РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Елена Алексеевна Миронова

Одним из основных направлений учебно-воспитательной работы начальной школы является развитие творческого мышления учащихся, их творческих способностей. Свою задачу мы видим в том, чтобы предоставить учащимся максимально широкие возможности для проявления способностей, стимулировать их к тому, чтобы каждый мог почувствовать свою значимость и добиться успеха; воспитать у детей вкус к творчеству. Это тем более важно в условиях, в которых работает школа:  школа малокомплектная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_uchashchikhsya.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из основных направлений учебно-воспитательной работы начальной школы является развитие творческого мышления учащихся, их творческих способностей. Свою задачу мы видим в том, чтобы предоставить учащимся максимально широкие возможности для проявления способностей, стимулировать их к тому, чтобы каждый мог почувствовать свою значимость и добиться успеха; воспитать у детей вкус к творчеству. Это тем более важно в условиях, в которых работает школа:  школа малокомплектная.

Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как все новое и неизвестное, он может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки. Очень часто ребенку в школе отводится роль обучаемого, которого знающие и умеющие взрослые всему научат – только прилежно выполняй указания учителя. И неудивительно, что очень скоро к части детей интерес к учению пропадает. Но наблюдения за этими детьми показывают буквальное преображение после звонка с урока. У ребенка появляется и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и изобретательность. Разгадка на самом деле проста: ребенок из объекта деятельности превращается в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно- потребностная сфера.

Именно в начальной школе развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения  наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы; критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности; формируются потребности.

Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.

Очень точно отличительные черты детского творчества были подмечены П.П. Блонским, который писал, что два порока имеет детская фантазия: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок – раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческие возможности ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. А отсюда вытекает и первая важная задача в формировании творческих способностей младших школьников. Для того, чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать задачи, необходимо, прежде всего позаботиться о создании реальной чувственной основы для воображения.

Малокомплектная школа дает уникальную возможность педагогам отслеживать и направлять творческое развитие каждого ученика, стараясь сделать этот процесс и интересным и увлекательным. Именно выявлением и развитием творческих способностей детей занимаюсь последние 4 года. Опыт работы и проведенные исследования показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который может бы развит специальными систематическими занятиями, что и позволит расширить кругозор учащихся, создаст реальную чувственную основу для воображения.

Этими систематическими занятиями являются занятия по программе «Умное поколение», в основе которой лежит авторская программа Ю. Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления». Курс разработан на базе модели  структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В рамках этой модели было выделено дивергентное мышление, являющееся основой творчества.

Введению курса предшествовала большая диагностическая работа (справка по результатам входного и итогового тестирования прилагается).

Задания курса предназначены как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих мыслительных способностей. Занятия проходят в форме игровых тренингов с сочетанием индивидуальной и групповой работы. Особенностью творчества младших школьников является то, что ребенок некритически относится к своему замыслу. Решив задачу или выполнив задание, он не может сам оценить ее достоинства и недостатки, не учитывает при выполнении те объективные требования, которым должна подчиняться работа. Поэтому очень важна итоговая часть, проведение с детьми итоговой всесторонней коллективной оценки, выявление недостатков и преимуществ отдельных ответов и решений. При этом я стремлюсь добиться осознания детьми того факта, что каждая работа интересна, содержит изюминку.

        Немаловажно и то, что проведенными исследованиями установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому еще одна важная задача, которая решалась в курсе – это обучение учащихся умению словесно описывать способы выполнения заданий, рассказывать о приемах работы, изображать.

        Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действий. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. Как доказано психологическими исследованиями, мышление не возникает в уме до тех пор, пока задача не оформлена словесно. Дети же, думают, действуя, манипулируя с реальными объектами. А слабое усвоение словарного запаса задерживает перенос этих действий вовнутрь, переход от реального манипулирования вещами к мысленному.

        Таким образом, учет основных особенностей детского творчества и сосредоточение на решении выделенных основных задач развития творческих способностей детей приводят к возникновению в деятельности учащихся новизны и оригинальности, к усложнению, совершенствованию их творческих замыслов.

        Что же дает развитие творчества школе, самим детям?

        В первую очередь наблюдается общее повышение интереса к учебе у детей, важнейшим стимулом которого становится творчество. В связи с этим повышается качество знаний учащихся. Все дети хорошо учатся. Кроме того, заметно улучшились взаимоотношения детей в школе. В коллективных занятиях, в помощи старших младшим проявляются коллективизм,  доброта, взаимопомощь, умение подчинять свои интересы интересам коллектива.

        Важно и то, что способности, навыки и умения, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.

Введению курса предшествовала большая диагностическая работа. Она состояла из нескольких этапов:

1.Мониторинг

Исследования проводились в два этапа:

-1этап перед введением курса – октябрь 2010 года

-2 этап по завершении курса  - апрель 2014 года

2. Используемые диагностические методики:

Название методики

Цель методики

Исследуемый критерий

1.

Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса «Неполные фигуры»

Диагностика развития воображения

Творческое

воображение

2.

Тест дивергентности мышления

(задачи Гилфорда)

Изучение креативности творческого мышления

Креативность, творческое мышление

3. В исследовании приняли участие все учащиеся начальной школы – 10 человек.

Таблица 1

Процентное распределение детей по уровням развития по результатам первой методики.  

 Входное тестирование.

Показатели

Уровень развития воображения

Всего чел.

Дата исслед.

1

2

3

4

5

6

10

(100%)

Окт

2010 г

Кол-во  ч.

0

4

4

2

0

0

%

0%

40%

40%

20%

0%

0%

 Большая часть группы отнесена ко 2 и 3 уровням развития воображения, что соответствует 80%.

Работы детей, отнесенных ко 2 уровню развития воображения, характеризуются меньшей схематичностью изображения, появлением большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

Для рисунков детей 3 уровня развития воображения характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды.

2 детей  (20%) отнесены к 4 уровню развития воображения. В  их работах отмечается широко развернутая предметная среда. Тест-фигура превращается в предмет, к рисунку добавлены несколько элементов, составляющих единую композицию, сюжет.

Итоговое тестирование

Показатели

Уровень развития воображения

Всего чел.

Дата исслед.

1

2

3

4

5

6

10

(100%)

Апрель

2014 г.

Кол-во  ч.

0

1

2

4

3

0

%

0%

10%

20%

40%

30%

0%

Результаты итогового тестирования показали положительную динамику в развитии творческого воображения.

Таблица 2

Процентное распределение детей по уровням развития творческого мышления по результатам «Теста дивергентности мышления» (залачи Гилфорда»).

Входное тестирование.

Показатели

Уровень развития мышления

Всего чел.

Дата исслед.

Высокий

Средний

Низкий

10

(100%)

Окт.

2010 г.

Кол-во  ч.

1

5

4

%

10%

50%

40%

По результатам этой методики большая часть учащихся отнесена к среднему и низкому уровню развития творческого мышления.

Итоговое тестирование

Показатели

Уровень развития мышления

Всего чел.

Дата исслед.

Высокий

Средний

Низкий

10

(100%)

Апр.

2014 г.

Кол-во  ч.

4

5

1

%

40%

50%

10%

Результаты итогового тестирования показали положительную динамику в развитии творческого мышления.

Выводы по результатам исследования:

Итак, особенности воображения детей младшего школьного возраста заключаются в следующем:

- исходя из результатов теста Торренса,  следует, что дети младшего школьного возраста достигают 4 - 5 уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку новые элементы, организуя целостную композицию (4 уровень); или  многократно используют заданные фигуры при построении единой композиции, что свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов (5 уровень);

- исходя из результатов теста Гилфорда, следует, что у детей в данном возрасте дивергентное мышление еще не сформировано  - из общей выборки

4 человека (40%) не справились с заданием;

Эти исследования легли в основу введения программы «Умное поколение» (программа Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления»), которая велась в течении 4-х лет.

Результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике в развитии творческого мышления учащихся, особенно высокие результаты показали дети, занимающиеся по этой программе 2-3года.  В развитии детского творчества заложены большие возможности и целенаправленная продуманная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает воспитывать любовь и стремление к знаниям.