Поощрение детей в семье

В статье показаны особенности методов поощрения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pooshchrenie_detey_v_seme.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрение детей в семье

Особенность методов поощрения и наказания состоит в том, что воспитывают не они сами по себе, а отношение к ним ребенка. Поэтому в одной ситуации похвала для ребенка живительна, а в другой – губительна.

Прежде всего, поощрять следует не за каждый положительный поступок, а только за такую деятельность и такие поступки, которые требуют от детей волевых усилий и являются результатом проявления настойчивости, трудолюбия, аккуратности, честности, прилежания, правдивости, самостоятельности. Поощрение в подобных случаях может применяться с целью закрепления желательных, но еще не вполне сформированных черт и качеств. Только делать это нужно грамотно. Например, лучше сказать: «Сегодня ты выполнил задание лучше, чем вчера», чем просто: «Молодец». Кроме того, хвалить следует сразу после того, как ребенок сделал что-то хорошее, в этом случае эффективность поощрения намного выше.

Самая правильная тактика в формировании нужного поведения ребенка состоит в том, чтобы поощрять его каждый раз, когда он проявляет себя хорошо. Когда нужное, позитивное поведение сформировано, т. е. ребенок ведет себя в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями, можно перейти к периодическому поощрению, т. е. хвалить его не каждый раз, а время от времени.

Нужно отметить также, что чаще всего родители обращают внимание именно на плохое поведение. То, что ребенок ведет себя хорошо, воспринимается ими как данность. Поэтому очень часто дети ведут себя плохо только с одной целью, которую в этом возрасте они еще не осознают,— привлечь внимание родителей. И в этом случае лучшая тактика состоит в том, чтобы, игнорируя негативные поступки, каждый раз поощрять положительные. Доброжелательное (с одобрением) внимание — вот что на самом деле нужно вашему ребенку.

Нередко ребенок охотно помогает родителям лишь в такой полезной деятельности, которая доставляет удовольствие, своего рода развлечение и отказывается выполнять трудовое поручение, которое ему не нравится. Необходимо помнить: трудолюбие предполагает сознательное волевое усилие человека над собой и должно стать привычным. Важно, чтобы дети безоговорочно выполняли в семье свои трудовые обязанности. Поощрять детей следует именно за безукоснительное, точное и аккуратное выполнение непривычных для них на первых порах трудовых поручений. Овладев необходимыми трудовыми умениями и навыками, ребенок охотно будет делать все, что поручают родители.

 В некоторых семьях дети в раннем возрасте приучаются смотреть на труд, как на благородную обязанность, доставляющую радость не только себе, но и людям вообще. Детям нужно помочь почувствовать радость труда, открыть красоту труда-творчества. Аккуратно заправленная постель, тщательно и со вкусом прибранная комната, чисто вымытый пол, вычищенная до блеска кухонная посуда должны вызывать у детей чувство удовлетворения, гордости за свой труд. Вовремя сказанное слово одобрения родителей, похвала, терпеливая помощь дают возможность детям испытать счастье труда.

Совершенно следует отказаться от всякого рода поощрений, в особенности, наград, за выполнение незначительных трудовых поручений. Слишком частое применение поощрения, когда родители «платят» добрым словом или подарком буквально за каждый положительный поступок сына или дочери, приучает их вести себя хорошо не в силу убежденности в необходимости такого поведения, а лишь из корыстных целей заслужить похвалу, подарок. В итоге такого воспитания вырастают люди, у которых, как говорят, «каждый час по рублю».

Часто применяемые поощрения не доставляют детям большого удовольствия, притупляют их чувствительность к доброму слову и награде и постепенно утрачивают свою побудительную силу к хорошему. Кроме того, захваливание культивирует эгоизм и честолюбие. Чешский педагог Ян Амос Коменский говорил: «Никого не должно награждать, пока он не одержит победы». Но в некоторых случаях бывает необходимым поддержать ребенка добрым словом. Это особенно важно, когда он начинает терять уверенность в своих силах, однако проявляет старание.

В поощрении нуждается любой ребенок. Причем, чем моложе он, чем слабее и беспомощней, тем больше у него потребность в подкреплении своего поведения родительской лаской и вниманием. Поощрение помогает ему правильно ориентироваться в жизни, уточняет его представление о правильном и неправильном поведении. Дети застенчивые, робкие, нерешительные, страдающие неуверенностью в своих силах, нуждаются в особо частом подбадривании и поощрении.

У некоторых родителей бывает ошибочное представление о том, что применение поощрений дает положительный эффект лишь по отношению к спокойным, уравновешенным детям. Однако, в похвале, подбадривании как раз более всего нуждаются дети недисциплинированные. Именно поощрение положительного в поведении таких ребят вызывает у них желание впредь вести себя хорошо, а также является своеобразным толчком к исправлению поведения. Чуткие родители заметят и одобрят даже желание ребенка вести себя лучше.

Не используйте свою любовь, свое отношение к ребенку как стимул для его хорошего поведения. Нельзя говорить ребенку: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим мальчиком / девочкой» или «Я тебя не люблю сегодня, ты плохо себя вел (а)». Ваша любовь к ребенку должна быть безусловной, она не должна зависеть от его поступков, хороших или не очень.

http://1409.ru/wp-content/uploads/2013/09/ps3.pdf