"Делать добро спеши" Программа по развитию эмпатии для 1-4 классов

Женеева Любовь Александровна

Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания культуры межличностных отношений.  Воспитание отзывчивости, сочувствия, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Возможность управлять своими эмоциями и действиями будет рассмотрена на занятиях. Программу можно использовать в работе с детьми-инвалидами. Она поможет сформировать эмпатию, является профилактикой агрессивности, расширяет представление о добре и зле, воспитывает гуманное отношение к родным,  близким, сверстникам, животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

г. Гуково Ростовской области

Утверждена                      

директор

МБОУ ООШ № 3

Матияш Н.Н..

Принята на

заседании педсовета

протокол № 1

секретарь:

Согласована

с методическим советом школы

протокол № 1

руководитель

Рассмотрена

на заседании ГМО

руководитель: Ткачева Т.В.

ПРОГРАММА

«Делать добро спеши»

Для  1-4 классов

 Разработала:   педагог-психолог МБОУ ООШ№3

                                                                         -   Женеева Любовь Александровна

г. Гуково

2014

Пояснительная записка

Развитие эмпатии  представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Воспитание  сочувствия,  отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью  нравственного воспитания.  Ребенок, понимающий  чувства другого, активно откликающийся на переживания  окружающих людей, стремящийся оказать  помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не  будет проявлять враждебность и агрессивность.  По мере  развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и  саморегуляции. За этим стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Дети-инвалиды очень чувствительные, болезнь отнимает у них физическую силу  и  нарушает психические  процессы, приводит к нервным срывам. Они погружены в свой узкий мир и не всегда  замечают переживания окружающих людей.  Работа с детьми-инвалидами по этой программе поможет им в социально-психологической адаптации в обществе, в формировании корректного поведения в кризисных ситуациях дома, в школе. Для усиления эффекта от занятий даны  упражнения на расслабление. Спокойное состояние, необходимое для дружеского общения с партнерами, в большой игре обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек возбужден, мышцы его чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки: раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломают подвернувшийся предмет. Цель: Дать почувствовать детям, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, обучить их некоторым приемам расслабления.

Цели:

-  формирование  эмпатии;

- профилактика агрессивности

- формирование позитивной моральной позиции.

Задачи:

  • расширение  представлений о понятиях «добро»  и «зло»;
  • развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
  • развитие стремления  к  проявлению сочувствия и  сопереживания

всем тем, кто в них нуждается;

  • формирование ценностного отношения  к моральной стороне поступков;
  • воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам,

животным.

Прогнозируемый результат:

Усвоение учащимися понятий «добро»  и «зло»;  

Стремление к проявлению эмпатии;

Гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным.

Реализация программы:

     12  занятий  

     Время на 1 занятие – 30-40 минут

Методы и приемы:

  • Беседы на моральные темы;
  • Чтение и последующий анализ художественных произведений;
  • Рисование на заданную тему;
  • Просмотр  мультфильмов;
  • Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций;
  • Игры, в которых дети упражняются в проявлении эмпатии.

Материальное  обеспечение:

  • Фломастеры;
  • Карандаши;
    Краски;
  • Ватман;
  • Цветная бумага;
  • Бумага А-4;
  • Магнитофон;
  • Альбомы  для рисования;
  • Диски с музыкой для релаксации;
  • Компьютер;
  • Принтер.

Диагностика:

  1. Щур  В.Г.  Лесенка (самооценка)
  2. Тест «Добро и зло»

Тематическое планирование

п\п

Тема

Количество занятий

Дата

Примечание

1

Делать добро спеши

1

2

Самый дорогой на свете человек

1

3

Почему мы обижаем близких нам  людей

1

4

 Братья  и  сестры

1

5

Учимся понимать переживания родных и           близких

1

6

Наши бабушки и дедушки

1

7

Трудное чувство  «дружба»

1

8

Как помочь   больным и беспомощным

1

9

Учимся понимать боль другого человека

1

10

Учимся  заботиться о животных

1

11

Милосердие в нас

1

12

Итоговое занятие

Мои добрые дела

1

Занятие №1. Делать добро спеши

1. Упражнение «Ласковое имя»

 Дети  слева направо от ведущего называют соседа по имени ласково.

2. Обсуждение ситуации

Добро и зло (Ветрова В.В.)

Все знают, что на свете есть Добро и Зло. Однажды жили два мальчика Коля и Витя. Внутри них были человечки  Зла.  Они уничтожали все Добро на земле.  А еще жила-была девочка Маша, скромная, добрая. Человечки Зла готовили заговор против Маши.

    Однажды шла  она  по дороге из школы домой, а около киоска стояли Коля с Витей. Они подставили девочке подножку, и Маша упала. Она посмотрела на них с укором и рассердилась. Тогда человечки Зла стали переселяться в Машу, а Добро выгонять. Тут она опомнилась и перестала сердиться. Вдруг произошло чудо…  Зло испугалось и убежало. Все кругом наполнилось радостью. На небе ярче засветило солнце, зацвели, распустились  цветы на клумбах, весело защебетали птицы. Во всем мире стало править Добро.

Вопросы:

  1. Что случилось с Машей?
  2. Почему произошло чудо?

        

     3. Тест «Добро и зло»   см.  Приложение №1

  1. Расслабление мышц рук

Психолог: «Дети сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим (поза покоя).

Упражнение кулачки: 
Сожмите пальцы в кулачок покрепче, что бы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильно напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко приятно стало (упражнение выполняется три раза) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох выдох… Руки на коленях.
Кулачки сжаты.
Крепко с напряжением, Пальчики прижаты.
(Большой палец прижимаем к остальным)
Пальчики сильней сжимаем ––
Отпускаем, разжимаем.
(Легко приподнять и уронить
расслабленную кисть каждого ребенка)
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!»

Занятие №2.  Самый дорогой на свете человек

  1. Обсуждение ситуации.

Мишутка поссорился с мамой. К ней в гости пришла подруга.  Мишутке стало скучно, и он стал вмешиваться в разговор старших. И вот теперь …

«Я не плачу»

        Ладонщиков Г.

Мама сильно рассердилась,

Без меня ушла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Да не плачу все равно.

        Я за шалости наказан,

        Справедливо, может быть,

        Только я прощенья сразу

        

Не решился попросить

Я теперь сказал бы маме:

«Ну,  прости в последний раз..!»

Я не плачу слезы сами,

Сами катятся из глаз.

Обсуждение:

Какую  бестактность допустил Мишутка?

Что можно сказать о Мишутке  и его слезах?

Что чувствует человек, когда плачет?

2.  Упражнение «Мама устала»

Дети  садятся в круг, в центре которого находится ребенок в роли матери. Дети получают задание: представить, что мама устала.

Как ей помочь?

  1. С какими словами вы обратитесь к маме?
  2.  Какие варианты помощи  можете предложить? (подать тапочки, одежду, помочь накрыть на стол, убрать со стола и т.д.)

Советы:

Когда мама уставшая, надо быть внимательным

3. Упражнение «Сердечко  для любимой мамы»

Детям раздаются сердечки, вырезанные из бумаги. Цветными карандашами предлагают раскрасить их в любимый мамин цвет. Затем эти сердечки предлагают подарить мамам дома, сделав им приятное.  А на занятии каждый ребенок должен мимикой показать выражение лица мамы, после получения сердечка.

4. Упражнение «Мамин голос»  (выполняется под спокойную музыку)

Психолог: Дети сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим (поза покоя).

Закройте глаза и прислушайтесь. Вы услышите голос. Он такой  знакомый,

ласковый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом.  Даже если станешь взрослым, всегда будешь вспоминать мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Занятие 3.   «Почему мы обижаем близких нам  людей»

  1. Обсуждение «Добро и зло»

У психолога две  книги – малютки. Одна  книга в черной обложке  на ней написано «ЗЛО», а другая – в зеленой, на ней написано «Добро».

Психолог:  «Когда вы смотрите на черный цвет, то какие чувства, мысли у вас возникают (неприятные, грустные и т д.),  а на зеленый цвет   (радостные, веселые, добрые)?  Давайте запишем в черную книгу некрасивые поступки, злые мысли и  чувства, а в зеленую добрые мысли, поступки и чувства».

  1. Нарисуйте рисунок «Моя семья».  

Каждый ребенок представляет членов семьи на рисунке.

Вопрос: Назовите лучшие качества ваших родителей?

  1. Обсуждение «Почему дети не слушаются родителей?»

Делим  классную доску или лист ватмана  пополам и пишем ответы детей

  1. Какие требования и советы  родителей ты выполняешь с радостью?
  2. Что из просьб и пожеланий родителей вам выполнять не хочется?  

4. Чарушин В.  «Курочка»

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала:  «Квох – квох- квох!» - это значит прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, и зарылись  в  ее  теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого головка торчит,  у кого ножки  видны, а у кого только глаз выглядывает.,

А два цыпленка не послушались мамы и не спрятались. Стоят пищат  и удивляются: что такое им на голову капает?

Вопрос: Чем цыплята похожи на детей?  Чем они отличаются?

Пожелание себе:

  1. Мне надо внимательнее слушать родителей
  2. Обдумывать свои пожелания, просьбы и требования.
  1. Упражнение «Олени»:
    Психолог: представим себе, что мы олени (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки (показывает напряжение с силой,  раздвигая пальцы). Руки стали твердыми, как рога у оленя.

 Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох (два раза) Посмотрите: мы –– олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени,

А теперь –– немножко лени….
Руки не напряжены
И расслаблены… Педагог легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев. Знайте, девочки и мальчики:

      Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко…ровно…глубоко… Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда их расслабишь, сделаешь мягкими, послушными.

Занятие 4.   «Братья и сестры»

«Кому  ласкать кошку?»

   1. Рассказала Анна  «Кому  ласкать кошку?»

Как мы ссорились с сестрой! Из-за мусора – кому выносить. Из-за кошки – кому ласкать! Из-за телевизора – какую программу смотреть. Всего не перечислишь. Крик стоял дома. Это мы с сестрой отношения  выясняли. А тут мы решили сыграть друг друга.  И получилось, что каждая  говорила не о чужих ошибках, а о своих собственных. И это было полезнее. Мы стали шутить, смеяться. И  нам наши ссоры показались глупыми. Теперь мы чаще шутим и меньше дуемся.

  1. Притча о дружбе.

«Заболел в одной  семье отец, а семья была большая – четыре сына и дочь. Позвал он детей к себе и стал перед смертью напутствие  давать, попросил  принести веник и сломать его. Ломали, ломали – ничего не получается. Попросил он  по одному прутику ломать. Быстро дети сломали веник  и все поняли. Никто не одолеет, никто не сломает, если держаться вместе! Дали они слово отцу всегда быть дружными.

Вопросы:

1.Вы дружно живете со своими братьями и сестрами?

2. Случаются ли ссоры, почему?

3. А как вы миритесь?

  1. Расслабление мышц живота Упражнение «Шарик» 


Психолог: представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот (дети сидят на стуле, руки на коленях). Надуем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота надуваются. Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у вас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом, так чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать! Вдохнуть! Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам входит внутрь! И выдох спокойный, ненапряженный! Делайте, как я. Вот как шарик надуваем!
И рукою проверяем (делается вдох)
Шарик лопнул –– выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем! Дышится легко… ровно… глубоко…
(Повторить 3 раза)

Занятие № 5.   «Учимся понимать переживания родных и  близких»

  1. Обсуждение.  Л. Н. Толстой «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было   в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и  съел. Перед обедом мать  сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

  За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все дети сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: « Нет,  я не ел».

  Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

   Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко»

И все засмеялись, а Ваня заплакал»

Вопросы:

  1. Почему заплакал мальчик?
  2. Вам его жалко?
  3. Как можно помочь мальчику?
  4. О чем беспокоились родители?

  1. Расслабление мышц шеи


Психолог: поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше (дети сидят на стуле, руки на коленях). Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Ещё больше! Постарайтесь справа увидеть, как можно дальше. Теперь мышцы шеи слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно…. Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. Слушайте и делайте, как я. Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо….
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет:
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на… Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону. Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Трудно дышать!… Выпрямились! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте, как я. А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно ––
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на… А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердыми. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я. А теперь посмотрим вниз ––
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно ––
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на… Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились.

Занятие №6.  «Наши бабушки и дедушки»

  1. Е. Благинина

Наш дедушка не любит тени,

Он любит солнышко, тепло

Дрожат у старого колени

Ходить бедняжке тяжело.

Он ничего почти не видит,

Не слышит ничего – глухой.

Его и курица обидит

Наш дедушка совсем плохой!

Но без него мы жить не можем,

Он нам как будто бы родной.

Он выйдет – мы ему поможем

Поставить стульчик раскладной

И хорошенечко усадим

Укроем ноги, а потом

Седую  бороду разгладим

Или в косички заплетем,

А если сказку дед затеет

Сидим до самой темноты

Никто и двинуться не смеет

Все слушают,  разинув,  рты.

Ну, есть ли где-нибудь на свете

Такая дружба как у нас?

Хотите, мы вам сказки эти

Расскажем в следующий раз?

Вопросы:

Могли бы вы дружить с больным и  беспомощным  старым человеком?

Как  вы относитесь к своим дедушкам и бабушкам?

Какую помощь вы оказываете  дедушкам и  бабушкам? Приведите примеры.

  1. О любви внуков к бабушкам написано много стихов

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка»

Стала бабушка

Старой,  хворою,

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Скоро стану я,

Посажу ее в самолет.

Отдохнет она,  наконец.

Скажет бабушка:

«Ай, да внучек мой,

Ай, да летчик, мой, молодец!»

  1. Обсуждение мультфильма

Бабушки и дедушки очень любят внуков и помогают их воспитывать. Предлагаю посмотреть мультфильм

Автор Г. Остер, Режиссер И. Уфимцев Бабушка Удава

  1. Скажите, какому важному качеству научились друзья с помощью бабушки?
  1.  Упражнение  «Мои пожелания для дедушки и бабушки»

  1. Расслабление мышц ног.  Упражнение «Пружинки»
    Дети принимают позу покоя, руки на коленях.

Психолог: представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упирают упираться в пол. Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох! (2 раза) Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
(Дети приподнимают носки, пятки прижаты к полу)
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок – отдыхай. Упражнение повторяется 3 раза. Руки не напряжены.
Ноги не напряжены
И рассла-а-бле-ны..
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко…ровно…глубоко…

 

Занятие №7.   «Трудное чувство  «дружба»

Только смелый и упорный.
 Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно…
Знать секреты прочной дружбы

  1. Сказка о дружбе (Ветрова В.В.)

Жили-были  воробей  Чижик, сова  Манька  и Ласточка  Леталка. Жили они  дружно, но случилось несчастье: подбил мальчик крыло  Чижику камнем и посадил его в клетку. Друзья Чижика сломали прутики у клетки и открыли ее. Мальчик разозлился и пошел к папе: «Папа, я поймал воробья, но сова и ласточка украли его из клетки».  Папа ответил: « Я тебе говорил, что друзья спасают друг друга».

  1. Друг (притча)

В одной стране правитель решил узнать есть, ли у его подданных верные друзья. Он издал указ:

«Кто считает, что у него есть друг, тот пройдет испытание и получит награду!»

Добровольцев нашлась много. Все уходили во дворец к правителю, и никто не возвращался обратно. И желающих больше не осталось.

Один юноша заявил, что у него есть друг, настоящий друг. И он готов пройти любое испытание!

Вечером юношу привязали к горе, и сказали:

- Если утром ты останешься жив, то у тебя есть друг (В горах ночью очень холодно).

- Утром стража пришла снять тело с горы, юноша оказался жив.

Правитель спросил, как тебе удалось не замерзнуть.

Юноша ответил:

-Когда меня привязали к горе, мой друг поднялся на соседнюю гору и всю ночь жег костер.

- И это тепло долетало до тебя?

- Нет, тепло костра не долетало до меня, но тепло и огонь его сердца грел меня всю ночь!

  1. Игра «Кенгуру»

Дети разделяются на пары. Один из детей, входящих в пару – «кенгуру», – стоит, второй – «кенгуренок» – сначала встает к нему спиной, а затем приседает.
Дети берутся за руки и движутся в таком положении до указанного места (до стены, до окна, до стула и т.п.). Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

4. Игра «Я хочу с тобой подружиться»

Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему. Водящий обнимает ребенка, подбежавшего к нему. После этого ребенок сам становится водящим.

(В начале в роли водящего может выступить педагог. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.)

5.Игра «Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «зеркало». Второй «смотрится» в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем ребята меняются ролями.

  1. Расслабление мышц ног.  Упражнение «Загораем»

 
Психолог: представьте себе, что ваши ноги загорают(показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим…, держим… Ноги  напряглись. Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!… Как хорошо., приятно стало, ноги не напряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!… Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим…Держим…Напрягаем…
Загораем! Опускаем!
(Ноги резко опустить на пол)
Ноги не напряжены
И рассла а бле- ны… Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить их с расслаблением. Расслабление мышц рук, ног, корпуса
Педагог: дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. Слушайте и делайте, как я.

 

Занятие № 8.  «Как помочь   больным и беспомощным»

Добро – это сказка иль быль?
А может миф древних греков?
Добро сегодня, как пыль
Топчут недочеловеки.

Куда делись улыбки,
И добрые людям слова?
Мы осуждаем ошибки -
Сильна в своей злости молва.

Мы в роботов превратились.
У нас вместо сердца – камень.
В нас демоны злые вселились,
Мозги у нас, как в тумане.

Мы стали черствы и упрямы,
Грубы, неприветливы, злы.
Мы нагло хамим маме,
И нас окружают «козлы».

А ведь и мы окружение.
Мы стадо, без сердца, души.
Поступки – одно унижение,
Они совсем не хороши.

И мне бы хотелось вспомнить -
Сегодня, на день, на час.
И жизнь добротой наполнить,
Почувствовать она в нас!

В любви к родным и близким,
В заботе о стариках.
Напишем добру записку:
«Не забывай о нас»!
Автор: Наталья Ляшенко

  1. Диагностика детей к старым, пожилым людям:

1. Предложить учащимся закончить предложение  «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то…

      2.  Не всегда дети и даже взрослые проявляют уважение к старым людям. Об этом говорит следующий рассказ.

Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а  давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил, разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.  Сидят,  раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец спросил: « что ты это делаешь, Миша?» А Миша говорит: «Это я,  батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, Чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним

Вопросы:

Почему родители изменили свое отношение к больному старику?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Вывод:   Как относишься к своим родителям, так и дети будут относиться к тебе.

  1. Упражнение « Бабушки и дедушки»

Дети стоят у стены. В комнате беспорядочно стоят стулья. У другой стены ставится ряд стульев по числу пар детей.

Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внука  (внучки). Причем дедушки и бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (завязывают глаза дедушкам и бабушкам). И вдруг старенькие  дедушка и бабушка заболели. Их нужно очень осторожно провести  между стульями и помочь попасть в кабинет врача (стулья у стены).

Психолог  показывает, как можно поддерживать дедушек и бабушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете у врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из них детям больше всего понравилось быть и почему. Какие чувства испытывал ребенок: ответственность, гордость, самоуважение.

Вывод: Ухаживать за больными и беспомощными очень трудно, требуется много терпения, сочувствия и ответственности. Но именно эта работа формирует силу воли и душевное здоровье человека.

  1. Упражнение  на расслабление  «Кого укусил  комарик»

Дети садятся кругом. Психолог проходит по внешней стороне круга, гладят детей по спинам, одного из них незаметно от других детей тихонько щиплет – «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спину и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и догадываются, кого «укусил комарик»

Занятие № 9.  «Учимся понимать боль другого человека»

  1.  Обсуждение. Отрывок из рассказа В. Осеевой «Просто старушка»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

«Подержи мои книжки!» - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он  вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, ответил мальчик

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет.

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

Вопросы:

  1. Какие качества проявил мальчик в рассказе?
  2. Расскажите о том,  как вы кому-то оказали помощь или поддержку?

А теперь обратитесь к своим чувствам. Какие они сейчас? Добрые? Радостные? Приятные? И вы руководите ими. Вы всегда можете выбрать те, которые принесут вам хорошее настроение, уверенность в себе, помогут быть добрыми, счастливыми, веселыми.

  1. Обсуждение Калинина Н. «Как Сашу обожгла крапива»

Вышли ребята гулять. Разбежались по двору. А во дворе тепло, солнечно! Саша увидел возле забора зеленую траву и всех позвал: «Смотрите, какая трава  выросла!

А Вера Ивановна говорит: «Не трогайте, это крапива: обожжетесь».

Не послушался Саша: разве трава – печка? Разве она жжется?

Схватил крапиву, да как закричит: «Ой, больно!»

Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри. Пришлось Вере Ивановне его утешать. Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят.

Вопросы:

  1. Что произошло с мальчиком?
  2. От чего ему было больно?
  3. Кто в этом виноват?
  4. Вам жалко мальчика?
  5. Как бы вы его утешили?

Выводы:

Если увидите, что кто-то обижен, огорчен, плачет подойдите, расспросите его о причине и успокойте, утешьте, помогите, чем можете.

  1. Ролевое моделирование.

Ситуация 1. Мальчик потерял деньги на проезд.

Ситуация 2. Девочка пролила на одежду чай.

Ситуация 3. Ребенок поранил палец.

Ситуация 4. У ребенка болит  рука.

  1. Расслабление ног. Упражнение «Кораблик»


Психолог: представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире,  и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу –– прижмем к полу правую ногу (правая напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола).

Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону –– прижимаем левую ногу (напряжена левая нога, правая – расслабилась). Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох! Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую –– расслабляем! Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом – для левой. Педагог обращает внимание детей на напряженное и расслабленно состояние мышц ног. А теперь сядьте и слушайте (говорит спокойно, медленно) Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело ––
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышится легко ..ровно…глубоко Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились. Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.

Занятие №10.   «Учимся  заботиться о животных»

  1. Петька и ворона (Ветрова В.В.)

  Я услышал эту сказку от большой старой вороны, которая жила на высоком тополе в нашем дворе.  

   Жил когда-то в нашем дворе мальчик по прозвищу Петька-птичник. Звали его так потому, что стрелял в птиц. Главным оружием его была рогатка с широкой резинкой. Он не жалел ни воробьев ни голубей, ни синичек. Петька был самым сильным мальчишкой во дворе, и ребята не могли его остановить, а взрослых он никогда не слушал. И вообще был хулиганом. Ребята боялись его и не играли с ним. Когда Петька выходил во двор, птицы разлетались, но он подкрадывался  и из-за  кустов стрелял в них из своей рогатки.

    Однажды птицы разозлились на него всей стаей. Они стали  клевать его и бить крыльями. Петька закричал, бросил рогатку и побежал домой. А ребята вслед кричали ему: «Что, проучили тебя птицы?» Два дня  Петька не выходил на улицу, а когда вышел, вместо рогатки у него был ящик с инструментами. Он решил построить скворечник.

Вопросы:

  1.  Каким мальчиком был Петька вначале рассказа?
  2. Почему Петька изменил свое поведение?

2.«Любите все живое»

Фоменкова Н.А.

Птички, бабочки, лягушки,

Насекомые,  зверюшки…

Все привыкли жить на воле –

Очень плохо им в неволе!

Нельзя их в баночки сажать –

Им надо ползать, петь, летать

И плавать в тепленькой водице –

Давить, топтать их не годится!

Пожалейте муравья!

Накормите воробья!

Не надо птиц сачком ловить,

А нужно просто их любить!

Я очень дети вас прошу:

Любите  все живое,

Ведь у нас одно на всех небо голубое!

  1. Рисование на тему «Мое любимое животное
  • Расскажите,  кого вы изобразили на рисунке?
  • Что ест это животное?
  • Где живет?
  • Какие отношения у вас с этим животным?

4. Упражнение на управление мышечным тонусом

Представьте, что вы в каждой руке держите по лимону. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны.

Представьте себя пушистой ленивой кошкой, которая очень любит потягиваться. Руки вытягиваем вперед, затем вверх, чувствуем напряжение в плечах, когда поднимаем руки как можно выше и как можно дальше  отводим их назад.

Теперь вы черепашка, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. Как черепашка втяните голову и плечи, а руки и ноги подберите как можно ближе к туловищу. Посидите некоторое время в такой позе. Но вот опасность миновала. И можно снова расслабиться и отдыхать около воды под теплым солнышком, приняв удобную позу.

 

Занятие №11.   «Мои добрые дела»

  1. Обсуждение

Д. Родари

Если бы дети

На целой планете

Все засмеяться сразу могли,

Только раздастся команда: «Пошли!»

Вот бы земля задрожала от смеха!

Смеху бы вторило гулкое эхо,

Будто бы рухнула разом гора

Звонкого золота и серебра.

Вопросы:

         1.Какие чувства выражает смех?

          2. Полезно или вредно для здоровья смеяться?

  1. Расскажите о том,  как вы кому-то оказали помощь или поддержку?

  1. Нарисуйте  самих себя.

Расскажите о себе, какие положительные качества вы чаще всего проявляете к окружающим вас людям (доброту, внимательность, сочувствие и др.).

  1.  Упражнение «Окажи внимание  другому»

Дети становятся в круг  и по очереди говорят  что-нибудь приятное одному из участников игры, передавая предмет (мягкая игрушка сердце). Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже так думаю, что я…» - повторяет сказанное ему.

  1. Упражнение «Волшебная чашка» (под музыку)

Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите,  что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите чашку. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей  чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в  пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще… Отлейте  из своей в пустые  и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова наполнилась до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?  Ваша чашка особенная – волшебная.

Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Это чашка  - твоя! Она наполнена  твоей добротой! Откройте глаза .  Спокойно и уверенно скажем: «Это я! У меня есть такая чашка!»

  1. Расслабление ног. Упражнение «Штанга» 


Психолог: будем заниматься спортом. Встаньте. Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу…

Устали руки и бросили штангу (руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть-выдохнуть!…

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом

(Наклониться вперед)
Штангу с поля поднимаем…
(Распрямиться)
Крепко держим… Педагог прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление И бросаем!
(Упражнение повторяем 3 раза) Наши мышцы не устали ––
И ещё послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление –– приятно.

Занятие №12.   Итоговое занятие.   «Милосердие в нас»

  1. Сегодня день особый, всеобщей доброты!
    Мы жить должны без злобы. И он, и я, и ты.
    Зачем нам недомолвки? Все ссоры – позабыть!
    Недобрым быть неловко, недобрым стыдно быть!
    Пускай добром и светом жизнь полнится с утра!

      Пускай зимой и летом искрится доброта!
     И пусть в душе и сердце, как чудо-мотылек,
     Любви, надежды, веры теплится огонек!
         
Автор: Сердариди Ольга

  1.  Большое сердце доброты

Давайте нарисуем большое-большое сердце доброты. Для того, чтобы заботиться о своих чувствах, о своем здоровье, нужно быть добрым.

У вас есть сердце доброты. Оно будет вам посылать тепло, желать добра, помогать  хорошо,  заниматься.

Раскройте  обе ладошки вместе. Представьте себе, что на них лежит столько добрых чувств, сколько поместится. Вам приятно ощущать тепло, оно проникает в вас и входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите  в ваше сердце как можно больше добра. (Обе руки прикладываем к груди

Вопросы:

  • Вам Хорошо?
  • Что вы сейчас чувствуете?

  1. Упражнение «Цветик-семицветик»

Каждый ребенок,  сорвав лепесток, высказывает  свои добрые пожелания  в адрес  других детей.

3. Отзывы детей:  Интересное  и полезное узнали на занятиях

Литература:

1. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья (Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста) – М., 2000.

2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1- 5 классы. – М., 2004

3. Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Развитие навыков взаимоотношений с миром. Учебная программа спецкурса. 3-4 классы. – Ростов – н/Д, 2007

4. Истратова О.Н., Экзакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-н/Д, 2003

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы. - М., 2004.

6. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. 1 - 4 классы. -  М., 2004.

7.  Они И.Л.  Спасибо, Пожалуйста, Здравствуйте.  – Лениздат, 1991

8. Практическая психология образования   /под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998

9. Семенака С. И.Сочувствовать. сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. -  М., 2004.

10. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. М., 2011.

11. Сиротюк А.П. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2001

12. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой  регуляции  у учащихся начальной школы. 60 конспектов уроков. Практическое пособие. – М., 2004

13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М., 2003

14. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб, 2003

15. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995

16.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю.  Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе. – М., Ставрополь, 2003.

Приложение №1

Тест «Добро, Зло и Я»

Позволит получить представление о характере усвоения ребенком нравственных категорий, а также  о степени его невротизации и тревожности.

  Материал: у каждого ребенка лист белой бумаги и по три вырезанных кружочка разного  диаметра: красного, синего и черного цвета (большой, средний и маленький).

Инструкция:

1 вариант:

«Представьте себе, что лист бумаги – это вся твоя жизнь, все, что тебя окружает. Три  кружка красного цвета – это «Добро»,  три кружка синего цвета – «Ты сам», три кружка черного цвета – означают «Зло». Расположи на листе, где «Ты», где «Добро», где «Зло». Можешь выбрать подходящий размер кружка».

2 вариант:

Ребенку дают лист бумаги и три разных карандаша, повторяют предыдущую инструкцию и предлагают нарисовать «Добро», «Себя» и «Зло» такого размера, которого он захочет, и на том месте, где захочет. Этот вариант удобен для работы в группе, так как рисунок фиксирует место расположения кружков, что важно для интерпретации результатов.

Анализ результатов: 

  1. Расстояние «Я» ближе к «Добру» и далеко от «Зла» - самоощущение позитивное, правильно расставлены нравственные акценты.
  2. Расстояние «Я» ближе ко «Злу» - тревога и наличие не отреагированных отрицательных  эмоций, страхи, повышенная невротизация, особенно  если «Зло» больше по величине.
  3. Величина «Я» меньше других кружков  - незащищенность, тревожность, подавленность.
  4. Все три кружка пересекаются  - наличие противоречивых чувств, сложность внутренних переживаний, тревожность.
  5. Отсутствие какого-либо изображения.  Необходимо выяснить,  почему.

Отсутствие «Зла» может означать вытеснение негативного опыта, психическую травму, страх; отсутствие «Добра» - непонимание нравственных категорий, отсутствие позитивных ресурсов.  Отсутствие «Я» - неуверенность и непринятие себя, эмоциональное отвержение.

(Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М., 2000.

Приложение №2        

МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА»

Данная методика разработана В. Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка,  состоящая из 10 ступеней фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает деревянную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три — вниз. (В модифицированном варианте методики аналогичная лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги). При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже — просто хорошие, затем — средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке — самые плохие и т.д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как тыдумаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама 'й папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто — на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми. По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции

( в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).

Беседа с одним ребенком занимает примерно 20—30 мин

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

При оценке результатов необходимо прежде всего установить отношение ребенка к себе. В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г.Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже — на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».

Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей: — действительно благополучных; — инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание); — «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

И еще один вариант — дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию

неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл — его не любят. По данным В.Г.Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.

Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?» И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он «самый хороший».

Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко.

Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга.

Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

Методика изложена па: Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к Нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В.Давыдова.— М.,

1982 – с.108 -110.