Система работы педагога-психолога в ДОУ по социально-эмоциональному развитию дошкольников

Забелина Ольга Александровна

В статье описан опыт развивающей работы педагога психолога по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенных эмоций, - отмечал отечественный физиолог П.К. Анохин, - как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина». (Анохин П.К. Предисловие. – В кн.: Гельгорн Ж., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966)

Приоритетным направлением своей работы я выбрала социально-эмоциональное развитие дошкольников, т.к. особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями, навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Поэтому и назрела необходимость составления и реализации рабочей программы по социально-эмоциональному развитию «Я в мире людей».

Данная система работы была создана на основе изучения и анализа практического материала и рекомендаций следующих авторов: О.Л.Князевой, О.В. Хухлаевой,М.И. Чистяковой, С.И.Семенаки, Н.Ю.Куражевой.

Основной целью работы является овладение детьми навыками социального поведения и общения.

Программа состоит из трех основных разделов: «Я познаю себя», «Эмоции и чувства», «Я и другие люди».

Первый раздел – «Я познаю себя» - предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим. Чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что его возможности совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня.

Темы первого раздела предлагают оказание каждому ребенку необходимой помощи для преодоления его неуверенности, поддержку его положительной самооценки. Все это поможет ребенку лучше понять других людей и самого себя.

Второй раздел – «Эмоции и чувства» - знакомит детей с эмоциями и чувствами, а также учит адекватно проживать определенные эмоциональные состояния. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок будет «создавать свой собственный» эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают, объяснять, что они обозначают.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. Поэтому задачами раздела также является научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.

Третий раздел – «Я и другие люди» - полагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций или пользоваться способами и приемами их самостоятельного положительного разрешения.

Система работы рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Образовательная деятельность проходит один раз в неделю и строится в интересной, занимательной форме.

Возраст

Количество детей в группе

Продолжительность

Количество часов

4-5 лет

8-10 человек

20 минут

23

5-6 лет

8-10 человек

25-30 минут

23

Работу по социально-эмоциональному развитию   рекомендуется начинать в ноябре, после завершения периода адаптации детей в группах и анализа результатов диагностики эмоциональной сферы. Образовательная деятельность имеют определенную структуру.

  • Часть 1.Вводная.
  • Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные формы работы – упражнения-приветствия, игры с именами.
  • Часть 2. Основная, которая направлена на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной и познавательной сфер ребенка. Она включает этюды, упражнения, игры.
  • Часть 3. Завершающая.

Основной целью является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от совместной деятельности. Предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной практической работы, например, создание общего рисунка, коллажа, постройки.

Во время общения дети сидят в кругу на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

В качестве основных методов и приемов я использую:

  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры;
  • коммуникативные игры:
  • игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства
  • игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения,  обучающие умению сотрудничать;
  • игры и задания, направленные на развитие воображения, произвольности;
  • задания с использованием терапевтических метафор;
  • эмоционально-символические методы:
  • групповое обсуждение различных чувств;
  • направленное рисование;
  • релаксационные методы;
  • чтение и обсуждение художественных произведение;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

Сделать деятельность более эффективной и содержательной мне помогает использование средств наглядности и ИКТ:

  • раздаточный материал;
  • карточки-пиктограммы;
  • предметные игрушки;
  • театральные куклы;
  • аудиозаписи;
  • атрибуты для игр, инсценировок;
  • презентации на основе мультимедийного оборудования.

Эффективность данной работы подтверждают результаты диагностических исследований эмоциональной сферы дошкольников, которые проводятся два раза в год (в сентябре, мае).

Я использую следующие методики: проективную методику «Рисунок семьи», тест тревожности авторов Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен, методику «Лесенка» Дембо-Рубинштейна (в модификации), графическую методику «Кактус», наблюдения за эмоциональным состоянием, анкетирование родителей и воспитателей.

Психологическое просвещение родителей осуществляется на родительских собраниях, заседаниях «Родительской школы», через организацию  информационных блоков в группах по актуальным вопросам, стендовых докладов, содержащих рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей, организацию библиотеки для педагогов и родителей.

С педагогами происходит обсуждение актуальных вопросов как в   индивидуальных беседах, также на семинарах и педсоветах.

Критерием эффективности проводимой работы с детьми  служит:

  • повышение у детей уверенности в себе;
  • формирование адекватной самооценки;
  • преобладание положительных эмоций (изменение характера детских рисунков: преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
  • способность сдерживать нежелательные эмоции и применять приемлемые способы их проявления (не причиняя вред другим);
  • формирование навыков общения и взаимодействия.

Литература

  1. Данилина Г.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» - М.: Айрис-пресс, 2004 г.
  2. Ковалец Ю.И. «Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере» - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003 г.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие - М.: Генезис, 1999 г.
  4. Куражева Н.Ю., Бараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик» - СПб.: Речь, 2004 г.
  5. «Психологическая служба в дошкольном учреждении» /Авторы составители: Н.П.Смелянская, Е.И.Кравцова. - Луганск: Янтарь,2003 г.
  6. Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе». Коррекционно-развивающие занятия. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: АРКТИ, 2005
  7. Семенаки С.И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет». 4-е изд., исп. и доп. - М.: АРКТИ, 2005 г.
  8. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» - М.: Генезис, 2005 г.
  9. Чистякова М.И. «Психогимнастика». - М.: Просвещение, 1995 г.
  10. «Я-ты-мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /сост. О.О.Князева - М.: Мозаика-синтез, 2003 г.