Анализ работы педагога-психолога за 2013 - 2014 учебный год

Слепченко Виктория Алексеевна

Анализ эффективности психологического сопровождения обучающихся.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx118.37 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эффективности психологического сопровождения обучающихся

в 2013 – 2014 учебном году

 Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение системного подхода в создании условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Общими задачами психологического  сопровождения являются:

  • организовать психолого-педагогическую поддержку воспитанников и педагогического коллектива;
  • проводить профилактику девиантного поведения воспитанников;
  • оказывать индивидуальную  психологическую помощь воспитанникам;
  • оказать помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении;
  • разработать методические рекомендации для педагогов по сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
  • организовать работу с воспитанниками, состоящими на внутришкольном контроле;
  • проводить профилактику употребления ПАВ, суицидального поведения, жестокого обращения  среди воспитанников школы-интерната.

        В прошедшем учебном году работа педагога-психолога в течение всего периода обучения планировалась и велась по четырем основным направлениям: диагностика, коррекция, профилактика и просвещение, в соответствии с возрастными закономерностями и индивидуальным своеобразием психического развития учащихся образовательного учреждения VIII вида:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

      2. Организационно - аналитическая работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

      3. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия). Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

      4. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися).

I. Диагностическое направление.

           1. В 2013 года было проведено обследование вновь прибывших учащихся первого и других начальных классов с использованием диагностических методик:

- Семаго М.М.

- Забрамной С.Д.

- Мак-Керри

- тесты Чередниковой Т.В.

- Истоминой В.М.

- нейропсихологическое исследование,

           Всего в исследовании приняли участие 15 обучающихся.

    Целью исследования является изучение уровня сформированности следующих сфер развития:

- двигательная сфера

- сенсорная сфера

- познавательно-психические процессы

- социально-эмоциональное развитие  

Результаты диагностики выявили:

Сниженный уровень познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь) у 100% обследуемых. Работоспособность обучаемых воспитанников  низкая, мотивация к учебной деятельности не сформирована, преобладает игровая деятельность. У всех детей наблюдается нарушение целевых установок, повышенная утомляемость, общая осведомленность об окружающем мире намного ниже возрастной нормы.  Словарный запас беден, а Купцов Андрей и вовсе не говорит. Пространственные представления сформированы недостаточно. Нарушение тонкой моторики.

У 100% уровень, тревожности повышен. Самооценка высокая у 100%. Страхов не выявлено.

Так из 5 детей первого класса 2 человек имеют средний уровень развития психомоторики  и сенсорных процессов (Коновалов Е., Горбачёв В.)  уровень – ниже среднего у троих учащихся (Сиденко А., Горбачев Д., Купцов А..).

    Четверо вновь прибывших обучающихся во 2 класс (Искандеров Р., Вахний П., Камшиловаи Т., Середа Е.) имеют уровень психического развития – средний).  

В 3 классе (Бузыкин К. – низкий уровень, Гаркушины Е. – ниже среднего). 4 класс Сканцев А. – средний уровень развития психомоторики и сенсорных процессов. В 5, 7-ом классах (Аксенов А., Козицин А., Индейкина М. – средний уровень).

            Основываясь на результатах исследования, были спланированы и велись в течение года подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, а также коррекции ЭВС с опорой на наиболее сохранные сферы психики и зону ближайшего развития каждого ребенка.

          2. В ноябре исследовалась проблема адаптации вновь прибывших детей к школе-интернат.           Оценка осуществлялась по трем компонентам: физиологический компонент – показывает  уровень физиологической адаптации детей к школе-интернату, т.е. справляется ли организм ребенка с нагрузкой; деятельностный компонент – характеризует, насколько ребенок может усваивать учебную программу и есть ли проблемы в учебной деятельности; эмоциональный компонент – эмоциональное отношение  к учебной деятельности, учителю, одноклассникам. Результаты диагностики показали, что:

Не удалось обследовать в полной мере Купцова Андрея, в связи с его психофизиологическими особенностями (мальчик не говорит, обращенную речь понимает ситуативно, избирательно выполняет простые инструкции.)

Физиологический компонент сформирован у 100%  обследуемых учащихся.

Деятельностный компонент сформирован у 11%  обследуемых учащихся.

Эмоциональный компонент. Большинство обследуемых учащихся не дифференцируют эмоциональные проявления (горе, радость, обида, скука…), но результаты диагностики показывают, что эмоционально положительное принятие школы-интерната сформировано у Сканцева Анатолия, Середа Евгения, Гаркушиной Евгении, Горбачева Вадима, Купцова Андрея, Искандерова Руслана,  не в полной мере принятие принятия у Вахния Павла и у Камшиловой Татьяны.

Хотелось бы отметить, что барьера между педагогами и воспитанниками  нет. Им нравятся учителя, воспитатели класс, в котором они учатся. Учителя и воспитатели создают атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний. В школу дети ходят охотно, вполне приспособились к школьному режиму, справляются с учебной нагрузкой без перенапряжения. (Кроме Купцова Андрея). После обследования выданы  рекомендации учителями и воспитателями, провести  цикл воспитательных занятий, направленных на улучшение микроклимата в классе и сплочение коллектива, создавалась ситуация достижения успеха каждым учащимся.                

    3. В ноябре проводилась работа по изучению профессиональных интересов 9 класса. В анкетировании приняли участие 13 обучающихся. Адекватный выбор будущей профессии показали 2 человека (10). Остальные обучающихся (90%) не определись с выбором свое будущей профессии, что говорит о случайном, не адекватном профессиональном выборе данными учениками, недостаточной осведомлённости о необходимости профессионального самоопределения.            Полученные данные свидетельствовали о незнании детьми данного возраста особенностей своего здоровья, своих возможностей, о непонимании такого термина, как профессиональная пригодность.  Основываясь на результатах профессиональных намерений,  с обучающимися проводилась систематическая работа на уроках трудового обучении,  воспитательных мероприятиях и коррекционных занятиях по формированию, адекватного по состоянию здоровья и возможностям, выбора будущей профессии.

В конце учебного года проводился повторный опрос.     Результаты отразили положительную динамику в формировании самоопределения учащихся.

          77% (10 чел.) продолжат обучение в  ККОУ РО Гуковская школа-интернат VIII вида № 11 Ростовской области.

          23% (3 чел.) будут совмещать работу с учёбой и сами трудоустроятся.

Ценностные ориентации при выборе профессии распределились следующим образом:

1.      работа – занятие по интересам – 26%

2.      работа соответствует личным возможностям – 16 %

3.      эта профессия престижна –14%

4.      работа приносит пользу обществу – 8 %

5.      хорошая зарплата – 36%

 

При ответе на вопрос «Кто оказал наибольшее влияние при выборе профессии» места распределились примерно одинаково:

Родители – 26%

Учителя – 42%

Самостоятельно – 20%

Кто-то другой – 12%

         4. В марте 2014 года проводилась диагностика трудовых возможностей 3 класса. В исследовании приняло участие 11 человек (Коновалова В., Самохин А., Староскольцев Д., Сулимов И., Евстафьев Д., Жданкова Д., Шевцова А., Сиденко В., Посников Д., Гаркушина Е., Бузыкин А.). Проведя диагностическое обследование обучающихся, воспитанников 3 класса можно сделать следующий вывод.

Справились с заданиями в полной мере 100% обследуемых.

По качеству выполнения:

Рисунок 1

Рисунок 2

Трудовой профиль: с/х труд                                швейное, столярное дело

Диагностические методики на классификацию и обобщение, взаимная координация движения, развитие уровня внимания, памяти,  ловкость пальцев не вызывали трудности у испытуемых. Методики требующие подключения логики и мышления иногда вызывали трудности, но при дозированной помощи в большинстве обучающиеся справлялись с заданиями. Так из графика видно, что наибольший результат получен в методиках направленных на уроки сельскохозяйственного труда и МОП, чем методики 1 уровня швейного и столярного дела. В целом  уровень усвоения трудовых знаний, умений – средний.

       5. В сентябре было проведено исследование на осведомленность учащихся 8-х и 9-х классов о ПАВ и анонимное анкетирование по употреблению данных веществ и табачных изделий. Результаты показали, что 16% учащихся хотя бы раз употребляли ПАВ, 41% курит. В соответствии с одной из основных задач школы - содействие сохранению и способствование ведению учащимися здорового образа жизни, был запланирован и проведён  курс профилактических занятий с элементами по профилактике употребления табачных изделий и ПАВ.

      6. В марте текущего учебного года по запросу администрации проведена диагностика по выявлению уровня психолого-педагогического климата в коллективе и профессионального выгорания педагогов. Всего в исследовании приняли участие 35 педагогов (18 учителей, 17 воспитателей). Результаты диагностики  показали, что у 37% присутствует синдром профессионального выгорания, у 23 % складывающийся синдром и 40% не выявлено тенденций к профессиональному выгоранию. Так в будущем году запланированно провести тренинг по профессиональному выгоранию для тех педагогов, которые показали высокий результаты.

Говоря коротко о  психологическом климате в ГКОУ РО Колушкинская школа- интернат –  благоприятный (см. рисунок 3). Такие характеристики как доброжелательность, взаимная поддержка, чувство гордости за коллектив, сопереживание превалируют над враждебностью, безразличием, холодностью.  Коллектив достаточно активен и успешен.

Хотелось бы так же отметить, что желание работать вместе почти у 50% обследуемых.  В будущем коллегам хотелось пожелать более внимательней относиться к каждому педагогу как к личности. По возможности замечать и отмечать достоинства коллег, их достижения на работе, поддерживать в случаях неудач.

Характеристика психологического климата

Рисунок 3

II. Коррекционно-развивающее направление.

Психологическая коррекционно-развивающая работа с обучающимися является безусловным приоритетом в работе педагога – психолога. Поэтому в течение всего учебного года были спланированы  и велись курсы коррекционных занятий:

1.      Курс занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов 1 класса.

        Всего в данном курсе приняло участие 3 человек (Купцови А – инд. занятия, Горбачёв В., Горбачёв Д – групповые. По результатам итоговой диагностики, выявлена динамика психического развития у двоих; развитие осталось на прежнем уровне  у Купцова А; регресс в развитии не наблюдается. Данные результаты отражают как повышение общего уровня развития психомоторных и сенсорных процессов, так и индивидуальный рост в развитии детей в сравнении с результатами по приходу в школу-интернат.

2.      Курс занятий по коррекции ЭВС у детей младшего школьного возраста. 

Посещали коррекционные занятия (Ващенко Н., Евсафьев Д., Посников Д., Викторов А.)

При проведении данного курса занятий решались следующие задачи:

- формирование адекватных форм поведения;

- регулировка поведения в коллективе;

- развитие навыков управления эмоциями;

- снижение агрессии;

- снижение ситуативной тревожности;

- повышение уверенности в себе.

В курсе приняло участие 4 человек. Небольшая динамика наблюдается у 2 человек (Ващенко Н., Посников Д.)нет динамики также у 2 человек (Викторов А., Евстафьев Д.)по причине нерегулярного посещения занятий и отсутствия регулярного поддерживающего лечения.

3.           Курс занятий «В гармонии с миром». В курсе приняло участие 4 человек (Галичева В., Березов А., Попова В., Хавтаси М.)

При проведении данного курса занятий решались следующие задачи:

  • Коррекция  эмоциональных процессов, тормозящих развитие социализации
  • Снятие чрезмерной тревожности и чувствительности
  • Обучение детей навыкам самоконтроля
  • Развитие коммуникативных способностей.

Результативность коррекционной работы приведена на рисунке 4

Рисунок 4

                                                                       До

После

4. По профориентации с учащимися 9-х классов проводилась в основном индивидуальная и групповая работа с использованием ранее разработанной профориентационной программы, адаптированной для обучающихся с ОВЗ.

При составлении  программы использовались:

- учебник Е.А. Климова «Как выбрать профессию?»,

- учебно-методическое пособие по проведению проф. консультативной работы со старшеклассниками (авторы Т. Л. Павлова).

По окончании курса занятий с учащимися 9 классов (всего 13 чел.) было проведено контрольное исследование профориентационных намерений, которое отразило положительную динамику в формировании самоопределения учащихся.  

Соотношение показателей жизненного самоопределения выпускников

 http://balakhna-ckosh8v.edusite.ru/images/sootnosheniepokazateley.jpg

III  и IV направления деятельности: профилактика  и просвещение.

Одной из задач педагога-психолога является формирование психологической культуры, потребности в психологических знаниях педагогических работников школы-интерната VIII вида  и родителей.

     В связи с этим велась просветительская работа:

1.      С родителями (в групповой и индивидуальной форме).

- групповые консультации с родителями в рамках родительских собраний детей старших классов на тему «Результаты диагностики по выявлению детей, употребляющих ПАВ», «Значение развития у детей начальной школы произвольного поведения и саморегуляции»;

- индивидуальные консультации по запросам родителей.

2.      С педагогическим коллективом были проведены:

- Выступление на МО начальных классов «Использование результатов диагностики сформированности познавательных психических  процессов для индивидуального сопровождения учащихся (психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста с ОВЗ, коррекция недостатков развития в учебно – воспитательном процессе) »;

- доклад «Профилактика суицидального поведения среди обучающихся воспитанников».

- индивидуальное консультирование  педагогов по формированию навыков эффективного разрешения конфликтов;

- семинар - практикум «Способы сохранения эмоциональной устойчивости и психологического здоровья педагогов»;

- доклад на заседании МО-предметников  «Роль нетрадиционных форм уроков в повышении мотивации обучения»;

- практикум для воспитателей младших классов «Ответственность лиц за жестокое обращение»;

- практикум для воспитателей младших классов «Методы работы с детьми склонными к агрессии»;

- индивидуальное консультирование по запросам педагогов;

Проведено ряд тематических бесед с обучающимися

Влияние дружбы на подростка. Доверяй своим родителям. Влияние на организм подростка алкоголя. Правонарушение и преступление. Ошибке в выборе профессии. Наркомания. Время любить – время думать.

    В течение года педагог - психолог участвовала:

-          в экспертной работе при оценке  коррекционно-развивающих материалов, разработанных учителями начальных классов;

-          в разработке и составлении индивидуальных коррекционных программ работы (методов диагностики и коррекции трудностей в обучении) с учащимися имеющими трудности в обучении и большие пробелы в знаниях;

-          в разработке рекомендаций в работе по индивидуальным планам реабилитации детей – инвалидов;

-          участвовала в работе   школьного ПМПк, руководство МО коррекционной педагогики, участие в работе МО-предметников, начальных классов, классных руководителей, трудового обучения, воспитателей.

- поездка в г. Ростов-на-Дону на семинары «Профилактика суицидального поведения»,

«Информационные технологии в образовании», «Синдром ухода и бродяжничества в детском и подростковом возрасте».

- посещение областного МО психологов в г. Ростове-на-Дону «Организация и содержание деятельности педагогов-психологов специальных (коррекционных) учреждений в составе ПМПк».

- посещение районного МО педагогов-психологов «Диагностический инструментарий в рамках УУД младших школьников».

 Однако, анализ и результаты психолого-педагогической работы выявили, что в связи с поступлением в школу детей с более глубоким нарушением интеллекта и сложными дефектами встает необходимость в дальнейшем смещении акцентов с групповой формы коррекционно-развивающей работы на индивидуальную.

Также актуальной проблемой, требующей разработки новых форм работы, остаётся проблема наличия большого количества учащихся «группы риска» - употребляющих ПАВ, также учащихся с нарушениями эмоционально – волевой сферы.

Нерешённой остаётся проблема эмоционального выгорания педагогов.

              В связи с обозначившимися проблемами  в следующем учебном году необходимо:

1. Систематизировать работу по составлению индивидуальных коррекционно – развивающих программ учащихся с более глубоким дефектом, а также учащимися, слабоусваивающими учебную программу.

2. Продолжить поиск новых форм работы по программе содействия сохранению и поддержанию эмоционального здоровья, как педагогов, так и учащихся.

3. Разработать новые формы индивидуально – групповых занятий по коррекции девиантного поведения учащихся: активизировать работу по профилактике и предупреждению возникновения вредных привычек (курение, употребление ПАВ) у учащихся.

4. Активизировать профориентационную работу с учащимися начальных классов и с учащимися с неадекватной профориентацией.

5. Продолжить работу по оснащению коррекционно-развивающей среды кабинета.

Педагог-психолог                          В. А. Слепченко