Материал для педагогов "Работа с «трудными» детьми".

Николаева Татьяна Анатольевна

В материале указаны признаки "трудных" детей, основные причины трудностей, работа педагога-психолога совместно с классными руководителями. Примеры педагогических ситуаций для классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_trudnymi_detmi.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Работа с «трудными» детьми.

      Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы назовете такие качества как образованность, честность, принципиальность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.

      Но, вместе с тем, если попросить любого опытного учителя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он как правило, вспомнит не процент отличников и поступивших в ВУЗы, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудного» класса; рассказы ребят о своих бедах; реальную помощь кому-то из родителей в поисках путей к сердцу своего ребенка и т.д.

     Каких же детей можно отнести к категории «трудные»?

Большинство исследователей называют «трудными» таких детей, поведение которых отклоняются от принятых в обществе стандартов и норм и которые являются трудновоспитуемыми.

     Помимо отклонений в поведении выделяют еще основные признаки трудных детей.

  1. сложность коррекции имеющихся отклонений в поведении ребенка, т.е. трудновоспитуемость как невосприимчивость ребенка педагогическому воздействию.

2.        признаком вступает их особая потребность в индивидуальном подходе со стороны учителей и внимании сверстников.

    Трудный ребенок не является безнадежно испорченным человеком, он просто требует участия и терпения окружающих.

     Таким образом, «трудные» дети в школе  представляют неоднородную группу учащихся, в которую можно включить все категории школьников с отклоняющимся от нормы поведением (педагогически запущенные дети, социально-запущенные, с девиантным и делинквентным  поведением, с суицидальными и различными формами аддитивного поведения и др.); они сопротивляются педагогическому воздействию и доставляют массу трудностей педагогам, родителям и одноклассникам, при этом их не следует считать потерянными людьми. Они оказались такими в силу сложившихся обстоятельств, условий жизни, из-за отсутствия должного внимания и заботы со стороны родителей, учителей, всего окружения.

     Основные причины трудностей:

  • биологические - дети с высокой наследственной отягощенностью психическими заболеваниями; дети с гипердинамическим синдромом, ММД, родовые травмы:
  • социальные - воспитание в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации;
  • психологические - интеллектуальная, личностная незрелость, неспособность качественно усваивать учебные предметы, отрицательное отношение к учению, неумение выполнять на уроке учебные действия
  • педагогические - степень интеллектуального развития, неполное усвоение программы обучения, узкий кругозор, бедность активного словаря.

     

     Работа с «трудными» детьми.

   

    Первым этапом в работе является педагогическая диагностика.

Диагностирование особенностей развития трудного ребенка и причин  отклоняющегося поведения предполагает многоуровневое изучение его личности. Опираясь на педагогические критерии развития личности, педагогическая диагностика позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими школьниками данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптивных нарушений или их начальные проявления, обосновать требуемые условия обучения или необходимость изменения существующих, установить вид и объем педагогической помощи.

   Диагностика состоит в сборе информации из бесед с учащимся, родителями, изучении продуктов деятельности (рисунков, письменных работ), повседневных наблюдений за учащимися в ходе работы на уроке, в процессе опроса, на перемене и внеурочной деятельности.

    К методам относят: беседа, наблюдение, тестирование, обучающий эксперимент, анализ продуктов деятельности и т.д. (заполнение таблицы педагогами).

    Описание проблем и трудностей, выявленных на этапе педагогической диагностики учащихся, завершается выдвижением гипотезы о причинах школьных трудностей. С целью более глубокого  и точного определения этих причин проводится психологическая диагностика, позволяющая сочетать впечатления и мнения педагогов с заключениями, полученными школьным психологом в результате применения объективных  психодиагностических методик.

    Причины нарушений поведения и адаптации определяется на основе данных педагогической и психологической диагностики, итоговым документом становится индивидуальная психолого-педагогическая карта учащегося. Это отправная точка коррекционно-развивающей работы.

    Изучение зоны ближайшего окружения:

- семья;

- общение в школе и вне школы;

- на основе диагностических данных необходимо проводить работу с его семьей с целью оптимизации семейного воспитания, а также корректировать межличностные отношения в группе сверстников.

     Система коррекционно-развивающей работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в развитии и поведении к реальностям окружающего мира.

     В коррекционно-педагогической работе выделяются следующие компоненты:

  • Нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающими, прежде всего с учителями и сверстниками;
  • Компенсации пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших успехов;
  • Восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию;
  • Постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
  • Формирование ведущих положительных качеств;
  • Усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
  • Накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей;
  • Исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

    Существует ряд методов, приемов, определенный инструментарий.

Просмотр слайдов:

1. “трудные» дети младшего школьного возраста: гиперактивные, эмоциональные нарушения у детей (тревожные, агрессивные, эмоционально-расторможенные дети);

2. “трудные» среди подростков: с явлениями психической неустойчивостью, с явлениями аффективной возбудимости (агрессия), с аддитивным поведением, с девиантным поведением.

3. Взаимодействие между специалистами школы: школьными психологами, социальными педагогами, классными руководителями, педагогами.

4.Анализ  педагогических ситуаций для классных руководителей.

Ситуация 1.

Проверяя сочинение отъявленного двоечника, учитель не верит своим глазам: оно написано грамотно, интересно по содержанию. Налицо подлог – двоечник так написать не мог.  Как поступить?

 А) поставить объективную оценку, но впредь внимательно наблюдать за двоечником, чтобы понять, что происходит.

Б) Поскольку автора сочинения вы знаете, ставить хорошую оценку ему не допустимо – сначала надо с ним обстоятельно поговорить.

В) Такое сочинение вообще не нужно оценивать до обстоятельного разговора с автором – если он и впрямь автор.

Г) О чем же тут думать? Такому сочинению надо радоваться, и оценку за него лучше завысить, но не занижать – надо же поощрить двоечника!

Д) Прочитав такую «липу», смело ставьте двойку – не ошибетесь!

Ситуация 2.

После сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. Как вести себя в этом случае классному руководителю?

А) Промолчать, но при случае напомнить мальчику о его неучтивости и вашей возможности «вернуть долг».

Б) Немедленно вернуть и отчитать мальчика, заставив закрыть дверь за собой тихо.

В) На следующий день спокойно побеседовать с мальчиком, «пристыдив» его примером собственной выдержки и достоинства.

Г) Сделать вид, что ничего особенного не произошло.

Д) Подождать родительского собрания, чтобы высказать родителям претензии по поводу воспитания сына.

Е) Сдержаться, но при случае рассказать ребятам библейскую легенду о Хаме и происхождении слова «хамство».

Ситуация 3.

Просматривая журнал, учитель замечает, что у нескольких учащихся появились положительные оценки, поставленные явно не ее рукой.

Что предпринять?

А) Эти оценки нужно спокойно и без объяснений аннулировать.

Б) Сначала расспросить ответственного за журнал -  как он это объяснит?

В) Поговорить с «владельцами» новых оценок – как они это объяснят?

Г) Сообщить об инциденте классному руководителю и попросить его разобраться.

Д) Удалить из журнала новоявленные оценки и на месте каждой поставить по двойке, чтобы «художники» знали, что с вами шутки плохи.

Ситуация 4.

В классе подросток контактирует не с одноклассниками, а с учащимися намного старше себя.

Как быть в этой ситуации?

А) Выяснить, что сближает этого ребенка со старшими ребятами, почему он сторонится сверстников?

Б) Поговорить с другими учителями: как они объясняют эту дружбу?

В) Придумать интересное общее дело для такого ребенка и его сверстников.

Г) Такая ситуация – не проблема, и не нужно в ней «копаться»: хочет ребенок дружить со старшими - пусть дружит!

Ситуация 5.

В классе есть лидер, отрицательно влияющий на детей. Как вести себя классному руководителю?

А) Нейтрализовать влияние такого лидера можно, лишь опираясь на «положительных» лидеров, ненавязчиво акцентируя их преимущество.

Б) Лучше всего нейтрализовать такого лидера шуткой, юмором, иронией, а иногда – насмешкой.

В) Нужно открыто поговорить с ребятами об их «кумире», спокойно и доказательно его развенчать, а детей – заставить задуматься.

Г) Борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее будут вовлечены все учителя во главе с директором.

Д) Самое верное – избавиться от такого лидера, потребовав его перевода в другой класс или школу.