Психологический тренинг личностного роста для одарённых учащихся

Пузаренко Марина Александровна

Одарённость человека –
это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного
внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод.

 


      Тренинг личностного роста ориентирован  на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи в работе с одарёнными учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ДЛЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ

педагог – психолог средней школы №1 города Актобе Пузаренко М.А.

 L_LOGO4

Одарённость человека –
это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного
внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод.

      Тренинг личностного роста ориентирован  на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи в работе с одарёнными учащимися.

     Цель тренинга: содействие социальной адаптации, развитию личности, развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, предупреждение агрессивного и конфликтного поведения.

    Задачи тренинга:

1. Создание условий для:

•    развития эмоционально-волевой сферы;  

•    развития чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

•    отработки навыков уверенного поведения;

2. Помощь в осознании собственной ответственности за собственные

поступки, в анализе своих жизненных установок.

3. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Ход тренинга.

1.Упражнение-приветствие «Хи! – Ха! – Хо!»

Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде тренера они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопают в ладоши. 

2. Упражнение – разминка «Космическая скорость»

Цель:  знакомство, развитие умения принимать коллективное решение.

Инструкция: «Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и опускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и опускает руку. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получал мяча).

- Теперь следующий раунд: бросайте мяч в том же порядке, только нужно называть не свое имя, а имя того, кому бросаете.

-Результатом нашего взаимодействия была не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, появление чувства сопричастности.

3. Упражнение «Наши правила»

Тренер предлагает правила, которые будут действовать на протяжении всего тренинга. 
Правила
1.Называть друг друга по имени

2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.

3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.

4.Говорить от своего имени («я считаю...», «я думаю...»).

5.Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.

6.Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой проступок»).

7.Быть открытым в общении.

8.Активно участвовать в происходящем.

9.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
- Теперь определите  и покажите  всем «на пальцах», на сколько баллов вы согласны придерживаться этих правил.

4. Упражнение «Широко закрытые глаза»

- Предлагаю поучаствовать в эксперименте: «Цивилизация, в том виде, в каком она существует сейчас, — результат способности человека видеть. Лишите его слуха или обоняния, и ничего кардинально не изменится в образе жизни «homo sapiens». Лишите его зрения — изменится многое, если не все. Мир принципиально не опирающегося на зрение человечества будет совсем другим. 

Зрение — наш лоцман во внешнем мире, но не только: внутренний мир тоже во многом основывается на зрительных образах. Мы зависимы от нашего зрения, в каком-то смысле мы — его рабы. Предлагая нам простой, дешевый по затратам психической энергии способ общения, зрение затмевает иные пути познания, понимания, взаимодействия с миром природы и миром людей... Оно обедняет нас. Нет, не подумайте, я никоим образом не ратую за то, чтобы человечество добровольно лишило себя этого великого источника информации. Я за то, чтобы использовать имеющиеся у нас психологические возможности для расширения опыта познания мира и самого себя. А для этого иногда очень полезно отказаться от услужливого зрения и посмотреть внутрь и вовне себя «широко закрытыми глазами».

- Сейчас мы завяжем глаза и  в течение 5 минут просто будем ходить  с закрытыми глазами с установкой регистрировать на необычные ощущения. (Все происходит под необычную медитативную музыку).

- А теперь желающие могут высказаться о своих возникших ощущениях и ассоциациях.

5. Упражнение «Интервью»

- Теперь определитесь в пары по принципу переклички 1-ый, 2-ой. Участники интервьюируют друг друга в парах в течение 5 минут. Затем представляют друг друга, причем каждый говорит о напарнике так, как будто рассказывает о себе.

6. Упражнение «Пожмите друг другу руки!»

Инструкция: «В круг  выходят те ребята, которые поймут, что называемые мною характеристики имеют к ним отношение и пожимают друг другу руки»:

КТО:

-играет на каком-нибудь инструменте;

- родился в другом городе;

- умеет петь,

- танцевать,

- играть в футбол,

- кататься на коньках,

- плавать;
- бывал когда-нибудь в Алматы

-Москве,
- любит жареные пирожки

-соленые огурцы,

-яблоки;
- имеет брата

-сестру,

-собаку,

-кошку,

-хомяка,

-попугая;
- считает себя «совой»

-«жаворонком»;
- любит математику

-биологию,

-физкультуру…

7. Обсуждение.
— Как вы себя чувствовали во время игры?
— Узнали ли вы для себя что-то новое?
— Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?
— Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?

8. Упражнение «Путаница» 

- Мы снова в круге  и  поднимаем правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутываемся в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. Упражнение я  усложняю, задание нужно выполнять молча.

9.Упражнение «1,5 минуты»

Тренер дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.

Инструкция: «У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». (За временем следит тренер.) Через 1,5 минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?». Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Петра галстук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т. д.

 Далее тренер дает аналогичное задание еще 2—3 участникам.

В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.

10. Упражнение «Рисунок моего настроения»

Под релаксационную музыку участники рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточкой краску понравившегося цвета, поставить кончик кисточки в любое место листа и делать спонтанные мазки.

11. Рисунки вывешиваются на доске.

12. Ритуал прощания. Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички»

Участники стоят в кругу. Тренер визуально делит круг на несколько секторов

          *Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!

*вторая: «Хрящики!»,

*третья: «Спички!»,

*четвертая: «Очки!»,

* пятая: «Крючки!»,

* шестая: «Значки!»

Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: Ящики-Хрящики-Спички.

Потом по знаку тренера все группы одновременно прыгают, вверх и кричат свои слова.

Тренер отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон».

Тренер акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.

C:\Users\Админ\Desktop\Пузаренко М.А\рисунки\фото тренинга\20140227_120919.jpg

     C:\Users\Админ\Desktop\Пузаренко М.А\рисунки\фото тренинга\20140227_120421.jpg   C:\Users\Админ\Desktop\Пузаренко М.А\рисунки\фото\дарын олипиада сурет\Фото0120.jpg  C:\Users\Админ\Desktop\Пузаренко М.А\рисунки\фото тренинга\20140227_122143.jpg