Материал для консультации

Кириченко Светлана Ивановна

Предварительный просмотр:

БЛАНК  ЗАПРОСА  НА  ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Инициатор запроса

ФИО______________________________________________________________________________ должность_________________________________________________________________________

Имя,  фамилия   ребенка____________________________________________________________  возраст ___________  класс______________  

Проблема, цель направления клиента к специалисту____________________________________ __________________________________________________________________________________

                                     Педагогическая  характеристика  ребенка ( подробная )

Отношения с одноклассниками_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Отношения с учителями_____________________________________________________________

Отношение к учебе_________________________________________________________________

Успеваемость

Способность к обучению

Особенности характера

Преобладающее  эмоциональное  состояние

Ситуация в группе

Другое

Запрос принят  ( ФИО, должность)____________________________________________________

                                                                                    Дата  ___________________________



Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Ответственность    психолога и пациента за исход взаимодействия

Примеры практик    и концепций

Основной   механизм воздействия

Характер

ожиданий

пациента

Ориентация на      сферу психики пациента        |

Психолог

Пациент

Максимальная

Минимальная

Гипноз, рациональная психотерапия

Принятие   авторитета,  доверие к другому, неуверенность в себе

Предписание,   совет, внушение

Воля

Равная

Психоанализ, логотерапия

Инсайт,      новое знание о себе, доверие к другому, доверие к себе

Истолкование, интерпретация

Разум          

Бихевиоризм

Новый     навык, новый образ, доверие к другому и к себе

Изменение поведения, образа,   реакции

Разум

Минимальная

Максимальная

Гуманистическая психотерапия, гештальт-терапия

Катарсис,    принятие чувств, доверие    к    себе больше    чем    к другому,   новый эмоциональный опыт, эмпатия

Эмоциональная поддержка,  «понимание и сопереживание», провокация эмоциональных разрядок

Чувства



Предварительный просмотр:

ПОСТРОЕНИЕ ДИАЛОГА И АНАЛИЗ РЕЧИ ПАЦИЕНТА

ЦЕЛИ И СПОСОБЫ ЗАДАВАНИЯ ВОПРОСОВ

Пели

Способы

Примеры

Получение информации

Конкретизация.   Вербализация переживания

«Когда это началось?»         «В чем это конкретно выражается?»

«Приведите       последний случай» «Что этому предшествовало?»

Проверка и уточнение гипотезы

Интерпретация. Установление закономерности. Причинный и целевой анализ

«Так ли я Вас понял, что...?» «Можно ли сказать, что...?» «Это всегда приводило к...?» «Были ли исключения?»

Ввод информации

Проблематизация. Информирование о  возрастных, профессиональных и иных нормах.

«Считаете ли Вы, что это исключительная ситуация, не встречающаяся у других?» «Видели ли Вы такие же  проявления у других?» «Считаете ли Вы это типичным, нормальным...?»          

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ВОПРОСА

Вопрос не должен:

Вопрос должен:

1.        Содержать возможность односложного
ответа «да» или « нет» («Ведь правда, что

Вы хотите ...», «Вы испытываете тревогу
по утрам?»)

2.        Быть оценочным

(«Вы, конечно, как всякий нормальный человек, надеетесь на...? »)

3.        Содержать возможность эмоционального
присоединения к психологу

(«Вы согласитесь со мной, что.., не так ли?»)

4.        Быть риторическим («Вам разве не ясно, что..?»)

1.        Быть открытым («Чего бы Вам хотелось...?»)

2.        Предполагать развернутый ответ
(«Какие чувства Вы испытываете по утрам?»)

6. Быть безоценочным («Как Вы видите это в будущем?»)

4.        Исключать возможность манипуляции
психологом («Хотите, я Вам помогу решить жилищный вопрос?»)

5.        Служить осмысленной цели, а не быть
средством эмоциональной разрядки психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ В РЕЧИ ПАЦИЕНТА

Доминирование в речи глагольных форм, описывающих действия или переживания

Психологическая интерпретация

Прошедшее время

Регрессивные тенденции, депрессия

Будущее время и сослагательное наклонение

Чувство нереализованности, зависимость от внешних условий, низкая автономия

Настоящее время

Психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности

Возвратная форма

Чувство зависимости от внешних обстоятельств, потеря субъектности,

безынициативность

Повелительное наклонение

Репрессивные и аутопрессивные тенденции, потребность в доминировании, трудности самоконтроля        

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНЫХ

МЕСТОИМЕНИЙ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

И НАРЕЧИЙ В РЕЧИ ПАЦИЕНТА

Части речи

Психологическая интерпретация                    

        Преобладание..        

Недостаток или отсутствие

Личные местоимения: первое лицо

Чувство субъектности, отношение к ответственности определяется по глаголу

Недоверие к личному опыту, конформизм, тревожность

второе лицо

Делегирование ответственности,      манипулятивные тенденции, приписывание вины, неспособность к отстранению,    низкая    рефлексия  при  частом   использовании прямой речи

третье лицо

То же

Существительные

Ригидность,   фиксация   на своем состоянии,  нарушение временной перспективы

Утрата субъектности, низкая ответственность

Прилагательные

Эмоциональность,   демонстративность

Слабая дифференцированность восприятия

Наречия

Возведение   частностей   в закон,      самоотчуждение, ригидность

Низкая способность к обобщению, ситуативность

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПАУЗ В РЕЧИ ПАЦИЕНТА

Причина паузы

Работа психолога с паузой

Проявление сопротивления

Вопросы на осознание источника сопротивления: «Что Вам мешает ответить на этот вопрос?»

Обдумывание ответа, актуализация воспоминания

Предоставление времени                          

Негативизм, потребность скрыть, обмануть; мутизм; ориентация на «правиль

Установление контакта другими средствами, обеспечение чувства безопасности

СЕМАНТИЧЕСКИЕ НЕТОЧНОСТИ В РЕЧИ КОНСУЛЬТИРУЕМОГО

Типы семантических неточностей

Психологическая интерпретация и возможные вопросы

1. Существительные с неопределенно широким содержанием: любовь, понимание, страх...

Сопротивление. Бессознательная защита проблемы или симптома. «Что именно?», «как именно?». «Как вы об этом узнаёте?»...

2. Глаголы с неопределенно широким содержанием: любить, понимать, бояться...

То же.                                                      

3. Обобщения: все, никто, всегда, никогда...

Внутренняя ориентация на «всеобщие» за-. коны, защита от индивидуальной психоло-гической травмы. «Были ли исключения?»

4. Сравнительная степень: лучше/хуже, чаще/реже, более/менее...

Недостаточная дифференцированность восприятия или недостаточная выраженность его данных в речи. «По каким признакам Вы узнаете, что стало лучше.., чаше... более..?»                                           !

5. Долженствования: должен, обязан, вынужден, нужно...

Влияние родительских директив, ориентация на «личные» законы, защита от психотравмы через самоприказ. «От кого |Вы это услышали (в первый раз)?»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Репрезентативная система

Вербальные признаки

Невербальные признаки

1. Визуальная

Увидеть, прояснить, осветить, рассмотреть, затуманить...

Взгляд вверх

2. Аудиальная

Поговорить, услышать, обсудить, заявить...

Взгляд в сторону, иногда вниз, «телефонная» поза

3, Кинестетическая

Тяжело, легко, раскрыть, разложить

Взгляд вниз

НАРУШЕНИЕ КОНТАКТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Типы нарушения

Причины

Способ восстановления

1. Фиксация на отношениях, а не на проблеме

«Перегруженность»    контакта эмоциями консультанта

Самоанализ контрпереноса

2. Несовпадение репрезентативных систем

Игнорирование    способов репрезентации консультируемым личного опыта

Подстройка к репрезентативной системе пациента

3. Оценочная позиция психолога

Стремление навязать свою систему   ценностей,   спорить, демонстрировать превосходство; скрытый пессимизм в возможности разрешения данной проблемы

Рефлексия свой потребности в защите и демонстрации свой системы ценностей в неадекватной ситуации

4. Формальное участие

Надежда   на   «технику», уход от ответственности за свою часть работы

Возвращение в профессиональную позицию

5. Невнимательность психолога к коммуникативным нормам

Нарушение  дистанции   в профессиональной      деятельности (вульгаризмы в речи и пр.)

Принесение извинений

6.  Тревожность  консультанта, чувство некомпетентности

Ориентация не на задачу, а на   подтверждение   самооценки    и    поддержание профессионального   самоуважения

Переход от эгоцентрической к профессиональной позиции

7. Включенность консультанта в игровое взаимодействие (по Э. Берну)

Низкий уровень рефлексии манипулятивных    тенденций у консультируемого

Выход из «игрового» взаимодействия с одновременным предъявлением консультируемому «правил игры» для его рефлексии



Предварительный просмотр:

Проективная методика "Кактус".

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

            При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика "образа кактуса" ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

  • Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
  • Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  • Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  • Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

КОНСУЛЬТАЦИИ

ДИАГНОСТИКА

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

МЕДИАТЕКА

Яндекс.Метрика

""
"Rambler's



Предварительный просмотр:

Методика «Четыре персонажа»

Эта методика впервые была опубликована в 1985 г. (см.: Лосева В.К. Рисуночная методика «Четыре персонажа» и ее использование в целях психодиагностики личности. — Сб.: Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. — Ч. 1. — Даугавпилс, 1985).

Она направлена на исследование как осознанных, так и неосознанных аспектов саморепрезентации (самопредъявления) человека и отличается от других рисуночных методик. Дело в том, что в ходе работы по стандартной методике, например, «Рисунок человека», выводы о проблемах и личностных особенностях пациента делаются косвенно, исходя из допущения, что, рисуя «человека вообще», испытуемый, вследствие механизмов проекции, неосознанно приписывает изображаемому человеку свои особенности, отождествляя его с собой.

В методике «Четыре персонажа» инструкция носит прямой характер: «Изобразите себя в образах четырех персонажей — растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не обязательно должен быть Вашим автопортретом — Вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное — чтобы он наилучшим образом выражал важные для Вас особенности».

Такая инструкция позволяет исследовать не только самопредъявление, но и процесс самопознания человека, поскольку в ходе выполнения инструкции он вынужден выделять черты, наиболее существенные для него самого, и включить эти содержания в общение с психологом на языке образов.

После окончания всего задания, которое обязательно выполняется на одном листе, необходимо задать следующие вопросы: 1) «Что это такое?», 2) «Что общего между Вами и этим персонажем?»

Данная методика, так же, как и прием «Шесть незаконченных изображений», может быть средством ввода в беседу определенных содержаний, к которым трудно подойти другим способом.

При работе с методикой нужно учитывать правила интепретации формальных признаков (особенности графики, размер изображения, расположение на листе и др.), изложенные в книге В.К. Лосевой «Рисуем семью: Диагностика семейных отношений» (М., 1995), а при интепретации рисунка человека — помнить о символическом значении частей тела, описанных в той же книге.

Напоминаем, что наиболее значимое изображение окажется наиболее крупным по линейным размерам, усиленный нажим или штриховка связаны с тревожностью относительно тех или иных деталей рисунка.

Перейдем к краткой интепретации основных типов рисунков.

В качестве наиболее существенных признаков себя люди обычно выделяют:

1) особенности личности, черты характера;

2) пристрастия и интересы («люблю спорт», «ненавижу жадность»);

 3) психические состояния (печаль, страх, надежда и т.д.);

4) описание ситуаций, в которых пациент оказался («меня все бросили», «обманули», «это несправедливо»).

Заметим, что изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описания того, «какой я», а описания по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к пациенту других людей. Человек, избравший способ самопредъявления по типу 2/4, мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием или отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем.

Приведем пример. На рисунке мужчины изображены «собака бездомная, брошенная, которая больше никому не нужна», «высохший цветок, который пора выбросить», «фонарь, который светит в темном углу двора, где его свет никому не нужен», «я сам в виде шаржа».

Предметом его обращения к психологу было то, что после развода с женой, которая ушла от него и вышла замуж за другого человека, он «потерял смысл жизни, уверенность в себе» и просил помочь ему «вернуть жену». Он утверждал, что «не будет чувствовать себя человеком, пока этого не добьется». Можно сказать, что он исключал возможность самоуважения в ситуации, когда его бросили. С его точки зрения, только устранение самой ситуации, а не изменение отношения к ней и к самому себе могло ему помочь.

Самовосприятие людей по типу 1/3, наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может им чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная «слепота» сама по себе служит источником препятствий на пути к исцелению, поскольку такие люди отказываются от изменений внешней обстановки и среды. Более того, само начало активных действий они связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них «пройдет». Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени («время — лучший лекарь»), не хотят видеть связь между своими состояниями и внешними событиями, воспринимая свои эмоциональные реакции, в лучшем случае, как независящие от них «особенности организма».

Приведем пример. На консультацию обратилась женщина с жалобами на слезливость, слабость, подавленность, длящиеся уже четыре месяца и возникшие «без всяких причин».

Обнаружив в ходе обсуждения рисунка, что она не может связывать внешние события и свои переживания, мы переформулировали вопрос: «Перечислите основные события Вашей жизни в течение последних шести месяцев». Оказалось, что за это время от нее ушел муж, единственный сын ушел служить в армию, заявив ей, что кода отслужит, то вернется не к ней, а к бабушке в Кострому. Он сказал ей, что «не собирается ни дня жить под крышей дома, где столько лет царила ложь», осуждая мать за то, что она скрывала от него измены отца и добавив, что из армии он писать не будет. И действительно, за четыре месяца после его отъезда она не получила ни одного письма. На вопрос, не считает ли она вое эти события достаточными для возникновения таких состояний, как у нее, она удивленно сказала: «Я считала, что нервные расстройства возникают после перенесения тяжелых заболеваний, например, воспаления легких или гриппа, а у меня со здоровьем все в порядке, я ничем не болела» и принялась пересказывать статью из журнала «Здоровье», где автор, с которым она была совершенно согласна, связывал депрессивные переживания исключительно с физическим состоянием организма.

Основной трудностью в работе с подобными пациентами является то, что всего многообразия своей личности они как бы не замечают и отождествляют себя только с одним психическим состоянием. Возникает замкнутый круг в своем стремлении к самотождественности их личность бессознательно поддерживает именно то состояние, которое сознательно человек хочет преодолеть. В этом и подобных ему случаях все рисунки выражают одну и ту же идею, в данном случае — одиночества, ненужности и брошенности.

Свой рисунок пациентка комментирует так: «Пингвин, одинокий, отстал от своей семьи, заблудился на холоде», «Сломанный цветок», «Расческа с выломанными зубьями, уже никому не нужна, пора выбрасывать», «Мое лицо со слезами — плачу...».

Внешне у обоих пациентов ситуация сходная, психические переживания также похожи, но работа будет вестись в прямо противоположных направлениях. Ведь если первый пациент ставит нереалистические задачи во внешнем плане («вернуть жену, которая замужем за другим человеком»), то вторая пациентка нереалистично относится к своему внутреннему миру, считая его независящим от внешних событий.

Обобщая, можно сказать, что если все рисунки выражают одну и ту же идею, то это свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной перспективы у пациента. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных проявлений.

Встречаются случаи, когда все четыре рисунка также посвящены «одной теме», но такой, которая должна представить пациента в наилучшем свете. Это встречается у людей, которые, опасаясь столкнуться лицом к лицу со своими проблемами, тратят огромное количество энергии на наработку «фасада»: внешнего благосостояния, благополучия или оригинальности и исключительности. Чаще всего это связано с инфантильно-эгоцентрическим способом решения проблем своего развития.

Приведем пример. На сл. рисунке, который рисовал мужчина 38 лет с жалобами на проблемы во взаимоотношениях с женой, представлены четыре варианта его образа «Я»: «Золотая рыбка — у меня 16 аквариумов, я развожу рыбок и продаю их на Птичьем рынке — очень прибыльное дело», «Тюльпан — я их тоже развожу, продаю как сами по себе, так и луковицы. Так что живем мы богато — жена может покупать себе все, что захочет. Машина: недавно машину поменял на иномарку. Вот она — чтобы солидней было. А это я — с бородой, бороду отпустил недавно: обеспеченный человек должен выглядеть представительно». Установки пациента говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются.

Другой вариант наработки «фасада» — через предъявление своей исключительности — представлен на следующем рис., выполненном 26-летней журналисткой, жалующейся на творческий кризис, неспособность писать на «банальные» темы, которые ей предлагают в редакции. В силу этого пациентка вообще перестала что-либо писать, и у нее ухудшились отношения в коллективе.

На рисунке мы видим: «Сансевьера — растение, о котором мало кто знает, что оно цветет даже в комнатных условиях. Например, у меня в квартире. Розовый фламинго — мало кто знает, что эта редкая птица прилетает гнездиться в низовьях Волги, откуда я родом. Чайник — я умею делать такой чай из 11 трав, что никто не может разгадать рецепт. А это я в ванне. Смотрите, какой коврик. Недавно себе купила за бешеные деньги».

Из рисунка и беседы видно, что «вынужденное» бездействие в творчестве на самом деле выгодно пациентке, поскольку это способ заставить коллег уступать ее требованиям, принимая в расчет ее представление о собственной исключительности.

Совсем о другом говорит попытка объединить все четыре изображения одним целостным сюжетом. Обычно так рисуют люди, склонные к самопознанию и стремящиеся к осознанной личностной интеграции. Тогда мы видим как бы один рисунок, включающий сюжетную сцену «с участием» растения, животного, предмета и человека, выражающих различные аспекты собственного «Я»

На рисунке студента педвуза, жалующегося на трудности общения со сверстниками, изображена тюремная стена с зарешеченным окошком (неодушевленный предмет) — «это стена внутри меня, которой я сам себя отгородил от людей». Из-за нее во внутреннее пространство заглядывает лицо в профиль — «человек — это я сам пытаюсь заглянуть вовнутрь себя». На переднем плане — баран («у меня прозвище — «Баран»), который щиплет дерево («оно вынуждено страдать, потому что никуда не может уйти из своей тюрьмы»).

Перейдем к описанию символических значений отдельных классов изображений.

Животное. Рисунок животного выражает бессознательное отношение к своей витальности, телесности, аффективной сфере.

1. Домашние животные. Выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить» свою витальность.

«Собака» — тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на конформном уровне с верностью и служением.

«Кошка» — потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение невербального взаимодействия вербальному.

«Птицы в клетках» и «рыбы в аквариумах»— тенденция к подавлению сигналов своего тела, ауторепрессивные тенденции, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования.

«Корова» и другие «полезные» животные, служащие источником питания — отождествление себя с ролью «кормильца» или «кормилицы», стремление давать больше чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное).

«Вьючные животные» — при негативном отношении к персонажу — «на мне все ездят». Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении — восприятие свой витальности и телесности как источника энергии и силы.

2. Дикие животные. Их образы могут быть выбраны по разным основаниям.

Выбор конформного образа. Например, «голубь — символ мира, а я очень добрый человек». Это свидетельствует об отказе от исследования проблем, связанных с собственной витальностью.

Выбор «презираемых», подземных и ночных животных — представление о витальности как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе (мыши, крысы, черви, пауки и др.).

«Опасные животные (скорпионы, волки и др.), символизирующие угрозу жизни для человека — восприятие своей витальности как непредсказуемой, угрожающей. Ауторепрессивные тенденции.

Животные, символизирующие силу, власть или особые способности (слоны, львы, орлы и др.) — восприятие своей витальности как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.

Животные — сказочные герои интепретируются в соответствии с тем пониманием роли персонажа, которое есть у пациента.

3.        Стилизованные и фантастические животные — персонажи книг и мультфильмов (Винни Пух, Чебурашка, Микки Маус и т.д.) — отказ от анализа проблем своей витальности.

4.        Изображение конкретных животных, принадлежащих пациенту. Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями, которые удовлетворяет пациент в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

Растение. В общем случае этот персонаж отражает отношение пациента к процессу своего развития, роста и его отдельным фазам; способность использовать ресурсы, имеющиеся в наличии, без необходимости смены ситуации (растение не способно к передвижению); степень привязанности к собственному прошлому (растение с корнями или срезанное).

  1. в горшках — отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего — детско - родительской, ситуации.
  2. «Полезные» растения (овощи, фрукты, продукты питания). Идентификация с ролью «кормильца» или кормилицы».
  3. Букет в вазе. Интерпретируется в зависимости от отношения пациента к изображаемому («бедные растения, сорвали, скоро они увянут» или «прекрасный букет, который принесли мне в подарок»). Может отражать отношение пациента к перемене своей ситуации («отрыву от корней»), выходу из детско-родительских отношений.
  1. Деревья с висящими плодами. Отождествление с родительской ролью и желание «остановить» процесс отделения своих детей.
  2. «Колючие» растения (кактус, чертополох и др.). Агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира.
  3. Растение без верхушки. Чувство неопределенности будущего.

Неодушевленный предмет. В общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения пациента, «не может умереть», выражает стабильность или является предметом потребности. Иногда в качестве дополнительного вопроса можно предложить представить этот предмет живым и описать его жизнь. Неодушевленный предмет может символизировать то, что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может «бросить» владельца по своей воле.

Человек. В общем случае этот рисунок интерпретируется по правилам, изложенным в книге В.К. Лосевой «Рисуем семью: Диагностика семейных отношений» (М., 1995).

Если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.

Напомним, что во всех случаях необходим опрос пациента для уточнения значений рисунков.

Методика может быть использована не только в индивидуальном, но и в семейном консультировании. В этом случае надо предложить нарисовать в виде четырех персонажей не только себя, но и других членов семьи (супруга, детей, родителей). Затем можно сравнить и обсудить полученные рисунки по принципу «я — в своих глазах» и «он — моими глазами».



Предварительный просмотр:

Графический прием «Шесть незаконченных изображений»

Идея этого приема возникла из аналогичного любительского проективного теста. Его методическая разработка применительно к процессу психологического консультирования сделана А.И. Луньковым. Этот прием позволяет собрать особенно интересную информацию в том случае, если психолог-консультант имеет представление о символической интерпретации изображений в духе юнгианской традиции.

Основная цель данного приема — организовать беседу с пациентом по шести значимым для любого человека темам. Вместе с тем, если пациент предъявляет достаточно нетрадиционные рисунки и /или столь же неординарные ассоциации по их поводу, то данный прием может иметь и психодиагностическое значение.

Последовательность этапов работы состоит в следующем.

1. Пациенту предъявляется стимульный материал, состоящий из шести незаконченных изображений. При этом дается следующая инструкция: «Перед Вами шесть незаконченных рисунков. Постарайтесь их дорисовать так, как Вам захочется».

Естественно, что каждое незавершенное изображение провоцирует определенное содержание при его завершении. Этим содержаниям приписывается определенный ключ, под который психолог-консультант должен стремиться подвести законченное пациентом изображение (символ или образ) и данные им ассоциации по поводу этого символа или образа. Каковы же эти ключи?

  1. «Полукруг сверху». Полученный рисунок и, главным образом, ассоциации по его поводу организуются вокруг ключа «Какими пациент воспринимает близких, значимых для него людей. С какими символами, качествами, образами он их связывает». Итак, первый ключ — это «значимые другие для Вас».
  2. «Полукруг снизу». Если первый символ провоцирует «покрывающие», «окружающие», «нависающие» содержания, то второй — «вмещающие», «хранящиеся» содержания. Он интерпретируется так: «Кем (чем) пациент выступает для значимых людей по его мнению. С какими символами, качествами, образами и т.п. он связывает себя в отношениях со значимыми другими». Итак, второй символ— это «Вы для значимых других».

  1. «Круг». Этот символ интерпретируется как «детское», целостное Я человека. Типичными завершениями здесь являются солнце, лицо, мяч и т.п. В общем, это «Ваше внутреннее, целостное, «детские Я» вне каких-либо отношений с другими людьми.
  2. «Ломаная линия». Этот символ обычно провоцирует завершение рисунка в виде дома. Также довольно часто встречается горный пейзаж. Интерпретация здесь очевидна: «С какими образами, символами, качествами, ассоциациями пациент связывает свое представление о Доме».
  3. «Косая линия». Ее «восходящий» характер обычно провоцирует содержания «подъема», «восхождения», движения вверх или вниз. Интерпретация здесь такова: «С какими символами, качествами, образами и т.п. пациент связывает свое представление о Карьере».
  4. «Точка». Наиболее часто встречающиеся здесь завершения — глаз, звездное небо, цветок или цветы. Интерпретация: «С какими качествами, символами, образами пациент связывает свое представление о Любви».

2. После того как пациент завершил все рисунки, наступает этап его опроса по содержанию изображений. В ходе опроса психолог должен постоянно иметь в виду ключ, относящийся к данному рисунку.

Существует определенный состав вопросов, которые имеет смысл задавать в любом случае. Это следующие вопросы: «Что это такое?». «На что это похоже?». «Что это Вам напоминает?». «Символом чего для Вас является этот. образ?», «Какие качества Вы можете приписать этому образу?»

Если завершенное изображение остается абстрактным, то вопросы должны быть направлены на его «одушевление», приписывание ему человеческих качеств. Например, если на первом рисунке изображена корона, то уместен вопрос: «Символом чего для Вас является корона?» Обычный ответ: «Символом власти». Тогда психолог уже может сформулировать утверждение- гипотезу типа «значимые другие для него -- власть над ним».

Если изображен пейзаж, то обязательно следует спросить о том, где находится на рисунке сам пациент, куда он мог бы себя поместить (или же он находится вне плоскости рисунка).

Сформулированное утверждение не стоит сразу сообщать пациенту, чтобы не актуализировать у него психологические защиты при дальнейшем ассоциировании. Следует переходить к опросу и поиску ассоциаций по следующему рисунку.

Сообщать ключ сразу не стоит и еще по одной причине. Дело в том, что уже сформулированные утверждения-гипотезы могут несколько корректироваться в ходе получения ассоциативного материала по последующим рисункам. В итоге у психолога может даже сложиться логически-целостный сюжет, связывающий отдельные сферы жизни.

Обязательно следует спрашивать пациента о его эмоциональном отношении к собственным символам и ассоциациям: «А Вам нравится (или не нравится) данный символ или качество?» и т.п.    

В целом, вопросы по каждому рисунку задаются психологом до тех пор, пока он не построит ясное для себя утверждение- гипотезу по каждому рисунку. Но здесь надо знать меру. Если гипотеза никак не выстраивается, то не следует терять темпа работы и стоит переходить к следующему рисунку. Не исключено, что гипотеза выстроится к концу опроса. Если же и этого не произошло, то психолог может честно сказать об этом пациенту, предположив при этом, что, быть может, данная сфера жизни и личности пациента еще достаточно неопре-делена не только для психолога, но и для самого человека. И здесь пациент может дать новый ряд ассоциаций, качеств и оценок. Но право пациента состоит и в том, чтобы сохранить инкогнито по данному вопросу.

3. После этого наступает этап сообщения интерпретаций пациенту. Здесь психолог может использовать примерно следующий переход: «Каждый рисунок, как Вы уже, наверное, догадались, имеет свой ключ. Сейчас я Вам сообщу сложившиеся у меня в соответствии с этим ключом интерпретяции. Вы можете соглашаться с этим или не соглашатьсяг но в любом случае мы можем получить пользу от этого обсуждение.

Часто несогласие пациента с интерпретацией имеет даже больший смысл, чем послушное согласие, поскольку в этом случае пациент может насытить данную сферу новыми ассоциациями и оценками, которых не было в рисунке и прежних ассоциациях вовсе.

Психолог должен иметь в виду, что пациента может заинтересовать лишь какая-либо одна сфера его личности и жизни. Тогда именно вокруг нее и развертывается последующее обсуждение и анализ. Психолог не должен испытывать чувство неуспеха, если из шести его интерпретаций «в точку» попала только одна. Главное здесь — актуализация самопознания пациента.