Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников.

Магина Юлия Михайловна

Понятие эмоциональное выгорание появилось в 1974 году. Введено оно американским психиатром Фрейденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном  общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Определён круг лиц, подверженных эмоциональному выгоранию. Чаще всего- это учителя, юристы,  менеджеры, работники торговли, священники, полицейские,  тренеры, и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruban_statya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников.

Магина Ю.М.

Преподаватель психологии СПб ГБПОУ РКТК

Россия, Санкт-Петербург, 2012г.

Понятие эмоциональное выгорание появилось в 1974 году. Введено оно американским психиатром Фрейденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном  общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.[1]

Определён круг лиц, подверженных эмоциональному выгоранию. Чаще всего- это учителя, юристы,  менеджеры, работники торговли, священники, полицейские,  тренеры, и др.

Одна из ведущих специалистов по изучению этого феномена К. Маслач в 1978 г. вывела симптомы эмоционального выгорания[3]:

- физические (усталость, истощение,  астенизация, головные боли, одышка, бессонница, проблемы с желудочно-кишечным трактом, проблемы с весом и т.д.)

- поведенческие и психологические (работать становится тяжелее, а объём выполненной работы всё меньше, работа берётся на дом, поздние приходы на работу и стремление уйти пораньше, скука, неуверенность в себе, как в специалисте, разочарование, чувство вины, гнев, раздражительность, повышенное внимание на детали, чувство всемогущества, неспособность принимать решения, дистанцирование от коллег, злоупотребление алкоголем, наркотиками,  отрицательное отношение к клиентам, пациентам.

Итак, профессиональное выгорание, процесс довольно коварный, так как человек не осознаёт эти симптомы, не видит со стороны и не понимает, что нуждается в поддержке и внимании.

М. Буриш (1994г.) выделяет следующие фазы эмоционального выгорания:

1. Предупреждающая

2. Снижение уровня собственного участия

3. Эмоциональные реакции

4. Деструктивное поведение

5. Психосоматические реакции

6. Разочарование

Выгоранием страдают не только люди, но и организации (профессор К.Чернисс 2003г.)

Были выведены основные симптомы:

- высокая текучесть кадров;

-поиск «козла отпущения»;

-снижение вовлеченности сотрудников в работу;

-недостаток сотрудничества среди персонала;

-рост чувства неудовлетворенности от работы;

-прогрессирующее падение инициативы.

Эмоциональное выгорание очень «инфекционно». Наибольшая опасность выгорания таится  в организациях с высоким уровнем стресса.

Авторы работ и статей по эмоциональному выгоранию говорят о нём неоднозначно. Одни говорят об эмоциональном выгорании, как о профессиональной деформации, негативно отражающейся на профессиональной деятельности.[2]

Другие, как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать её от негативных эмоциональных воздействий.

Однако, несмотря на мнение учёных, нельзя не отметить, что этот феномен опасен своими негативными последствиями.

Что важно знать, чтобы не пропустить опасный синдром:

1. Знать признаки опасности (ухудшение отношений с близкими, коллегами, повышенный негативизм к себе, к профессии, чувство вины, неудачи, обидчивость, раздражительность, потеря чувства юмора, ухудшение памяти, повышенная утомляемость).

2. Обращаться к специалистам.

3. Рассчитывать свои нагрузки (работа -всего лишь часть жизни).

4. Проще относиться к конфликтам.

5. Знать свои особенности, чтобы проще переключаться с одного вида деятельности на другой.

6. Знать свои неэффективные модели поведения и уметь менять их на более эффективные.

В своей работе, кроме проведения индивидуального психологического консультирования с воспитателями и сотрудниками общежития я  начала проведение цикла  тренингов и занятий, направленных на профилактику эмоционального выгорания. На пример:

1. «Треугольник Карпмана-Берна», направленный на обучение определения своего настоящего эмоционального состояния, умение подбирать психологические приёмы, которыми можно пользоваться  самостоятельно, а заодно научиться помогать друзьям и коллегам. Уметь проводить экологию своего личного и рабочего времени.

2. «Профилактика конфликтов». Учимся умению распознавать зарождающиеся конфликты и устранять их или управлять уже начавшимся конфликтом и конструктивно завершать их.

3. «Психологические особенности детей из детских домов и школ-интернатов». Владение информацией в области своей профессиональной деятельности способно также снизить уровень эмоционального напряжения, а значит предупредить выгорание.

Запланирован ряд тренинговых занятий, направленных на повышение уровня самопознания, игровые упражнения, призванные развивать профессиональную рефлексию, способность к эмпатии, критичности и гибкости установок.

Хочется отметить, что соблюдая некоторые из рекомендаций, сотрудник может предотвратить возникновение эмоционального выгорания:

1. Необходимо определение краткосрочных и долгосрочных целей (обеспечение мотивации).

2.»Тайм ауты» (отдых от работы).

3. Релаксация, положительная внутренняя речь снижает уровень стресса.

4.Уход от ненужной конкуренции ( чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, агрессию).

5.Необходимо осуществлять эмоциональное общение (делиться своими чувствами с другими).

6. Поддержание хорошей физической формы (между состоянием тела и разума существует тесная связь).

Литература:

 1.Ильин.Е.П.  Эмоции и чувства//СПб.: Питер, 2001

 

2. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001г. Т.22, №1.

3.Маслач К.,Пайнс Э. Практикум по социальной психологии//СПб.: Питер, 2001