Мотивация школьного обучения семиклассников

Мотивация школьного обучения семиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc939 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация школьного обучения семиклассников

Бобылева Татьяна Юрьевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1934

Российско-Словацкой дружбы

Исследование

Цель: Изучить мотивацию школьного обучения  7А, 7Б классов. Дать рекомендации учителям и родителям семиклассников

Время проведения диагностики: апрель, 2013г.

Инструменты: тест « Познавательная потребность», анкета « Изучение жизненных ценностей», тест «Художник или мыслитель?», анкета «Выявление доминирующего мотива учения», опросник Е.А. Климова «ДДО» (Дифференциально - диагностический опросник»).

     Тест «Познавательная потребность». О степени выраженности измеряемой потребности можно судить по количеству набранных баллов.

 

               Рекомендации родителям:

  • ориентировать своих детей на успешную учебу в школе;
  • контролировать, помогать и, если надо, вдохновлять;
  • сотрудничать со школой;
  • ставить высокие цели, а не надеяться на авось.

Учащиеся с низкой познавательной потребностью не любят читать ни научно-популярную, ни художественную литературу.

Они предпочитают смотреть телевизор (развлекательные программы), играть в компьютерные игры.

Для получения и повышения знаний им не хватает упорства, мешают  не восполненные пробелы по многим вопросам, узкий кругозор и отсутствие интереса взрослых к своей персоне.

Учащиеся с высокой  познавательной потребностью нацелены родителями на  будущее,  на ситуацию успеха, на утоление познавательного голода (таким детям важно узнавать новое, интеллектуально  развиваться, получать отличные оценки, участвовать в предметных Олимпиадах, Марафонах и т. д.)

Учащиеся с высокой познавательной потребностью читают не только художественную, но и научно-популярную литературу.

Родители поощряют читательский интерес таких детей, являются наставниками-консультантами. Покупают словари, справочники.

С помощью методики «Определение направленности личности» (ориентационный опросник) выявлены следующие направленности личности учащихся 7А, 7Б классов:

  1. Направленность на себя - 17% учащихся - ориентация на прямое вознаграждение и получение хороших оценок без особых усилий. Агрессивность в достижении цели. Склонность  к соперничеству, раздражительность, интровертированность.
  2.  Направленность на общение - 38% учащихся стремление при любых условиях поддерживать отношения с одноклассниками, учителями. Такие дети приходят в школу не за знаниями, а для того, чтобы общаться. Для них важно социальное одобрение, они зависимы от одноклассников. Их отличает высокая потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с учителями.

Направленность на учебу - 45% учащихся - заинтересованность в приобретении новых знаний, умений и навыков.  Желание участвовать  в предметных  

Семейный статус учеников

Психологи установили, что семейный статус ребенка (младший, старший) во многом определяет его жизненную стратегию поведения (склонность к доминированию или подчинению, опеке, стилю управления, межличностным взаимоотношениям, мотивации обучения).

Согласно наблюдениям психологов, единственные сыновья, как правило, являются любимцами родителей, их балуют, потакают прихотям и капризам, вследствие чего вырабатывается привычка к постоянному одобрению любых действий. Не развиты навыки межличностного общения, поэтому такие часто остаются одиночками. Самооценка у них зачастую неадекватно завышена.

Единственные дочери, как правило, тоже воспитываются в атмосфере восхищения и одобрения любых действий. Поэтому слабо выработаны навыки эмпатии и рефлексии, они склонны к эгоцентризму. Также возможны трудности в межличностном общении. Самооценка зачастую неадекватно завышена.

Младшие братья братьев, как правило, сообразительны, легко затевают интриги, склонны к бунтарству, непредсказуемы в поведении. Характерна частая смена мотивов деятельности. Привыкают к опеке и заботе, поэтому несамостоятельны, эгоцентричны. Самооценка зачастую неадекватно завышена.

Младшие братья сестер, как правило, растут в атмосфере любви и заботы, потакания прихотям. Возможны  эгоцентризм, неадекватно завышенная самооценка. При наступлении неудач они могут «сломаться», так как слабо сформирована волевая регуляция поведения, что может вызвать резкое снижение самооценки.

Старшие братья братьев, как правило, склонны к лидерству в любом коллективе, властны и консервативны, умеют заботиться о других. Стремятся к самосовершенствованию, самокритичны, возможна адекватная или немного заниженная самооценка.

Старшие братья сестер, как правило, легки в общении, умеют нравиться людям, способны к эмпатии, склонны к лидерству, но не авторитарного,  а скорее либерального или демократического типа. Самооценка чаще адекватная.

Младшие сестры братьев, как правило, оптимистичны, обаятельны, демонстративны в поведении, склонны к рисовке и позерству. Предпочитают дружить с мальчиками, самооценка зачастую завышена.

Младшие сестры сестер, как правило, веселы и оптимистичны, склонны к авантюрам и риску, любят приключения. В поведении чаще импульсивны и непредсказуемы. Самооценка зачастую завышена.

Старшие сестры братьев, как правило, энергичны и деловиты, склонны к лидерству, любят соревноваться с другими учениками в разных областях, нацелены на высокие достижения. Самокритичны, поэтому самооценка чаще адекватная.

Старшие сестры сестер, как правило, яркие и независимые личности. Также склонны к лидерству, самостоятельны, самокритичны. Стремятся к успеху во всех областях. Самооценка зависит от конечных результатов деятельности: от завышенной до заниженной.

 Диаграмма распределения учеников по семейному статусу

Условные обозначения:

ЕС — единственные сыновья;

ЕД — единственные дочери;

 МББ — младшие братья братьев; 

МБС — младшие братья сестер;

СББ — старшие братья братьев;

СБС — старшие братья сестер;

МСБ — младшие сестры братьев;

МСС — младшие сестры сестер; 

ССБ — старшие сестры братьев;

ССС — старшие сестры сестер.

Влияние семейного статуса ученика на успеваемость

 В 7А классе 10 учеников являются единственными детьми в своих семьях. Казалось бы, такой семейной статус должен благоприятно сказаться на успеваемости ребенка. Отнюдь! Результаты исследования подтверждают, что мотивация школьного обучения выше у тех детей, у которых есть старшие братья и сестры, (они могут являться как примером, так и антипримером).  

       В 7Б классе есть многодетные и неполные семьи, сводные братья и  сестры, отчимы, (т.е. семейный статус ребенка неоднозначен), но учеба как ценность имеет достаточно высокий процент- 13. В 7А классе - 14%

Результаты анкетирования учащихся 7А и 7Б классов

 «Изучение жизненных ценностей»

Ценности

1

Альтруистические

2%

4%

2

Общественные

3%

5%

3

Саморазвитие

10%

6%

4

Досуг

7%

12%

5

Учеба

14%

13%

6

Семейно-бытовые

8%

15%

7

Отношения со старшими

11%

17%

8

Внешняя привлекательность

15%

6%

9

Самостоятельность

16%

10%

10

Творчество

10%

7%

11

Наличие цели и смысла жизни

4%

5%

 

«ХУДОЖНИК ИЛИ МЫСЛИТЕЛЬ?»

Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за свои функции организма и психики: правое полушарие - «образное», левое - логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный.

Для художественного типа, т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа - левополушарного – преобладают  абстракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ фактов, он будет справляться с делом. Hо когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись.  Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает  над мыслительным, то, прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной асимметрии позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.

Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и переводчик - все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

 

 

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)

 

Рекомендации

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно

происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Любите ребенка.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе

развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание,

воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск

решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.