Собрание для родителей детей 2-3 летнего возраста «В детский сад с радостью!»

Забелина Ольга Александровна

В данной статье описано собрание для родителей детей 2-3 летнего возраста по вопросам адаптации к условиям детского сада "В детский сад с радостью!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собрание для родителей детей 2-3 летнего возраста

«Адаптация детей к условиям детского сада»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

I Приветствие. Игра «Будем знакомы».

На экране слайды с фотографиями детей в разные режимные моменты.        

     - Дорогие родители, бабушки и дедушки.

Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, мы понимаем, без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание детей и создание для них уюта и радости в детском саду – невозможная задача.  

Но в начале давайте познакомимся (звучит припев песни «Улыбка»). Пусть музыка известной песни « Улыбка» раскрепостит нас, заставит улыбнуться

  II Наука Психология.

  В самом начале мне хочется сказать, что  наука -детская психология занимается изучением закономерностей развития детей.

  Основные функции психолога в д/с – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической помощи детям, педагогам и родителям.

III Вопросы адаптации.

 Сегодня  я хотела бы немного осветить  вопросы  адаптации детей к детскому саду, поговорить об особенностях физического и психического развитии детей 2-3 лет.

   Когда малыш отделяется   от семьи и идет в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, характер общения ( отсутствие близких и постоянный контакт со сверстниками) и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

   Возраст от 1 до 2,5-3 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит в некоторых случаях достаточно болезненно.

Адаптация – от латинского слова «приспосабливаться» - это сложный процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом .

  Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным изменениям( адаптивность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативным(стресс).

 Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Длительность периода адаптации зависит от многих факторов:

  • От способностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка  
  • От состояния здоровья;
  • От резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении;
  • От разницы в методах воспитания.

   Практика показывает, что существует три степени тяжести адаптационного периода ( легкая, средней тяжести, тяжелая) :

1. Легкая адаптация. Ребенок  активен, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.

Сдвиги в  поведении нормализуются в течение 1 недели. Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон - восстанавливается в течение 2 недель.

Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

Адаптация проходит в течение 20 дней.

2. Адаптация средней  тяжести:

(затягивается на 30-40 дней .)В течении всего периода настроение  может быть вялое, плаксивое, неустойчивое. Для детей характерна пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность и беспокойность сна. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. (Слезы при расставании).

Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений.

Вес не изменился или несколько снизился.

 3.Тяжелая адаптация характеризуется , во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений

 (Ребенок болеет, теряет  в весе, Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями, появляются патологические привычки: обгрызание  ногтей, сосание пальца. Может возникнуть энурез.

Длительный отказ от еды, аппетит снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней

4. Сверхтяжелая адаптация:  длится от 6 месяцев до 1 лет. Ребенок апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду.

Как бы мы не готовили ребенка к саду, он все равно в первое время находится  в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, температуры. Вам надо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об "адаптационных свечах". Такие "свечи" лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.

Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Может вздрагивать во сне, становится беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет.

   В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Причины тяжелой адаптации:

-отсутствие в семье режима совпадающего с режимом в ДОУ;

-наличие у ребенка своеобразных привычек;

-неумение занять себя игрушкой;

-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми;

-негативное эмоциональное состояние родителей к детскому саду, его сотрудникам;

-попустительское отношение к особенностям развития ребенка или  завышенные требования.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики.А вот флегматикам и меланхоликам сложнее. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни в детском саду: не могут быстро одеться, поесть, собраться на прогулку. Их часто подстегивают(не только в садике, но и дома), не давая возможности побыть самим собой.

  Рекомендации «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад»: 
Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

По возможности приводить малыша должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

Разработайте несложную систему прощальных знаков и ежедневно её повторяйте (воздушный поцелуй, прощание двух мизинцев) при этом важно уходить не задерживаясь, так малышу будет проще отпускать вас. Если вы не будете бояться разлуки с малышом, то и он легче будет её переносить.

Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.
Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. Не обманывайте ребенка, забирайте вовремя, как пообещали.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье
Не увеличивайте, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр.  Намного сократить просмотр телевизионных передач.
Как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
Отправляйте  в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

Выполняйте  закаливающие мероприятия

Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
Создавайте  в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Будьте терпимее к его капризам.

«Не пугайте», не наказывайте детским садом.

Уделяйте ребенку больше времени, играйте вместе, каждый день читайте книгу.

Не скупитесь на похвалу

Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми словами.

Радуйтесь минутам общения со своим ребенком!

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз  в день: четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому. Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие не только в адаптационный период, но и нормального психического развития детей.

IVОсобенности физического и психического развития детей 2-3 летнего возраста.

                     Каковы же особенности данного возраста?

Особенности физического развития

  • более выносливый, так как совершенствуется деятельность всех его органов;
  • вырастает на 7-8 см, вес увеличивается на 2 кг;
  • изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета;
  • совершенствуется ходьба: ребенок может изменить по сигналу направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага;  
  • может кататься на трехколесном велосипеде;
  • может подпрыгивать на двух ногах, уверенно лазать, бросать мяч, держа его двумя руками;
  • совершенствуется мелкая моторика: может самостоятельно раздеться, одеться и развязать ботинки.

Особенности психического развития:

Совершенствуется развитие центральной нервной системы, заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга.

Бодрствует 6-6,5 часов;

Становится более терпеливым;

Умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям;

Плохо реагирует на запреты, трудно переключится с одного вида деятельности на другой;

Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления;

Происходит развитие основных психических процессов.

 Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, в свойствах предметов ( цвет, форма, величина), в числовых и пространственных представлениях( много-мало, далеко –близко).Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать:

—   5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

—   8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

У ребенка развивается память- может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх действия взрослых, по частям узнает предмет.

Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом15-20 минут.

Под влиянием восприятия продолжает развиваться мышление. На третьем году оно из наглядно-действенного становится наглядно-образным. У ребенка начинают появляться представления о причинно-следственных связях( стул упал, потому что у него нет одной ножки). Развивается способность к обобщениям, формируются представления о явлениях природы, труде взрослых, общественной жизни, о назначении предметов. Ребенок понимает рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.

 Речь занимает ведущую роль в развитии детей этого возраста. На третьем году расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам – 200-300 слов, к трем годам – 1200-1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы: «зачем?», «почему?» «когда?» К трем годам ребенок способен делать умозаключения, сравнения, способен на обобщения: «Кто летает? – Муха, самолет».В этом возрасте ребенок учится пользоваться речью. Она возникает из потребности ребенка общаться с окружающим миром_ это средство социального общения.

  • Игровая деятельность становится все разнообразнее.  В 2-2,6 лет преобладает сюжетно –отобразительные игры. ( отображают социальные отношения_ ласковое обращение с куклой)  В этот период детей очень привлекает все с чем «играют» взрослые: краны в ванной, посуда, компьютер, папины документы, мамина косметика… Ребенок очень любопытен и иногда похож на обезьянку, копирующую окружающих взрослых. В подобной исследовательской деятельности закладывается такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, любознательность. Но происходит это только в том случае, если рядом находится взрослый, понимающий особенности данного возрастного этапа и создающий благоприятные условия для исследовательской самостоятельной деятельности.

  • В 2,6 лет начинает формироваться сюжетно-ролевая игра – ребенок не только отображает действия, но и начинает при этом сам кого-то изображать: «Я - шофер», «я- доктор». Сам кого-то изображает, но часто забывает о взятой на себя роли;
  • Играют без сюжета, экспериментируют с предметами, желая узнать их свойства;
  • В процессе много двигаются, возят, катают;
  • Могут играть 20-30 минут;
  • В игре проявляются разнообразные чувства: удовольствие, радость, обида и д.р.

Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться

большим количеством игрушек.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

V Заключение.

Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.