Влияние динамики учебного процесса на состояние организма студента.

 

Стресс.  Откуда берет свое начало это явление у самого обычного студента?  Каждый должен делать свою работу: преподаватели - донести до студентов информацию, студенты, в свою очередь, ее усвоить.  Но мало кто придает значение составлению правильного расписания, и вычислению равного соотношения  обучение = отдых.  И только студент может понять другого студента, когда речь идет о проведении пятой пары и ты, из последних сил, пытаешься сконцентрироваться на получении знаний. Но какого качества эти знания будут? Ведь в голове у студента, после 8-9 часов лекций, только мысли о доме, еде, воде и о прочих бытностях, в зависимости от личности студента.  Да, средняя ежедневная учебная нагрузка у студента равна 8-9 часов, 52-58 часов в неделю, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных.  Но также следует учитывать то, что значительная часть студентов (около 57 %) не умеют планировать свой бюджет времени и занимаются самоподготовкой по выходным дням. Список факторов, влияющих на  обучение и реакцию на них студентов, можно продолжать, пусть не бесконечно, но очень долго. Поэтому в своей научной работе я хочу выделить основные факторы, влияющие на обучение студентов, а также предложить упражнения, повышающие работоспособность студента, а следовательно,  улучшающие качество усвоения получаемой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliane_dinamiki_uchebnogo_protsessa_na_organizm_s.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края.

Костенко Елена

курс 2 группа «АК-22»

специальность 060102 «Акушерское дело»

 

ТЕМА: «Влияние динамики учебного процесса на

состояние организма студента»

Руководитель работы:

Руденко Виктория Владимировна

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….…..…3

1.Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов…………………………………………………………...…4

2. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения………………………………………………….…6

3. Упражнения, способствующие повышению работоспособности студента...8

 Заключение ………………………………………………………..……….……10

Список используемой литературы…………………………………………...…11

Введение.

Стресс.  Откуда берет свое начало это явление у самого обычного студента?  Каждый должен делать свою работу: преподаватели - донести до студентов информацию, студенты, в свою очередь, ее усвоить.  Но мало кто придает значение составлению правильного расписания, и вычислению равного соотношения  обучение = отдых.  И только студент может понять другого студента, когда речь идет о проведении пятой пары и ты, из последних сил, пытаешься сконцентрироваться на получении знаний. Но какого качества эти знания будут? Ведь в голове у студента, после 8-9 часов лекций, только мысли о доме, еде, воде и о прочих бытностях, в зависимости от личности студента.  Да, средняя ежедневная учебная нагрузка у студента равна 8-9 часов, 52-58 часов в неделю, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных.  Но также следует учитывать то, что значительная часть студентов (около 57 %) не умеют планировать свой бюджет времени и занимаются самоподготовкой по выходным дням. Список факторов, влияющих на  обучение и реакцию на них студентов, можно продолжать, пусть не бесконечно, но очень долго. Поэтому в своей научной работе я хочу выделить основные факторы, влияющие на обучение студентов, а также предложить упражнения, повышающие работоспособность студента, а следовательно,  улучшающие качество усвоения получаемой информации.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Классифицировать факторы, влияющие на обучение студентов;
  2. Проследить за изменениями состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.
  3. Предложить упражнения  для повышения работоспособности студента.

  1. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов.

К субъективным факторам относятся: мотивация выбора и удовлетворенность специальностью; трудовая занятость студентов; интерес к учебе; инициативность; формы проведения досуга; знания; профессиональные способности; утомляемость; личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность); способность адаптироваться к социальным условиям обучения в СУЗе/ ВУЗе.

К объективным факторам, наиболее существенно влияющих на учебно-познавательную активность, можно отнести : средний балл школьного аттестата; демографические факторы; социальные факторы (условия проживания, уровень материального достатка); возраст, пол,  состояние здоровья; общая учебная нагрузка, отдых.

Я считаю, что особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в напряженную работу, которая требуют применения всех сил и способностей, с другой, - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации.

СУЗ/ВУЗ требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов - первокурсников, которые указывают на основные причины, вызывающие трудности при переходе на  формы обучения СУЗа/ВУЗа.  Среди причин отмечены:

  • необходимость организовывать самостоятельную работу - 43% опрошенных студентов;
  •  изменение системы контроля за успеваемостью - 24%;
  • изменение опросной системы - 16%;
  • необходимость конспектировать лекции - 10%;
  • сложность лабораторных и практических занятий - 7%

Из личного опыта могу утвердить, что самым критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период. Он, как один из вариантов стрессовой ситуации, протекает, в большинстве случаев, в условиях дефицита времени и характеризуется  повышенной ответственностью. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

2.Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.

Увеличение числа заболеваний сердечно - сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием  повышенного умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

К факторам риска можно отнести такие социальные перемены, как жизненные трудности, непонимание близких людей, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени,  торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.

Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии нервной системы и на протекании психических процессов. Большая нагрузка проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. Для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, усталость. Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения может вызвать неблагоприятные последствия. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

3.Упражнения, способствующие повышению работоспособности студента.

 Самым оптимальным способом повышения работоспособности студента является применение физических упражнений. Лично я, рекомендую каждому студенту делать с утра зарядку, так как она способствует ускорению включения в учебно - трудовой день. Также она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Ежедневная утренняя гимнастика, дополненная водными процедурами- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Во время учебных занятий, при проявлении первых признаков усталости у студентов, рекомендуется делать физические паузы. Это является действенной и доступной формой отдыха, которая не займет больше 5 минут, но при этом повысит работоспособность студентов  на 25%.  

В своей работе я предлагаю несколько простых упражнений, которые можно применять во время учебных занятий.

Упр. 1.
И.П. - сидя на стуле, голова опущена.
1,2,3 - медленно разгибаясь, руки к плечам, отвести лопатки, голову назад
4 - вернуться в И.П,
Повторить 3-4 раза.

УПР. 2. 
И.П. - сидя на стуле.
1 - поворот влево, руки на пояс (зафиксировать позу)
2 - И.П.
3-4 - то же вправо
Повторить 3-4 раза в одну и другую сторону.

УПР.З.
И.П. - сидя на стуле.
1 - прогнуться, руки вытянуть назад 2 - И.П.
3 - наклон вперед, коснуться руками пола
4 - И.П. Повторить 3-4 раза.

УПР.4. 
Повороты головы, руки за спину.
И.П. - сидя на стуле, голова вправо
1-2 - наклоняя голову вперед, поворот головы влево
3-4 - то же - вправо
Повторить 3-4 раза, медленно.
Дыхание ровное. Во время напряжения - вдох, при расслаблении - выдох.

Заключение.

Итак, подведем итог. Динамика учебного процесса оказывает явное влияние на организм студента. Неравномерность распределения нагрузок  во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушение режимов труда и отдыха, сна и питания, возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при использовании средств физической культуры. Эффективность внедрения физических пауз заключается в том, что с помощью физических упражнений можно повысить работоспособность студента, снизить его утомляемость и предотвратить появление заболеваний, развивающихся на фоне переутомления.

Список используемой литературы:

1. Сердце и спорт у детей и подростков: проблемы "взаимодействия". Под редакцией Е.А. Дегтяревой/ Изд. Ассоциация детских кардиологов России, 2011.    

2. Нормальная физиология/ Агаджанян Н.А., Смирнов В.М./ Изд: Медицинское информационное агентство, 2009
3. Основы здорового образа жизни/ Елена Назарова, Юрий Жилов/ изд. Академия,2013

4. Теория и методика физического физического воспитания и развития ребенка. Под редакцией Козловой С.А./ изд. Москва Владос, 2008.

5. Здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. Раевский Р.Т., Канишевский С.М.: изд.Наука и техника, 2008.