практикум "Эффективного общения для молодых педагогов"

Цель: повышение эффективности общения молодого педагога и учеников.

Задачи: актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися, осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Данный практикум составлен из упражнений, помогающих определить важные моменты в общении с учащимися как молодым педагогам, так и имеющим опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_effektivnogo_obshcheniya_dlya_molodykh_pedagogov.docx540.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышение эффективности общения молодого педагога и учеников.

Задачи: актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися, осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

На  встрече попробуем провести анализ собственного опыта общения педагога с родителями учащихся, самими учащимися. Отработаем навыки невербального и вербального взаимодействия, активного слушания. Совершенствование способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Это необыкновенно интересно и увлекательно – разбираться в человеческих отношениях, перестраивать общение, замечать то, чего не замечают другие люди. Когда становятся видны мелкие детали, начинает проясняться совершенно другая картина, намного более глубокая и значимая, чем все то, что было прежде заметно. Мы все создаем мир, в котором живем. Так давайте сделаем его таким, чтобы жить в нем было приятно. И общаться – особенно!

– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

1 Упражнение. Инструкция:  Каждый из нас показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.

Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.

Мини – лекция «Важные средства общения».

«Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент Экзюпири).

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать:

Средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

Роль глаз в невербальном канале общения очень значительна.  Глаза как “зеркало души”, ”залог верности”, ”кратер ненависти”, ”символ жизненной  силы”  и  ”сияющие   звезды”     часто   соотносятся   с психическими состояниями.     Глаза являются  важным выразительным органом. Мы интуитивно точно сразу  же определяем, какие глаза  смотрят  на  нас:  мягкие,  нежные,  пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные,  стеклянные,  тупые,  искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или  влюбленные.  Взгляд  может возбуждать, приковывать,  восхищать.  

Отсутствие  взгляда  также  может  быть  сигналом.  Можно   подчеркнуто отводить глаза, показывая, что игнорируешь партнера, не хочешь иметь  с  ним дела.  Вообще  наблюдения   в   самых   разных   ситуациях   показали,   что положительные  эмоции  сопровождаются  возрастанием   количества   взглядов, отрицательные ощущения  характеризуются  отказом  смотреть  на  собеседника. Чтобы построить  хорошие  отношения  с  другим  человеком,   ваш   взгляд   должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения.   Неудивительно,  что  скованный, скромный  человек,  который  встречается  с  вами  взглядом  менее  чем  1/3 времени, редко пользуется  доверием.  При  переговорах  никогда  не  следует надевать темные  очки,  потому  что  у  других  появится  ощущение,  что  их разглядывают в упор.

Взгляд  может  «выражать  больше,  чем слова».     Язык  глаз  очень  важен  для  самоощущения  в процессе общения.

Психологическое пространство. В общении людей  важно,  на каком расстоянии они разговаривают, стоят или сидят, как располагаются в пространстве и насколько это удобно для них.  Если это расстояние больше 5метров, то вряд ли получится долгий разговор.

Общение на близком (интимном) расстоянии возможно лишь с близкими людьми.

С малознакомыми людьми при сильном приближении разговор может не получиться. Собеседники почувствуют себя напряженно, им будет неудобно говорить друг с другом. Пример: ситуация в лифте.

Психологи считают, что наиболее подходящая дистанция для доверительного общения от 40 см- до 1м.

Общение конечно возможно и  на расстоянии от 1м - до 4 м.  Но при такой дистанции оно будет, скорее всего, поверхностным, неглубоким – это формальное общение.

Однако нет точного расстояния удобного для всех  людей в самых разных ситуациях. Люди все разные. У каждого человека есть наиболее удобное для него расстояние при разговоре с людьми. Это его личное психологическое пространство.

2. Упражнение «Язык телодвижений»

Цель: научиться правильно интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.

Оборудование: изображения поз, мимики и жестов людей (рисунки 1-9).

        

        

        

http://festival.1september.ru/articles/578152/img2.gif


Аллан  Пиз американский психолог в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду.

Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения (вывешивает на доску рисунки №1, 2). После дискуссии он объясняет, что на рисунке №1 изображен человек негативно настроенный против собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.

Далее к доске прикрепляется рисунок №3.

Ведущий: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3?

После того, как желающие выскажутся, ведущий сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка».

Следующими на доску помещаются рисунки № 4, 5.

Ведущий: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.

Демонстрируются рисунки № 6, 7.

Ведущий: палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует подбодрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7, то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.

Последними к доске крепятся рисунки № 8, 9.

Ведущий: Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.

 3.Упражнение «Описание ученика»

Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика. 

Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием

(приложение 4).

В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».

В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – положительной в первом случае и отрицательной –  во втором, то описания у них совсем разные (подобный эксперимент проводил Розенталь со своими студентами.).

Ведущий. Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить и что бы ни сделал тот или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.

4. Упражнение «Фразы»

Цель: способствовать развитию умения использовать ролевые позиции в общении.

Фразы для упражнения: “Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы”; “Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке”; “Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании” “Пожалуйста, выслушайте меня, если у вас есть время”.

5.Упражнение “Диалог с ролями”

Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.

Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью (приложение 5), которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.

Тема для обсуждения: Муж – алкоголик. Что делать: терпеть или развестись?

Роли: соглашайтесь со мной, игнорируйте меня, возражайте мне, восхищайтесь мной, удивляйтесь мне.

Рефлексия: участники озвучивают свои чувства, мысли, и что изменилось, когда вы поняли какая ваша роль? Зрители делают выводы о том, что помогало быть успешным в диалоге и что мешало (навязанная роль, стереотип отношения)

6. Упражнение «Рюкзачок» 

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной.  

Собирать рюкзачок  будем всей группой друг другу.

ТЕХНОЛОГИЯ "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА" (рефлексия)

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка (приложение 7). На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На синем листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.
Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив работы Школы молодого учителя.


http://facesalon.ru/images/stories/3/42/10.jpg

http://facesalon.ru/images/stories/3/42/10.jpg

Приложение

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//minecrafting.ru/wp-content/uploads/2011/01/%25D0%25A7%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%25D0%25BD.png&mb=imgdb_preview_28

http://bt.gramix.ru/assets/images/bt/viss/sm_3.jpg

http://cs307302.userapi.com/g41113893/a_fc91c3cd.jpg


Тест для самооценки затруднений в общении с родителями.

Уважаемый педагог!

Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения, с родителями в образовательном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет».  Если какие-то суждения Вы не можете оценить однозначно, обведите их порядковый номер кружком.

Опросник используется не для контроля, а для самоанализа профессиональных затруднений.

1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания  каждого  ребенка,   структуру   семьи,   уровень  развития родителей. Да. Нет.

2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка. Да. Нет.

3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнерские отношения. Д., Нет.

4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувства и поведение. Да. Нет.

6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.

7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.

8. Как правило, с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.

9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы и пр. Да. Нет.

10. Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству.  Да. Нет.

11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии. Да.  Нет.

12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в различных жизненных ситуациях (в школе и дома) размышлять над мотивами его поведения.  Да. Нет.

13. Обогащаю родителей умением  организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребенком в семье. Да. Нет.

14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцируемом) общении с родителями. Да. Нет.

15. Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной  литературы по семейному воспитанию.  Да, Нет.

16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.

17. Удается объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.

18. Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах. Да. Нет.

19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.

20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.


Памятка «Правила активного слушания»

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Памятка «Правила активного слушания»

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Памятка «Правила активного слушания»

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Памятка «Правила активного слушания»

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.


Приложение №4  «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста,  развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.

  • Открытость
  • Отзывчивость
  • Доброта
  • Внимательность к людям
  • Умение решать конфликты
  • Тактичность
  • Вежливость
  • Готовность к сотрудничеству и др.

Приложение №4  «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста,  развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.

  • Открытость
  • Отзывчивость
  • Доброта
  • Внимательность к людям
  • Умение решать конфликты
  • Тактичность
  • Вежливость
  • Готовность к сотрудничеству и др.

Приложение №4  «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста,  развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.

  • Открытость
  • Отзывчивость
  • Доброта
  • Внимательность к людям
  • Умение решать конфликты
  • Тактичность
  • Вежливость
  • Готовность к сотрудничеству и др.

Приложение №4  «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста,  развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.

  • Открытость
  • Отзывчивость
  • Доброта
  • Внимательность к людям
  • Умение решать конфликты
  • Тактичность
  • Вежливость
  • Готовность к сотрудничеству и др.

Приложение 5

соглашайтесь со мной

игнорируйте меня

возражайте мне

восхищайтесь мной

удивляйтесь мне