«Детская агрессивность и ее причины».

Родительское собрание на тему детской агрессивности.презентация к собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание36.22 КБ

Предварительный просмотр:

            Родительское собрание

Тема:  «Детская  агрессивность и ее причины».

Содержание.

  1. Понятие агрессии.  
  2. Причины агрессивного поведения.
  3. Особенности проявления детской агрессивности
  4. Способы профилактики детской агрессии.

Цель: формирование умения у родителей выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях

Задачи:

  1. Выявить причины детской агрессии.
  2. Ознакомится с методами коррекции агрессии.
  3. Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.

        Ход собрания

 1.   В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина России отсутствует, вряд ли найдется человек, который бы утверждал, что не происходит нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И педагогам и родителям, в таких условиях повседневной жизни трудно определится, на что должны быть направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться ребенку в мире, полном насилия и агрессии. Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!  Тема нашей с вами встречи серьезна и трудна. Эта тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Я думаю, стоит. Поэтому, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы , взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

   Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии. Что же такое агрессия?

Агрессия – поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе  людей.

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия)

        Слайд 2.

Агрессия – поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе  людей.

Агрессия может проявляться физически и вербально

 (слайд 3)   Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия

   2.   Вы никогда не задумывались, почему одни ученики, посещающие одну и ту же школу, обучающиеся в одном  классе, становятся агрессивными, а другие нет? Исследования в области детской агрессии показали, что на формирование агрессии влияют:

   -безразличное отношение к агрессивным проявлениям ребенка по отношению к другим детям и взрослым

   - суровость дисциплинарных воздействий

   - социальная среда и окружение

Дети обучаются социальным навыкам , подражая действиям других людей (родителей, сверстников, героев книг, фильмов и телепередач)

 Причины, провоцирующие подобное поведение имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.

 Причины:

     1.   Исследования показывают, что после просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым».  Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения.

    2.   Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети, противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подшучивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

      3.Очень частой причиной агрессии школьников является семейное воспитание. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях:  постоянные ссоры родителей,    крики, ругань  физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое все это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.  Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

4.    Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям.  Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

   5.   Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями – всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка, публичные пренебрежительные высказывания в его адрес. Порождают у него глубокие и серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себе и в своих силах.

6.   Избыток или недостаток внимания со стороны родителей также является причиной агрессивного поведения. Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Стремление родителей угодить ребенку и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ  вспышку агрессии: «Не купили мне игрушку – я на пол упаду  и буду орать вам назло до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу»… И наоборот проявления агрессии у детей, родители которых вечно заняты. Их агрессия  это  способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления  родительского внимания, в котором дети так нуждаются . Они действуют по принципу : «лучше пусть поругают, чем не заметят».

7.     Еще одной из причин агрессивного поведения ребенка является чрезмерный контроль или его полное отсутствие. Чрезмерный контроль над поведением ребенка также вредны, как и  полное отсутствие такового. Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает характер матери или отца. Чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Такое отношение вызывает у ребенка чувства угнетенности и страха. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется лишение ребенка родительской любви.  

     Восприятие мира взрослыми очень отличается от  детского. То, что родителям представляется пустяком, ребенку  может казаться катастрофой. Бывает что мы не обращаем внимания на страдания детей , на настоящую душевную боль, но при этом придаем огромное значение тому, что для них не является важным. В результате у ребенка может сложиться ощущение или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять – значит, не способны и помочь. Ребенка охватывают чувства одиночества и безысходности, незащищенности  и беспомощности. Результат – неадекватные, агрессивные реакции.

 3.    Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием различного рода причин.  Наиболее распространенными являются следующие  проявления агрессии:

1. Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).

2. Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).

3. Агрессия по отношению к животным.

  • Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы. Почему же эти «нехорошие» выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Для подростков ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, является одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком. Иногда дети используют  ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.

Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцентирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки. Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка. Вам не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся». Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

  • Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку? Задача родителей  заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями. Научите его выражать свои враждебные чувства  приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать, то что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д. , а не будет пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным поведением».        
  • Еще одна разновидность проявления  детской агрессии - это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе  такого поведения над животными может лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т. п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.
  • Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того такие объятия выполняют несколько важных функций: ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свои эмоции сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что вы готовы его выслушать, когда ему плохо.
  • Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: «Хороший мальчик»  или «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: «ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо  того чтобы драться с ним» Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

         В воспитании детей огромное значение  имеет поощрение:  добрым словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для ребенка и наказание, если:

- оно следует немедленно за поступком;

- объяснено ребенку;

- оно суровое, но не жесткое

- оно оценивает действия ребенка. А не его человеческие качества.

- не унижает ребенка, а способствует пониманию его нехорошего поступка.

    Со стороны школы  делается все, что необходимо для предупреждения и преодоления агрессивного поведения:

 -  формируем единое воспитательное пространство

 - создаем эмоционально – положительную обстановку в классе, группе(особое отношение к детям, стиль педагогического общения)

  - используем специальные методы и приемы коррекции поведения (« День тишины», акция «доброе слово», «мешочек криков»,  «листочек гнева»); организация полезного досуга, тихое чтение, занятия с психологом ( индивидуальные и групповые).

4.        Уважаемые родители   подходит к концу мое выступление. Хочется, чтобы оно оказалось для вас полезным, вызвало раздумье. И я хочу обратить ваше внимание на  следующие  способы профилактики детской агрессии.

  • Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка
  • Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ним.
  • Предъявляйте к ребенку разумные требования.
  • Учите детей брать ответственность за свои поступки на себя, а не сваливать свою вину на других.
  • Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом.

Слайд  4

Сегодня мы постарались выяснить основные причины детской агрессии. Помните, что каждый ребенок уникален, не похож на других, и любить его нужно таким, какой он есть. Если ребенка не принимают, он не чувствует любви и поддержки со стороны взрослых, то он ищет эту поддержку на улице.

   Ваш ребенок – это ваше зеркало: если зеркало вдруг отражает что –то, что вам не нравится или приводит в ужас, то не торопитесь делать выводы. Иногда достаточно изменить что-то в собственном поведении, чтобы ребенок начал по-другому реагировать на внешние раздражители.