"Эмоциональное выгорание педагогов"

Бахтиярова Лилия Рустамовна

Семинар-тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon emots_vygoranie.zip25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»

Семинар-тренинг для педагогов

Подготовила: педагог-психолог

                                                                              Бахтиярова Лилия       Рустамовна              

г. Губкинский, 2014г.

ПОВЕСТКА СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА

Приветствие участников семинара-тренинга

  1. Теоретическая часть
  1. Определение понятия «эмоциональное выгорание» (синдром профессионального выгорания).
  2. Признаки эмоционального выгорания.
  3. Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.
  4. Личностные факторы риска выгорания.
  1. Практическая часть
  1. Вводная беседа. Правила тренинговой группы.
  2. Тренинговое занятие «Путь к гармонии».

Подведение итогов. Рефлексия.

Прощание.

I. Теоретическая часть

1. Понятие

«Синдром профессионального выгорания»

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Эмоциональное «выгорание» -это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это вы выработанный личностью механизм психологической защиты в форме  полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие. «Выгорание» -это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.

2. Признаки эмоционального выгорания

Е.Малер выделяет 12 основных и факультативных  признаков эмоционального «выгорания»:

  • Истощение, усталость;
  • Психосоматические осложнения;
  • Бессонница
  • Негативные установки по отношению к окружающим людям, детям;
  • Негативные установки по отношению к своей работе;
  • Пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • Увеличение объема психостимуляторов (табак, алкоголь, кофе, лекарства);
  • Уменьшение аппетита или переедание;
  • Негативная самооценка;
  • Усиление агрессивности(раздражительности);
  • Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, апатия);
  • Чувство вины.

3. Факторы,  вызывающие синдром профессионального выгорания.

  • Монотонность работы;
  • Вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  • Строгая регламентация времени работы;
  • Напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег;
  • Нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда подавляются экспериментирование и инновации;
  • Неразрешенные личностные конфликты пр.

4. Личностные факторы риска «выгорания»

  • Склонность к самокопанию;
  • Социальная несмелость;
  • Низкая или чрезмерно высокая эмпатия;
  • Жесткость и авторитарность по отношению к другим;
  • Направленность  интересов на внутренний мир.

II. Практическая часть

Тренинговое занятие «Путь к гармонии»

Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи тренинга:

- познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

- обучить способам психической саморегуляции;

- снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения.

Ожидаемые результаты: овладение умениями и навыками психической саморегуляции.

1.Вводная беседа

Все ли люди современного общества подвержены опасности профессионального выгорания. Все мы живые люди, которые задействованы в той или иной сфере деятельности. У каждого из нас на работе существует определённый круг обязанностей, которые необходимо выполнять каждодневно, изо дня в день, из месяца в месяц. Человек, выполняющий длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к профессиональной деятельности. В этом случае так же можно говорить о синдроме профессионального выгорания.

Синдрому профессионального (психологического) выгорания, больше подвержены врачи, педагоги, психологи, менеджеры различных отраслей, официанты, продавцы – все те,  кто работают в системе «человек-человек».

Мы начинаем наше тренинговое занятие  с установления правил.

ПРАВИЛА

Обращаться друг к другу по имени.

Принимать себя и других такими, какие они есть.

Быть искренним.

Избегать оценок друг друга.

Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

Активное участие в происходящем.

Уважение говорящего.

Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Общение по принципу «здесь и сейчас».

 Принцип нашего занятия «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму». Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства.  

Упражнение «Знакомство»

(Ведущий начинает выполнять упражнение первым ). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана –смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

2. Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» ( по А.И.Тащевой, 2000)

Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большей радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

  1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
  2. 2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
  3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных) больше, чем до него?
  4. Случалось ли вам  испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине тупая боль?
  5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
  6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
  7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
  8. Предрасположены   ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать?
  9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы  для решающего поступка?
  10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

3. Упражнение «Подарки»

Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая ( более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая , можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий   выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок»  про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

4. Упражнение «Ловец блага»

Инструкция. Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

5. Игра «Я знаю, что я…»

Это,  простое, на первый взгляд, упражнение может  выявить  скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.

Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку  и по очереди зачитывают

  1. Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
  2. Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
  3. Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
  4. Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
  5. Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
  6. Я знаю, что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
  7. Я знаю, что я сладкая, певучая, вдохновенная, кипучая.
  8. Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
  9. Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
  10. Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
  11. Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
  12. Я знаю,  что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
  13. Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
  14. Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
  15. Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
  16. Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
  17. Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
  18. Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
  19. Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.

6. Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения

По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:

- смех, улыбка, юмор

- размышления о хорошем, приятном

- различные движения типа потягивания

- наблюдения за пейзажем за окном

- рассматривание цветов в помещении, фотографий

- «купание» в солнечных лучах

- вдыхание свежего воздуха

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Однако есть и особенные , специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

Подведение итогов.

Рефлексия занятия.

Участникам предлагается на листочках (яблоки) написать свои отзывы о занятии и прикрепить их к нарисованному на бумаге – дереву.

Прощание.