Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО.

Николаева Татьяна Анатольевна

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Поэтому и возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете:  «Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО».

Педагог-психолог Т.А.Николаева                                                       09.10.14г.

1.Актуальность программы.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Поэтому и возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Наша школа 4 года работала по внедрению ФГОС на начальном этапе обучения. В начале работы  была создана Модель выпускника начальной школы. Работа всей школы была направлена на формирование личности обучающихся, в соответствии  с теми ключевыми моментами, которые отражены в Модели выпускника.

Также создана Модель выпускника основной школы. В этой модели учтены основные возрастные новообразования обучающихся основной школы.

Для реализации данной модели была создана программа психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС ООО основной школы.

2. Цель и задачи программы.

Цель - Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения в условиях введения ФГОС ООО.

Задачи:

  •  систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
  • формировать у обучающихся основной школы способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению, в т.ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
  • создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности;
  • создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи учащимся и семьям «группы риска»;
  • способствовать  повышению уровня психологической культуры педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ООО.

3. Этапы внедрения  системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.

2013 - 2019 г.г.

I этап (2013 - 14 уч.год):

- изучение и анализ модели сопровождения;

- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;

- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;

- материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение).

II этап (2014 - 15 уч.год):

–адаптация детей к обучению в 5 кл., обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД;

– психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации;

- создание и внедрение мониторинга психологического статуса пятиклассника;

III этап (2015-2018 г.г.)

-контроль динамики результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий;

-коррекционная и развивающая работа с обучающимися, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

IV этап (2018-2019 уч. год)

итоговый мониторинг результатов сформированности УУД и освоения обучающимися основной образовательной программы;

- анализ результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО,

- определение перспектив  психолого-педагогической работы по сопровождению ФГОС старшей школы.

4. Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.

  1. Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в основной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы.
  2. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в МБОУ СОШ №10.
  3. Наличие системы  оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.
  4. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся.
  5. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД.
  6. Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему саморазвитию личностного, физического, интеллектуального потенциала. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий.
  7. Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
  8. Психологизация учебно-воспитательного процесса в свете требований ФГОС ООО.

Ожидаемые результаты отражены в Модели выпускника основной школы.

5.Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС ООО.

1. Профилактическое направление.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

  1. Диагностическое направление.

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

        Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

  1. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).

        Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

  1. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

  1. Коррекционное направление.

 Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6.Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

7.Профориентационное направление.

        Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

6.Этап перехода обучающихся на новую ступень образования        (5 класс).

 

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.     

        Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.

Работа с обучающимися

- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие  формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой  и организация индивидуальной  или групповой коррекционно-развивающей работы.

- Проведение занятий  с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.

-   Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).

  1. Работа с педагогами и другими работниками школы.

- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.

- Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно—воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).

- Проведение семинаров, практических занятий, лекций

  1. Работа с родителями.

- Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.

- Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической  деятельности.

- Проведение бесед,  лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности.

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Диагностический

минимум по адаптации

Углубленная

диагностика

Коррекционно-развивающая работа по адаптации

В рамках данного этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с особыми образовательными потребностями (ООП) (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы консилиума), обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил.

В рамках сопровождения ФГОС ООО  планируется  работа по внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов (психологический час) по программе «Жизненные навыки».

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов  деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 6-8 классов

Работа по сопровождению 6 - 8-хклассов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе

Углубленная

диагностика УУД совместно с педагогами

Коррекционно -развивающая работа по формированию УУД

Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности

УУД учащихся 9-х классов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута

Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута  

Диагностика сформированности УУД, соответствующих требованиям ФГОС ООО

Консилиум по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута (профиля обучения)

В конце года с обучающимися 5-х классов проводится диагностика уровня сформированности  УУД, результаты которой вносятся в Индивидуальный маршрут обучения.

Таким образом, продолжаем создавать банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.

Схема психолого-педагогического мониторинга представлена на слайде.

              Свою работу мы начали с анализа результатов диагностических мероприятий, проведенных в конце 4-го класса. Выходная диагностика была выполнена в рамках разработки и обоснования показателей и критериев оценки личностных результатов по направлениям:

Результаты уровня сформированности УУД оформляются в Индивидуальный образовательный маршрут.

На следующих слайдах представлены уровень сформированности УУД выпускников начальной школы и общий показатель сформированности УУД выпускников начальной школы.