Брошюра "Ребенок и суицид".

Коссаковская Светлана Александровна

Брошюра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_rebenok_i_suitsid.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок и суицид

брошюра для родителей

О суициде

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – понятие более широкое, которое включает в себя мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суициды условно подразделяют на истинные, когда целью выступает желание человека лишить себя жизни, и демонстративно-шантажные, которые применяются для оказания давления на окружающих, извлечения каких-либо выгод, манипулирования чувствами других людей. Смысл суицида чаще всего заключается в уходе от той ситуации, в которой оказывается человек. Самоубийство – исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. По статистике частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. В 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. 62% всех самоубийств несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедии.

Характерные особенности детей

и подростков, склонных к суициду

Нарушение привычных жизненных условий, будь то внешние обстоятельства или состояние здоровья, далеко не всегда сами по себе приводят к намерениям уйти из жизни. Очень важно, как человек сам трактует эти обстоятельства, что это для него: жизненный крах, безвыходная ситуация, личная катастрофа или только эпизод. Есть ли у него желание и готовность проявить усилия, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям, что-то изменить и продолжать жить или нет. Многое здесь зависит от его личностных качеств. Какие же черты личности способствуют формированию суицидального поведения?

Люди, склонные совершить суицидальный поступок, обычно отличаются такими индивидуальными особенностями, как  ранимость,  острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, несформированность системы ценностей, неспособность адекватно разрешать конфликты в межличностной   сфере,   впечатлительность,   возбудимость, неустойчивость настроения, склонность к депрессивным расстройствам, неадекватная самооценка.

Все эти характерологические особенности при наличии личностно-травмирующей ситуации формируют психическое состояние, предрасполагающее к самоубийству. Человек испытывает тоску, находится в состоянии подавленности,  тревоги,  страха или апатии,  безрадостности, скуки. У него быстро развивается чувство безнадежности, вины, стыда и позора.

Суицидальное поведение у детей и подростков отличается от действий взрослых возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.

Характерные для подросткового возраста общая неустойчивость, повышенная самооценка, эгоцентризм, недостаточность критики способствуют снижению ценности жизни и в конфликтной ситуации создают предпосылки для суицида.

Основными причинами суицидального поведения у детей и подростков становятся:

  1.  Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
  2.  Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
  3.  Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания, нежелание извиниться.

7. Любовные и сексуальные неудачи, беременность.

  1.  Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
  2.  Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

10. Сочувствие или подражание друзьям, героям книг или фильмов.

К особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относятся:

1. Недостаточно адекватная оценка последствий суицидальных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых, у детей и
подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим суицидальным поступком.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) причин, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных намерений и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией.

4. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых. Их основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение «выдыхаются» и становятся «безвкусными». Ребенком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или усталость. Появляются ничем не обусловленные нарушения здоровья - боли в голове, боку или животе.  Депрессия не обязательно обозначает, что
человек испытывает суицидальные намерения. Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если подросток испытывает враждебность к людям, к которым раньше относился хорошо; у него нет интереса к чему бы то ни было; его здоровье существенно подорвано; он попадает в зависимость от лекарств или алкоголя; избегает общества и большую часть времени проводит в одиночестве; думает о самоубийстве.

Важно помнить, что суицидальное поведение формируется под действием психотравмирующей ситуации, неразрешимого конфликта, но значимым является то, как воспринимает все это сам человек. Максимализм в оценках, неумение видеть последствия своих поступков и предвидеть исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта могут породить у подростка чувство отчаяния и одиночества. И незначительная конфликтная ситуация может стать опасной.

Показатели суицидального риска

у детей и подростков

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться показателем суицидального риска: смерть любимого человека; развод родителей; сексуальное насилие; денежные долги; предательство; угроза тюремного заключения; угроза физической расправы; получение тяжелой инвалидности; неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти; нервное расстройство; шантаж; сексуальная неудача; измена; ревность; систематические избиения; публичное унижение; коллективная травля; одиночество, тоска, усталость; религиозные мотивы; подражание кумиру и т.д.

Поведенческие показатели

 суицидального риска

  • злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • реакции ухода (уход из дома, непосещаемость школы и т. п.);
  • самоизоляция от других людей и от жизни;
  • резкое снижение повседневной активности;    
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
  • частое прослушивание печальной или траурной музыки;
  • «приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
  • любые внезапные изменения в поведении и настроении, отдаляющие от близких;
  • склонность к неоправданно рискованным поступкам;
  • посещение врача без очевидной необходимости;
  • нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
  • расставание с дорогими вещами или деньгами;
  • приобретение средств для совершения суицида.

Коммуникативные показатели

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное);
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощание;
  • сообщение о конкретном плане суицида;
  • самообвинения;
  • двойственная оценка значимых событий;
  • медленная, маловыразительная речь.

Когнитивные показатели

  • разрешающие установки относительно суицидального поведения;
  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
  • представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
  • представление о мире как месте потерь и разочарований;
  • представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
  • «туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у ребенка только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

Эмоциональные показатели

  • равнодушное отношение к жизни;
  • безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
  • переживание горя;
  • признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие;
  • несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
  • вина или ощущение неудачи, поражения;
  • чрезмерные опасения или страхи;
  • чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
  • рассеянность или растерянность.

Необходимо немедленно обратиться за помощью к специалистам, если вам удалось выявить у подростка следующие признаки:

- социальная изоляция, потеря связей с родителями, друзьями, педагогами, отсутствие доверительных отношений с кем-либо из ближайшего окружения;

- наличие четкого плана самоубийства;

- психоз с галлюцинациями, требующими покончить с собой, воссоединиться с умершим;

- мысли о смерти, несмотря на вмешательство родителей, друзей, врачей, педагогов;

- депрессии, особенно с идеями вины, чрезмерным чувством стыда, самоуничижением;

- наличие опыта попытки самоубийства в прошлом и утверждение, что самоубийство - единственный выход.

Как предотвратить суицид?

Самоубийство кажется отталкивающим событием для посторонних наблюдателей, опустошительным для родственников и душераздирающим для тех, кто имеет к нему профессиональное отношение. Особенно опасна равнодушная и бесчувственная позиция окружающих, которая сталкивается с чувствительной и взволнованной личностью. Это отношение только подтверждает подозрения, что человеку реально никто не может оказать помощь.

Что можно сделать, чтобы помочь:
       
1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Попытки предотвратить суицид состоят не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не чувствует ли ребенок себя одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы  предотвратить возможное самоубийство.


       
2. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожный человек должен постараться понять свои чувства. Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.


         3. Будьте внимательным слушателем. Дети, склонные к суициду, особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
У вас может появиться обида или гнев, если он не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства ребенка, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это будет доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.


         
4. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить ребенок. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.


         
5. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если ребенок ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Лучший способ вмешаться, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса. Следует спокойно спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Почему у тебя появились эти чувства?» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося ребенка, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

 
         6. Не предлагайте неоправданных утешений. После того, что вы услышали от ребенка о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь». Причина, по которой он посвящает вас в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Ребенок, думающий совершить самоубийство, с презрением относится к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с его мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают его чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.

 
       
7. Предложите конструктивные подходы. Вместо того чтобы говорить: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Один из наиболее важных факторов предотвращения суицида состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» самоубийства является секретность. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он определил проблему и то, что ее усугубляет.        

 Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание
отомстить. Если ребенок все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен», — или: «По-моему, ты сейчас заплачешь». Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснить, как ребенок разрешал
сходные ситуации в прошлом. Можно задать вопрос: «Раньше у тебя были похожие переживания?» Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для ребенка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?


       
8. Вселяйте надежду. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Поскольку ребенок страдает от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется ему мрачным. Важно открыть ему, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций. Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности ребенка, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство бесповоротно.


         
9. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск.


       
10. Не оставляйте человека одного в ситуации суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь.

 
          11. Обратитесь за помощью к специалистам. Дети, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное «туннельное» сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Помощником может оказаться служитель церкви. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или психологов. Благодаря знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Иногда единственной альтернативой помощи ребенку, намеревающемуся покончить жизнь самоубийством, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье.

 
         
12. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семья не могут позволить себе расслабиться. За улучшение часто принимают повышение психической активности ребенка. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о тех, кто совершал суицидальные попытки. Ситуация не разрешается до тех пор, пока такой ребенок не адаптируется в жизни.