Рабочая программа по внеурочной деятельности "Жизненные навыки в третьем классе"

Акоста Анна

Программа составлена на основе программы С.В.Кривцовой «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» в рамках Федеральной программы Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiznennye_navyki_3_klass.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 471

Выборгского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

 на заседании  методического

объединения учителей

начальных классов

Протокол № _______________

от «_____»  июня   201… года

Руководитель методического объединения: ____________

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР         _______________

_______________________

от «___»  августа   201…года

«Утверждаю»

Директор  ГБОУ школа №471

___________ И.В. Сидорова

Приказ № _____________

от   «__»  августа  201…года

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

(социальное направление)

 

«Жизненные  навыки»

3 класс

педагог-психолог: Акоста Анна

программа составлена на основе программы С.В.Кривцовой «Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе» в рамках Федеральной программы Правительства РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»

 Санкт-Петербург

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Направленность программы – социальная. Основные виды деятельности – познавательная, игровая. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Актуальность данной программы состоит в том, что в содержании современного начального образования существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта (эмоциональный интеллект – способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств). Последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этим проблемам – в семейном воспитании. В стабильном обществе социальные и жизненные навыки естественным образом транслируются ребенку семьей или формируются в процессе наблюдения за поведением взрослых. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки» составлена на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем  классе / Под ред.  С. В. Кривцовой,  2002 г., Генезис, Москва.

Программа ориентирована на использование УМК:

  • Рабочая тетрадь для 3 класса.

Педагог-психолог или учитель использует учебное пособие:

  • Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе/ Под ред.  С. В. Кривцовой,  2002 г., Генезис, Москва.

Цель программы – развитие эмоционального интеллекта детей, развитие толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе.

Задачи:

  1. создать в рамках образовательного учреждения психологически  безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
  2. дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать  сверстников и самих себя;
  3. создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
  4. передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Ожидаемые результаты:

- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе, адаптация в социуме;

- развитие регуляторного и познавательного компонентов деятельности;

- укрепление психологического здоровья школьников

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные умения и навыки:

  • Предложить кому-либо помощь.
  • Выразить свои теплые чувства другому.
  • Осознать свои чувства.
  • Наградить себя.
  • Определять, что мне нравится.
  • Извиняться.
  • Справляться со своими эмоциями.
  • Благодарить.
  • Занять свое свободное время.
  • Проявить заботу о другом.

Метапредметные  умения и навыки:

  • Слушать и слышать.
  • Задавать вопросы.
  • Следовать инструкциям.
  • Доводить задание до конца.
  • Дискутировать.
  • Строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные умения и навыки:

  • Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
  • Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
  • Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
  • Учиться наблюдать.
  • Моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные умения и навыки:

  • Говорить и принимать комплименты.
  • Не отвлекаться.
  • Закончить и начать разговор.
  • Делиться.
  • Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
  • Учиться работать в паре и в группе.
  • Выполнять различные роли.
  • Слушать и понимать речь других ребят.
  • Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность чувств – признание ценности своих и чужих чувств и эмоций, что реализуется в общении с людьми.

Ценность безопасности – основывается на осознании принятия людей такими, какие они есть, с их проблемами, чувствами и эмоциями.

Ценность дружбы. Дружба одна из основных сфер человеческой жизни, без которой невозможно решить свои жизненные задачи.

Ценность толератности проявляется в способности принять другого человека, понять его и наладить контакт.

Ценность ответственности – проявление одного из важных человеческих качеств, которое помогает осуществить свои жизненные задачи.

Содержание программы

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. Программа занятий направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Главный акцент в программе ставится  на развитие эмоционального интеллекта ребенка, который включает в себя  чувства, потребности, переживания и пристрастия, - то есть субъективный мир человеческой души.  Программа  формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи и предполагает наиболее адекватные способы решения.  В рамках программы происходит решение не столько познавательных, сколько личностных задач младших школьников.

Чувства и эмоции ребенка ставятся на первый план, в ходе прохождения данной программы формируются навыки общения, умения понимать и распознавать свои чувства. На основе теории жизненных задач детей строится содержание кружка, постепенно дети знакомятся с необходимой информацией, которая им поможет в последствие в решении жизненных реальных ситуаций.  

В течение третьего класса осваиваются следующие темы:

  • «Дом моей души: забота о теле – забота о себе» - дети учатся уважать свое тело и заботиться о нем, формируется философское отношение к телу.
  • «Праздники. Ценности и радости» - формирование ценностного отношения к культурным традициям, обрядам и обычаям.
  • «Отношения с другими» - рассмотрение многочисленных конфликтов и проблем в отношениях с друзьями: справедливость и дружелюбие как способ хорошо жить вместе.
  • «Отношение с собой. Мое достояние» - звучит тема индивидуальности: мое собственное, не похожее на других Я, мои ценности и то, что для меня важно.

Тема «Дом моей души: забота о теле – забота о себе»

  1. Вводное. Какой я? Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы  в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными.
  2. Строим тело. Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа, спокойно обсудить тревоги, связанные с телом.
  3. Как я воспринимаю мир. Изучаем руки. Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами; дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развития децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности.
  4. Я умею двигаться. Дать детям возможность почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения.
  5. Забота о теле – это забота о себе. Уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьезно и заинтересованно отнестись к поддержанию и развитию своей спортивной формы и хорошего самочувствия.
  6. Портрет в полный рост. Дать детям возможность самим пережить чувство боли и задуматься о том, как по-разному чувствительны к боли другие дети, тем самым способствовать развитию децентрации; организовать ребят на поддержку друг другу с помощью создания большого портрета; познакомить детей со схемой человеческого тела.

Тема «Праздники: ценности и радости»

  1. Любимый праздник. Помочь детям увидеть, что ощущение праздника, представления о празднике могут различаться у детей и взрослых, а также у разных детей между собой. Научить детей отличать праздничное настроение от любого другого.
  2. Как просто делать подарки! Показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки – искусство, требующее прежде всего фантазии, а не денег.
  3. Дорога к празднику. Дать детям понять и почувствовать на собственном опыте, что праздник, праздничное настроение может возникнуть и при совсем не праздничных обстоятельствах, что можно самому создать себе праздник.
  4. Праздник ожидания праздника. Научить детей проявлять  терпение в ожидании радостного события.
  5. Бесконечный праздник. Показать детям ценность праздника, его отличие от будней.
  6. Радости и ценности. Обратить внимание детей на разнообразие ценностей, развивать в детях толерантность к ценностям других.
  7. Я готовлюсь к празднику. Показать детям, что ритуалы празднования – это уважение к ценностям других.

Тема «Отношения с другими»

  1. Карта отношений. Дать возможность ребенку почувствовать, что он, как и каждый человек, включен в систему отношений, что он может активно действовать внутри нее и исследовать ее.
  2. Отношения, которые мне нравятся. Показать детям, что отношения могут нравиться или не нравиться; прояснить ценности в отношениях для каждого.
  3. Что я знаю о другом. Дать детям возможность встать на позицию другого человека, проявить эмпатию.
  4. Планеты и орбиты. Дать понять, что отношения бывают разными, помочь детям научиться распознавать эти отношения, увидеть реальные отношения в классе в этот момент времени.
  5. Взаимодействие. Дать детям возможность получить разный опыт взаимодействия, понять, как важно знать, что у другого человека есть свои интересы, желания, потребности.
  6. Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету. Отработать умение договариваться, учитывая интересы других людей.
  7. Полет на космическом корабле. Дать детям возможность получить опыт проживания конфликтной ситуации в безопасном структурированном пространстве; потренировать децентрацию, выход в метапозицию в конфликтной ситуации; помочь научиться распознавать интересы других сторон конфликта.
  8. Такие разные отношения. Подвести итоги размышлений о взаимоотношениях, поговорить об ответственности каждого за то, что происходит в отношениях.

Тема «Отношения с собой. Мое достояние»

  1. Мое достояние. Ввести понятие «достояние», помочь детям осознать, что важно для каждого из них, чего они хотят.
  2. Кто я? Дать возможность почувствовать, что в разных ситуациях человек выступает в разных ролях.
  3. Мой стиль. Дать представление об индивидуальном стиле, о том, что входит в это понятие.
  4. Я глазами других. Дать детям возможность посмотреть на себя глазами других.
  5. Уважение к чужому достоянию. Научить детей видеть и уважать чужое достояние.
  6. Самое ценное. Обобщить полученный опыт по данной теме; закрепить и уточнить это понятие, прояснить то, что осталось непонятным.  

Последовательность тем основана на понимании построении жизненных навыков, которые опираются на логику чувств. Они состоят из 4 уровней, которые связаны друг с другом. Создавая условия для переживаний 1, 2, 3, и 4 уровней, психолог подводит детей к переживанию полноценного, осмысленного действия.

На первом уровне речь идет о создании базы для отношений доверия, для этого мы рассматриваем тревогу, неуверенность и противопоставляем им чувство безопасности. На втором уровне мы говорим о полноценном проживании жизни – о том, как радоваться и горевать, печалиться и любить. На третьем уровне мы знакомим ребят с тем, что не все, что нам нужно делать, обязательно будет нравиться, и говорим в связи с этим о чувстве долга. Наконец, на четвертом уровне мы рассматриваем, что нам понадобиться, для того чтобы правильно принимать решения и воплощать их в жизнь. Здесь говориться о мужестве и решимости.

Проектный выход программы

На основе изучения каждой темы детьми создаются специальные предметы, которые будут напоминать о проведенном времени и формировать чувство безопасности.

Совместная деятельность:

  • Фантастическое тело
  • Портрет в полный рост
  • Календарь ожидания праздника

Календарно-тематический план

Кол-во часов

Название занятия

I

7

«Дом моей души: забота о теле – забота о себе»

1

1

Вводное. Какой я?

2

1

Строим тело.

3

1

Как я воспринимаю мир.

4

1

Я умею двигаться.

5

1

Забота о теле – это забота о себе.

6

2

Портрет в полный рост.

II

9

«Праздники: ценности и радости»

1

1

Любимый праздник.

2

2

Как просто делать подарки!

3

1

Дорога к празднику.

4

1

Праздник ожидания праздника.

5

1

Бесконечный праздник.

6

2

Радости и ценности.

7

1

Я готовлюсь к празднику.

III

12

«Отношения с другими»

1

2

Карта отношений.

2

2

Отношения, которые мне нравятся.

3

1

Что я знаю о другом.

4

2

Планеты и орбиты.

5

1

Взаимодействие.

6

1

Путешествие на космическом корабле. Подготовка к полету.

7

2

Полет на космическом корабле.

8

1

Такие разные отношения.

IV

6

«Отношения с собой. Мое достояние»

1

1

Мое достояние.

2

1

Кто я?

3

1

Мой стиль.

4

1

Я глазами других.

5

1

Уважение к чужому достоянию.

6

1

Самое ценное.

Итого: 34 часа

Методы и средства работы

  • Тренинговая форма
  • Просмотр мультипликационных отрывков
  • Техника коллажа
  • Работа с текстами с элементами критического мышления
  • Рисование, лепка из пластилина
  • Ролевые игры
  • Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
  • Моделирование образцов поведения
  • Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов

Методическое обеспечение

-  рабочая программа курса;

- поурочные разработки для учителя;

- рабочие тетради для ученика.

Материально-техническое обеспечение:

- использование интерактивных средств, наличие канцелярских принадлежностей - цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.

Список литературы:

  1. Жизненные навыки. Уроки психологии в третьем классе / Под ред.  С. В. Кривцовой. М.: Генезис. 2002.
  2. С. В. Кривцова. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе. Рабочая тетрадь школьника. М.: Генезис. 2009.
  3. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия». М.: Генезис, 2000.
  4. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис. 1999.