Главные вкладки

    Тренинг «Формирование позитивного мышления»

    Папенко Светлана Ивановна

    Тренинг для педагогов по формированию позитивного мышления 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trening_formirovanie_pozitivnogo_myshleniya.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования Иркутской области

    Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Гармония»

    г. Черемхово

    Тренинг «Формирование позитивного мышления»

    Автор-составитель

    педагог-психолог:

    Папенко С.И.

    2010

    Никто не ответственен за проблему,

     но каждый ответственен за решение.

    1. Проблема формирования позитивного мышления (вступительное слово психолога).
    2. Просмотр отрывка из фильма «Секрет».
    3. Упражнение «Свежие мысли» (арттерапия).

    Делим лист на две половины. Субдоминантной рукой рисуем увядший букет цветов на левой половине листа.

    Закрываем глаза, представляем, что символизирует для нас этот букет.

    Не открывая глаз, представляем, что купаемся в чистой воде (плаваем в реке, стоим под душем и т.п.).

    Открываем глаза, на правой стороне листа субдоминантной рукой рисуем оживший букет, освеженный  водой, обновленный.

    Свежая вода освежает цветы, свежие мысли – нашу жизнь. Делаем вывод для себя – что в нас самих нуждается в обновлении. Субдоминантная рука (нетренированная) связана с душой, с сердцем, выводит наружу бессознательное.

    1. Упражнение «Кто я?».

    (Данный прием используется в работе с немотивированными клиентами).

    На каждом из восьми листочков пишем ответ на вопрос: «Кто я?».

    Располагаем их сверху вниз – от самых важных к второстепенным.

    Психолог дает по одной минуте, чтобы участники, глядя на каждый листочек, начиная снизу, поразмышляли, чем для них является данная часть их личности и что случилось бы, если бы  они ее утратили.

    Если после этого возникло желание переложить листочки, то перекладываем.

    Почему поменяли?

    1. Упражнение «Позитивное будущее».

    (Это очень тонкий психотерапевтический прием).

    Участники произвольно делятся  на группы, главное условие – высокий уровень эмпатии в каждой подгруппе. Неважно, знакомы они между собой или нет.

    Задание: представить («увидеть») позитивное будущее любого члена подгруппы.

    Свободное высказывание в кругу членов подгрупп о представленном («увиденном») позитивном будущем каждого из подгруппы. Тот, про кого говорят, никак не должен комментировать сказанное, а просто поблагодарить.

    1. Упражнение «Образ моего счастливого будущего».

    Упражнение проводится в свободной форме.

     Можно:

    а) нарисовать в виде карты,  или перекрестка дорог, либо  - в свободной абстрактной  форме, в виде какого-либо образа (арттерапия);

    б) сделать «доску визуализации» (см. фильм «Секрет»);

    в) написать проект своей будущей жизни. Указать те сферы своей жизни, где хотели бы улучшений: - что имеем на данный момент; - чего мы хотим; - наши ресурсы (делаем на них акцент; что не можем изменить – принимаем как есть);

    г) написать письмо «Я через … лет»;

    д) представить, что ваша жизнь – роман, в которой следующая глава – счастливая; написать эту главу;

    е) завести записную книжку или тетрадь, в которую будем записывать стихотворные цитаты, помогающие нам в нашей жизни, вдохновляющие нас, помогающие осуществить задуманное.

    Помним: написанное слово усиливается многократно.

    1. Упражнение «Шкала оценки ситуации».

    Это упражнение – из когнитивной психотерапии, но в нем мы идем от противоположного к позитиву.

    -100 баллов                                                      0                                        +100 баллов

    Школа, где в точке  -100 баллов  мы представляем себе самое ужасное, что может произойти с человеком (но он при этом жив). Затем, не меняя ситуации, уменьшаем придуманные нами «ужасы» наполовину (-50 баллов).

    По этой шкале проставим оценку своей ситуации.

    1. Упражнение «Рисуем конфликт» (арттерапия).

    Выбираем реальную конфликтную ситуацию с конкретным человеком.

    На одном листе рисуем схематично, линиями наш конфликт. Рисовать надо одновременно двумя руками, правая рука – это «я», левая – «мой оппонент». Отложили лист, перевернули.

    На другом листе – меняем руки, и снова прорисовываем этот же конфликт.

    Далее – пишем биографию своего оппонента – только факты из его жизни.

    Читаем эту биографию от первого лица.

    Если после этого возникло желание изменить рисунок – меняем.

    На новом листе рисуем символ – как бы мы хотели, чтобы эта ситуация разрешилась, чем бы закончился конфликт – обязательно на позитиве.

    Далее делаем этот или любой другой  символ из фольги или лепим его из пластилина. Это наш образ благоприятного разрешения ситуации.

    Это наш социальный тренинг.  Вывод: в конфликте надо проявлять терпимость, снисходительность.

    1. Упражнение «Вопрос сердцу» (арттерапия).

    Расслабились, задали вопрос, волнующий нас в данное время больше всего, самому себе. Адресуем его своему разуму.

    Нарисуем или напишем полученный ответ (субдоминантной рукой).

    Тот же вопрос адресуем уже нашему сердцу. Обратимся к нашему сердцу как к источнику мудрости.

    Рисуем или пишем ответ на другом листочке.

    Прописываем субдоминантной рукой фразу: «Я принимаю себя такой (таким), какая (какой) я есть!»

    Сердце имеет свой мозг. Сигналы, полученные от сердца, многократно сильнее, чем от ума.

    1. Алгоритм позитивного мышления.

    1). Полезное название ситуации (можно с юмором; цитату; метафору– все, что угодно.  Главное условие: название должно быть позитивным.)

    2). Полезное объяснение ситуации: выясняем причины нашей проблемы. Подходят любые объяснения – даже самые невероятные.

    Этого этапа может и не быть.

    3). «Воспоминания из будущего».

    Представим, что проблемы нет. Что будете чувствовать при этом?

    4). Выявление ресурсов.

    Что хорошо помогало в таких или подобных ситуациях? Какие имеем для этого ресурсы, качества и т.п.

    Записать их в столбик.

    5). Проблема как учитель.

    Например, вы уже состарились. Как бы вы рассказали своим внукам об этой ситуации. Чему она вас научила?

    6).Благодарность.

    Представим, что наша ситуация благополучно разрешилась. По этому поводу мы устраиваем праздник (можно придумать ему название). Мы приглашаем на праздник всех, кто имел какое-либо отношение к нашей ситуации, усаживаем всех за накрытые столы и искренне благодарим каждого из них за что-либо (надо найти, за что можем поблагодарить тех, кто был в  нашей ситуации «отрицательным героем»). От всей души желаем всем здоровья, счастья и т.д.