Лекции по дисциплине "Социальная психология"

Лекции

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вербальная коммуникация

Слайд 2

Вербальная коммуникация – (от лат. verbalis — словесный) речевые коммуникации, основанные на умении говорить, слушать и писать. Является наиболее распространенной и обеспечивает различные сферы жизнедеятельности людей.

Слайд 3

Средства вербальной коммуникации Письменная речь Устная речь Чтение Слушание Участвуют в производстве текста (процесс передачи информации) Участвуют в восприятии информации, заложенной в нем информации

Слайд 4

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуются и через не посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка относятся: Коммуникативная (функция обмена информацией); Конструктивная (формулирование мыслей); Аппелятивная (воздействие на адресата); Эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); Фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); Метаязыковая (функция толкования). Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом.

Слайд 5

РЕЧЬ Внутренняя Внешняя Понимается как общение человека с самим собой Монолог Диалог Полилог

Слайд 6

Задание: Записать определение монолога, диалога и полилога Заполнить таблицу Сходства диалога и полилога Отличия монолога от диалога 1. 1. 2. 2. 3. 3. … … n n

Слайд 7

Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога . Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями.

Слайд 8

Диалог Информативный Манипулятивный Фатический Полемический Процесс передачи информации Поддержание контакта Скрытое управление собеседником Эмоциональное воздействие Использование общественных норм и представлений Лингвистическая подмена информации

Слайд 9

Монолог, монологическое высказывание обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге и полилоге. Что же касается диалога и полилога, то они не являются достаточно самостоятельными единицами как с точки зрения формы, так и содержания. Диалог и полилог как коллективные формы общения и как языковые категории представляют собой обмен высказываниями, которые порождаются одно другим в процессе разговора. Эта взаимосвязанность высказываний в диалоге и полилоге есть всегда взаимосвязанность смысловая и коммуникативная.

Слайд 10

В композиционном построении диалог и полилог не отличаются четкостью и стройностью вследствие того, что создаются совместными коммуникативными усилиями нескольких лиц, принимающих участие в общении. Для них характерны встречные связи, в то время как для монолога – присоединительные. Кроме того, диалогу и полилогу свойственно употребление специальных форм коммуникативной установки, которые обслуживают языковое общение. Следовательно, распределяясь между двумя или несколькими коммуникантами, тема диалога резко отличается от темы монолога. Тема диалога и полилога обладает большим динамизмом, активностью, в то время как монолог является более завершенным, закрытым в семантическом плане.

Слайд 11

Монологическая и коллективные формы общения отличаются и сферой употребления. Сфера употребления монолога – сфера искусства, ораторского выступления, общения по телевидению, ситуация обучения (речь учителя в классе). Коллективные формы общения – широко распространены и в бытовом общении, и в художественной литературе. Диалог и полилог отличаются от монолога и самой сутью, то есть общением нескольких людей. Диалог и полилог – это разные точки зрения, которые либо совпадают, либо нет; это активная интерпретация точки зрения другого; это ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; это взаимодополнение точек зрения участников общения, соотнесение которых и является целью диалога и полилога.

Слайд 12

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни. Умение владеть навыками делового общения необходимы при собеседовании.

Слайд 13

СОСТАВЛЕНИЕ РЕЗЮМЕ Резюме – это Ваша первая реклама. От того, как Вы ее представите, может зависеть ваше будущее трудоустройство. Ваша цель – добиться, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично. Резюме должно соответствовать ряду требований: Быть кратким и конкретным. Старайтесь уложиться на 1 страницу. Работодателя интересуют факты и он должен с первого взгляда видеть, что Вы можете предложить. Быть избирательным. Отбирайте информацию исходя из цели резюме. Быть правдивым. Вы должны быть уверены в том, что сможете подтвердить свои утверждения. Приспособлено для разных компаний и показывать Ваш опыт в наиболее подходящем для каждого случая свете. Составлено на компьютере и отпечатано на хорошем принтере. Обязательна грамотность, отсутствие ошибок (грамматических, стилистических, синтаксических). Оставляйте широкие поля и используйте жирный шрифт для заглавий. Размер шрифта должен быть таким, чтобы текст легко читался. В резюме не должно быть негативной информации, информации об ожидаемой зарплате, много “Я”.

Слайд 14

СТАНДАРТНАЯ ФОРМА РЕЗЮМЕ Ф.И.О. Адрес (с индексом), контактные телефоны (с кодом города). Личные данные (дата рождения, гражданство, семейное положение). Цель: краткое описание позиции, на которую Вы претендуете (не более 2-3 строк). Образование (в хронологическом порядке): Годы обучения (числа и месяц указывать не принято, ограничьтесь годом: 1999 – 2001, или 2000 - настоящее время), ВУЗ и факультет (желательно избегать сокращений). Специальность и присвоенная квалификация. Укажите также любое дополнительное образование и курсы (иностранные языки, компьютерные…). 6. Опыт (в обратном хронологическом порядке): Годы работы и название организации. Должность. Основные обязанности и достижения. 7. Дополнительная информация: Знание языков (укажите иностранные языки, которыми Вы владеете, и уровень их знания). Навыки работы на компьютере (укажите программное обеспечение, которым Вы владеете). Наличие водительских прав и машины. Интересы, рекомендации и загранпоездки (следует упоминать только в том случае, если это связано с желаемой работой).

Слайд 15

Пример резюме Булаткина Ирина Витальевна Домашний телефон : 2222222 Сотовый телефон : 333333333333 Семейное положение : не замужем Дата рождения : 24 февраля 1984 года Образование: 2001-2006 Новосибирский Государственный Технический Университет, факультет гуманитарного образования. Диплом специалиста. Присвоена квалификация – психолог, преподаватель психологии Опыт работы: Август 2005- Компания «Пьянкоff». Продавец – консультант. Ноябрь 2005 Основные обязанности: *Обучила новых служащих * Операции с ценными бумагами *Продажа продукта 2000-2007 Новосибирский Промышленно Экономический Колледж. Программист Основные обязанности: *ввод данных в ПК при помощи новых программ *распечатка данных сентябрь 2006г МОУ СОШ №104. Педагог-психолог. январь 2007г Дополнительная информация: Свободно владею персональным компьютером как пользователь. Личные качества : работоспособность, легко обучаема и переобучаема, легко нахожу общий язык с людьми, всегда выполняю работу в срок, пунктуальна.

Слайд 16

Самопрезентация Основная задача самопрезентации – наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества

Слайд 17

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ Профессиональные знания и опыт работы Степень самокритичности и объективность оценок Активность жизненной позиции Умение хорошо говорить и слушать Целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей Внешность и манера поведения Степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы Честность и порядочность Способность руководить и готовность подчиняться Степень заинтересованности в данной работе. Уровень интеллектуальной активности, способность творчески подходить к решению проблем

Слайд 18

Для первого впечатления многое имеет значение: 1. Как Вы закрываете за собой дверь (не поворачиваясь спиной, а глядя в лицо). . Как подаете руку (рукопожатие не должно быть вялым или агрессивным).

Слайд 19

. На какой стул садитесь (не с противоположной стороны стола от интервьюера, а с боку, в “угловую” позицию, создавая ощущение открытости и искренности). 4. Как Вы смотрите (внимательный взгляд в глаза). . Ваша осанка (подтянут и строен). 6. Как Вы говорите (спокойный и доброжелательный тон).

Слайд 20

7. Внешность (преуспевающий общий вид): строгая деловая одежда: у мужчин желателен костюм серого, синего или коричневого цвета; у женщин– английский костюм, костюм из юбки и блузки или строгое платье. Минимум украшений. Неяркий маникюр и макияж. Красивые и достаточно дорогие аксессуары (сумка, портфель, часы, авторучка, блокнот). Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого Вы встретите в офисе. 8. Ваши жесты. Следите за руками: нежелательно щелкать костяшками пальцев, подпирать подбородок руками, чесать голову и т.д.

Слайд 21

9. При заполнении анкеты помните, что все имеет значение: количество и характер ошибок (исправлений), грамотность, почерк, четкость формулировок. Заполняйте анкету аккуратно, не торопясь. По окончании беседы обязательно ПОБЛАГОДАРИТЕ собеседника за уделенное Вам время, проявленное внимание. НЕ ЗАБУДЬТЕ четко договориться о том, когда и как Вы узнаете о результатах собеседования. Желательно, чтобы инициатива оставалась за Вами: лучше договориться, когда Вы будете звонить в назначенное время, чем ожидать звонка.

Слайд 22

Психологическая подготовка к собеседованию: . Рассчитайте свой путь от дома до места собеседования; . Еще раз просмотрите свой график на день собеседования. Если что-то запланировано – отменить. . Запомнить куда и к кому идете. Записать на бумажку недостаточно. Человек шарящий по карманам со словами: «Мне нужно в эту…ну…на встречу с этим…как его там…» вряд ли произведет впечатление надежного будущего сотрудника.

Слайд 23

. Вести себя естественно, не контролировать каждое движение. . Собрать сведения о самой организации. . Взять с собой не только резюме, но и копии всех необходимых документов. 7. Придерживайтесь делового стиля в одежде. ???????????????????????????? 8. Составить список ожидаемых вопросов и подготовьте варианты ответов.

Слайд 24

Нежелательно на собеседовании: . Прятать руки или активно ими размахивать. . Тереть нос, глаза. . Ерзать на стуле. . Прятать глаза от собеседника. . Перебивать собеседника. . Загрязнять свою речь фразами – паразитами (например: «ну», «как бы», «это самое» и прочее) И др.

Слайд 25

Как отвечать на вопросы? Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд). Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части. Если вопрос труден по содержанию, то: а) попросите повторить вопрос; в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл; б) повторите вопрос так, как вы его поняли; в) попросите несколько минут на размышление; г) приведите аналогичный пример из собственного опыта. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера. Если при ответе вас неправильно поняли, необходимо немедленно исправить ситуацию и переформулировать свою мысль.

Слайд 26

Как быть с некорректными вопросами? Некорректный вопрос вопрос, вторгающийся в коммерческие тайны вопрос, оскорбляющий достоинство вашей личности Плохо сформулированный вопрос вопрос, задевающий интимную сферу вашей жизни

Слайд 27

Уловки для ухода от ответа на некорректный вопрос: ответом вопрос на вопрос; переадресовка, отправление к более компетентному лицу; игнорирование; перевод разговора на другую тему; «срочное дело»; демонстрация полного непонимания ситуации; негативная оценка самого вопроса; юмор, ирония, сарказм.

Слайд 28

Секреты успешного собеседования: ситуации, которых следует избегать Опоздание Не важно, проспали ли вы, застряли в пробке, или же у вас есть более экзотическое оправдание, опоздание едва ли расположит к вам работодателя. Решение: если вы опаздываете и не успеваете к назначенному времени, непременно перезвоните и предупредите об этом компанию, куда собираетесь на собеседование. Так вы избавите работодателя от ожидания и дадите ему возможность перенести встречу на другое время или на другой день.

Слайд 29

Отсутствие резюме Вы захватили кейс, но забыли резюме, все рекомендательные письма, представляющие вас с наилучшей стороны, а также лучшие примеры своей работы. Решение: этой ситуации легко избежать, если все спланировать заранее. Не полагайтесь на распечатки и бумажные варианты нужных документов. Запаситесь электронной версией резюме.

Слайд 30

Неполадки с костюмом Где-то по дороге в офис ваш безупречно выглаженный костюм помялся, порвался или же благодаря проезжающему авто на нем появились неприглядные пятна грязи. Решение: лучше всего сразу же вкратце объяснить, что случилось. В такой ситуации оказывался каждый, поэтому ваши заляпанные грязью брюки, скорее всего, вызовут у интервьюера сочувствие, а не раздражение.

Слайд 31

Забывчивость Во время собеседования вы нервничаете, поэтому забывчивость и рассеянность вполне естественны. Решение: если вы не записали имя человека, с которым проходите собеседование, не видите таблички с его именем, при первой же удобной возможности попросите у интервьюера его визитку и продолжайте собеседование.

Слайд 32

Незаинтересованность интервьюера Вы приходите на собеседование, полный надежд и ожиданий, и сталкиваетесь с полным равнодушием интервьюера, который едва удостаивает вас небрежным кивком вместо приветствия. Решение: если интервьюер не слушает вас, говорит ли это о его безразличии? Возможно он просто занят другими, более серьезными делами и решает сложную проблему. Постарайтесь привлечь его внимание, а если это не помогает, предложите перенести собеседование на другое, более удобное для интервьюера, время.

Слайд 33

ЗАПОМНИТЬ!!! Соискатели часто начинают нервничать, если собеседование проходит не так, как запланировано, но метод решения сложной и неприятной ситуации расскажет о вас больше, чем все резюме и рекомендации.

Слайд 34

ЗАДАНИЕ: Решить ситуацию У Вас как выпускника НОВОСИБИРСКОГО ПРОМЫШЛЕННО – ЭОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА появилась возможность устроится на работу в юридическую фирму «Нотариус». Вас попросили составить резюме, а затем пригласили на собеседование. К сожалению Вам как кандидату на вакантную должность было отказано. Почему?

Слайд 35

Таблица №1 Возможные ошибки кандидата в написании резюме Способы разрешения

Слайд 36

Таблица №2 Возможные ошибки кандидата при собеседовании Способы разрешения

Слайд 37

Решение Когда Вы обратились с вопросом к менеджеру по персоналу, почему Вам было отказано, менеджер дал разъяснения. Во-первых, в резюме были допущены грамматические ошибки. Не был указан опыт работы в данной сфере. Не была указана специальность и присвоенная квалификация. Не было указано никакой информации о дополнительных курсах. Также не указали навыков работы на компьютере, хотя позиция, на которую Вы претендовали, предполагает работу с компьютером. Было слишком много «Я». Во-вторых, при проведении собеседования вы опоздали и не предупредили о своем опоздании. Во время собеседования ерзали на стуле, прятали глаза от собеседника, из чего можно сделать вывод, что вы не до конца были искренним с интервьюером. С интервьюером во время собеседования разговаривали недоброжелательно, все время сбивались, загрязняли свою речь фразами-паразитами. На собеседование пришли не в деловом костюме. А также предоставили несоответствующую действительности информацию о достижениях на предыдущем месте работы.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Содержание, функции и виды общения

Слайд 2

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Слайд 3

АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ Содержание Цель Средства информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном) состоянии субъекта и об обстановке во внешней среде. отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?» способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Слайд 4

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО СРЕДСТВАМ ПО ЦЕЛЯМ Материальное Когнитивное Кондиционное Мотивационное Деятельностное Непосредственное Опосредованное Прямое Косвенное Биологическое Социальное Обмен предметами и продуктами деятельности Обмен знаниями Обмен психическими состояниями Обмен побуждениями, целями, мотивами, потребностями Обмен действиями, умениями, навыками Осуществляется с помощью естественных органов: руки, голова и т.д. Связано с использованием специальных средств и орудий

Слайд 5

ЗОНЫ ОБЩЕНИЯ Интимная (15-45см друг от друга) Личная или персональная (45-120 см) Социальная (120-400 см) Публичная (свыше 400 см) Допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Характерны доверительность, негромкий голос, прикосновения Обыденная беседа с друзьями и Коллегами. Визуально-зрительный контакт между участниками беседы Во время официальных встреч. С теми кого знают очень хорошо Лекции, митинги. При общении с большой группой людей

Слайд 6

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ Информационно- коммуникативная Регуляторно – коммуникативная Аффективно- коммуникативная Обмен информацией или прием-передача информации Регуляция поведения Регуляция эмоциональной сферы человека

Слайд 7

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Вербальные Невербальные Речь Мимика Взгляд Жесты Интонация Деловой Светский Интимный Искоса

Слайд 8

Механизмы общения: Идентификация – отождествление себя с партнером по общению («будь ты на моем месте…») Эмпатия – способность переживать те чувства, что свойственны партнеру по общению Рефлексия – способность взглянуть на себя глазами партнера по общению Хало-эффект – мы наделяем человека качествами, соответствующими одно другому. Одно и то же действие приобретает разную окраску за счет восприятия человека сквозь призму первого впечатления или репутации. Эффект снисходительности. Когда некое лицо с высоким социальным статусом завышает оценку начинающего, дает аванс. Экспектация – ожидание чего-то от кого-то Фасциация – завораживание – средства для привлечения внимания партнера Установка

Слайд 9

Подходы к исследованию общения Информационный Интернациональный Реляционный Ориентирован на передачу и прием информации Ориентирован на взаимодействие Ориентирован на взаимосвязь общения и взаимоотношения

Слайд 10

Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов. Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях: содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.); человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок); принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

Слайд 11

Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949) источник информации передатчик информации (шифратор) канал для передачи сигналов приемник информации (дешифратор) получатель информации (место получения информации)

Слайд 12

Интеракциональные подходы Были развиты главным образом в 60 - 70-е годы. Общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). В рамках интеракционального подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос — какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения.

Слайд 13

Модели интеракционального подхода Лингвистическая модель, в начале 60-х годов (Р. Бёдвистел, 1970) для невербального общения. Одно из основных положений модели — несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека. Модель социального навыка (М. Аргайл, А, Кендон, 1967). Межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. высказывается идея научения общению в самом общении. Равновесная модель (М. Apгайл, Дж. Дин, 1965). Взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации, Т. е. любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог—монолог, сочетание вопросов и ответов). Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен, 1968). Общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию трех видов программ: первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй — контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует сами процедуры изменений. Именно содержательный контекст конкретной ситуации, конкретная задача и конкретная социальная организация «запускают» действие конкретной программы. 5. Системная модель (А. Кендон, 1977) Взаимодействие как конфигурация систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы; первая — это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая — это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.

Слайд 14

Реляционный подход Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973). Термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией». Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого иди нет. Природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ "Знающий говорит , а мудрый – слушает."

Слайд 2

Одна из проблем, с которой встречается каждый человек – это умение слушать и слышать собеседника. В первую очередь умение слушать это , чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

Слайд 3

Что по этому поводу советуют... Плутарх Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать. Неизвестный шутник Я люблю говорить с теми, кто ясно выражает мои мысли. Демокрит Заговори, чтобы я тебя увидел. Лао Цзы Кто знает, не говорит. Кто говорит, не знает. Уилсон Мизнер Человек, умеющий слушать, не только везде популярен, но спустя какое-то время еще и знает что-то. Питер Друкер Самое главное в общении – услышать то, что не было сказано. Японская поговорка Одно теплое слово может греть в течение трех зимних месяцев.

Слайд 6

Чтобы процесс общения был более эффективным, желательно овладеть некоторыми техниками слушания. Эффективные техники общения Рефлексивное (активное) слушание Нерефлексивное (пассивное) слушание Дословное повторение Перефразирование Резюмирование

Слайд 7

Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

Слайд 8

Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

Слайд 9

Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу

Слайд 10

Все три техники являются действенными в процессе общения. Дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми собеседниками. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными собеседниками, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.

Слайд 11

Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.

Слайд 12

Нерефлексивное (пассивное) слушание — это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да...», «Угу...», «Понимаю...», «Приятно слышать» и т. д. Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда слушатель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.

Слайд 13

Чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями М. Беркли-Ален (1997), Не перебивать собеседника. Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины). Не позволять себе отвлекаться. Не задавать лишних вопросов («не допрашивать») Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы) Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, на­пример: «Может быть, лучше попробовать...», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так...») Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.

Слайд 14

Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения. Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей: 1. Симулянт — делает вид, что слушает, но думает о своем. 2. Зависимый слушатель — старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования.

Слайд 15

3. Перебивала — перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать. 4. Слушатель, погруженный в себя, — теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение. 5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, — слушает толь­ко то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону.

Слайд 16

6. «Самовлюбленный» слушатель — хочет, чтобы слушали только его. 7. Слушатель-«сочинитель» — не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания рассказа.

Слайд 17

8. Слушатель-«пчела» — слушает только то, что интересно, все остальное пропускает. 9.Слушатель-«жало» —ждет, когда собеседник допустит ошибку, что­бы затем говорить только об этом.

Слайд 18

Владея информацией о ролях слушателей, человек, общаясь с собеседником, может, определив ту или иную роль, которой придерживается собеседник, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию. Так, имея дело со «слушателем-интеллектуалом», желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося. Общаясь с «псевдослушателями», придется время от времени задавать ему открытые (требующие развернутого ответа) вопросы. С «самовлюбленным» слушателем поможет техника резюмирования, показывающая партнеру, что его слышат, и позволяющая перейти на следующий этап переговоров. Зная, что перед ним — слушатель-«сочинитель», человеку лучше уже в самом начале встречи регламентировать ситуацию. Например, для этого можно предупредить, что сначала человек услышит Вашу информацию, и лишь после этого предстоит обсуждение. Если же появится слушатель-«жало», человеку в случае, если он действительно оказался не прав, лучше признать свою ошибку. Если же он не согласен с претензиями собеседника, желательно не вступать с ним в спор тут же (сбивая план мероприятия или беседы), а пригласить его для продолжения дискуссии в другой день или час.

Слайд 19

Один из участников (доброволец) покидает аудиторию и готовится к проведению лекции на знакомую и интересную тему (например, как готовить салат «Оливье»). Продолжительность лекции – 10 минут.



Предварительный просмотр:

Полушутливый стишок вместо предисловия

Меня зовут повсюду в гости

Все, кто хотят быть на виду.

И если кто-то на помосте,

То в первом я сижу ряду.

Раскрыв глаза, блокнот и уши,

И, если надо, даже рот,

Я так могу красиво слушать,

Что рейтинг мой везде растет.

Иные слушают, зевая, -

У них губительный синдром

"Да я давно все это знаю".

И спят всю жизнь бесцветным сном.

А я, хоть знаю и немало,

Не важничаю, словно гусь,

И слушаю всегда сначала,

А говорить не тороплюсь.


Одна из проблем, с которой  встречается каждый человек –  это умение слушать  и слышать собеседника.

мотивация

В первую очередь умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

В ходе всемирного опроса было выяснено, что большинство опрошенных ценит в собеседнике именно умение слушать и слышать, а не умение говорить.

Умение слушать и слышать - это своего рода талант. А насколько ВЫ внимательны к словам собеседника? Давайте это выясним с помощью теста «Умение слушать».

Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком, будь то ваш товарищ, сослуживец, начальник или случайный собеседник.

  1. Собеседник не дает мне высказаться, постоянно прерывает меня во время беседы.
  2. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора.
  3. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
  4. Собеседник никогда не улыбается.
  5. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями
  6. Собеседник старается опровергнуть меня.
  7. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.
  8. На мои вопросы собеседник выставляет контр вопросы.
  9. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
  10. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
  11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
  12. Собеседник делает выводы за меня.
  13. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
  14. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.
  15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
  16. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
  17. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
  18. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
  19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
  20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Подведем итоги. Итак, количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:

14—20 — вы плохой собеседник, и вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.

8—14 — вам присущи некоторые недостатки, вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

2—8 — вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте время высказать свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0—2 — вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих

"На вопросы следует дать ответы, которые оцениваются":

"почти всегда" – 2 балла;

"в большинстве случаев" – 4 балла;

"иногда" – 6 баллов;

"редко" – 8 баллов;

"почти никогда" – 10 баллов.

Тестовый материал

  1. Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам?
  2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?
  3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость?
  4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком.
  5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?
  6. Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
  7. Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?
  8. Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы?

Обработка и интерпретация результатов теста

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель "выше среднего уровня".

Теоретически каждый осознает необходимость обучения навыкам слушания, однако на практике зачастую происходят обидные недоразумения именно из-за отсутствия этого умения.

Как научиться не только эффективно слушать, но и слышать, воспринимать максимальный объем информации – вопрос достаточно сложный. Прежде всего, стоит разобраться, почему мы теряем и искажаем то, что говорит партнер по общению. Поможет в этом схема. (рис.1)

Как видно из схемы, содержание передаваемого рассказа может быть значительно искажено вследствие работы так называемых фильтров слушания (установки на общение с человеком, жизненный опыт, уровень эмоциональной включенности в ситуацию – особенно в конфликтных ситуациях, отвлечение в процессе слушания), все это приводит к тому, что в процессе общения отдельные детали информации теряются или подменяются другими (удобными и значимыми для нас), а иногда искажается и смысл сказанного парнером.

 Давайте попробуем обучится навыкам общения для иллюстрации важности умения слушать и слышать собеседника.  (упражнение «Вера Коркина»)

Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слышать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения.

Совершенствование умения слушать в свою очередь ведет к повышению уровня общения и взаимопониманию, способствует эффективной деятельности.

Упражнение

Игра в слушание. Играть можно и одному, но интереснее с кем-нибудь. Закройте глаза, постарайтесь вспомнить и перечислите все звуки, которые Вы услышите примерно в течение одной минуты.

Теперь откройте глаза и сравните Ваши результаты. Вы услышали одинаковые звуки? Есть ли такие звуки, которые один из Вас услышал, а другой нет? Было ли это результатом внимания, более острого слуха, большей сосредоточенности или избирательности?

Это упражнение демонстрирует, что самым необходимым условием эффективного слушания является внимание. Оно также показывает, что мы можем не замечать звуков, пока сознательно не обратим на них внимание.

Давайте теперь наглядно познакомимся с типологией неэффективных слушателей. (упражнение «интересная лекция»)

Умение слушать – дело не столь простое, как может показаться на первый взгляд!

Совершенствовать умение слушать можно путем освоения техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и выработки у себя одобрительной установки по отношению к говорящему.

Причины общения людей различны. Эти причины не всегда понятны им самим и еще менее понятны окружающим. Иногда люди просто общительны. В других же случаях цель общения – получить информацию, и тогда мы должны слушать особенно внимательно. Кроме того, слова используются для выражения чувств, что требует активных методов слушания. В других ситуациях нас настойчиво убеждают сделать что-либо. Важно в каждом случае четко понимать цель общения. Иначе мы не поймем собеседника.

  1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
  2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
  3. Обведите ваше имя.
  4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
  5. В каждом квадрате поставьте крестик.
  6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
  7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если не хотите писать номер, напишите номер 100.
  8. Шепотом назовите номер, который вы написали.
  9. Обведите этот номер.
  10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
  11. Обведите этот знак треугольником.
  12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
  13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении №4.
  14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
  15. Громко крикните: «Я закончил (ла)!»
  16. Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2

Задание №1 

Выбор подходящих приемов слушания.

В приведенной ниже таблице в левой колонке даются четыре основных вида общения, в правой – различные приемы слушания и ответы на речь собеседника. Каждому виду общения соответствуют определенные приемы слушания, при этом некоторые могут быть использованы несколько раз.

Вид общения

Слушание и ответная реакция

  1. Социальное
  2. Информативное
  3. Экспрессивное
  4. Побудительное
  1. Резюмирование
  2. Активное слушание
  3. Обратная связь
  4. Дружелюбие
  5. Предотвращение непонимания
  6. Записи для памяти
  7. Экспрессивный ответ
  8. Эмпатический ответ
  9. Формальный ответ
  10. Направленное внимание
  11. Пассивное слушание
  12. Запоминание
  13. Уточнение
  14. Отражение чувств
  15. Ритуальный ответ
  16. Молчание

Виды целей общения: социальная, информационная, экспрессивная и побудительная.

Цель социального общения состоит в том, чтобы засвидетельствовать свое присутствие и поддержать взаимоотношения, а не сообщить друг другу что-либо по существу. Этот вид общения обычно состоит из определенных ритуалов: беседы о предстоящих событиях, малозначащей беседы или обмена любезностями. Люди, как правило, стремятся представить себя в выгодном свете и избегают говорить о вещах, о которых они не хотят, чтобы знали другие. Более того, они считают само собой разумеющимся, что и другие поступают так же. В этом смысле социальное общение является в основном сознательным обменом поверхностными, малозначащими фразами.

Правильно слушать в этом случае – значит быть готовым участвовать в ритуале повседневного общения. Иначе можно поставить под угрозу взаимоотношения с другими. Иногда единственное, что при этом требуется, – это невербальный ответ, например улыбка или приветствие рукой. В других случаях требуется высказывание. Социальное общение предполагает, что собеседники говорят и слушают по очереди, не перебивая друг друга. Будем помнить, что мы не должны все, что слышим, принимать за чистую монету. Когда кто-нибудь говорит: «Привет, как поживаешь?», это не означает, что надо давать подробный отчет о своих проблемах. Мы можем просто выразить свои чувства и по возможности дружеским образом.

Когда цель общения информационная, например обсуждение производственных вопросов, содержание беседы имеет решающее значение. В этом случае цель общения – обмен информацией и фактическими сведениями. Это – общение профессора со студентами, которым он читает лекцию, разговор продавца с клиентом и т. п.

Правильно слушать в этом случае – значит точно воспринимать информацию, для чего необходимо сосредоточить внимание на содержании речи, понять сообщение, запомнить его. При получении краткой устной информации, как, например, даты или адреса, достаточно повторить ее в уме, хотя для большей точности иногда полезно и записать. Когда же дело касается сложной информации (лекция, производственный отчет), помимо слушания требуется запись. Для повышения эффективности восприятия информации полезны приемы рефлексивного слушания. Для проверки точности значения сообщения следует использовать перефразирование, уточнение и резюмирование.

При экспрессивном общении слова используются в основном для выражения мнений и чувств. При разрешении проблемных ситуаций, как, например, производственных или семейных конфликтов, стороны обычно убеждаются в том, что одним из путей к пониманию позиций друг друга становится взаимное внимание к переживаниям.

В экспрессивном общении, когда говорящий испытывает неотложную потребность дать волю обуревающим его чувствам, уместно применить приемы нерефлексивного слушания. Но постепенно, по мере снижения интенсивности чувств говорящего, возрастает потребность в том, чтобы его поняли и одобрили по существу. В этом случае для передачи одобрения и понимания собеседника полезны приемы рефлексивного слушания. Рефлексивное слушание необходимо, когда человек, испытывающий трудности, хочет найти не только понимание, но и помощь. Эмпатические приемы незаменимы, когда в общении имеет место непонимание или конфликт.

При побудительном общении говорящий пытается заставить слушающего что-либо предпринять или сделать. Просьба может быть любой – изменить мнение по отношению к чему-либо, сделать, взять, пожертвовать, возглавить, дать...

Правильная реакция при побудительном общении состоит в ясном представлении того, чего от Вас хотят. Это как раз тот случай, когда важную роль играет рефлексивное слушание. В уточнении и подтверждении несложной просьбы помогает простое перефразирование. Когда просьба сложна, можно пользоваться такими приемами рефлексивного слушания, как уточнение, отражение чувств и резюмирование. Если побудительное общение сопровождается острой реакцией, эмоциональным напряжением, как подчас бывает при рассмотрении жалобы, может быть полезно рефлексивное слушание, особенно в начале беседы.

Как только становится ясно, что от Вас требуется, следует установить обратную связь, т. е. своим ответом показать собеседнику, что его правильно поняли. Такой ответ не обязательно означает, что Вы согласны с говорящим или берете на себя обязательство выполнить его просьбу. Он лишь подтверждает, что Вы просьбу поняли и за этим могут последовать определенные ответные действия. Это особенно важно в сфере торговли и обслуживания, где говорящими являются клиенты или покупатели, обращающиеся с конкретными просьбами. Однако может случиться и так, что на побудительное общение собеседника мы отвечаем слишком быстро. Только потом мы обнаруживаем, что должны были использовать приемы активного слушания и убедиться в том, что от нас хотят в действительности.

Задание №2

Кратко сформулируйте основные приемы правильного слушания

1. Выясните свои привычки слушать. Каковы Ваши сильные стороны? Какие Вы делаете ошибки? Может, Вы судите о людях поспешно? Часто ли Вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в Ваших ответах? Какие из них используются Вами чаще всего? Лучшее знание своих привычек слушать является первым этапом в их изменении.

2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека: один – говорит, другой – слушает, причем в роли слушающего каждый должен выступать попеременно. Когда бы это ни случилось, но, если Вам не ясно, о чем говорит собеседник, Вы должны дать ему это понять – или путем постановки уточняющих вопросов, или активным отражением того, что Вы слышите, и просьбой поправить Вас. Как может кто-нибудь узнать, что Вы его не понимаете, пока Вы сами не скажете об этом?

3. Будьте физически внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете. Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоим. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Поскольку сосредоточенным внимание может быть недолго (менее одной минуты), слушание требует сознательной концентрации внимания. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи, например телевизор или телефон. Не допускайте «блуждания» мыслей. Помочь сконцентрироваться на том, о чем говорит собеседник, вероятнее всего, могут Ваше физическое внимание и речевая активность.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» – в соответствии с социально принятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства. Например, работник, который говорит: «Я закончил работу с этими письмами», передает иную мысль, чем работник, который говорит: «Слава богу, наконец-то я покончил с этими проклятыми письмами!» Хотя содержание этих сообщений одинаковое, последнее сообщение в отличие от первого выражает еще и чувства. Внимательный руководитель, который не только слушает содержание сообщения работника, но и понимает его чувства, прежде чем дать новое задание, добьется более высокой эффективности общения, чем тот, который просто поручит другую работу.

6. Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к невербальным выражениям. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на Вас пристально и как он поддерживает с Вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоростью речи. Обратите внимание на то, как близко или как далеко от Вас сидит или стоит говорящий, способствуют ли невербальные сигналы усилению речи говорящего, или они противоречат высказываемому словами.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и что он пытается сказать. Эмпатическое общение означает не только одобрение говорящего, но и позволяет точнее понять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Слушать самого себя особенно важно для выработки умения слушать других. Когда Вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет Ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет Вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника – получить что-либо реально ощутимое, например информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное действие – лучший ответ собеседнику.

Слушание является одним из средств общения и используется чаще других и в то же время умению слушать меньше всего учатся. В результате – непонимание, душевные травмы и т. п. Но так продолжаться не должно! Каждый из нас может научиться слушать эффективнее! Я надеюсь, что благодаря сегодняшнему уроку вы поняли как правильно это сделать. Используйте в своей повседневной жизни новое понимание процесса слушания и тренируйте новые навыки до тех пор, пока не обретете достаточной уверенности в том, что Вы пользуетесь ими естественным образом. Все это требует времени и усилий. Но результаты оправдают Ваш труд. Удачи вам!