Эффективность использования инновационной технологии БОС в образовательном учреждении

Маренюк Наталия Михайловна

v  эффективное применение в психологической практике технологии БОС, направленной на формирование  ДРД  для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса

v  популяризация метода БОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд № 1

Секция «Инновационные технологии в обучении и воспитании»

Доклад «Эффективность использования инновационной технологии БОС в образовательном учреждении»


           Слайд №2

Цель: познакомить  с оздоровительной дыхательной гимнастикой с использованием  инновационного метода БОС в ОУ

Задачи:

  • эффективное применение в психологической практике технологии БОС, направленной на формирование  ДРД  для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса
  • популяризация метода БОС

Слайд №3

“Основа жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыханием».
(К.С. Станиславский)

       Необходимость разработки комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению, укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих  инновационных технологий в образование в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей. В этом смысле перспективным является развитие одного из современных направлений психофизиологии, каким является функциональное биоуправление с биологической обратной связью (БОС). Этот метод, зародившийся на стыке медицины, биологии и техники, в настоящее время представляет собой успешно развивающееся направление науки и практики, уже получившее международное признание.

 Слайд № 4

   Термином биологическая обратная связь (БОС), согласно современным представлениям, обозначают метод обучения самоконтролю и саморегуляции функциональных систем организма путем подачи субъекту информации о текущем состоянии контролируемой функции по каналам обратной связи (акустической, визуальной, и/или тактильной), обеспечиваемой специальными электронными устройствами (О.Г. Коган, В.Л. Найдин, 1998; Н.М. Яковлев, А.А. Сметанкин, 1991; Л. Розенбаум, 1993; Д.Ю. Пинчук, Р.Г. Юрьева, 1999; и др.),

   Следует помнить, что под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся,  «БОС-коррекция психоэмоционального состояния» - фрагмент этой сложной системы.

     В этой связи технология «БОС» занимает достойное место по той причине, что она не агрессивная, не относится к разряду фармакологических иммуномодуляторов, предполагает активное отношение пациента к формированию собственного здоровья.

Слайд № 5

Метод БОС:
- активизация резервных возможностей организма;
- обучение человека навыкам самоконтроля и саморегуляции;
- обучение человека новому навыку;
- воспроизведение нового навыка в различных стрессовых ситуациях.

      Современная технология БОС реализуется с использованием компьютерного оборудования. Чтобы избежать быстрого развития привыкания, утомления, снижения внимания, сделать дыхательный тренинг привлекательным и более эффективным, в последнее время были использованы принципы и идеи компьютерных игр.

    Компьютерные  тренажеры включают множество сюжетов. Сюжет игр управляется ключевыми физиологическими параметрами с помощью датчиков, регистрирующих и передающих сигналы в компьютер. Принципиальное отличие игровых форм тренинга от развлекательных компьютерных игр в том, что их основная цель - обучение приемам саморегуляции, от которых зависит результат тренинга.Технология БОС при умелой организации просветительской работы и заинтересованности участников образовательного процесса может радикально изменить ситуацию, в первую очередь, в борьбе со стрессом, связанными с ним патологиями и так называемыми «болезнями регуляции». 

Слайд № 6 

Преимущества метода ДАС – БОС:

  • индивидуальный объективный подход в работе с пациентом
  • включение резервных и компенсаторных возможностей организма человека
  • постоянный объективный контроль во время формирования навыка ДРД с максимальной ДАС (нового дыхательного стереотипа) и нового функционального состояния пациента.

Слайд № 7 

  • Более быстрое, надежное и устойчивое формирование навыка ДРД с максимальной ДАС у обучаемого.
  • Создание нового оптимального гомеостаза и физиологического фона (функционального состояния) организма человека для формирования новых здоровых навыков.
  • Возможность своевременной коррекции и устранения ошибок во время формирования ДРД с максимальной ДАС.
  • Возможность получения результатов сеанса БОС в виде графиков,таблиц, диаграмм с физиологическими параметрами пациента

      Успешное постепенное внедрение инновационной технологии «БОС» в образовательном учреждении с 2009-2013 учебного года осуществляется  в соответствии с нормативными документами, регламентирующими использование современной наукоемкой технологии БОС, а также методическими рекомендациями для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений (Сметанкин А.А. и др., СПб., 2003). Оздоровительные занятия обеспечены специальными программами и пособиями (учебно-методический комплекс).  Индивидуальные занятия в образовательном учреждении по оздоровительной технологии осуществляет педагог-психолог в кабинете «БОС - коррекция психоэмоционального состояния», прошедшая   курсы в НОУ «Институт БОС» г. Санкт-Петербург.

Слайд № 8 

Специалист БОС: 

— координирует, направляет и поощряет успешное выполнение задач текущего сеанса;
— включает в сеанс традиционные психотерапевтические и коррекционные приемы;
— анализирует результаты сеансов и динамику проведенного курса и состояния пациента, дает рекомендации.

Слайд № 9

Для получения оздоровительного эффекта предусматривается проведение у каждого ребенка не менее 10 -14 практических занятий и не реже двух раз в неделю. Цель занятий - сформировать у детей диафрагмально-релаксационное дыхание с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), снятие стрессов и физиологического напряжения, интеллектуальной усталости, коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также развитие произвольности высших психических функций.  Анализ первичных материалов показал, что  за истекшее время в МБОУ «Средняя школа №3» было обследовано 38 обучающихся и 15 педагогов. Сравнительному анализу были подвергнуты изменения здоровья, успеваемости и поведения детей.  Оценка представленных материалов проведена по следующим критериям: результаты оценки формирования диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС у детей, прошедших курс дыхательных тренингов «БОС- коррекция психоэмоционального состояния»; поведение детей (по наблюдениям учителей и родителей); академическая успеваемость по основным предметам; отношение учеников и родителей к тренингам в кабинете «БОС-коррекция психоэмоционального состояния»; отношение педагогов МБОУ «Средняя школа №3» к оздоровительной технологии «БОС». По оценке учителей и родителей, занятия по методике БОС повлияли на поведение детей: 80% после занятий стали спокойнее, а 60% - внимательнее на уроках.

    По результатам опроса: 70% учащихся, 65% родителей, 80% учителей считают, что оздоровительные тренинги по технологии «БОС» необходимы.

    Следует отметить, что навыки правильного дыхания в конце курса уроков были сформированы практически у всех  школьников, посещающих кабинет «БОС – коррекция психоэмоционального состояния».  Обращает на себя внимание, что в подавляющем большинстве и ученики, и родители считают целесообразным проведение подобной оздоровительной процедуры.

Слайд № 10

Изменения значений ЧСС сред. и ДАС сред. в начале и в конце сеанса ДАС-БОС (запись фона)

     Все вышеизложенное позволяет рекомендовать технологию «БОС» к внедрению в образовательных учреждениях нашего города и других регионах. Следует только более строго подходить к отбору детей для данных тренингов. Они противопоказаны детям с судорогами в анамнезе, с диагнозом эпилепсия, детям с нарушениями сердечного ритма. Необходимо также предусмотреть повторное проведение курса в кабинете «БОС – коррекция психоэмоционального состояния» в течение учебного года для закрепления положительных респираторных навыков. 

Слайд № 10-15

Слайд 16

Критерии выработки ДРД:

  • Синхронизация дыхательного и сердечного циклов в каждом дыхательном движении
  • Сокращение числа дыханий (ЧД)  у детей дошкольного возраста до 8 –12 дых/мин; у детей школьного возраста и взрослых до 5 - 8 дых/мин.
  • Нет увеличения средних значений ЧСС в течении сеанса
  • Умение расслабляться (контролировать психоэмоциональное и мышечное напряжение)
  • Увеличение значения ДАС
  • Воспроизведение ДРД без сигналов обратной связи
  •   Выводы: ДАС – БОС тренинги в кабинете «БОС-коррекция психоэмоционального состояния» не только целесообразны, но и необходимы. Они способствуют ускорению процесса оздоровления детей.

             Данный метод можно определить:

  • как развивающий здоровье человека,
  • как средство обучения индивидуальному способу оздоровления,
  • как инструмент, позволяющий полноценно готовить к жизни здоровое поколение,
  • как совокупность приемов, форм и методов обучения школьников без ущерба для индивидуального здоровья,
  • как качественную характеристику наиболее эффективной педагогической технологии по критерию ее воздействия на учащихся и педагогов.

Хочется отметить, что в процессе взаимодействия педагога-психолога и учащегося с помощью технологии «БОС» меняется и сам педагог -психолог: он приобретает новое качество - педагог-исследователь. Именно данное качество необходимо для решения задач модернизации образования, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни у пациента.

На мой взгляд, все вышесказанное позволяет рекомендовать метод БОС и технологию «БОС- коррекция психоэмоционального состояния» к внедрению в образовательных учреждениях г.Когалыма и других регионах России.

         

psiho_kabinet_mini.jpg

Подготовила специалист «БОС»: педагог-психолог

                                     МБОУ «Средняя школа №3» Маренюк Н.М.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: