Родительское собрание в 1-4 классах "Проблема воспитания без насилия в современном обществе".

Колосова Ольга Анатольевна

Родительское собрание в 1-4 классах

Проблема воспитания без насилия в современном обществе.

 

Цели:

·        психологическое просвещение родителей о проблеме воспитания без насилия;

·        акцентировать внимание родителей на проблему «поощрения и наказания»;

·        дать рекомендации по вопросам воспитания без насилия.

 

Форма проведения: работа с родителями проходит в кругу. Такая форма расположения участников позволяет создать непринужденную обстановку, создает атмосферу доверия.

 

Этапы родительского собрания.

1.     Выступление педагога-психолога.

2.     Групповая рефлексия.

3.     Подведение итогов. Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_vospitaniya_bez_nasiliya.docx22.79 КБ
Файл vospitanie_bez_nasiliya.pptx354.8 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1-4 классах

Проблема воспитания без насилия в современном обществе.

Цели:

  • психологическое просвещение родителей о проблеме воспитания без насилия;
  • акцентировать внимание родителей на проблему «поощрения и наказания»;
  • дать рекомендации по вопросам воспитания без насилия.

Форма проведения: работа с родителями проходит в кругу. Такая форма расположения участников позволяет создать непринужденную обстановку, создает атмосферу доверия.

Этапы родительского собрания.

  1. Выступление педагога-психолога.
  2. Групповая рефлексия.
  3. Подведение итогов. Рекомендации родителям.

В настоящее время остро стоит проблема соблюдения прав человека, уважения чести и достоинства каждой личности. Современные дети завтра станут гражданами общества, их полноценная жизнь является обязательным условием развития в будущем. Осознавая свою ответственность за воспитание и развитие детей, взрослые уже много лет подряд стоят на защите прав через Организацию Объединенных Наций. Со дня своего образования (1945 г.) она решает многие проблемы, связанные с нарушением этих прав, отстаивая интересы ребенка.

Нам хорошо известно, что в обществе сегодня широко распространены агрессия, жестокость, антигуманность. Эти негативные процессы проникают и в мир детства. Дети беззащитны и беспомощны в силу своей физической, психической и социальной «незрелости», часто подвергаются насилию со стороны взрослых.

Американский ученый А. Фром подчеркивает: «Ребенок полностью зависит от нас; самое полезное и приятное, что мы можем дать ему, - это убеждение, что мы любим его и всегда готовы помочь Для создания такой атмосферы нужно соблюдать правила: меньше ругать – больше хвалить; меньше наказывать – больше любить; меньше требований – больше последовательности; меньше жалоб – больше жизнелюбия; меньше угроз – больше радости. Радостные минуты детства – основа формирования счастливого человека. Чем больше таких минут в жизни ребенка, тем счастливее и полноценнее его будущая жизнь»

Воспитание без насилия предполагает предоставление детям столько свободы, сколько необходимо для самостоятельного принятия ими решений. Не следует подавлять инициативу, волю и чувства ребенка. Он  становится самостоятельным, если ему часто предоставлять право выбора. Такой ребенок легче включается в процесс самовоспитания. Воспитывать ребенка – тоже идти по пути самосовершенствования себя как личности. Очень часто родители применяют в воспитании детей «ременную» педагогику. Они считают, что ребенок беспрекословно должен подчиниться их родительской воле. Не выполнил указание – не понимает слова. Тогда ремень используется в качестве лекарства и профилактики. Желая наказать ребенка за отдельный поступок, взрослые часто начинают обобщать негативные стороны его характера, отрицательно оценивать его личность в целом, вспомнить давние ошибки. В разговоре с детьми они употребляют типичные выражения: «Вечно ты мне врешь!», «Все дети как дети, а ты», «Ты мое наказание!», «У тебя, как всегда, не получается» и т.п. Это приводит к формированию у ребенка заниженной самооценки, негативного отношения к себе, неуверенности ребенка в своих силах, трусости, робости. Обычно такие дети стеснительны и недоверчивы. Они как будто постоянно ждут от жизни неприятностей. Всякое чрезмерное ограничение со стороны взрослого вызывает протест со стороны ребенка, желание сделать что-то назло. Создаются конфликтные ситуации между ребенком и взрослым.

Стремясь подчинить детей своим требованиям, некомпетентные в вопросах воспитания взрослые используют по отношению к своим детям различные виды насилия: физическое, моральное, психологическое. Физическое насилие проявляется в нанесении травм ребенку при избиении или при ранении другими способами или при лишении его жизни. Моральное насилие над ребенком заключается в унижении его достоинства, словестном оскорблении, брани, угрозах в его адрес, демонстрации неприязни к нему, а также в уничижительном сравнении с другими детьми. Психологическое насилие выражается в воздействии на психику ребенка путем запугивания, угроз, с целью сломать волю ребенка к сопротивлению, к отставанию своих прав.

Прежде чем прибегнуть к наказанию, необходимо понять состояние ребенка. Следует помнить, что сущность наказания ребенка состоит в переживании им своей ошибки, а не в его послушном беспрекословном повиновении. Если же ребенок провинился и заслуживает наказания, можно лишить его своей улыбки, отказать в доверии, выразить безразличие, высказать упрек, серьезно поговорить вдвоем. А.Н. Крук считает, что при наказании необходимо соблюдать ряд требований, а именно: уважение к детям, соблюдение такта; последовательность; учет возрастных и индивидуальных возможностей; справедливость; соответствие между отрицательным поступком и мерой наказания; твердость и др. Нельзя угрожать ребенку, бить, кричать, заставлять все время просить прощение, пугать и оставлять одного в темной комнате, выгонять друзей и подруг, помнить вчерашнюю вину, отнимать любимые вещи, лишать еды, прогулки.

Часто насилие над детьми приводит к негативным последствиям: потере аппетита, энурезу, депрессии, отчуждению, интеллектуальной медлительности, некомпетентности, вранью, воровству, агрессии, замыканию в себе. Могут возникнуть ситуации еще хуже – когда оскорбления детей родителями приводит к суициду. Так, по данным исследователей, от 35 до 50% опрошенных школьников подвергались физическому насилию со стороны отца, матери или другого близкого человека. К 20 % детей оскорбления, брань, физические наказания применялись уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Так же большое значение имеет не только правильное наказание, но и одобрение положительных поступков детей. Полезно говорить детям: «Молодец, что убрал свои вещи», «Спасибо, что помог мне», и др. Эти слова подтверждают мнение ребенка о том, что родители его ценят, любят, укрепляют его уверенность в себе.

Таким образом, воспитание зависит от воспитанности родителей. Контроль над своим поступками, над свои гневом – лучший пример для ребенка. Каждый ребенок хочет чувствовать себя уверенно, знать, что его любят, и он защищен. Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. А это возможно лишь в том случае, если взрослые относятся к детям с уважением, доверием. Если между родителями и детьми существуют отношения подлинной любви, духовной близости, взаимного уважения, то такие дети станут прочной опорой родителям в будущем.  

Какие советы нужно дать родителям, чтобы предотвратить наказания?

Фразы, которые надо ЗАБЫТЬ НАВСЕГДА:

- Какой ты неуклюжий, тупой, противный!...

- И в кого ты такой уродился!

- Не путайся под ногами!

- Я отдам тебя в детдом, чужому дяде или тете…

- Ты мне не нужен…

- Ты мне надоел..

- Я себе возьму другого ребенка

- Ты меня достал! Замучил…

- Уйди с моих глаз, чтобы я тебя не видел(а) и не слышал(а)!...

- Не мешай, отстань!

Памятка для родителей

«Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обучение – лучшее наказание»

Е.И.Николаева

  1. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Ребенку нельзя запрещать прыгать, рисовать, шумно играть и многое другое – проявление естественных и важных для развития детей потребностей.
  2. Выслушайте ребенка. Не спешите наказывать своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
  3. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребенка.
  4. Уважайте ребенка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
  5. Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступка. Это может привести к потере вашего авторитета.
  6. Нельзя оценивать ребенка в момент наказания, нужно говорить исключительно о своих чувствах и о том, как вы относитесь к поступку.
  7. Наказывайте индивидуально, оставаясь наедине с ребенком вне дополнительных ушей и глаз.
  8. Не вспоминайте его прошлых проступков.
  9. Тон требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться 1 раз. Предложение лучше строить в безличной форме.
  10.  При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
  11. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любите его ни смотря, ни на что!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога-психолога. Педагог-психолог: Колосова Ольга Анатольевна ГБОУ СОШ № 654 им. А.Д.Фридмана

Слайд 2

«Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обучение – лучшее наказание» Е.И.Николаева

Слайд 3

Американский ученый А. Фром подчеркивает : «Ребенок полностью зависит от нас; самое полезное и приятное, что мы можем дать ему, - это убеждение, что мы любим его и всегда готовы помочь Для создания такой атмосферы нужно соблюдать правила: меньше ругать – больше хвалить; меньше наказывать – больше любить; меньше требований – больше последовательности; меньше жалоб – больше жизнелюбия; меньше угроз – больше радости. Радостные минуты детства – основа формирования счастливого человека. Чем больше таких минут в жизни ребенка, тем счастливее и полноценнее его будущая жизнь»

Слайд 4

По данным исследователей в России, от 35% до 50% опрошенных школьников подвергались физическому насилию со стороны отца, матери или другого близкого человека. К 20 % детей оскорбления, брань, физические наказания применялись уже в дошкольном и младшем школьном возрасте

Слайд 5

По данным диагностического обследования в ГБОУ СОШ № 654 им. А.Д.Фридмана в октябре 2012-2013 учебном году было выявлено, что ученики 2 классов подвергались со стороны родителей физическому насилию, что составляет 20% на один класс.

Слайд 6

По выявлению этих результатов была составлена профилактическая работа по защите детей от жестокого насилия в семье и в школе. Проводились родительские собрания по теме «Воспитание без насилия», даны рекомендации и оказана психологическая помощь родителям; разработана и проведена программа тренинга психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей; разработаны и проведены тренинги с педагогическим коллективом.

Слайд 7

Какие советы нужно дать родителям, чтобы предотвратить наказания? Фразы , которые надо ЗАБЫТЬ НАВСЕГДА : - Какой ты неуклюжий, тупой, противный!... - И в кого ты такой уродился! - Не путайся под ногами! - Я отдам тебя в детдом, чужому дяде или тете… - Ты мне не нужен… - Ты мне надоел.. - Я себе возьму другого ребенка - Ты меня достал! Замучил… - Уйди с моих глаз, чтобы я тебя не видел(а) и не слышал(а)!... - Не мешай, отстань!

Слайд 8

Программа тренинга психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей. Основные цели программы: Выявление и снятие последствий психотравмирующих последствий. Развитие рефлексии, соответствующей возрасту. Развитие «Я-концепции» ( самопринятие , самоуважение, чувство гордости). Развитие навыков социальной компетенции (коммуникативных, взаимодействия, общения, совместно-распределенных действий и т.д.)

Слайд 9

Тренинги с педагогическим коллективом: « Эмоциональное выгорание педагогов»; « Стресс и пути преодоления»; « Конфликты и пути их решения».

Слайд 10

В результате этой профилактической работы в 2013-2014 учебном году по результатам диагностики было выявлено, что ученики 3 класса подвергались физическому насилию в семье на 15 % меньше, чем в 2012-2013 учебном году

Слайд 11

Хочется надеяться, что эти указатели пути, ведущие к гармонии человеческих чувств и отношений в семье и школе – самой уязвимой «ячейке общества» послужат началом для дальнейшего изучения проблемы.