Условия психологического здоровья школьников

Сизова Алена Витальевна

Здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Как известно, психологическое здоровье выступает как одна из важнейших характеристик личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_khokhlovoy.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Психологического здоровья школьников

Здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Как известно, психологическое здоровье выступает как одна из важнейших характеристик личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

- гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;

- возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать развитию общества. Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения.

Понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями.

Для эффективной организации психологической поддержки надо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей.

Нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутришкольного конфликта. Общеизвестно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологического стресса.

Конструктивный конфликт является одним из механизмов развития личности, приобретение новых черт, ценностей, новых адаптивных умений, адекватной самооценки, самореализации, положительных переживаний.

Деструктивный конфликт перерастает в жизненные кризисы, ведет к развитию невротических реакций, угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности.

Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешенном конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувство беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще больше усиливает психологический конфликт. Таким образом, стойкое повышение уровня тревоги, то есть тревожность ребенка, является показателем наличия деструктивного внутреннего конфликта, а в итоге показателем нарушения психологического здоровья.

Необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глубоком изучении личности ребенка.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия с различными компонентами школьной образовательной среды.

Очевидно, что психологическое здоровье выражается в позитивной Я-концепции ребенка. Некоторые взрослые не терпят в детях ни малейшей слабости и подчеркнутой критичностью сильно вредят их самоуважению. Падение самоуважения – весьма рискованное следствие, если мы не можем или не умеем критику и отрицательное отношение сопровождать похвалами и наградами за действительные, хотя и небольшие успехи. Ребенок на воспитательные изъяны отвечает упрямством, вздорностью, негативизмом, агрессивностью, или же у него складывается тенденция переносить критику родителей и учителей внутрь себя и создавать о себе относительно преувеличенное критическое мнение, что может серьезно ограничить развитие способностей.

Исходя из выше сказанного, следует, что для выявления уровня психологического здоровья школьников нам необходимо исследовать уровень школьной тревожности, самооценку, уровень школьной мотивации.

Список литературы:

  1. Смирнов, Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», «Академия» АПК и ПРО, г. Москва 2002 г
  2. Аверьянова, Н. И. «Медицинский контроль за развитием и состоянием здоровья школьников», Пермь 1997 г. (ПГМА)
  3. Гарбузов, А. О. «Практическая психология», «Сфера», Санкт-Петербург 1994 г.
  4. Овчарова, В. В. «Технологии практического психолога в образовании», Творческий центр «Сфера», Москва 2001 г.
  5. Слободняк, Н. П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы», АЙРИС ПРЕСС, Москва 2004 г.
  6. Чистякова, М. И. «Психогимнастика», Москва 1990 г.
  7. Прутченков, А. С. «Трудное восхождение к себе», Москва 1995 г.
  8. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Москва, Новая школа, 1995 г
  9. Прихожан, А. М. «Психология неудачника», ТЦ «Сфера», Москва 2001 г.
  10. Дубровина, И. В. «Руководство практического психолога» М., Академия, 1995 г.