Как правильно выбрать профессию

В статье рассматриваются вопросы, возникающие у старшеклассников при выборе профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pravilno_vybrat_professiyu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Моя будущая профессия

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не  в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно, если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом — счастье, которое вполне достижимо для тех, кто серьезно отнесется к информации, полученной на сегодняшнем мероприятии.

Выпускнику школы достаточно сложно сделать свой профессиональный выбор, поэтому чаще он находит довольно замысловатые пути избегания настоящей ответственности за профессиональное и личностное самоопределение, и поступает следующим образом:

- Обращается за советом о выборе профессии и учебного заведения к своим более авторитетным (значимым) сверстникам и четкое следование этим советам. Однако такие советы часто строятся на существующих предрассудках о том, что есть «лучшее» и что «явно неприемлемо». Результатом ориентации на эти предрассудки является почти «поголовный» выбор подростками таких профессий как юрист, экономист, менеджер, визажист и т.п.

- Обращается за советом к своим учителям, которые часто также ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки. При этом специалисты нередко просто подыгрывают своим ученикам, предлагая им в качестве выбора именно престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации можно даже говорить о страхе самих педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы (по принципу: проще посоветовать что-то банальное, но зато общепринятое…).

- Обращается подростков за советом к своим родным и близким. Нередко и эти советы бывают ориентированы на существующие (или существовавшие ранее) предрассудки о том, что более «престижно» и «перспективно», а что менее… Особенность советов родителей в том, что даже по сравнению с учителями и профконсультантами представления о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны.

- Наконец, подростки могут ориентироваться в своих выборах на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации – СМИ (молодежную прессу, теле- и радиопрограммы и т.п.). Нередко в таком воздействии СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. Но в молодом возрасте, как известно, человек больше выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия – это всего лишь «средство» достижения желаемых образа и стиля. Профессия в этом случае как бы «подбирается» под привлекательный стиль и образ жизни. Проблема здесь в том, что культивируемый (а точнее – пропагандируемый) образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый (многократно тиражируемый), ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющегося подростка.

Конечно, выбор будущей профессии – дело не простое, но необходимое и даже жизненно важное. Как же не потеряться во всем многообразии возможных вариантов специальностей в современном мире, ведь их сейчас так много? Для этого важно иметь четкое представление о тех целях, которые вы ставите перед собой, то есть понять, что именно в первую очередь движет вами при выборе профессии. В наши дни одним из ведущих мотивов является материальное благополучие, то есть желание зарабатывать достаточно большие деньги, чтобы иметь возможность ни в чем себе не отказывать. Задумываться о своем благосостоянии нормально и правильно, так как без денег действительно не проживешь. Но является ли этот мотив достаточным и главным при выборе будущей профессии?

Думая о деньгах, не стоит забывать о том, что вы выбираете род занятий на ближайшие (по меньшей мере) несколько лет. Соответственно, именно эта деятельность будет наполнять вашу жизнь, будет вашей жизнью. А в жизни часто бывает так, что деятельность, приносящая большие деньги, не приносит одновременно и счастья. Это простая и банальная мысль: «Не в деньгах счастье». Но именно этой простотой и заурядностью она доказывает свою истинность. Поэтому я предлагаю не «открещиваться» от нее.

Потенциальная прибыльность профессии не главное. Самым важным является то моральное удовлетворение, которое приносит правильно подобранная профессия. «Но как помочь вам уже сейчас, когда вам всего 15-16 лет, выбрать тот род деятельности, который будет радовать вас долгие годы жизни?» К сожалению, универсального способа нет, будущее предсказать невозможно, поэтому при выборе вами профессии стоит в первую очередь задуматься о тех склонностях, способностях и интересах, которые есть у вас уже сейчас.

Как выбрать профессию

Схема решения задачи о выборе профессии (по Е.А.Климову)

Процесс решения задачи о выборе включает пять операций (совокупность действий):

1-я операция – составить для себя общую ориентировку в мире профессий и совокупность личных качеств, важных при выборе профессии;

2-я операция – выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны ваши головы, знания, руки, молодой задор;

3-я операция – использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение, кино, экскурсии на предприятия и др.

4-я операция – сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей;

5-я операция – сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику. Здесь важно посоветоваться с врачом, классным руководителем, учителями, старшими членами семьи, представителями изучаемой профессии.

Но окончательное решение принимать самому.

Не все школьники готовы к такому самоопределению, а кто-то даже и не стремится к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода, давление родителей.

Какой выбор можно считать правильным?

  • Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
  • Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
  • В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей

1 - Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает: он хочет делать то, чего делать не может и когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они пока об этом не знают.

2 - Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 - Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

В заключение я хочу предложить вам небольшой рассказ

«Везде я слышу, и в школе, и по радио, и родители шумят в ухо: выбор профессии, выбор профессии... А мамины гости, здороваясь, обязательно спрашивают: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»

И чем дальше от меня 1 класс, тем вездеслышнее этот вопрос.

У меня есть соседи: студент Славка и его родители. Славка уже студент, но часто зовет меня слушать песни собственного сочинения и собственного исполнения.

Славкин бородатый папа не любит Славкину музыку, не любит свою работу (он работает технологом на мясокомбинате, делает колбасу), он не любит даже любительскую колбасу собственного приготовления. Он говорит, что это всё ерунда.

Однажды оказалось, что не всё ерунда.

Славкин папа подобрал в траве какого-то больного воробья, принес домой и стал нянчиться с ним. Делал ему воздушные, солнечные и водяные ванны, чирикал с ним и чуть не называл «сынок». Когда воробей поправился и улетел, Славкин папа опять стал говорить: «Все ерунда».

Но тут нашлась кошка, и Славкин папа стал с ней мурлыкать.

Потом выискалась больная свинья, Славкин папа с ней хрюкал и лечил скипидаром.

Оказалось, что этот Славкин папа всегда любил лечить животных. В детстве он жил у реки, ездил по ней на бревне, подбирал хромых рыбок и лечил их.

А потом он вырос, и началась ерунда...

Славкина мама работает в вычислительном центре с большими компьютерами. Она не любит свои компьютеры, не любит Славкину гитару, Славкин магнитофон, проигрыватель, усилитель, и, кажется, не любит самого Славку. Она разговаривает с ним холодным компьютерным голосом.

 А теплым голосом она говорит с чужими, но маленькими детьми. Она с ними сюсюкает, утютюкает, улюлюкает. Она всегда мечтала иметь много детишек, но имеет одного детину — Славку и много компьютеров на работе. Бегать и шалить компьютер не заставишь даже дистанционным управлением.

Понятно, что в этой семье невесело, зло и холодно.

Непонятно, почему Славкин папа и Славкина мама не выбрали себе любимую работу? Если бы папа был ветеринаром, а мама работала в детском саду — им было бы счастливее. Непонятно, почему взрослые оставляют свою мечту на потом, а потом опять на потом, а потом на пенсию, а потом умирают от неудавшейся жизни.

Вот Славка. Он хотел стать «электрогитарщиком», сочинить концерт для электрогитары с оркестром. Первую гитару он смастерил сам, и я впервые услышал за стенкой песню «Сэтисфэкшн». Теперь эту песню знает весь дом: бабушки, вынося мусор, поют: "Сэтисфэкшн!», Малыши, нагулявшись, пищат: «Сэтисфэкшн!»

Только Славкины родители не получали удовольствия от его музыки. Они приговорили его поступать в медицинский институт, ведь сами они мечтали когда-то кого-нибудь лечить!

Теперь в этой семье трое несчастных, ведь родители и сына приговорили к тридцати годам служебного заключения, к принудительным работам на всю жизнь».                                                        

Не выбирай профессию, не узнав основных правил, действий и их порядка при решении задачи о выборе профессии. Если не можешь справиться с этим самостоятельно, обратись за помощью к специалисту-профконсультанту. Правильный выбор профессии позволит реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.

  1. Е.А. Климов «Психология профессионального самоопределения», М. 2004 г.   
  2. Л. Жаров, С. Ермакова «Учебник детской жизни», Тюмень 1994 г.
  3. http://www.proforientator.ru/index.php?catid=12:2009-10-08-07-49-57&id=83:2009-11-13-20-58-35&option=com_content&view=article