Системный подход в организации адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад

Забелина Ольга Александровна

В статье изложена система работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса  в период поступления ребенка в детский сад

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД

Адаптация детей к условиям детского сада является предметом внимания широкого круга специалистов: врачей, педагогов, психологов. Понятие адаптации многоаспектно. Н.М. Аксарина характеризует адаптацию как установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. Нарушение этих отношений снижает приспособительные возможности организма ребенка и ведет к деформации функций тех или иных органов.

Резкое и значительное изменение в жизни ребенка приводит к серьезным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. Переход из семьи в детское учреждение для многих малышей означает резкое нарушение привычек, ломку сложившего стереотипа.

Различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения  к воспитателям и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Основными  факторами, влияющими на длительность процесса адаптации,  являются:

  1. Физическое состояние ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают значительно большие трудности в яслях.
  2. Возраст, в котором ребенок поступает в детский сад. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близкими и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.
  3. Степень сформированности у ребенка навыков общения с окружающими и предметной деятельности. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.  
  4. Отношение ребенка к ровесникам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
  5. Отсутствие необходимых для современной семьи знаний: медицинских, педагогических, психологических, юридических.
  6. Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.

Все это  позволяет сделать вывод,  что организованная деятельность по адаптации  детей  раннего возраста должна представлять целостную систему, включающую всех участников образовательного процесса: педагогов, педагога-психолога, родителей, детей.

Вот поэтому и назрела необходимость организации системы работы по адаптации детей к дошкольному учреждению.

Целью данной работы является создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

  •  помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
  • формировать у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
  • оказать квалифицированную консультативную  и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ;
  • выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
  • обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями  и проведения индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в адаптационный период.

Лучшим периодом года для поступления в детский сад считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов, введение в образовательную деятельность только начинается, роста простудной заболеваемости еще нет.

Данная система работы рассчитана  на три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь и включает:

  1. работу с детьми:

а) алгоритм постепенного вхождения в ребенка в детский сад;

б) планирование организованной деятельности в период адаптации;

  1. работу с родителями;
  2. работу с воспитателями.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Основные принципы работы по адаптации детей:

1.Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.

2. Предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями.

3. Постепенное наполнение групп (прием 2–5  детей в неделю).

4. Постепенное вхождение ребенка в детский сад и его неполное пребывание в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).

5. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

6. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

7. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад

Для малыша менее болезненное расставание с мамой – это постепенная разлука. Поэтому необходима система поэтапного привыкания ребенка к условиям детского сада.

Этапы:

  1. Приход ребенка вместе с родителями на время прогулки.
  2. Посещение вместе с мамой групповой комнаты в вечернее время.  Экскурсия по группе.
  3. Пребывание ребенка в группе в первые три дня по два-три часа.
  4. Ребенок остается на прогулку (до 11.00) – 2-3дня.
  5. Ребенок остается на обед (до 12.00) – 2-3дня.
  6. Ребенок остается на сон (до 15.00) – 2-3 дня.
  7. Ребенок остается на целый день, но рекомендуют забрать его немного раньше.

Иногда при выраженных нарушениях эмоционального состояния целесообразно сделать ребенку выходной в середине недели.

Последовательность в реализации всех этапов, шаг за шагом, минутка разлуки плюс еще одна и так далее – залог успешного вхождения малыша в детский сад.

Планирование организованной деятельности воспитателя с детьми

В первое время пребывание малыша в детском саду осложняется поведенческими реакциями, нарушается сон, питание, коммуникативность, что, в конечном счете, сказывается на его состоянии здоровья. Поэтому в период адаптации важно проведение закаливающих процедур с детьми (мытье рук прохладной водой, закаливание воздухом).

При организации закаливающих процедур  учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка и пожелания родителей. Закаливание помогает снизить уровень инфекционно-воспалительных заболеваний, нормализует поведенческие реакции детей.

Работу с детьми в адаптационный период необходимо планировать по следующим направлениям:

  1. игровое взаимодействие;
  2. конструирование;
  3. двигательная активность;
  4. эмоциональная отзывчивость.

В адаптационный период отдается предпочтение индивидуальным и фронтальным  формам работы.

Игровое взаимодействие включает:

  1. сюжетные игровые действия;
  2. игры с водой и песком;
  3. пальчиковые игры;
  4. игры-забавы.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

В конструировании отражается деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкциями, а также конструирование из мягких модулей.

Планируя раздел «двигательная активность» подбираются:

  1. игровые упражнения;
  2. подвижные игры;
  3. музыкальные игры.

В раздел «эмоциональная отзывчивость» можно включать:

  1. чтение потешек и стихов;
  2. рассказывание сказок;
  3. пение песенок;
  4. слушание музыки;
  5. рассматривание игрушек, книжек, картинок;
  6. наблюдение за объектом;
  7. рисование картинок для детей.

Если минуты расставания мамы с ребенком будут в виде целенаправленной организованной деятельности,  то малышу некогда будет вспоминать о том, где сейчас находится мама.

Весь период психолог осуществляет наблюдение за адаптацией к среде, составляет схемы индивидуальной психологической помощи.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятие, тема

Сроки

Ответственный

1.

Индивидуальная беседа, сбор первичных сведений, заключение родительских договоров.

Февраль-март

Заведующий

2.

Собрание  для родителей будущих воспитанников на тему «Как подготовить ребенка к детскому саду»

Март

Заведующий, врач, педагог-психолог.

3.

День открытых дверей. Общее родительское собрание на тему «Добро пожаловать в детский сад!». Знакомство с воспитателями. Анкетирование  «Ваши пожелания и ожидания».

Июнь

Заведующий, воспитатели.

4.

Конференция для родителей на тему «Особенности прохождения адаптационного периода. Физическое и психическое развитие детей 2-3лет». Просмотр видеофильма «Первые дни ребенка в социуме».

Сентябрь

Старший воспитатель, педагог-психолог

5.

Консультация для родителей «Закаливание – одно из средств профилактики простудных заболеваний. Основные формы закаливания».

Октябрь

Медработник, воспитатели.

6.

Игровой тренинг «Игры и игрушки детей раннего возраста».

Ноябрь

Старший воспитатель, воспитатели.

7.

Индивидуальные консультации

В течение всего периода

Медработники, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели

8.

Оформление стендов, альбомов, коллажей.

В течение всего периода

Воспитатели

9.

Организация библиотеки семейного чтения.

В течение всего периода

Старший воспитатель, педагог-психолог.

10.

Ознакомление с информационными материалами детского сада на сайте.

В течение всего периода

Заведующий, старший воспитатель.

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Мероприятие, тема

Сроки

Ответственный

1.

Консультация для педагогов на тему «Первые дни ребенка в детском саду». Особенности адаптации. Игровая деятельность в адаптационный период.

Май

Старший воспитатель, педагог-психолог

2.

Круглый стол на тему «Маленькие хитрости на каждый день.  Или что делать в трудных ситуациях?»

Сентябрь

Педагог-психолог

3.

Совещание  на тему «Итоги адаптационного периода».

Декабрь

Заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели

4.

Индивидуальные консультации

В течение  всего периода

Заведующий, врач, старший воспитатель, педагог-психолог.

5.

Организация библиотеки для воспитателей

В течение  всего периода

Старший воспитатель, педагог-психолог.

Критериями оценки эффективности системы работы служат следующие показатели:

  • диагностика уровня адаптированности детей раннего возраста к д/с;
  • анкетирование родителей по степени осведомленности об особенностях адаптационного периода;
  • отзывы родителей по организации адаптационного периода.

Ожидаемые результаты:

  1. легкая степень адаптации  детей раннего возраста  в группе;
  2. уменьшение количества заболеваний детей в адаптационный период;
  3. повышение эффективности взаимодействия ДОУ с родителями;
  4. оптимизация взаимодействия  родителей и детей;
  5. активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/И.В.Лапина, – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ/ Е.О.Севостьянова. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
  3. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/Сост. М.А.Аралова. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  4. Образовательная система «Школа 2100».  «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2-3 года). Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Проект) / Под науч. ред. О.В.Чиндиловой. –М.: Баласс, 2012.
  5. Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.