Конспект из цикла тренингов семинара-практикума "Креативность. Что за этим словом?"

Куроптева Ирина Владимировна

Креативность. Что за этим словом?

 

Форма проведения. Психологический тренинг.

Цель. Расширение креативного поля личности.

Задачи:

Создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблем.

Обеспечить новый опыт анализа ситуации, возникающий из столкновения разных взглядов.

Побуждать участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Оборудование: альбомные листы, фломастеры, карандаши, опросные листы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_tvorcheskoy_volne._kreativnost.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Креативность. Что за этим словом?

Форма проведения. Психологический тренинг.

Цель. Расширение креативного поля личности.

Задачи: 

Создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблем.

Обеспечить новый опыт анализа ситуации, возникающий из столкновения разных взглядов.

Побуждать участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Оборудование: альбомные листы, фломастеры, карандаши, опросные листы.

Структура занятия:

1. Разминка. «Что в имени моем...».
2. Информационный блок. Что такое креативность?
3. Работа в группах. Серия упражнений «На творческой волне».
4. Рефрейминг. Игровое упражнение «Спорное утверждение».
5. Притча «Бабочка». Заключение.
6. Рефлексия. Заполнение опросных листов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Разминка «Что в имени моем...»

Описание упражнения. Необходимо назвать свое имя и на букву, с которой начинается имя подобрать эпитет в форме прилагательного.

2. Информационный блок. Что такое креативность?

Способность к творчеству, креативность – это умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Шаблонность реакций, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в поразительное противоречие с данной человеку от Бога способностью лицедействовать, играть, быть творцом.
Специалисты по обучению креативности предлагают преодолевать функциональную фиксированность, иными словами, искать необычные способы применения обычных вещей. В близкой перспективе креативность поможет в поиске решения старых проблем, в готовности отказаться от кажущегося спасительным шаблона.
Р.Эпштейн, доктор философии из Кембриджского центра исследования поведения, дал такой совет по развитию творческого потенциала личности: «Изучайте что-нибудь новое! Если вы банкир, поучитесь танцевать чечетку. Если вы нянечка, займитесь курсом мифологии. Прочитайте книгу на малознакомую вам тему. Смените газету. Новое соедините со старым в доселе неведомых и, возможно, удивительных формах.

3. Работа в группах. Серия упражнений «На творческой волне»

Найти максимум свойств, качеств, объединяющих:

а) авторучку и ракету (1-я команда);
б) солнце и электричку (2-я команда).

Психологический смысл: поиск аналогий – одно из эффективных средств расширения креативного поля. Искать, что на что похоже, пытаться использовать Аналогичные задачи, которые когда-то были с успехом решены, вспомнить об общей базе свойств и явлений – значит актуализировать свой опыт, задействовать его при решении новых задач.

Дать словесное описание с использованием максимального количества музыкальных терминов следующих явлений:

а) утро в сосновом бору (1-я команда);
б) марсианского пейзажа (2-я команда).

Описание должно быть логически связным, ярким, зримым и эмоциональным.

Упражнение «Мой образ». Я лечу на другую планету в образе какого-то предмета, животного, растения и т.д. Нарисовать и рассказать, что я там буду делать, какими свойствами обладаю, из какого материала сделан.

Ресурсы: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши.

Тест Гилфорда. Подобрать разнообразные и неожиданные возможности использования предмета не по его прямому назначению:

а) пуговица (1-я команда);
б) канцелярская кнопка (2-я команда).

Психологический смысл: чем больше вариантов будет предложено, чем более нестандартными и неожиданными они будут, тем выше оценивается креативность испытуемых.

4. Рефрейминг. Игровое упражнение

Рефрейминг – изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Является неотъемлемой частью творческого мышления. Игровое упражнение «Спорное утверждение»: «Добро должно быть с кулаками».

Психологический смысл: продемонстрировать различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению.

5. Притча «Бабочка» (Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002).

Однажды свежим ветром занесло бабочку на поле, где росла лечебная трава. Цветы там были мелкие, одноцветные и не такие ароматные, как в садах. Для того, чтобы утолить жажду, нужно было приложить усилие, чтобы достать цветочную влагу, а к тому же в  каждом цветке её было так мало, что необходимо было часто перелетать с цветка на цветок, усаживаться на колышущийся от ветра стебель и перебирать маленькие цветочки, доставая по мельчайшей капельке нектар, и был он не такой сладкий, как у садовых цветов, и даже более этого отдавал горчинкой. Бабочек на этом поле не было, там было много пчёл, они ужасно монотонно жужжали, создавая неприятный звук, режущий нежный слух бабочки. Всё её раздражало на этом поле, но, куда лететь, она не знала. Она сидела на раскачивающемся стебле травы и с жалостью смотрела на снующих туда-сюда дребезжащих пчёл.

— Скажите мне, — отважилась спросить одну из них бабочка, — почему вы выбрали это поле, где цветы мельче мелкого, сока в них меньше малого, запах у них терпче терпкого, а нектар горше горького? Есть сады, где много больших, красивых и ароматных цветов, в чашах которых — океан сладчайшего нектара.

Пчёлы трудились, не бросая работу, им было не до праздных вопросов легкомысленной бабочки. Только одна, оторвавшись на мгновение от цветка, посмотрела на бабочку недоумёнными глазами, в которых светился покой, уверенность и разум, и сказала:

— Мудрость не в красоте, а в полезности.

И улетела.

Это для глупой бабочки было слишком заумно, и она продолжала сидеть со страдальческим видом на гнущемся до земли стебле, ожидая лучшей участи, которая не заставила себя долго ждать.

Вдруг на поле появилась огромная яркая бабочка. Она была так красива и изящна, так легка и грациозна в полёте, что труженицы пчёлы рядом с ней казались мерзкими существами. Она царственно парила над блёклыми дикими цветами, изредка садилась, но, видимо, лишь для того, чтобы передохнуть. Её не привлекали эти простенькие цветочки, не прельщал их терпковатый запах, не притягивал горький нектар. Подлетев к бабочке-залётке, она спросила:

— Как ты попала в это ничтожное место? Здесь безобразные цветы, и к тому же они дикие от природы; чтобы утолить жажду, здесь надо трудиться, а мы, бабочки, рождены, чтобы наслаждаться, порхая над жизнью. Мы созданы красавицами, чтобы любоваться собой и радовать глаз чужой своим изяществом. Нам не место в этой мастерской, потому что мы не призваны что-либо производить, у нас иное поприще — услаждать зрение своей красотой.

— Я случайно попала сюда, — стала оправдывать своё положение бабочка-залётка. — Меня занесло ветром против моей воли, и теперь я мучаюсь и страдаю здесь, мне тяжело. Я устала, я зачахла, я потеряла здесь всё: и свою красоту (а ведь я была так же красива, как и ты, — соврала бабочка), и своё изящество, свой редчайший ум среди этих отупевших от однообразного труда пчёл. Я не могу уже мыслить и не могу показывать всем свою красоту. И бабочка-залётка заплакала.

—Несчастное создание, мне жаль тебя, ты действительно стала маленькой и безобразной здесь, глупой и блёклой. Ты действительно зачахла здесь, в этой глуши, вдали от шумного прекрасного мира вечного праздника, ты потеряла свой блеск и лоск. Лети со мной, я покажу тебе чудесный сад, где не только огромное множество восхитительных цветов, которые издают дурманящие ароматы и цветут до глубокой осени, но и много тени, которая защищает наши нежнейшие крылья от палящего солнца. А эти дикие уродцы, — указала она на цветы, — через несколько дней отцветут, оставив память о себе лишь в горьком мёде. Говорят, он лечебный, но что нам лечить, если мы не болеем? Летим навстречу лёгкому безмятежному счастью!

И глупая бабочка вспорхнула и полетела туда, где вечное тепло, как она понимала, где изящество красоты, где сладчайший нектар, где бесконечное счастье!

Сад, в который её привела бабочка-красавица, был такой необыкновенной красоты, которой она никогда ещё не видела. Здесь было тихо, потому что не было ветра, здесь было много разнообразных, ухоженных и красивейших цветов. Здесь стоял такой аромат, который одурманивал даже ум, делая его мягким и растекающимся, как киселеобразное вещество; в чашах цветов было столько сладчайшего опьяняющего нектара, что можно было жить в этом пьяном дурмане вечно. И бабочка, обезумевшая от счастья, летала, летала, летала, наслаждаясь великолепием, пока не попала на иглу…

На чёрном бархате, под прозрачным стеклом «сидела» одинокая, ничем неприметная бабочка, а скрипучий голос часто произносил рядом с ней непонятные звуки: «Это редчайшая бабочка-залётка — ценнейший экземпляр, таких давно нет и не будет. Я счастлив, что смог сохранить её для потомков».

Выбирая судьбу, помни: она одаривает тем счастьем, к которому ты стремишься.

Бабочка

   Легкая,прелестная бабочка опустилась на плечо человека.
   - Какое чудо, - подумал Человек и удивленно уставился на нее, разглядывая замысловатые узоры на крылышках.
   Крылья Бабочки медленно совершали движения столь пленительные, что у Человека при этом замирало дыхание.
   - Я мог бы любоваться ею вечно, - мечтательно думал он.
   - Да она, пожалуй, восхитительна! Какая грация, стройность, наклон головки! А крылья - такие мягкие. Их прикосновение, должно быть, так приятно...
   От мысли этой - сердце в его груди упоительно сжалось.
   - Да я, пожалуй, люблю ее! - понял он вдруг.
   - Да, конечно же Люблю!.. Люблю... - в восторге прошептал он.
   - Я должен обязательно сказать ей об этом!
   Бабочка тем временем пересела ему прямо на руку, раскрыв свои крылья и как бы демонстрируя себя во всей красе.
   Человек неловко кашлянул и произнес:
   - Простите меня, о, мое Чудо, если я покажусь Вам слишком навязчивым, но позвольте мне выразить восхищение Вашей красотой! И это не просто комплимент - это правда. И я пленен Вами. Отныне и навеки - я Ваш Раб... Просите меня о чем пожелаете - я все для Вас сделаю, ВСЕ!... Хотите, я отдам за Вас свою жизнь!
   Он упал на колени, умоляюще глядя на Бабочку.
   Бабочка не ответила.
   Сердце человека сжалось болезненно.
   - О, пленительная! Позвольте мне любоваться Вами! Разрешите мне смотреть на движение Ваших крыльев! О,согласитесь только - и я сделаю Вас королевой!
   Я всю жизнь посвящу ВАМ! О, молю, скажите же хоть слово!..
   Бабочка молчала и только тихо-тихо шевелила усиками.
   - Я Вас прошу, - умолял Человек, - не отвергайте меня! Не покидайте меня! - буквально рыдал Он, - будьте всегда со мной! Я построю Вам дворец! Я одену Вас с ног до головы. Я...
   Он не успел договорить. Бабочка взмахнула крыльями и взлетела.
   И Человек, видя, что она улетает, поймал ее на лету и, держа трепыхающуюся за крылья, спросил ее в последний раз - не желает ли она остаться с ним по доброй воле.
   Бабочка не произнесла ничего.
   И Человек взял и насадил ее на булавку и засушил и любовался ею столько, сколько хотел - до конца жизни.
   А Бабочка просто искала Цветок, чтобы напиться нектара ...

Бабочка и Чжуань Чжоу

Однажды Чжуану Чжоу приснилось, что он - бабочка, весело порхающая бабочка. [Он] наслаждался от души и не сознавал, что он - Чжоу. Но вдруг проснулся, удивился, что [он] - Чжоу, и не мог понять: снилось ли Чжоу, [что он] -бабочка, или бабочке снится, [что она] - Чжоу. Это и называют превращениемвещей, тогда как между мною, [Чжоу], и бабочкой непременно существуетразличие.

БАБОЧКА

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.

Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил ... а жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости: а жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства: а жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможности летать ... а жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал. Я просил любви ... а жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ ... а жизнь дала мне возможности. Я ничего не получил из того, о чем просил:

Но я получил все, что было мне нужно.

Живи без страха, смело встречай все препятствия и докажи, что ты можешь их преодолеть.

6. Рефлексия. Заполнение опросных листов. (См. Приложение 1.)

Приложение 1

Опросный лист

Пожалуйста, вспомните вес виды индивидуальной и групповой работы сегодняшнего занятия и оцените занятие по следующей схеме:

1 – очень плохо;
2 – посредственно;
3 – хорошо;
4 – очень хорошо;
5 – отлично.

(Обведите Вашу оценку.)

1. Занятие в целом 
2. Оформление и организация материала  
3. Представление материала 
4. Содержание
5. Соответствие Вашим целям
6. Возможность участия

1
1
1
1
1
1

2
2
2
2
2
2

3
3
3
3
3
3

4
4
4
4
4
4

5
5
5
5
5
5

Нам также было бы интересно знать:

Что Вам особенно понравилось в сегодняшнем занятии?

Что Вас удивило на занятии?

Что Вам показалось трудным на занятии?

Ваши предложения по улучшению работы семинара?