Программа элективного курса "Моя карьера" предпрофильный уровень 9 класс.

Николаева Татьяна Анатольевна

В программе представлена система работы,  направленная на формирование адекватного представления обучающихся 9-х классов о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики  и знания мира профессий, ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. Программа «Моя карьера» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. Психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется  у учащихся психологическая готовность к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале. В процессе работы по данной программе учащиеся заполняют «Дневник профессиональной карьеры», в котором фиксируются результаты диагностики и рекомендации по выбору профиля обучения и будущей профессии. Итогом работы учащихся является обоснование выбранного профиля и защита мини-проекта «Моя будущая профессия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_karera.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное образование город Нижневартовск

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 10.

Согласовано заместителем директора

                                                                                                по учебной работе МОСШ №10

                            _______________Л.Б. Деминой                                                                

                                                                                                     От___________________2011 г.

ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО    КУРСА

«МОЯ  КАРЬЕРА»

ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ    УРОВЕНЬ

9   КЛАСС.

Составила педагог-психолог: Т.А.Николаева

2011 – 2012 учебный год.

Содержание

Содержание   программы  …………………………………………………………..2

Паспорт  программы          ………………………………………………………......3

Пояснительная записка      …………………………………………………………..5

Цель,  задачи  программы  .………………………………………………………….7

Концептуальная основа      

……………………………..…………………………....7

Условия реализации программы

……..…………………………………………………....8

Формы и режим  занятий  ………………………………………………………......9

Содержание программы  ………………………………………………………….10

Прогнозируемый  результат   ………………………………………………………….17

Критерии  оценки    

.………………………………………………………....18

Литература

……………...…………………………………………..19

Приложения  

…………………………………………………………..20

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

Наименование  программы

Программа элективного курса по предпрофильной подготовке для обучающихся 9-х классов «Моя карьера».

Организация  исполнитель

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 10.

Адрес организации  исполнителя,  телефон,  факс

628609     Город  Нижневартовск,  

Проспект Победы, 20-В

телефон 8(3466) 244101, 243899 факс 8(3466) 244101

Ф.И.О., должность  автора

Николаева Татьяна Анатольевна, педагог – психолог  

Целевые  группы

Учащиеся 9-х классов.

Цель  программы

Формирование у учащихся готовности к осознанному выбору профиля в обучении как первой ступеньки в выборе профессии с учетом своих индивидуальных качеств личности, общих и специальных способностей, а также профессиональных предпочтений.

Направленность  программы

Профориентационная

Вид

Модифицированная

Уровень  реализации

Школьное образование

Уровень  освоения программы  

Общекультурный

Способ  освоения  содержания  образования  

Репродуктивный 

Краткое  содержание  программы

В программе представлена система работы,  направленная на формирование адекватного представления учащихся 9-х классов о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики  и знания мира профессий, ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Программа «Моя карьера» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. Психолого-педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется  у учащихся психологическая готовность к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале. В процессе работы по данной программе учащиеся заполняют «Дневник профессиональной карьеры», в котором фиксируются результаты диагностики и рекомендации по выбору профиля обучения и будущей профессии. Итогом работы учащихся является обоснование выбранного профиля и защита мини-проекта «Моя будущая профессия».

Пояснительная записка.

Актуальность программы обусловлена высокой значимостью социально-психологического сопровождения молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры. Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных  траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда.

В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации  молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.

Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Курс «Моя карьера» позволяет учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и поможет реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.

Основой, на которой строится программа, является изучение современных публикаций в области профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры и обобщение передового опыта работы.

          Опыт работы в решении вопросов жизненного и профессионального самоопределения учащихся старших классов показал, что в большинстве случаев выпускники имеют достаточно ограниченное представление о себе, мире профессий, своем профессиональном будущем, требованиям рынка труда, технологиях выбора и построения профессиональной карьеры; не владеют набором необходимых навыков анализа ситуаций, рефлексии собственного поведения, принятия решений. В связи с этим их выбор часто оказывается неосознанным, необоснованным, случайным.

Что касается выбранного профиля обучения,  в старших классах в течение первого месяца обучения происходит осознание многими старшеклассниками того, что выбор сделан неверно. Таким образом, данные проблемы формируют основное направление работы в рамках программы, а именно проба сил, получение опыта, самоанализ себя и собственных шагов в ситуации выбора индивидуального образовательного маршрута (обучение в профильном или непрофильном классе, обучение в других образовательных учреждениях или поиск работы).

Сегодня старшеклассников волнуют следующие вопросы: как выбрать «свою» профессию? Какие специальности востребованы и перспективны? Где можно получить выбранную специальность? Какие есть новые специальности и в чем их особенности? Как согласовать свой выбор с мнением родителей? Как принять верное решение?

Ответы на поставленные вопросы школьник может получить посредством отбора и анализа необходимой информации, включения в процедуры диагностики и самодиагностики интересов и познавательных способностей, участия в деловых и профориентационных играх, анализа собственного опыта проб и ошибок в ходе учебного процесса и освоения элективных курсов, опыта взаимодействия с другими людьми в разных жизненных ситуациях, опыта участия в разного рода творческих проектах и др.

Новизна программы в том, что обычно работа по сопровождению предпрофильного обучения предполагает усвоение информации. В нашем случае акцент делается на «пробу сил» и формирование у учащихся способов принятия решения, которые в ходе реализации данной программы могут формироваться и отслеживаться. Во время прохождения программы учащимися происходит отслеживание и рефлексия собственных шагов и принятие собственных решений: предполагается ведение «Дневника профессиональной карьеры», в котором протоколируются результаты самодиагностики, самостоятельно анализируется и принимается решение о выборе профиля обучения, определения собственного индивидуального образовательного маршрута, определение варианта будущей профессии. Такая система работы позволит учащимся освоить механизмы анализа себя и собственного опыта познания (в том числе через освоение базовых общеобразовательных, элективных курсов), а также способы принятия решения в контексте реальных жизненных задач по определению образовательной траектории в старшей профильной школе или другом образовательном учреждении и дальнейшего профессионального становления.

Цель программы: 

- формирование у учащихся готовности к осознанному выбору профиля в обучении как первой ступеньки в выборе профессии с учетом своих индивидуальных качеств личности, общих и специальных способностей, а также профессиональных предпочтений.

         Задачи программы:

- формирование у учащихся системы знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях;

- формирование у учащихся представлений о рынке труда и рынке образовательных услуг;

- развитие способности учащихся 9-х классов к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и будущей профессии;

- освоение учащимися технологии принятия решения в ситуации выбора образовательной траектории; формирование умения принимать решения;

- активизация личностной позиции учащихся в ситуации профессионального выбора, формирование уверенности в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.

Концептуальная основа.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социалиализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

   Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально – профессиональному самоопределению.

В настоящее время в рамках концепции профильного обучения уже разработано ряд технологий, отличающихся акцентами целевых ориентаций, особенностями содержания и методик. Так, технология С.Н.Чистяковой направлена на профессиональное самоопределение, А.А.Дробот акцентирует личностное самоопределение, Г.П.Шереметова – социальное самоопределение и саморазвитие, И.С.Якиманская опирается на опыт, Т.В.Машарова связывает самоопределение с самосознанием личности. Л.В.Байбородовой и Л.Н.Серебренниковым разработана технология предпрофильной подготовки на концептуальной основе проектного обучения.

Данная программа строится на принципах подхода  Г.В.Резапкиной, основная идея которого в том, что профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Основные задачи концепции Г.В.Резапкиной: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессий.

В рамках данного подхода решающее значение для профессионального развития личности имеет становление «Я-концепции», т.е. представлений личности о себе во взаимодействии со своим окружением, с реальными ситуациями. Профессиональная карьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, а развитие карьеры как последовательность решений субъекта. Данные посылки формируют основную стратегию работы в рамках программы, а именно – активная проба сил, получение опыта, самоанализ школьником себя и собственных шагов в ситуации самоопределения относительно будущего профиля обучения, индивидуального образовательного маршрута, возможного варианта профессиональной карьеры. Блоки программы определены с учетом необходимости и достаточности освоения школьником основных условий и факторов выбора, являющихся основой для построения образовательно-профессионального проекта. Позиция психолога – поддержка и развитие способности личности строить свое собственное профессиональное будущее, помощь школьнику в его собственных шагах по решению вопросов профессионального самоопределения.

Программа «Моя карьера» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения  и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры, и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

Условия реализации программы.

Настоящая программа предназначена для осуществления профориентационной работы с учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 35 часов в группах численностью 12-15 человек. Организация занятий возможна в режиме 1 часа в неделю. Каждая тема укладывается в один урок.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль – одна четверть.

1 блок «Что я знаю о своих возможностях» (11 часов).

2 блок «Что я знаю о профессиях» (7 часов).

3 блок «Профессиональные способности и выбор профиля» (8 часов).

4 блок «Планирование профессиональной карьеры» (9 часов).

Формы и режим занятий.

В программе использованы различные типы уроков (занятий). В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и  ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала. Заключительные занятия направлены на моделирование учащимися индивидуального маршрута в предпрофильной подготовки.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, «Дневник профессиональной карьеры».

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в  «Дневник профессиональной карьеры» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением и защитой мини-проекта «Моя будущая профессия» и выставлением зачетных оценок.

Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.

Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.

Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.

Педагог-психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старшеклассников. Как психолог — профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.

Содержание программы.

I БЛОК. Что я знаю о своих возможностях.

I.I Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;
  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
  • перечислять основные разделы программы курса;
  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

I.II Что я знаю о своих возможностях.

Самооценка. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Потребности, их виды. Чувства и эмоции. Стресс и тревожность. Память. Внимание. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • особенности своей личности;
  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
  • определение понятий «чувства» и «эмоции»;
  • определение понятий «стресс» и «тревожность»;
  • определения понятий «память», «внимание»;
  • виды памяти и внимания;
  • качества внимания;
  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
  • виды мышления;
  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
  • основные операции мышления;
  • основные качества мышления;
  • особенности интеллектуальной сферы;
  • типы интеллекта.

        Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;
  • определять свой тип нервной системы;
  • выявлять свой ведущий тип темперамента;
  • определять наиболее типичные черты своего характера;
  • исследовать формы проявления характера;
  • выявлять уровень самооценки;
  • называть отличительные признаки видов мотивации;
  • называть основные процессы памяти;
  • перечислять основные виды памяти;
  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;
  • определять особенности своей памяти;
  • перечислять основные приемы и методы запоминания;
  • перечислять основные качества и виды внимания;
  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
  • определять особенности своего внимания;
  • перечислять типы мышления;
  • определять свой преобладающий тип мышления;
  • называть формы логического мышления и определять их сущность;
  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
  • определять тип своего интеллекта;

II БЛОК Что я знаю о профессиях.

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
  •  определение понятия «способности»;
  • основные виды способностей

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • выявлять тип своей будущей профессии;
  • определять свои профессиональные предпочтения;
  • выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

III. «Профессиональные способности и выбор профиля».

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Профессии гуманитарного профиля. Профессии физико-математического профиля. Профессии правового профиля. Профессии естественно - научного профиля.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»,
  • виды профпригодности;
  • профессии, относящиеся к гуманитарному профилю;
  • профессии, относящиеся к правовому профилю;
  • профессии, относящиеся к физико-математическому профилю;
  • профессии, относящиеся к естественно-научному профилю.

        Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

IV. Планирование профессиональной карьеры.

Мотивы и потребности. Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать. 

  • компоненты и субъекты рынка труда;
  • «мотив», «мотивация»;
  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры»
  • навыки самопрезентации;
  • пути получения профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
  • называть мотивационные факторы выбора профессии;
  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

       Обобщение

Защита мини-проекта «Моя будущая профессия». Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • составить ЛПП в конце изучения курса «Моя карьера».

Тематическое  планирование  элективного курса «Моя карьера».

№ п./п.

Тема

Кол-во часов

Методические приемы

I БЛОК. Что я знаю о своих возможностях.

1

Введение.

1

Беседа "Что я знаю о себе".  Упр. "Оригинальное знакомство", "Кто Я?"

2

Самооценка и уровень притязаний.

1

Беседа. Упр."Найди сходство"Упр. "Представление".

3

Темперамент и выбор профессии.

2

Опросник Айзенка. Беседа: "Типы темперамента и профессии".

4

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

Тест эмоций (Басса-Дарки).Упр."Угадай эмоцию","Назови эмоцию".

5

Стресс и тревожность.

1

Методика определения уровня тревожности. Тест "Оценка школьных ситуаций". Упр. "Паутинка".

6

Определение типа мышления.

1

Упр. "По горячим следам". Методика определения типа мышления.

7

Внимание и память.

1

Упр. "Двойной счет", "Кто быстрее". Игра "Муха".

8

Уровень внутренней свободы.

1

Методика "Определение уровня внутренней свободы". Игра "Перевоплощение".

9

Обобщающий урок.

1

Заполнение таблицы "Мой психологический портрет". Психологический кроссворд .

II БЛОК Что я знаю о профессиях.

10

Классификация профессий. Признаки профессий.

1

Рассказ о классификации профессий. Игра "Молекула". Упр. "Назови профессию", "Пирамида Климова".

11

Определение типа будущей профессии.

1

Игра "Аукцион". Методика определения типа будущей профессии.

12

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

1

Беседа.                    Упр. "Найди профессии", "Формула профессии".

13

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Беседа. Методика "Профиль". Упр. "Круг чтения".

14

Определение профессионального типа личности.

1

Методика "Определение профессионального типа личности". Игра "Имитация".

15

Профессионально важные качества.

1

Беседа.                  Игра "Молчание - знак согласия".

16

Профессия и здоровье.

1

Беседа.                  Упр. "Медицинские ограничения проф. Пригодности". Методика "Мое здоровье".

17

Обобщающий урок.

1

Заполнение таблицы "Моя будущая профессия". Психологический кроссворд.

III. «Профессиональные способности и выбор профиля».

18

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1

Беседа. Упр. "Определение технических способностей".

19

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

2

Беседа. Тест умственного развития.

20

Способности к профессиям гуманитарного профиля.

1

Беседа. Упр.."Поведение в конфликте". Тест Томаса. Ролевая игра "Конфликт".

21

Способности к профессиям правового профиля.

1

Упр. "Атрибуты". Тест "Интеллектуальная лабильность". Игра "Клавиатура".

22

Способности к физико-математического профиля.

1

Упр. "Я - руководитель", "Круг чтения". Игра "Акулы и дельфины".

23

Способности к профессиям естественно-научному профилю.

1

Беседа.  Упр. "Мыслитель или художник", "Ведущее полушарие".

24

Уровни профессиональной пригодности.

1

Беседа. Упр. "По горячим следам".

25

Обобщающий урок.

1

Заполнение таблицы "Мои способности". Психологический кроссворд.

IV. Планирование профессиональной карьеры.

26

Мотивы и потребности.

1

Беседа. Упр. "Преодоление", "Определение мотивации".

27

Ошибки в выборе профессии.

1

Беседа. Игра "Оптимисты, скептики", "Круг чтения".

28

Современный рынок труда.

1

Беседа. Упр. "Я бы в хакеры пошел", "Мышеловки".

29

Пути получения профессии.

1

Упр. "Матрица профессионального выбора".

30

Навыки самопрезентации.

1

Беседа. Игра "Личное пространство", "Работа над ошибками.

31

Стратегия выбора профессии.

1

Беседа. Упр. "Машина времени".

32

Обобщающий урок.

1

Упр. "За" и "Против".

33

Защита мини-проекта "Моя будущая профессия".

2

Демонстрация творческих работ.

Прогнозируемые результаты.

По завершении курса учащиеся смогут наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Разберутся в собственных интересах, способностях и склонностях, получат представление о будущей профессии, о требованиях которые она предъявляет. Определятся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и выберут элективные курсы, предлагаемые школой с учетом своих индивидуальных особенностей.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • анкетирование учащихся (см. Контрольные вопросы к курсу «Моя карьера»);
  • контрольные вопросы по окончанию темы урока;
  • обоснование индивидуального образовательного маршрута (выбор профиля);
  • защита мини-проекта «Моя будущая профессия».

Критерии  оценки.

По завершению курса выставляется «зачёт» или «не зачет», оценка в баллах в данном случае не имеет смысла, так как многие из обсуждаемых вопросов очень индивидуальны. Требованием для выставления «зачёта» является разработанный учащимся на заключительном занятии индивидуальный образовательный маршрут в рамках предпрофильной подготовки и защита мини-проекта «Моя будущая профессия». В том случае, если у учащегося возникнут трудности, он приглашается на индивидуальную консультацию, в ходе которой педагог-психолог поможет составить ему этот маршрут (опираясь на индивидуальный «банк данных» «Дневник профессиональной карьеры» – диагностику, собранную в ходе проведения курса). 

Список литературы:

  1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.
  2. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007г.
  3. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М, 1984 г.
  4. Кон И.С. «В поисках себя» М, 1990 г.
  5. Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.
  6. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально –    творческого саморазвития учащихся.
  7. Мелибруда М. «Я-Ты-Мы» М., 1986 г
  8.  «Методические рекомендации по проведению профориентационной работы»\Сост. И.В. Кузнецова – Ярославль, 1986 г.
  9. Орлов Ю.А. «Самопознание и самовоспитание характера», М., 1987 г.
  10. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М., 1998 г.
  11.  «Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа» Сост. Бендюков М.А. Александрова О.Е.
  12. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из 4 методических пособий». М.-Воронеж, 1997.
  13. Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. «Твоя профессиональная карьера». М. «Просвещение» 2006г.
  14. Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.
  15. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.

П Р И Л О Ж Е Н И Е.

Контрольные вопросы к элективному курсу

«Моя карьера».

1.Знаешь ли ты, с учетом каких фактов нужно выбирать профессию?

(отметь нужный вариант)

  1. да.
  2. нет.
  3. затрудняюсь ответить.

Если знаешь, перечисли эти факторы ______________________________________

2. Знаешь ли ты, какие основные ошибки могут быть при выборе профессии?

  1. да.
  2. нет.
  3. затрудняюсь ответить.

Если знаешь, перечисли эти ошибки______________________________________

3.Знаешь ли ты, какие существуют правила выбора профессии?

  1. да.
  2. нет.
  3. затрудняюсь ответить.

Если знаешь, перечисли эти правила______________________________________

4.В сегодняшней ситуации про себя я могу сказать:

1. Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать и обосновать свой выбор.

2. Да, я могу принять решение о том, какой профиль обучения выбрать, но обосновать свой выбор не могу

3. Я могу принять решение такое решение только при чьей-либо поддержке (специалиста, классного руководителя, родителей и т.д.).

4. Мне достаточно сложно принять такое решение и тем более обосновать его.

5. Не знаю, что сказать.

6. Другой вариант________________________________________________________

5.Выбирая профессию и профиль обучения, задумываешься ли ты, насколько важна для тебя эта профессия?

  1. Да, я думаю об этом.
  2. Лишь тогда, когда заходит об этом разговор.
  3. Нет, никогда об этом не задумывался.
  4. Другой вариант_______________________________________________________

6.В ситуации выбора профессии (профиля обучения) я чувствую себя

  1. Уверенно.
  2. Недостаточно уверенно.
  3. Неуверенно.
  4. Затрудняюсь ответить.
  5. Другой вариант_______________________________________________________

7.Знаешь ли ты, какие профессии востребованы сегодня на рынке труда?

  1. Да, знаю.
  2. Знаю, но очень мало.
  3. Практически ничего не знаю.
  4. Другой вариант_______________________________________________________

8.Можешь ли в данный момент сказать, что для тебя особенно важно в жизни?

  1. Да, могу.
  2. Нет, не могу.
  3. Затрудняюсь ответить.
  4. Другой вариант_______________________________________________________

9.Как ты считаешь, влияют ли жизненные ценности (семья, карьера, здоровье, обучение, социальное признание, работа, материальное благополучие, внутренний покой) на выбор профессии (профиля обучения)?

  1. Считаю, что сильно влияют.
  2. Считаю, что влияют незначительно.
  3. Считаю, что не влияют.
  4. Не знаю.
  5. Другой вариант_______________________________________________________

10.Задумываешься ли ты, о своих жизненных целях, о том, чего ты хочешь добиться в жизни?

  1. да.
  2. нет.
  3. затрудняюсь ответить.

11. Задумываешься ли ты, о своих жизненных целях, о том, чего ты хочешь добиться в профессии?

  1. да.
  2. нет.
  3. затрудняюсь ответить.

12.Перечисли, пожалуйста, шаги (действия), которые надо сделать, чтобы принять решения о профиле обучения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Умеешь ли ты справляться со своим волнением?

  1. да.
  2. нет.
  3. только иногда.
  4. затрудняюсь ответить.

14. Можешь ли ты составить свой маршрут получения образования?

  1. да.
  2. нет.
  3. затрудняюсь ответить.

 15.Знаешь ли ты, что такое портфолио?

  1. Да, знаю.
  2. Знаю лишь в общих чертах.
  3. Мало что знаю.
  4. Не знаю.

16. Можешь ли ты сейчас определить, к какому типу относится интересующая тебя профессия?

  1. работа с людьми.
  2. работа с техникой.
  3. работа со знаками, символами, языками.
  4. работа с живой природой.
  5. работа с искусством, творчеством.
  6. затрудняюсь ответить

17.Что ты знаешь о предполагаемой профессии?

  1. Условия работы.
  2. Требования данной профессии к человеку.
  3. Требования к уровню образования.
  4. Уровень оплаты труда.
  5. Виды работ, выполняемые специалистом на данном рабочем месте.
  6. Практически ничего не знаю.
  7. Затрудняюсь ответить.
  8. Другой вариант_______________________________________________________

18.Задумываешься ли ты, к овладению какой профессией у тебя есть способности?

  1. Да, я думаю об этом.
  2. Лишь тогда, когда об этом заходит разговор.
  3. Нет, никогда не задумывался об этом.
  4. Затрудняюсь ответить.

19.Как ты считаешь, насколько твои качества, способности соответствуют предлагаемой профессии?

  1. Полностью соответствуют.
  2. Скорее соответствуют.
  3. Скорее не соответствуют.
  4. Полностью не соответствуют.
  5. Не знаю.
  6. Другой вариант_______________________________________________________

20.Какими источниками информации о профессиях ты пользуешься?

  1. Справочники, энциклопедии, буклеты.
  2. Периодические издания: газеты, журналы.
  3. Интернет.
  4. Профессиограммы.
  5. Беседы со специалистами, работающими по той или иной профессии.
  6. Беседы с родителями, другими родственниками.
  7. Консультации психолога, профконсультанта.
  8. Беседы с друзьями, знакомыми, сверстниками.
  9. Беседы с учителями.
  10. Не знаю.
  11. Другой вариант_______________________________________________________

21. Задумываешься ли ты о том, что уже знаешь и умеешь?

  1. да.
  2. нет.
  3. затрудняюсь ответить.

22. Как тебе может помочь твой жизненный опыт при получении образовании?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за ответы!