Конспект из цикла тренингов семинара-практикума "Развитие толерантности к кризисным ситуациям"

Куроптева Ирина Владимировна

Цель: развитие толерантных качеств и личностных умений педагогов.

Задачи:

- способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне),

- снятие напряжения, чувства тревоги,

- развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров

- обучение рефлексивным умениям

-  снятие психоэмоционального напряжения,

 

Продолжительность: 1 час

Теоретическая часть занятия не превышает 20-25 минут.

 

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

 

Формы и методы работы: групповое занятие с элементами тренинга с применением психологических игр (игра–разминка, юмористическая игра,  релаксационное упражнение и т. д.), групповая оценка, теоретическая информация.

 

Ключевое понятие: толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tolerantnosti_k_krizisnym_situatsiyam.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие толерантных качеств и личностных умений педагогов.

Задачи:

- способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне),

- снятие напряжения, чувства тревоги,

- развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров

- обучение рефлексивным умениям

  • снятие психоэмоционального напряжения,

Продолжительность: 1 час

Теоретическая часть занятия не превышает 20-25 минут.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Формы и методы работы: групповое занятие с элементами тренинга с применением психологических игр (игра–разминка, юмористическая игра,  релаксационное упражнение и т. д.), групповая оценка, теоретическая информация.

Ключевое понятие: толерантность.

Структура занятия:

1. Вступительная часть.

- Приветствие (4 мин.).

Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности.

- Мотивационно-побудительная игра-разминка «Волшебная палочка» (4 мин.).

Цель: концентрация внимания, активизация положительных эмоций, сближение участников занятия.

Рефлексия с целью интерпретации эмоционального содержания межличностной ситуации (3 мин.).

2. Основная часть.

- Рефлексивно-оценочное упражнение «Я - модель»  (4мин.).

Цель: гармонизация внутреннего состояния.

Рефлексия с целью определения эмоциональных и поведенческих стереотипов (3 мин.).

- Упражнение на релаксацию, саморегуляцию «Место покоя» (15 мин.).

Цель: профилактика стресса, активизация позитивного эмоционального состояния.

Рефлексия с целью классификации своих  ощущениях (5 мин.).

- Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы» (10 мин.).

Цель: активизация оптимизма, умения оценивать ситуацию адекватно, развитие мышления.

3. Заключительная часть.

- Игровое упражнение «Пойми меня» (15 мин.).

Цель: активизация положительных эмоций, обеспечение эмоционального подъема; понять друг друга посредством невербального общения.

- Обратная связь с целью получения  объективной критики и позитивной информации, определения трудностей,  возникших в ходе занятия, эмоциональных переживаний, а также возможности использования полученного опыта в жизни (10 мин.).

1. Вступительная часть.

Приветствие.

Цель: создание в группе атмосферы доброжелательности.

Мы сегодня поговорим о толерантности. Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром.  И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого.  Обстоятельства заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.

Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Предлагаю сейчас вспомнить высказывания о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка!

 («Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени, не жди доброго племени»).

Нам взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей.

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

Предлагаю начать с игры-разминки «Волшебная палочка»

Мотивационно-побудительная игра-разминка «Волшебная палочка».

Цель: концентрация внимания, активизация положительных эмоций, сближение участников занятия.

Участники сидят в кругу,  педагог-психолог участвует в упражнении.

Инструкция: «Я говорю слово «солнце». Каждый участник добавляет к нему по одному слову, в результате должно получиться большое предложение или рассказ».

Вывод: Что вы почувствовали, коллеги? Друг друга? Ответственность? Ведь «волшебная», эстафетная палочка не дала вам уйти с дистанции или выполнить свою часть работы не на должном уровне. А вообще получилось очень хорошо!

2. Основная часть.

Рефлексивно-оценочное упражнение «Я - модель».

Цель: гармонизация внутреннего состояния.

Представьте себе, что вся наша жизненная энергия заключена в ста процентах. Сейчас наша задача, определить, куда мы ее тратим в течение дня. Для этого используем энергетическую шкалу (систему координат). Верхняя часть шкалы   «игрек» будет обозначать время, которое тратится на уход за телом, нижняя – на общение. Левая часть шкалы «икс» энергия, которая тратится на фантазии, правая часть – на деятельность. Вы должны распределить энергию по четырем сферам, но в сумме она не должна превышать 100%.

 Тело: забота о физическом здоровье: режим сна, питания, гигиена тела, физические упражнения.

Деятельность: различные виды деятельности: профессиональные, учебные, домашние.

Общение: контакты и отношения с партнером, детьми, друзьями, коллегами, другими людьми.

Фантазии: воображение, интуиция, религия, размышления о смысле жизни и деятельности, о будущем, философия жизни, алкоголь, наркотики и т.п.

                                                                            Тело

                                            Фантазия        Деятельность

 

                                                                           Общение

Теперь соедините полученные точки, и посмотрите на фигуру, которая у вас получилась.

Рефлексия:

Насколько комфортно вы чувствуете себя в жизни с вашей моделью? Пожалуйста, кто хочет высказаться?

Вывод:

Многие согласятся со мной, что большинство участников большую часть своего времени отдают трудовой деятельности. На реализацию собственных желаний и потребностей, на общение с дорогими и близкими нам людьми, на любимое хобби не остается ни времени, ни сил. А ведь для сохранения оптимизма, душевного здоровья и благоприятного микроклимата в коллективе,  необходимо кукую-то часть жизни посвящать себе.

Упражнение на релаксацию, саморегуляцию «Место покоя».

Цель: профилактика стресса, активизация позитивного эмоционального состояния.

Инструкция: «Сядьте так, чтобы вам было удобно. И закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание не затруднено. Представьте себе, что вы плывете в красивой лодке по морю, далеко от дома. Все заботы и проблемы остались далеко позади, вы чувствуете себя свободно, на вас не давит никакая ответственность. Ваша лодка легко скользит по волнам, и вы чувствуете себя хорошо, свободно и расслабленно. Вы наслаждаетесь этим чувством покоя и благополучия. Вы смотрите на маленькие волны, на то, как они вздымаются и опускаются вверх-вниз, вверх-вниз. Вы чувствуете приятное тепло солнечных лучей. Вы спокойны и расслаблены. Вы чувствуете свое дыхание: вдох-выдох. Теплый мягкий покой обволакивает ваше тело. Вы становитесь все спокойнее,  расслабленнее, свободнее…Ваш взгляд медленно скользит по горизонту, и вдалеке вы замечаете маленький остров. Вас тянет туда. Там вы ищете место покоя, расслабления, довольства и безопасности. Ваша лодка легко скользит по направлению к острову. Море спокойно. Волны мягко и медленно несут вашу лодку к острову, месту вашей безопасности. Приблизившись к острову, вы можете различить заросли, пальмы и мелкий песок. Вы сходите на берег. Вы чувствуете под ногами мелкий песок, приятно теплый и мягкий. Вы ложитесь и наслаждаетесь покоем, теплом и расслаблением. Вы вдыхаете запах цветов.… На губах ощущаете морскую соль… Вы смотрите на облака, они медленно проплывают мимо. Вы чувствуете тепло солнца. Здесь ваше убежище. Насладитесь чувством покоя, расслабления, безопасности. Здесь вы чувствуете себя уверенно, спокойно и расслабленно. Это место – ваше убежище, куда вы всегда можете вернуться, когда захотите, когда почувствуете потребность в покое. Это место дает вам силу и уверенность, безопасность. Теперь не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза».

Рефлексия:

  • Расскажите о своих ощущениях.

Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».

Цель: активизация оптимизма, умения оценивать ситуацию адекватно, развитие мышления.

Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым, настроение – унылым, глаза – мокрыми, дела – заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! и даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.

Инструкция: «Вам предлагается несколько ситуаций. Попробуйте отыскать в негативном позитивное».

  • Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
  • Вы опоздали на автобус.
  • У вас обокрали квартиру.
  • Вы поругались с любимым человеком.
  • Вас вызывают к начальству.

Вывод:

Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только два горя: болезнь и смерть. Все остальное – неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.

3. Заключительная часть.

Игровое упражнение «Пойми меня».

Цель: активизация положительных эмоций, обеспечение эмоционального подъема; понять друг друга посредством невербального общения.

В фильме «Доживем до понедельника» десятиклассник написал: «Счастье – это когда тебя понимают». А ведь он прав: все человеческие беды от непонимания. И примеров тому более чем достаточно: не поняли друг друга и разошлись; не понял внутренний  мир  близкого человека и не поучаствовал в его судьбе; правительство одной страны не поняло позиций другой и решило войной добиться понимания.…Сейчас мы попробуем понять друг друга.

Инструкция: «Для подготовки к упражнению вам необходимо разбиться на группы (по 3-4 человека).

Каждой  группе  дается карточка с заданием – объяснить  значение пословицы без слов, при помощи жестов, мимики, движений.  Наша задача: отгадать эту пословицу».

Вывод:

Мы смогли понять друг друга!

Обратная связь.

А теперь прошу сказать несколько слов о том, что запомнилось, что понравилось, что было для вас наиболее значимо.

 Мы не разучились понимать состояние других людей, у нас не исказился взгляд, и не очерствело сердце. У нас много времени впереди, мы сможем созидать добро, если к этому стремиться.

Спасибо за сотрудничество, вашу работу на занятии. Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы не забывали, что человеку подвластно все и в вашей власти изменить в жизни то, что вам не нравится.

«Сядьте так, чтобы вам было удобно. И закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание не затруднено. Представьте себе, что вы плывете в красивой лодке по морю, далеко от дома. Все заботы и проблемы остались далеко позади, вы чувствуете себя свободно, на вас не давит никакая ответственность. Ваша лодка легко скользит по волнам, и вы чувствуете себя хорошо, свободно и расслабленно. Вы наслаждаетесь этим чувством покоя и благополучия. Вы смотрите на маленькие волны, на то, как они вздымаются и опускаются вверх-вниз, вверх-вниз. Вы чувствуете приятное тепло солнечных лучей. Вы спокойны и расслаблены. Вы чувствуете свое дыхание: вдох-выдох. Теплый мягкий покой обволакивает ваше тело. Вы становитесь все спокойнее,  расслабленнее, свободнее…Ваш взгляд медленно скользит по горизонту, и вдалеке вы замечаете маленький остров. Вас тянет туда. Там вы ищете место покоя, расслабления, довольства и безопасности. Ваша лодка легко скользит по направлению к острову. Море спокойно. Волны мягко и медленно несут вашу лодку к острову, месту вашей безопасности. Приблизившись к острову, вы можете различить заросли, пальмы и мелкий песок. Вы сходите на берег. Вы чувствуете под ногами мелкий песок, приятно теплый и мягкий. Вы ложитесь и наслаждаетесь покоем, теплом и расслаблением. Вы вдыхаете запах цветов.… На губах ощущаете морскую соль… Вы смотрите на облака, они медленно проплывают мимо. Вы чувствуете тепло солнца. Здесь ваше убежище. Насладитесь чувством покоя, расслабления, безопасности. Здесь вы чувствуете себя уверенно, спокойно и расслабленно. Это место – ваше убежище, куда вы всегда можете вернуться, когда захотите, когда почувствуете потребность в покое. Это место дает вам силу и уверенность, безопасность. Теперь не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза».