Особенности публичной речи
В публичной речи используется публицистический стиль.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности публичной речи
В публичной речи используется публицистический стиль. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова публицистика (общественно- политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.
Цель публицистических высказываний — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общественно-политические, нравственно-этические темы.
Для публичной речи и публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно- политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным.
У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
Широко известны публицистические статьи литературных критиков В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Шелгунова, историков С. Соловьева, В. Ключевского, философов В. Розанова, Н. Бердяева; выступления выдающихся русских юристов А. Кони, Ф. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В. Короленко (письма А. В. Луначарскому), М. Шолохов, А. Толстой, JI. Леонов, И. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В. Распутин, Д. Гранин, В. Лакшин, академик Д. Лихачев.
171. Предлагаем вам отрывок из выступления на суде известного русского юриста А. Кони. Укажите признаки публицистического стиля, иллюстрируя их примерами из текста.
Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих подсудимых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение вашей довольно продолжительной сессии приходилось встречаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, неразвитость, отсутствие безвредных развлечений и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка являлись причинами, привлекавшими их на скамью подсудимых. Совершив преступление, нарушив закон, они заслуживали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были поставлены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению преступления. Но ничего подобного в настоящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют некоторую претензию считаться людьми развитыми, которые имеют средства к существованию довольно определенные, а один из них — даже сравнительно большие. Эти лица могли бы совершенно иначе сложить свою жизнь, чем они ее сложили, могли бы отдать ее такой деятельности, которая не привлекает в конце концов на скамью подсудимых. Я думаю, что напряженное внимание, с которым вы относились к судебному следствию, избавляет меня от необходимости указывать вам на многие мелочные подробности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся его сторон, будучи убежден, что остальное дополнят ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемыми во мраке и редко всплывающими на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается приурочить один из подсудимых к целям общего блага и спокойствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство.
1. Выпишите слова, словосочетания, обороты речи, которые вы считаете характерными для речи юриста, обозначьте корни слов и ударный слог.
2. Какие средства языка помогают эмоциональному воздействию на читателя и слушателя? Ответьте письменно с приведением примеров из текста.
172. Спишите текст. Определите его стиль, выявите признаки названного вами стиля.
Почему мы (с)нов.. пиш..м о (В, в)торой (М, м)ировой войне? Не (по)тому наверное что слабость рода людского боязнь смерти и не потому что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек — величайшая ценность данного мира а его мужество и свобода его это освобождение от страха от зла которые раз(?)единяют людей.
Я не отношу себя к парадоксалистам6 но видимо человек не мог(бы) быть человеком если бы он не был способен ос..знать возможность своей смерти а осознав ее познать (не)повторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабост.. его величие и сознание собственней нужности на земле. В то(же) время человек тогда становиться человеком когда овладевает великой тайной осознав ценность жизни пер..стает боят(?)ся смерти и ум..рая (во)имя убеждений и веры се..т зерна добра которые могут или не могут стать колось..ми мгновенно.4 В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне и не только на войне это жизнь его во всем1 что1 мы называем будущ..м. Отн..ми у людей пульс самопожертвования, эту вспышку высокого духа и люди сильных убеждений прокл..нут физическое бессмерт..е если даже оно станет би..логически возможно. Опасность смерти пр..одоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия в этом я вижу проблему борьбы жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему суть которой наверное все(же) в том чтобы оставить после себя след на земле. Но одни уходя из жизн.. остевляют скольокий улиточный след на котором3 можно поскользнут(?)ся другие яркий и ровный свет найденной в борьбе истины след упорной веры в людей утвержден(?)ой в (не)пр..мирим..м столкновении с человеконенавистничеством. (Ю. Бондарев.)
1. Выпишите книжную лексику — слова и словосочетания отвлеченные, общенаучные, терминологические.
2. Объясните постановку тире (в восьми случаях, в двух случаях — в сочетании с запятой).
3. Почему в третьем предложении запятая должна стоять (учитывая предшествующий текст) не перед, а после слова потому?
173. Данные ниже слова запишите, распределяя их по частям речи. Для какого стиля характерна эта лексика?
Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдохновлять, вел., к о душный, д..структивный, кол(?)едж, волну..щий, долг, д..сто..нство, заст..влять, оправд..вать, оск..рблять, пам. .ть, прав..судие, просл..влять, бе..покойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устр..мленный, че(?)ствовать, чу(?)ства, чуткий, д..вальвация, экстр..мизм, водрузить, ком(?)юнике, собствен(?)ость, ц..вилизация, бе..корыс(?)ный, предвыборная к..мпания, кр..мин..ген(?)ый, кор(?)умпирован(?)ый, одномандатный, решающий, пр..образование, (транс)нацио- нальный, благ..денствие, ал..янс, депутат..кий, журна- лис(?)ское безвозмез(?)ный, рас(?)ледование, консолидация, консенсус.
Найдите в словарях значение непонятных для вас слов, составьте с ними словосочетания.
174. В каких стилях речи могут быть использованы приведенные ниже слова? Сгруппируйте их по тематическому признаку. Составьте с ними словосочетания.
Гипот..за, гуман(?)ость, ид..ализм, конвенц..я, консул, критер..й, матер..ализм, мировоззрение, мис(?)ия, мрак..бесие, направление, об(?)ективность, пакт, пес(?)имизм, п..сол, пр..гресс, развитие, самос..знание, сол..дарность, сх..ластика, ф..тализм, фил..софия, эклектизм, д..пл..матия.
В публицистическом стиле часто используются сло- ва: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.
175. Подберите слова с названными выше приставками, корнями и суффиксами, обозначьте в них части слова, составьте словосочетания. В каком стиле речи предпочтительно употребление таких морфем?
176. Раскройте значение данных слов (5—6 толкований запишите).
Деспотизм, фан..тизм, анарх..я, гражданственность2, объективность, гуман. .стический, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный.
177. Используя словари, дайте краткое толкование слов (письменно). Подчеркните орфограммы — непроверяемые гласные в корне. К каким из этих слов вы можете подобрать родственные?
В третьей группе слов определите значение частей слова.
1) Дайджест, дипломатия, диссидент, дума, инфраструктура, консенсус, консолидация, м..нталитет, мэрия, п..пулизм, през..нтация, рейтинг, слайд, спикер, шоу, эйфория, эскалац..я.
2) Ав..нгард, авт..ритет, агрес(?)ор, антаг..низм, гарант..я, дипл..мат, интеллигенция, конс..рватизм, п..триот, сувер..нитет, эконом..ка, эксплу..тация.
3) Авт..кратия, аристократ..я, б..рократия, гер..нтокра- тия, д..мократия, т..ократия, техн..кратия.
178. Выпишите фразеологизмы, уместные: а) в разговорной речи; б) в публицистическом стиле. Подтвердите свои выводы, конкретизируя тематику высказывания с каждым из фразеологизмов.
Сыграть (свою) роль, носиться в воздух.., ахил(?)есова п..та, (без)экивоков, бить (в)набат, Боже упаси, вт..рать очки, пустить корни, пир (во)время чумы, душа (нараспашку, взять (на)заметку, (в)самом деле, как говорит(?)ся, у разбитого к..рыта, выйти (в)свет, увидеть свет, на кажд..м шагу, в..лять хвостом, сплош(?) и рядом, с точки зрен..я, скрещ..вать шпаги, вносить вклад, в первую очередь, как вчера р..дился, другими словами, жреб..й брош..н, зад..рать нос, играть роль, иметь значен..е, развесить уши.
179*. Какие из данных слов и словосочетаний являются, по вашему мнению, общеупотребительными, а какие характерны для публицистического стиля? Выпишите их по группам.
Акционирование предприятий, народная медицина, астрологический прогноз, бизнес-тур, всеобщая ур..вни- ловка, галопиру..щая инфляция, всеобщая2 гласность, демократизация общества, обществен(?)ое сознание, дикий рынок, евангельские чтения, парафировать договор, криз..с власти, акт мил..сердия, инвестиции, либерализация цен, пестициды, лига брокеров, народная дипломатия, парламентские слуш..ния, обвальная2 прив..тизация, думский ком..тет, народные избран(?)ики, православная г..мназия, принято единоглас(?)но, пр..оритет общечеловеческих2 ценностей, (псевдо)рынок, ц.. в..лизованный, разгосударствление, маркет..нговая служба, семин..рист, р..форма политической системы, рублевое пространство, руководящие ук..зания, сплошная ваучер..зация, тружен(?)ики полей, л..цейские клас(?)ы, утверждение социальной спр..ведливости, хищн..ческий рынок, человеческий фактор, шоковая терапия.
Подготовьтесь к толкованию этих слов и словосочетаний.
180. Спишите отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя». Укажите в нем признаки публицистического стиля.
...И в отличи., от других классиков от классиков(рома- нистов) прежде всего Гоголь никогда не говорит о счасть.. . Этого слова у него нет. Этого понятия тоже.
И не (в)том даже дело что его герои счастливы или (не)счастливы а само понятие счастья для них слишком (не)определенно разве только осуществление мечты Акакия Акакиевича о новой шинел.. делает его на миг счастливым.4 Но (не)более того.
Между тем русская клас(?)ическая литература не обх..дилась без этого понятия оно было для нее как бы внутренней движ..щей силой. Дост..евский видел счастье в оч.лцении души. Толстой в полноте и естествен(?)ости чувства. Короленко в благородстве натуры. Пушкин как бы даже и овеществлял счастье и сам чувствовал его в своей крови. У Чехова счастья нет однако же (н..)(у)кого другого герой так настойчиво и глубоко н.. осмысливает понятие счастья, так не страда..т (от)того что его нет так страстно не убежден что оно должно быть.
Но счастье и Гоголь как(будто) даже (не)совместимы и хотя у нас (н..)(на)минуту н.. закрад..вается сомнение в том что все что им сделано сделано ради человека ради человечества и его судеб тем (н..)менее никак нельзя уловить что(же) Гоголь пон..мает под словом «счастье»? Как сам его чу(?)ствует?
Может быть это опять-таки объясняется его склонностью2 к сатир., и г..перболе которые обладают какой(то) своей собственной философией и чужды этой категории?
1. Обоснуйте все случаи написания -е, -и в окончаниях существительных.
2. Дайте толкование выделенных словосочетаний.
3. Напишите о своем понимании счастья.
181*. Составьте предложения или словосочетания с данными словами.
Апат..я, деспотизм, дилетант, ид..ал, интеллектуальный, пери..д, полемизировать, привилегии, проблема, рутина, субъективный, тоталитарный, традиции, ц..низм, эм..циональный, эрудирован(?)ый.
Проверьте написание слов. Выпишите слова, в которых вы допустили ошибку, от каждого из них образуйте по несколько однокоренных слов (письменно).
182. Д. Гранин в своей книге «Точка опоры» одну из статей посвятил Д. Лихачеву. Прочитайте отрывок из этой статьи, озаглавьте его. К какому типу речи вы отнесете этот текст? Почему? Выделите его главную мысль. Спишите одну из частей отрывка, обосновывая орфограммы.
I. (В)первые я увидел Д. С. Лихачева «в деле» когда шло обсуждение пр..екта рек..нструкции (Н, н)евского (П, п)роспекта. Было это в шест..десятые годы. Созрело очередное покушен..е на красоту Невского оч..редная группа реф..рматоров вз. .лась переделать проспект осовр..менить его улучшать и разуме..тся «коренным образом» перестро..ть заменить здания «не имеющие большой ценности» новыми и т. п. (Широко)вещательный пр..ект имел с.лидных сторонников жела..щих чем(то) «выдающимся» ознаменовать свое пребывание у к..рмила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комис(?)ию и вот там(то) я увидел с какой страстью и упорством Д. С. Лих..чев защищал сохран(?)ость Невского проспекта его образ его историческую цельность. В те времена для многих был (не)привычен столь решительный тон возражения городскому начальству. Спокойно и весьма тактично он опровергал довод за доводом главного арх..тектора6 и других проект..ровщиков показ„вая несост..ятельность их аргументов. Он старался не обижать персонально не уличать в ошибках исторических эст..ти- ческих но за его словами чувствовалось такое превосходство знаний что спорить стан..вилось (не)(под)силу и это раздр..жало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями» тем более чу(?)ствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику» (не)доум..вали многие что надо этому уч..ному специалисту по «Слову о полку Игореве» чего это он вою..т он-то в чем заинтересован Есть такая категория людей которая причину каждого мнения поступка в личном интересе.
II. Тот губительный пр..ект реконструкции6 Невского проспекта удалось откл..нить и в этом была большая заслуга Дмитр..я Сергеев..ча Лихач..ва. Мы привыкли к заслугам соз.-дания заслугам вос(?)т..новления то была заслуга иная мож..т (не)меньшая — заслуга сохр..нения. Она увы всегда без..мянна. Таких заслуг у Д. С. Лихачева много. Он занялся защитой пам..тников старины еще в 50(e) годы (в)след как он сам сч..тает за Н. Н. Ворониным замечательным арх..ологом и историком арх..текту- ры. Удалось спасти центр Новгорода от застройки высотными здан..ями спасти от сноса новгородский земл..н(?)ой вал. Бл..годаря протестам Лихачева его выступлениям, статьям, письмам перестали (без)разбору вырубать дворцовые парки лен..нградских пригородов. <...>
III. А Лихачев как никто другой сумел раскрыть (древнерусскую литературу не как книжность а как художественное явление сомкнул летописи с русской литературой выявляя черты единства пр..емственности литературного процес(?)а. Для него древнерусская литература это прежде всего способ изобр..жения человека. Литература творится на фоне истории отечественной культуры всего древнерус(?)кого искус(?)тва. Он наход..т в том рукописном пергаментном (средне)вековом живое понятное и нужное нам уме..т увидеть улыбку шутку услыш..ть песню. Он переб..рает цепь времен что соединяет нас ибо «человек часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого он губ..т часть своей личности». Его работы все больше привлекают защитой гуманитарных6 наук в век НТР5. Он сумел показать я бы даже сказал доказать необходимость поэзии всех жанров искусства доказать той человеческой душе которая то- мит(?)ся среди ис(?)уша..щего мира машин и расчетов. (Не)случайно Д. С. Лихачев ввел в обращение термин экология культуры. Он насытил это понятие примерами заботы о сохр. .нении культурной среды нужной для «духовной оседлости» человека для его нравствен(?)ой (само)дисц..плины. Нарушение природной среды бывает еще можно восстановить разрушение же памятников культуры (не)восполнимо. <...>
1. Назовите стиль текста. По каким признакам вы его определили?
2. Д. Гранин назвал эту статью «В служении Отечеству». Сравните свое название статьи с авторским. Распространите авторское название статьи так, чтобы получилось предложение, выражающее идею.
3. Укажите в последнем абзаце слова, устанавливающие смысловую связь между предложениями.
4. Найдите: а) междометие, выделяемое с двух сторон запятыми; б) вводное слово в последнем предложении.
В публицистическом стиле используются многообразные средства эмоционального воздействия на слушателя, читателя. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы, с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.
К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложениями), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация (усиление, нарастание чего-то) иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только — но и; не только — а и; не столько — сколько).
Средствами эмоциональной выразительности служат также фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи, просторечия и даже жаргонизмы; используются литературные образы, цитаты, языковые средства юмора, иронии, сатиры (остроумные сравнения, иронические вставки, сатирический пересказ, пародирование, каламбуры).
183*. Подберите из текстов публицистического стиля в газетах, журналах 2—3 небольших отрывка, в которых используются средства эмоциональной выразительности: эпитеты, лексические повторы, градация, фразеологизмы, пословицы и поговорки, литературные образы, элементы юмора, иронии, сатиры, каламбурные обороты, разговорная и просторечная лексика, риторические вопросы и обращения и т. д.
184. Напишите сочинение в публицистическом стиле на одну из тем:
1) Что значит найти себя?
2) Что важнее: как жить или для чего жить?
3) Является ли труд потребностью?
4) Можно ли обойтись без духовных потребностей?
5) Можно ли обойтись без потребности в общении с людьми?
185. Спишите отрывок из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова. Найдите в тексте средства эмоциональной выразительности.
СТИХИЯ И ТРУД
Япон..я это страна где природа и человек состязаются в неистовств.. . Здесь постоянно дает о себе знать необузданность ст..хийных сил. Но здесь же на каждом шагу вид..шь следы упорного труда (не)человечески человеческого.
Природа здесь не только жестока но и скупа. Пять(шестых) японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остает(?)ся человеку тут и поля возделанные словно клумбы и города и заводы. Япония столь же гориста как и Швейцария но ее равнинная часть засел..на в пять раз плотнее. Порой кажется, что (несметная рать гор захватила эту страну для себя оттеснив людей к побережью.
Потребовался (по)истине подвиг бе..числен(?)ых поколений земледельцев чтобы превратить горные склоны в уступчатые тер(?)асы5 рисовых полей в чайные и тутовые плантации чтобы возделав каждый клоч..к земли кормить сто с лишним мил(?)ионов человек имея на всю страну лишь шесть миллионов г..ктаров пашни.
Даже воды внутрен(?)их заливов заштрихованы5 темными полосами словно борозды вспахан(?)ых2 полей. Это пл..ты к которым под водой привязаны к..рзины с жемчужными5 рак..винами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японц..в находчиво восполнять скупость недр своей страны.
Ведь жемчуж..на, выращен(?)ая человеком как и крохотный тел..визор на который затрач..но ничтожное количество сырья олицетворяет собой ценности созданные будто бы из ничего это овеществленный труд и разум.
Укажите средства связи между абзацами.
186. С каждым из данных ниже слов составьте по два словосочетания (или предложения), в которых: в первом случае слово имело бы терминологическое значение, во втором — переносное, являлось бы средством усиления образности речи. Например: Свинцовая руда — свинцовый кулак (взгляд). Тормозить вагон — тормозить свои желания.
Агон..я, ак(?)орд, балансировать, б..рометр, вирус, ду..т, замороз..ть, истерия, мар..фон, р..цепты, рычаги, инфляция.
187*. Какова стилистическая окраска данных синонимов? В каком стиле речи может быть использован каждый из них?
1. Уронить себя в глазах — оконфузиться — покрыть себя позором — сесть в лужу — скомпрометировать себя — сесть в калошу.
2. Наоборот — в обратном порядке — с хвоста — шиворот-навыворот.
В публицистическом стиле, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.
Для синтаксиса публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
188. Каковы тема и основная мысль текста? Укажите его стилевые особенности (лексические, синтаксические, художественно- языковые).
ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ
I. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны Всякий ответит что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные грус(?)ные а порой и горес(?)ные картины.
Довелось мне как-то побывать на (Б, б)ородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл когда уходил (в)отпуск н.. может н.. дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными п..томками.
И это здесь на поле нашей славы в 1932 году произошло невидан(?)ое поругание народной святыни был взорван чугунный памятник на могиле Багр..тиона. Сделавшие это совершили преступление против самого бл..го- родного из чувств признательности герою защити..ку нац..ональной свободы России пр..знательности русских брату(грузину). А как расценить тех кто примерно тогда же намалевал гиган(?)скую надпись на стене монастыря построенного на месте гибели другого героя Тучкова Довольно хранить остатки райского прошлого!
II. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинград.. . В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли Росси Кварнеги Захарова Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэр..дрома стоял Путевой дворец Растрел(?)и. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии стоял близко от линии фронта но наши бойцы сделали все что(бы) сохранить его. Прик.. снись к нему руки реставраторов и какой праз(?)ничной стала бы увертюра6 к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там где он стоял пусто в душе когда это место прое(?)жаешь. И горько потому что утрата любого памятника культуры (не)восстановима они ведь всегда ин- диводуальны материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой с к..нкретными мастерами.
III. «Запас» памятников культуры «запас» культурной среды крайне огранич..н в мире и он ист..щается со все прогрес(?)иру..щей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому что меньше становится земли. Все дело в том что к патр..отизму слишком долго призывали а его надо воспитывать с самого раннего возр..ста.
Любовь к родному краю к родной культур., к родному селу или городу к родной реч.. нач..нается с малого с любви к своей семье к своему ж..лищу к своей школ.. . И еще с уважен..я к таким чувствам людей которые то(же) люб..т свой дом свою землю свое пусть и (не)понятное тебе родное слово.
Все эти важнейшие человеч..ские кач..ства помож..т тебе открыть в своей душе история любовь, уважение, знание. (Д. Лихачев.)
1. Расскажите о средствах связи между абзацами в этом
2. Восстановите пропущенные орфограммы и знаки препинания (устно, с обоснованием).
189. Напишите сочинение-миниатюру о значении слов: в чем их сходство и различия? (Один из вариантов.)
1. Обязанность и долг. 2. Помощь и благотворительность. 3. Сострадание и жалость. 4. Юмор и сатира.
Основные правила построения ораторской речи.
Страх перед выступлением.
Часто перед публичным выступлением люди испытывают волнение, боязнь перед слушателями. Существует даже такое понятие, как "ораторская лихорадка". Универсального рецепта избавления не существует. Хотя в литературе можно найти много полезных советов. Причинами возникновения неуверенности могут быть:
- Неверие в собственные возможности;
- Недостаток опыта;
- Воспоминание о провале;
- Недостаточная психологическая подготовка к выступлению
Повседневная подготовка к выступлению.
Повседневная подготовка - это прежде всего самообразование в широком смысле слова, т.е. накопление знаний из самых разных источников информации. Ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека.
Владение техникой речи.
Основные элементы речевой техники:
- фонационное (речевое) дыхание;
- голос (правильные навыки голосообразования)
- дикция (степень отчётливости в произношении слогов, звуков)
Существуют специальные упражнения, которые помогают овладеть навыками правильной речи.
Повседневная подготовка - это постоянная работа над повышением культуры устной и письменной речи.
Рекомндуется активно учавствовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, чаще выступать на семинарах и практических занятиях.Также регулярная переписка может стать хорошей школой для начинающего оратора, так как поможет оттачивать слог, выработать свой стиль. При этом важно, что бы в письмах сообщались не только бытовые новости, но и обсуждались социально значимые проблемы.
Критический анализ выступлений.
Важно не только слушать оратора, но и уметь анализировать выступления того или иного оратора.
Попытаться сформулировать, что нравится в выступлении, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приёмы, слова, речевые обороты способствовали успеху, а какие, наоборот, принесли ему неудачу.
Научившись оценивать чужие выступления оратор сможет анализировать и собственные, определять свои сильные и слабые стороны, выработать свой стиль, максимально использовать собственные возможности.
Подготовка к конкретному выступлению.
Основные этапы разработки ораторской речи.
- Определение темы
Заданная тема, уточнить, конкретизировать.
Самостоятельно выбранная тема. Исходить из личного опыта; возможно также, чтобы что бы тема представляла интерес для вас и для слушателей. - Формулировка темы.
Название речи должно быть ясным, чётким по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей (удачная формулировка заранее настроит аудиторию на правильное восприятие).
Длинные формулировки, названия, в которые включаются незнакомые слова, отталкивают слушателей. Следует избегать слишком общих названий. - Определить цель выступления.Для чего выступает оратор, что он хочет добиться от слушателей?
Цель доминирует над формой и содержанием вступления. Необходимо отметить, что выступающий должен формулировать цель речи и для своих слушателей. - Подбор материала.
Основные источники это:
- официальные документы;
- научная, научно-популярная литература;
- справочная литература: энциклопедии, лингвистические словари, таблицы, библиографические словари; статистические сборники;
- художественная литература;
- статьи из газет, журналов;
- передачи радио и телевидения;
- собственные знания и опыт;
- результаты социологических опросов;
- личные контакты;
- размышления и наблюдения.
Публичная речь
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.
Внешний облик оратора
К счастью, для хороших ораторов (не для плохих), мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе – положительное или отрицательное – и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично – это значит дать слушателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радостей на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но, прежде всего, следует подтвердить основной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.
Внешность
"С лица не воду пить..." С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет оттого, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.
Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти – чисты, обувь – начищена, платье или костюм – тщательно отглажены и аккуратно застегнуты. Мужчинам, пожалуй, более удобно выступать в обычном костюме, если погода не слишком жаркая.
Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.
Манеры
Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности.
Группа слушателей – нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого–либо под своим влиянием.
Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное – официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ова ,н ия: они предоставили ему главную роль – оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно' сменится разочарованием и досадой.
Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат. Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело – наладить с ними контакт.
1. Как только предоставят слово...
Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Изберите какую-либо принятую форму обращения: "Г-н председательствующий, леди и джентльмены..." В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.
2. Выражение лица
Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть через застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем "застывшее" выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями–печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
3. Контакт со слушателями
До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.
Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.
Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое "испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления. Выберите отрывки различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.
Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь – действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве.
Поза
Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Вы тоже должны уметь это делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст . м ногое и для позы и для чувства уверенности. Упражняйтесь в . описанной ниже манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.
Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.
Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой . Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону.
Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки – подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.
Жесты
Сущность и назначение жеста
Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.
Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами – трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой над жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.
Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.
Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.
Правила пользования жестами
При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д ) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
Как только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое время упражнениям в его технической отделке. В общем, во время речи не следует думать о жестикуляции, "кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.
Резюме
В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основы создания публичная речь………………………..………………..4
1.1. Подготовительный период……………………………...……………4
1.2. Выбор темы. ………………………………………………..…………7
1.3. Определение цели выступления……...………………….…………..7
1.4. Подбор литературы…………………………………………………...8
2. Подготовительная работа над формой речи……………………………...9
2.1. Композиционно-логическое оформление речи……………………..9
2.2. Стили публичной речи………………………………………………12
3. Ораторское искусство…………………………………………………….13
3.1. Приемы изложения материала. …………………………………….13
3.2. Творческое самочувствие оратора………………………………….16
4. Внешний вид оратора. Сущность и атрибуты имиджа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...20
Список использованной литературы.………………………………………21
Введение.
Сегодня владеть искусством речевого взаимодействия чрезвычайно важно. Ведь современный человек считает себя социально активной личностью. Он пытается изменить к лучшему жизнь нашего общества. Но в речевом действии все гораздо сложнее, чем в другой, конкретно овеществленной деятельности человека. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждать. А это целая наука, у которой есть свои законы. Не знающий этих законов хорошо понимает то, о чем он говорит, но не осознает, что же он своей речью делает. Поэтому недостаточно разработки теории убедительной речи, теории речевого общения. Должна быть создана система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимодействия оратора и аудитории.
Многие профессии человека связаны с чтением лекций, докладов, а также с постоянным произнесением речей. Для этого необходимы знания правил и принципов ораторского искусства. К числу людей таких профессий относятся: политики, профессора, преподаватели, актеры, прокуроры, адвокаты работники культуры и другие. Вся их деятельность связана с публичным выступлением, то есть публичной речью – главным оружием профессии.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации.
Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.
В своей контрольной работе я попытаюсь рассмотреть основы создания публичной речи, раскрыть особенности публичного выступления. Определить какой должны быть внешность и речь оратора
1. Как создать публичную речь.
1.1. Подготовка публичной речи.
Практика показывает, что лишь очень опытные
и талантливые ораторы могут обойтись
тезисами; более того, наиболее ответственные
документы, где важна каждая формулировка, должны
быть зачитаны.
(И.М. Суслова)
Плох тот оратор, который не пишет своего выступления. «Не записанная мысль – утеряна», подсказывает нам народная мудрость. Нам кажется, что пришедшая в голову мысль – моя и навсегда. Как можно ее забыть? Но вот прошло время в занятиях важными каждодневными делами…. И что же? Пытаемся вспомнить свою гениальную мысль. А ее – как не бывало! И остается чувство досады и сожаления. Поэтому всегда нужно записывать все, что интересного и нужного узнали, создавать, как это делают люди творческого труда, свою копилку мудрых мыслей.
Готовясь к выступлению «без пера в руке», мы многое теряем, особенно если готовящееся выступление на новую тему.
Познания людей проявляются в разных формах. Человек обладает двумя способностями познания: научной и художественной. Так же есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. То есть наука и искусство, как две формы познания, друг друга взаимно дополняют.
Что же такое публичная речь? Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание людей. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.
Чем выше умение использования обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Мышление образами – это искусство. Это утверждение можно применить и к ораторскому искусству. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, он должен быть хорошим актером.
Готовясь к выступлению первое, что должен сделать оратор – определить свою основную задачу и средства, которые помогут ее осуществить. После разработки задач надо создать образ, в котором оратор предстанет перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее.
Эмоционально воздействовать на человека голые логические построения речи не могут. Содержание, идея речи доходят до сознания слушателя через его эмоциональное восприятие. Когда публичная речь прочитана должным образом, она волнует и возбуждает не только мысли, но и чувства человека. Оратор не должен говорить монотонно. Фразы желательно произносить с разной интонацией. Между фразами необходимо делать небольшие паузы. Более длительная пауза делается, например, при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. Оратору необходимо как можно больше силы и энергии вливать буквально в каждое слово своей речи.
Одним из важнейших условий ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без них речь всегда будет бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум.
К выступлению перед любой аудиторией оратор должен подготовиться. Этот процесс подготовки можно разделить на два этапа.
Первый этап может быть назван временем ораторского замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а тем более конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования. Второй этап – это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи – ее публичное исполнение. Как на первом, так и на втором этапах оратор целиком предоставлен самому себе, и его труд составляет единство первичного и вторичного творчества. В своей работе истинный оратор самостоятелен и в известной мере оригинален от начала и до конца.
Само же выступление оратора непосредственно перед слушателями состоит из трех частей: вступительной, доказательной и заключительной. Вступление включает в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от поставленной оратором задачи и слушающей его аудитории.
Основной же частью выступления является доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Существует информационное доказательство, которое опирается на фактический и справочный материал. Можно выделить и эмоциональное доказательство, определенно требующее от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты. Такое доказательство называется отсылочным. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы.
Оратору необходимо отстаивать свою точку зрения при публичном выступлении перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.
Если необходимо опровергнуть чужую идею, тогда надо говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Чтобы ваша идея отложилась в подсознании слушателей, ее нужно повторять как можно чаще.
Затем оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по реализации данной идеи.
Важно не забывать при публичном выступлении о голосовой акустике. Она зависит от многих факторов, в том числе от расстояния до аудитории, размеров аудитории, высоты потолков и тому подобное. Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать и ее высоту. Конечно, немалое значение имеет и тембр голоса оратора, хотя этот фактор зависит еще и от природных данных человека.
1.2. Выбор темы.
Надо определить то, к чему необходимо и можно пробудить интерес слушателей. Тема диктуется потребностями жизни, важнейшими задачами современности. Тема отвечает на вопрос: «О чем будет говориться в выступлении».
Тема не должна быть слишком обширной. Обилие проблем ведет к ее поверхностному освещению. А, не видя глубокого анализа главных вопросов, слушатели будут разочарованы, не удовлетворены.
Выбор темы полностью зависит от автора произносимой речи. Если время ограничено по сравнению с обилием проблем, которые вы хотели бы рассмотреть, и если в вашу задачу не входит именно перечисление этих проблем, то тактически гораздо выгоднее не стараться «втиснуть» в выступление все вопросы, а выбрать один из них, но зато уж его проанализировать глубоко и всесторонне. Материал для выступления необходимо подбирать, исходя из общего образовательного уровня аудитории, возраста слушателей и места проведения выступления. Неверно думать, что интересной может быть речь, содержащая только новые для аудитории сведения. Такую речь люди слушать не будут – при всем желании просто не смогут. Необходимо, чтобы новое перемешалось и сочеталось с уже известным, а трудное с легким. Чем младше, чем многочисленней и чем ниже по образовательному уровню аудитория, тем проще должна быть речь, тем меньше новой информации можно давать.
1.3 Определение цели выступления.
Для определения цели необходимо знать аудиторию, мысленно ее представить, думать о том, как лучше на нее воздействовать, оправдать ожидание слушателей. Практика показывает, что молодежь лучше воспринимает эмоциональную, выразительно-заразительную речь. Молодые слушатели ценят лаконичность, точность, речевую культуру, юмор. Аудитория более взрослая предпочитает стройную логику доказательств, остро реагирует на слабость аргументации, пустословие. Оратор может тот же самый текст выступления корректировать с учетом определенной аудитории: по-другому расположить материал, подобрать другие факты, заменить начало, финал выступления и так далее.
Целевая установка отвечает на вопрос: «Для чего об этом буду говорить?», «Что я хочу изменить в сложившейся ситуации?», «Какие чувства, желания, действия хочу пробудить у слушателей?» Сверхзадача выступления, глубоко продуманная, прочувствованная, поможет создать яркое содержание и родить активное речевое действие.
1 4. Подбор литературы.
Прежде чем приступить к написанию текста речи, необходимо набрать материал по теме. Конечно, подготовка к выступлению – это глубоко творческий процесс. Изучение, систематизация материала близки к исследовательской работе, и у каждого оратора своя практика написания содержания выступления. Здесь все имеет значение: и уровень теоретических знаний, и опыт выступлений, и особенности памяти, и специфика самого содержания и стиля выступления... Но есть общие рекомендации для всех. Полезно создать предварительный план, который определит основные моменты содержания. Предварительный план убережет от лишней траты времени в работе с источниками, поможет целенаправленно отбирать материал.
При этом обязательно надо записывать фамилию, имя, отчество автора, место и год издания книги. Записанные мысли, возникшие при чтении литературы, цитаты, примеры – все это материал для будущего выступления. Записывая прочитанное, развиваешь память, мышление, вырабатываешь умение четко формировать собственные мысли, вырабатывать речевую культуру.
Не случайно бытует изречение: «Хорошая память – великое благо, но лучшее благо – это бумага». Выписки могут быть в виде цитат (обязательно с указанием источника), краткой записи отдельных положений, интересных фактов, удачных формулировок.
Можно записи делать в виде тезисов (сформулировать по-своему мысли автора), конспекта (последовательное краткое изложение содержания). На практике конспект получается комбинированным (свои мысли проходят в одном русле с мыслями автора).
Полезно вести картотеку по темам, по интересным мыслям и фактам. Из всего собранного материала надо отобрать главное и суметь это главное убедительно преподнести слушателям.
2. Подготовительная работа над формой речи.
Собран материал, написан предварительный план, определена цель выступления, известен состав аудитории. Теперь пришла пора приступить к композиционно-логическому оформлению речи. Рекомендуется придерживаться известных элементов композиции: зачин, главная часть, финал. Затем следует определить стиль будущей речи: информационный, научный, художественный или публицистический. Надо решить, какие способы изложения использовать: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, концентрический. Только следуя законам правильного мышления, оратор может доказать правоту своих суждений.
2.1. Композиционно-логическое оформление речи.
Композиция – это и есть логика развития содержания по намеченному плану. Каждый оратор составляет план выступления по-своему. План может быть очень сжатым и развернутым. Основные вопросы подразделяются на подвопросы, а те, в свою очередь, могут делиться на пункты и подпункты. На поля полезно выносить факты, цифры, цитаты. Можно составить и тезисы по плану.
Тезисы – это сжатое изложение основных положений выступления. Среди тезисов есть главный, основной. В нем заключена проблема (ответ на поставленный вопрос). Главный тезис – это кульминация выступления. В нем раскрывается цель, сверхзадача оратора.
Впервые выступающий может пользоваться конспектом или полным текстом (но полный текст не читается, а служит лишь опорой, своеобразной партитурой). Постепенно, по мере накопления опыта, оратор переходит к конспекту, затем к плану. И, наконец, наступает время, когда в живом процессе общения с аудиторией эти подсобные материалы становятся ненужными.
Начинать создание текста следует с центрального, главного раздела. Затем пишутся второстепенные разделы и затем – введение и заключение.
Особое внимание надо уделить зачину и финалу выступления, не забывая народную мудрость: «Начало и конец – всему делу венец». Удачное начало – половина успеха. Вступление преследует цели: вызвать интерес слушателей, захватить их внимание, установить контакт, подготовить благоприятную почву для совместной деятельности.
Существует много вариантов зачина. В зависимости от аудитории, условий выступления, стиля и содержания речи можно одну и ту же речь начинать иначе, по-новому. Какие же могут быть зачины?
Можно просто начать с сообщения темы и основных вопросов, которые будут освещены в выступлении.
Можно идти от места и времени, то есть от необходимости сегодня, сейчас поднимать данный вопрос.
Можно начать с интересного факта, события. Жизненный материал, волнующие факты служат «мостиком» к основному содержанию и бесспорно захватывают внимание слушателей. Так, например, академик Е.3. Тарле, несмотря на болезнь, приехал на выступление. И начал так: «Меня попросили выступить перед военнослужащими, и я не мог отказаться, приехал. Ведь вы кровью своей делаете историю, а нам, ученым-историкам, приходится только описывать».
Можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения: «Заговори, чтобы я тебя увидел», «Слово – есть поступок», «Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, нежели язык».
Можно прибегнуть к риторическим вопросам, к вопросно-ответной форме речи: «Вы пришли в школу живого слова. А не задавали ли вы себе вопросы: Не поздно ли мы спохватились? А будет ли какой толк из этого? Можно ли овладеть речевым мастерством, когда 20-30 лет не задумывался об этом? Наши встречи избавят вас от сомнений».
Можно заранее продумать форму обращения к аудитории. Обращение, наполненное чувством уважения к слушателям, а не формально-равнодушно брошенное: «Здравствуйте», будет оценено вашими слушателями. Обращение – важное средство привлечения внимания и создания благоприятной обстановки общения: «Товарищи!», «Друзья!», «Уважаемые слушатели!», «Уважаемые коллеги!», «Дорогие ветераны!», «Милые женщины!»… - все зависит от того, к кому обращено это приветствие. Как видим, арсенал вариантов зачина множествен. И зависит он от характера темы, состава аудитории, цели выступления, личности самого оратора.
Не менее важен и финал. Без заключительного аккорда речь воспринимается как нечто незавершенное. Часто, не продумав финала, оратор добавляет фразу за фразой, мучаясь от того, что никак не может поставить точку. А ведь «лишнее слово в досаду вводит».
Необходимо продумать, какими именно словами закончить выступление – с учетом состава аудитории, содержания и стиля речи. В качестве концовки: или делается вывод из сказанного, или повторяется главная мысль, или приводится яркий образ, или обобщающий афоризм, мудрое высказывание, или эмоционально звучащие поэтические строки, или меткое, острое словцо, наполненное юмором...
В момент заключения речи не давайте слушателям возможности расслабиться, «остыть». Концовка – это сильный, сконцентрированный на главном акт речевого действия.
В главной части выступления всесторонне раскрывается тема и идея. Осуществляется логический переход от одной мысли к другой. Выдвинутые положения подтверждаются фактами. Так как главная часть продолжительна по времени, то полезно ее разбивать на части (разделы). Такое деление облегчает слушателям восприятие и усвоение материала.
Переход от одной части к другой можно осуществлять с помощью таких слов и выражений: «Следовательно», «Итак», «Значит», «В дополнение скажу», «С одной стороны – с другой стороны», «Перейдем к следующему разделу» и так далее. Эти «переходные» слова как бы подытоживают сказанное и направляют внимание на продолжение речи. Конец раздела можно отделить и просто паузой, и сменой тона, темпа речи, и силой голоса, изменением позы и тому подобное.
2.2. Стили публичной речи.
Многое в выступлении оратора зависит от стиля речи. Стили разделяют на информационный (или деловой), научный, художественный, публицистический.
Информационный стиль – это, главным образом, передача того или иного содержания, информации. И речь при этом отличается «логической интонацией», без яркой эмоциональной или волевой окраски. Например: объявление программы передач по телевидению или радио.
Научный стиль ставит цель: не только информировать, но и направлять сознание и волю слушателей на запоминание важных мыслей. При этом используются две группы интонационных средств: логические и волевые. А в речи применяют глаголы: «заинтересовать», «доказать», «убедить», «вызвать желание изучать, углублять знания»...
Художественный стиль – это триединство логики, чувств и воли; он воздействует на волю слушателей больше через чувства, образ, будоража, пробуждая эмоционально-чувственную природу человека.
Публицистический стиль, как и художественный, пользуется триединством логики, чувства и воли. Но логика в нем играет первостепенную роль. Публицист прямее воздействует на волю: побуждает слушателей менять взгляды, ход мыслей, поведение...
Специфика стилей в том, что в каждом из них присутствует все. Меняется только соотношение волевых и эмоциональных компонентов. Часто во время выступления стили как бы чередуются: в научный стиль (например, лекция) вкрапляются элементы художественного стиля (образная иллюстрация). В художественный стиль — публицистический (волевой призыв, риторические вопросы, ведущие к размышлению, и т. д.). Все зависит от ситуации общения, цели, задач выступления, от индивидуальности оратора.
3. Ораторское искусство.
3.1. Приемы изложения материала.
Способы изложения материала, которые, как и стили речи, перемежаются в процессе непосредственного общения со слушателями, разделяются также на несколько видов.
Хронологический прием изложения материала предполагает исторический подход к освещению проблемы. Он может быть обогащен приемом ретроспективною показа событий: начать с наших дней, а потом «уйти» в историю вопроса, с тем, чтобы вновь вернуться в «сегодня».
Драматизируют материал приемы контраста и аналогии. Они позволяют действенно, ярко подчеркнуть контрастность позиций, взглядов, способов жизни, нравственных начал человека, общества. Особенно оправдывают себя эти приемы, когда надо раскрыть истинные ценности жизни.
В публичном выступлении используются дедуктивный (от общих положений к частным примерам) и индуктивный (от частных примеров, случаев, событий, фактов к обобщению) способы мышления. Индукция и дедукция находятся в диалектическом единстве, взаимно дополняя друг друга. Так, например, высказанная мысль о падении речевой культуры народа подтверждается многочисленными примерами из передач радио и телевидения; затем делается вывод, раскрываются причины.
Полезно прибегать и к такому приему, как повтор, когда неоднократно повторяется главная мысль. Прием повтора эмоционально усиливает значимость содержания речи, делает более понятной сверхзадачу оратора.
Создавая композицию выступления, необходимо соблюдать и простейший методический принцип: мысль должна двигаться от простого к сложному, от известного к новому.
И еще: в речевом общении взаимодействуют информационный и смысловой уровни (передача содержания и передача подтекста, отношения к сказанному). Только на втором, смысловом, уровне проявляется конкретное содержание и цель выступления. Создавая текст будущей речи, надо учитывать этот второй (смыслово-подтекстовой) уровень передачи содержания. Ведь речевое общение осуществляется на основе не только логики, но и конкретно-чувственного, образного представления о действительности. Оратор воздействует па слушателей своими видениями того, о чем говорит. Великий физиолог И. П. Павлов писал: «Если не хочешь прослыть болтуном – за каждым словом разумей действительность». Нужно уметь отбирать в свою «копилку» факты, примеры, картины жизни, искусства, литературы. Тогда любая абстрактная мысль, проиллюстрированная ими, будет живой, пульсирующей.
Доказательность в ораторском искусстве – это фундамент, ее «мускулы». Все разваливается, повисает в воздухе, если оратор не сумел обосновать свои положения и выводы. Любое положение следует объяснить, доказать. Доказательство, как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов. Первый – тезис доказательства, то есть положение, истинность которого обосновывается в тексте. Второй – аргументы, доказательства, исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых ведется обоснование. Третий элемент - демонстрация, то есть логическая связь, показывающая зависимость между аргументом и тезисом. Таким образом, тезис – это то, что доказывают, демонстрация – способ обоснования тезиса.
Фактический материал повышает научный уровень речи. Но факт факту рознь. Факт может оказаться случайным, не типичным, не коренным. Только достоверные, типичные, убедительные, социально глубокие факты, проанализированные с определенных позиций, взятые в единстве и взаимосвязи, могут доказать основную мысль выступления.
В зрелой, теоретически подготовленной аудитории фактов требуется меньше, чем в молодежной аудитории, у людей с меньшим жизненным опытом.
Надо обратить внимание и на искусство цитирования. Цитата, ссылка на авторитет – сильное средство доказательности. Она обладает особой внушающей силой, повышает смысловую и эмоциональную насыщенность речи. Цитирование не обязательно должно быть дословным. Можно своими словами передать мысль, но об этом надо непременно сообщить аудитории. В качестве цитат приводятся мысли из книг, статей, научных трудов, художественной литературы... Цитирование направлено на подтверждение главной мысли выступления. Но не следует перегружать свою речь цитатами, иначе в них потонет ваша собственная точка зрения, и вы оставите впечатление неуверенного человека.
И, наконец, пятый этап подготовки к выступлению – это произнесение речи. Воспользоваться нужно репетицией.
Репетиционный период покажет: насколько хорошо мы владеем материалом, какие места выступления оказались слишком длинными либо слишком короткими, каких не хватает фактов или цитат; хороши ли зачин и финал, как мы владеете культурой и выразительностью речи. Не надо пытаться говорить «по памяти», мыслить, заново творить свое выступление не боясь оформлять мысли разными языковыми средствами. Нужно помнить: заученный текст написанного выступления парализует мыслительный процесс оратора, и его речь будет мертва. Поэтому обязательно «с пером в руке» надо готовиться к выступлению, но также обязательно следует отбросить домашнюю заготовку и вести живой разговор с аудиторией.
«Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия... Как движущийся корабль даже по прекращении гребли продолжает плыть прежним ходом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли», - писал Цицерон.
3.2. Творческое самочувствие оратора.
Оратор – это обязательно вдохновитель, способный пробуждать, воодушевлять, побуждать к действиям слушающих его людей. Но чтобы вдохновлять, надо самому находиться в состоянии творческого подъема, при котором полнота духовных и физических сил ведет к наилучшему воспроизведению содержания выступления и передаче его другим.
Вдохновению, однако, мешают трудные условия публичного выступления. Ведь оратор как бы «выставлен напоказ», обязан понравиться слушателям, его речь должна иметь успех, он хочет испытать удовлетворение от того, что передачей нужного, важного для людей, их развития, он углубляет сознание, возвышает чувства, поднимает культуру. Эта «зависимость» от аудитории может вызывать состояние страха, неуверенности, растерянности, рассеянности, скованности, напряжения и так далее. И тут не прикажешь себе: «Не поддаваться всем этим человеческим слабостям!». Они неизбежны, если оратор не научился создавать условия для нормального человеческого состояния во время публичного выступления. Творческое самочувствие — это и есть такое душевное и физическое состояние, при котором весь творящий аппарат оратора, все его «...внутренние «пружины», «кнопки», «педали» действуют превосходно, почти так же или даже лучше, чем в самой жизни».
Именно в такие моменты публичного выступления восстанавливается естественный речевой процесс взаимодействия, живой диалог с аудиторией.
На важность творческого самочувствия в деятельности оратора указывал еще М. В. Ломоносов: «В возбуждении и утолении страстей, - говорил он, - во-первых, три вещи наблюдать должно: первое - состояние самого ритора; второе - состояние слушателей; третье - самое к возбуждению служащее действие и силу красноречия»
На первое место ставил Ломоносов состояние оратора. Именно от состояния оратора зависит и то, способен ли он наблюдать и создавать необходимое состояние у слушателей, следить за тем, как осуществляется процесс речевого взаимодействия, подчинен ли он «сверхзадаче» выступления, какова сила его красноречия.
Владеть речевым взаимодействием – это, прежде всего, уметь в психологически сложных условиях публичного выступления сохранять естественный речевой процесс, свойственный повседневной речи. Только при этом условии творческого изложения материала оратор может рассчитывать на «сомыслие», сопереживание слушателей, на их активное участие в процессе восприятия содержания и формы выступления. Ведь слушатели больше верят тому, что видят, чем тому, что слышат. И когда они видят, как оратор здесь на их глазах рождает мысли, заново творит свое выступление – они втягиваются в творческий процесс. Импровизация вызывает чувство доверия слушателей, близости к оратору. Всегда ценится только что рожденное слово.
Какие же навыки, умения, знания позволяют оратору каждый раз создавать в себе такое физическое и душевное состояние, которое определяется как творческое самочувствие?
Неоднократно подмечалось, что многие ораторы непроизвольно обретают состояние творческого самочувствия в моменты появления перед слушателями, которые возбуждают в них творящую энергию. Конкретная, живая аудитория «посылает» душевную теплоту, вселяет веру в себя, в свои ораторские способности.
Оратор, сумевший вызвать сопереживание, одобрение слушателей, черпает в этом уверенность, воодушевленность, питающие творческое самочувствие. Но так бывает не всегда. Не все, особенно начинающие, умеют владеть собой, вызывать и сохранять до конца выступления творческое состояние.
К творческому самочувствию, прежде всего, ведет полная готовность к выступлению, которую обеспечивает глубокая проработка материала по теме выступления, научность, логичность и доказательность содержания, языковое оформление, владение материалом. К творческому состоянию ведет прочувствованная сверхзадача выступления.
Оратор обязан знать, что он намеревается изменить в сознании, в чувственном мире слушателей, в их взглядах, позициях, в понимании тех или иных событий, происходящих в стране, мире.
Одновременно надо развить внутреннее бесстрашие и бдительность, которые будут ограждать сосредоточенность оратора от разрушающих воздействий аудитории, не допустят психологического зажима, а значит, будет исключена возможность потери способности мыслить в ситуации публичного выступления.
Творческое самочувствие обеспечивается еще и навыком многоплоскостного внимания. Надо уметь воспринимать и осознавать сразу несколько объектов, погружаясь в материал, одновременно контролировать верность словесного оформления своих мыслей, следить за аудиторией, помнить о регламенте, решать, как лучше завершить лекцию и т. д.
Нельзя переступать грань ораторского такта. Слово «такт» (tactus) в переводе с латинского означает «прикосновение». Такт – это понимание душевного состояния других людей и умение поставить себя на место слушателей. Особенно необходим такт при ответах на вопросы, которые задают подчас и не по теме, и слишком остро, а иногда и каверзно, на которые не всегда легко ответить. Такт вырабатывается путем постоянного самоконтроля, воспитания чувства меры во всем, совершенствования характера, повышения профессионального мастерства.
Вызванная в начале выступления симпатия подкрепляется затем в процессе слушания авторитетностью, компетентностью, идейной убежденностью, принципиальностью, смелостью суждений, правдой в освещении темы. А, видя, что он «принят» аудиторией, симпатичен ей, оратор еще больше вдохновляется и творит, не скрывая радости своего общения со слушателями.
Что же такое обаяние человека? Ответ прост: естественность поведения. «Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех», - писал Стендаль. Отсюда требование к оратору: «Кажись таким, какой ты есть» или «Будь таким, каким ты кажешься».
Когда оратор чувствует, что владеет живым, звучащим словом, что его речь воздействует на аудиторию, то это стимулирует его творческое самочувствие.
4. Внешний вид оратора. Сущность и атрибуты имиджа.
Перестрой отношение к вещам, которые
волнуют тебя, и ты будешь от них вне
опасности.
(Марк Аврелий)
«По одежке встречают…»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Всякая речь должна быть составлена,
словно живое существо, — у нее должно
быть тело с головой и ногами, причем
туловище и конечности должны подходить
друг к другу и соответствовать целому.
Платон
Необходимо всегда помнить, что со словом нужно обращаться очень осторожно, ибо оно ведет людей на подвиги и убивает, призывает к любви и в ненависти, вдохновляет и лишает уверенности в свои силы, способности.
Процветание общества зависит во многом не только от экономики, техники, но и от культуры слова, понимания обществом значимости этой культуры, умения владеть словом.
Наша обязанность, наш долг перед обществом - всячески способствовать тому, чтобы в нашем обществе возродился истинный диалог.
Завершая реферат, приведу слова Цицерона из трактата "Об ораторском искусстве", в которых он выразил надежду, что "Перо — лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия... Как движущийся корабль даже по прекращении гребли продолжает плыть прежним ходом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли".
