способности, выстроить наиболее приемлемый жизненный путь».

Опрос студентов по индивидуальному письменному заданию.

Преподаватель:На преведущем занятии мы говорили об основных  профессиональных качествах сестринского персонала. Вы получили задание написть эссе  «Эмпатия как личностное качество медицинской сестры (брата)»

Студенты зачитывают эссе.

Выставление оценок.

Задание для самостоятельной работы студентов.

СЛАЙД (Всё в твоих руках)

1.Задайте себе вопрос «Кто я?» постарайтесь ответить 20 существительными или прилагательными, которые, как вам кажется, вас характеризуют. Попросите ваших друзей, знакомых, родственников охарактеризовать таким же образом вас. Сравните самооценку с оценкой окружающих и с результатами, полученными при ответе на вопросы предложенных выше методик. Какие из этих оценок кажутся  вам наиболее достоверными? С чем вы согласны, и наоборот? Над чем бы вам хотелось поработать? Что вас особенно удивило?

2. Проанализируйте с психологической точки зрения притчу:

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку,посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал:

«Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?

Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным и мудрым человеком, сказал: «Всё в твоих руках.»

3. Составьте план лекции и тезисы ответов по теме «Формирование  развитие личности».

Итог занятия.

СЛАЙДЫ (Фотографии известных людей по их принадлежности к виду темперамента)

 

Приложения.

С помощью методики Айзенка определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента.
В опроснике Айзенка 57 вопросов. На них необходимо ответить "да" или "нет".
Полученные результаты сопоставляют с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия – интроверсия; нейротизм, шкала лжи.


Принадлежность к типу темперамента выявляется при помощи системы координат, на которой отмечаются результаты по шкале "нейротизм" и шкале "экстраверсия".
Личностный опросник состоит из двух форм "А" и "В", что дает возможность повторного испытания. Опросники содержат по 57 вопросов. Ответы на них только "Да" или "Нет".

Инструкция
Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа – наиболее интересна ваша первая реакция. На вопрос можно ответить "да" или "нет". Выбранный вами ответ на каждый вопрос следует отметить в бланке для ответов. Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!
Текст опросника (вариант А).
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, одобрить или посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не затрачиваете ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины на это не было?
10. Верно ли, что "на спор" вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда вы чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли тем же? 
23. Считаете ли вы свои привычки хорошими?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувств и беззаботно развлечься с веселой компанией?
26. Можно ли сказать, что часто у вас нервы бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы за человека веселого и живого?
28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Что вы предпочитаете, если хотите что-либо узнать: найти это в книге или спросить у друзей?
33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения? 
34.Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи? 
36. Всегда ли вы говорите только правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или встречу с кем-то?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
46. Огорчились бы вы, если бы не смогли долго видеться с друзьями?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков, или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 
56. Любите ли вы подшутить над другими? 
57. Страдаете ли вы бессонницей?

Проверка и  анализ результатов

Экстраверсия – Интроверсия:
«Да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

«Нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность):
«ДА» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Шкала лжи:
«ДА» (+): 6, 24, 36;

«Нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 (один) балл.
Средний балл по шкале экстра-интроверсии 11-12 балов.
Средний балл по шкале нейротизма 12-13 баллов.
Показатель по шкале лжи в 4-5 баллов, является критическим, о свидетельствует о тенденции отвечающего давать только «хорошие» ответы (в этом случае тест на зачитывается).

Ход занятия

Использование оборудования

1

Организационный момент

2

Оснавная часть

2.1

Постановка целей

2.2

Определение исходного уровня знаний

2.3

Самостоятельная проверочная работа

2.4

Тестирование темперамента

карточки

2.5

Тестирование темперамента

компьютерное тестирование

2.6

Решение стуационной задачи

2.7

Анализ собственной личности, составление плана собственного роста, самовоспитания

2.8

Опрос студентов по индивидуальному   домашнему заданию

3

Выставление оценок

4

Домашнее задание

5

Итог занятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Личность

Слайд 2

личность Человеческий индивид,как субъект отношений и созна- тельной деятельности Устойчивая система социально- значимых черт,характеризую- щих индивида, как члена того, или иного общества. Общество

Слайд 3

Кого можно назвать личностью? Кто личность?

Слайд 4

Лара Михеенко награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно). Партизанка- разведчица в годы ВОВ

Слайд 5

Трагедия в Подмосковье: 12 –летний Подросток убил отчима, когда тот сломал компьютерную приставку

Слайд 6

Знакомьтесь – Лилия Сергеева, занимается помощью бездомным животным. «Часто приходится слышать о том, что "все равно всем не поможешь", - говорит она. - Да, не поможешь... Но это не оправдание для того, чтобы равнодушно проходить мимо».