Самооценка подростка как составляющая часть социальной компетенции

Кузнецова Ирина Владимировна

Самооценка подростка, как составляющая часть социальной компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Самооценка подростка, как составная часть социальной компетенции

Тудвасева Ирина Владимировна, социальный педагог  ГБОУ ЦО № 633 Санкт-Петербург, Россия.

       Социальная компетентность - сложное понятие, под которым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности.  «Подтверждение со стороны других адекватности социального поведения субъекта, его способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей."

         Составной частью социальной компетентности является самооценка. Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Люди бывают с заниженной,  завышенной и с адекватной самооценкой. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки. Без этого  очень трудно самоопределиться в жизни.

   Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – самооценки. А так же самоидентификация, становление нравственных норм и ценностей.

           Подростки стремятся как можно быстрее войти во взрослую жизнь, желают обладать всеми привилегиями взрослых, избавиться от опеки родителей, но при этом совершенно не готовы к самостоятельной жизни. Не понимают, что за привилегии взрослых приходится платить повышенной ответственностью за свои поступки. Они торопятся получить свой жизненный опыт. Физиологически некоторые  подростки, особенно девочки даже в 15 лет уже готовы к вступлению в интимные взаимоотношения с противоположным полом. Они сознательно идут на это, зачастую не понимая, какая на них в результате ложится ответственность, не только за свою жизнь, но за жизнь будущих детей.

          Учащиеся ГБОУ ЦО № 633 обучаются в малокомплектных классах компенсирующего обучения с 5 по 9 класс. К нам поступают на обучение учащиеся с 13 лет. Как правило, это дети с девиантным поведением, уже остававшиеся на повторное обучение. 95 % наших учащихся проживают в неблагополучных семьях, более 30 % из них состоит на учете в полиции. Данная категория подростков отличается неадекватной самооценкой. Несмотря на то, что наши учащиеся не были успешными  на прошлом месте учебы, в основном они имеют завышенную самооценку.  Некоторые из них имеют сильно заниженную самооценку.  Сложно сказать какая из этих крайностей наносит больший вред развитию личности подростка.

       В результате анкетирования проведенного среди учащихся 8-9 классов было выявлено, что большая часть из них -  62 % имеет завышенную самооценку, меньшая – 35 % имеет заниженную самооценку, и только 3 % учащихся имеют самооценку приближенную к адекватной.

          Если самооценка подростка занижена – это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т. п. К заниженной самооценке приводит множество  причин: отсутствие родительского внимания, равнодушие со стороны взрослых, или другая крайность – гиперопека,  постоянная критика, завышенные требования к ребенку. Все это подрывает развитие здорового чувства собственного достоинства. Такие учащиеся зачастую пытаются компенсировать свои комплексы повышенной агрессивностью,  демонстративным поведением, употреблением алкоголя и психоактивных веществ.

      Подростки, имеющие завышенную самооценку считают, что по окончании школы они поступят в училище или институт, а затем  смогут  работать руководителями предприятий, или будут иметь свой бизнес. Некоторые  всерьез предполагают, что образование и вовсе ни к чему. Они уверены, что и без образования смогут успешно вести свой бизнес, получая заработную плату  не менее  40-50 тыс. рублей в месяц. За меньшее, с их слов, они не готовы работать. Возможно это бравада, но когда им предлагают реальную работу через молодежную биржу труда, услышав предлагаемый уровень зарплат (6-8тыс. рублей) они сразу отказываются от данной работы. Таким образом, закончив учебу, многие наши учащиеся, сталкиваясь с реальностью, теряются и не могут найти себя в этой жизни.

         Оказывается, что в 17-18 лет они еще плохо представляют себе, где бы они могли работать, по какой специальности и какую за это можно получать заработную плату. Многие из них не знают, где работают их родители, и что конкретно они делают на работе. Но зато они хорошо представляют, какой  марки автомобиль они хотят иметь, какой модели айпад купить, в какой клуб сходить отдохнуть. Хуже обстоит дело с тем, что бы выстроить у себя в голове реальную модель   достижения этих целей. Некоторые так и не найдя законного пути к получению желаемого становятся на путь криминала. Это для них быстрый, пусть и не безопасный, путь удовлетворения своих потребностей. Многие из учащихся никогда не выполняли никакой  работы и даже не имеют обязанностей по дому. Плеер, компьютер, телефон вот те предметы, с которыми они научились обращаться в совершенстве.

      Многие наши учащиеся вполне серьезно считают целью своей жизни выйти замуж за очень состоятельного человека, желательно за олигарха. Но когда их начинаешь спрашивать, каким образом они собираются достичь своей цели, то они теряются. Простой вопрос: где вы собираетесь встретиться с олигархом? Ставит их в тупик. О соотношение между количеством олигархов и девушек мечтающих выйти за них замуж они не задумываются. Главным условием успеха  девушки  считают хорошо выглядеть и быть красиво одетой.

     Завышенная самооценка приводит к необоснованной самоуверенности. Такой человек часто игнорирует неудачи ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неудачи предстают как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

      Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких подростков оказывается просто катастрофической. Здесь важна роль семьи в формировании положительной самооценки учащегося. В ученическом коллективе, в школе, а особенно в семье, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.

      Формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливой оценки родителей, учителей, одноклассников. Важно помочь поверить учащемуся в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом главная роль, конечно,  родителей, но не все они готовы к этой роли, и тогда на первый план выходит педагог.      Часто именно с нами ребенок делится своими успехами и неудачами, поэтому мы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.

     Одним из способов сформировать у учащихся адекватную самооценку может быть участие в различных социальных проектах и деловых играх.

- в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог.

- работать с официальными документами, отстаивать свое мнение, развивать  навыки работы в команде;

- привлекается внимание к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;

- ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.

Советы родителям и педагогам, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка

  • Не оберегайте подростка от серьезных или повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Оставляйте ребенку право выбора.
  • Не перехваливайте подростка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Справедливо  оценивайте успехи и неудачи своих детей.
  • Не сравнивайте одного ребенка с другим. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить детей и, главное — показывать им свою любовь!