Памятка для родителей "Скоро в школу! Сборник игр, рекомендуемых детям старшего дошкольного возраста при подготовке к поступлению в школу."

Куроптева Ирина Владимировна

 

Одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитость волевых качеств, что включает в себя  способность к произвольному управлению своим поведением, умение ставить перед собой цель, намечать план действий и выполнять его, а так же умение оценивать результат своей деятельности.

Преложенные здесь игры рекомендуются детям старшего дошкольного возраста при подготовке к поступлению в школу.

Игры  проводятся в свободное от занятий время, длительность игр 20-25 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kniga_igr_psikh_gotovnost_k_shkole.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО» (Н. КРЯЖЕВА)

Цель: развитие произвольности поведения.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами - рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется - бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в различные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

КЛУБОЧЕК

Цель: обучение одному из приемов саморегуляции.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: расшалившемуся ребенку предлагается смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становится больше и больше.

Комментарий: взрослый  сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, так сразу успокаивается.

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся»

Скоро в школу!

Сборник игр, рекомендуемых детям старшего дошкольного возраста при подготовке

к поступлению в школу.

Ноябрьск 2013

Одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитость волевых качеств, что включает в себя  способность к произвольному управлению своим поведением, умение ставить перед собой цель, намечать план действий и выполнять его, а так же умение оценивать результат своей деятельности.

Преложенные здесь игры рекомендуются детям старшего дошкольного возраста при подготовке к поступлению в школу.

Игры  проводятся в свободное от занятий время, длительность игр 20-25 минут.

Материал подобран и оформлен

педагогом-психологом  Куроптевой И.В.

ХОДИМ В ШЛЯПАХ

Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие моторной ловкости.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: мешочки с песком весом до 500 г.

Описание игры: каждому ребенку на голову кладут мешочек с песком – «шляпу». Ведущий (взрослый) проверяет, правильная ли осанка у детей, а затем дает сигнал к ходьбе. Дети ходят, стараясь не уронить «шляпу». Выигрывает тот, кто за определенное время ни разу не уронил «шляпу».

Комментарий: игру можно усложнить, разложив на пути детей различные предметы, через которые надо переступать; а также предложив станцевать или пройти по канату. Эта игра особо рекомендуется расторможенным детям, у которых способность к концентрации и самоконтролю развита слабо. Само игровое правило стимулирует к сосредоточению на своих достижениях, контролю над ними.

Следует обратить внимание и на то, что у таких детей плохо развита мотивация к достижениям, они редко доводят что-либо начатое до конца. Поэтому на первых этапах игры можно предложить детям походить «в шляпах» какое-либо фиксированное время постепенно его увеличивая. Также можно подобрать индивидуальные способы развития целеустремленности.

ПАЛЬЦЫ - ЗВЕРИ ДОБРЫЕ, ПАЛЬЦЫ - ЗВЕРИ ЗЛЫЕ (О. ХУХЛАЕВА, О. ХУХЛАЕВ)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики - добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например на правой руке - в добрых волчат, а на левой - в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

ЕСЛИ «ДА» - ПОХЛОПАЙ, ЕСЛИ «НЕТ» - ПОТОПАЙ

(О. ХУХЛАЕВА, О. ХУХЛАЕВ)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих: двое или более.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или  играть.

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи.

ДИНОЗАВРИКИ (Н. КРЯЖЕВА)

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Количество играющих: 6-7.

Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у  них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

УЛИТКА (Н. КРЯЖЕВА)

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Количество играющих: 4 -5.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.

Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными лишь на последних этапах коррекции.

ЛОВИСЬ, РЫБКА!

Цель: развитие ловкости, внимания.

Количество играющих: не менее 5-ти.

Необходимые приспособления: нитка длиной 1,5м с привязанной к ней палочкой на конце.

Описание игры: играющие привязывают нитку к поясу, их задача - поймать «рыбку» т.е. наступить на палочку другого игрока и оторвать ее. Тот, кто остался 6ез палочки выбывает из игры, а собравший наибольшее количество палочек - победитель.  

Комментарий: сложность игры заключается в том, что игрок не только пытается оторвать палочку у другого игрока, но и следит за тем, чтобы его палочка осталась у него.

ОБЗЫВАЛКИ (Н. КРЯЖЕВА)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Количество играющих: не менее двух.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка - картошка», «А ты, Иришка - редиска», «А ты, Вовка Обязательно предупредить детей, что на эти

обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты. Маринка - картинка», Антошка - солнышко», - и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

ДВЕ ИГРУШКИ - ПОМЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ

(О. ХУХЛАЕВА, О. ХУХЛАЕВ) 

Цель: развитие моторной ловкости; внимания, координации движений.

Количество играющих: 5 и более.

Необходимые приспособления: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высокое темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре - поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

ПОВАРЯТА

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

РАЗГОВОР С РУКАМИ (И. ШЕВЦОВА)

Цель: отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия.

Количество играющих: взрослый и ребенок.

Необходимые приспособления: карандаши, лист бумаги.

Описание игры: в эту игру играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: им лица (глазки, ротик, носик и т. д.). Можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», - и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться»

Для гиперактивных детей назначают меньший срок - 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложить больший срок действия «договора».

Комментарий: игра может не получиться с первого раза, так как расторможенные дети с трудом переносят приобретенные навыки в повседневную жизнь, испытывают трудности в контроле за своими порывами. В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так с одной стороны, у ребенка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны он задумывается над проблемой.