Стресс и приемы его регуляции

Моргунова Эльвира Николаевна

Это занятие можно проводить как профилактическое с учащимися 9-х и 11-х классов, как психологическую подготовку перед сдачей экзаменов. В занятии исполььзуются и раскрываются упражнения телесной терапии.ю аромо терапии и др...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие

Стресс

 и 

приемы его регуляции

Воронежская область

                          Бобровский район

                                      с   Хреновое

                                                         МОУ Хреновская сош №1                                                                                                                                          

                                       Автор: Моргунова Э.Н.                                                

 педагог-психолог  

Цель: Формирование навыков саморегуляции для снятия негативных последствий стресса.

Задачи: Познакомить учащихся  с понятием стресс  и его видами.

              Понимать значение стресса в жизни человека.

              Гармонизировать психоэмоциональное состояние.

              Развивать  у подростков сенсорно-перцептивную сферу.

              Познакомить подростков со способами  саморегуляции  в преодолении стресса.  

              Помочь овладеть навыками их применения.

            Формировать умения саморефлексии у подростков.

Оборудование: ватман, маркер, магнитофон, газеты, мультимедийный проектор , слайды с изображением природы, эфирные масла используемые для снятия стресса и напряжения  ( например: ромашковое, иланг-иланг, апельсиновое), аудио кассеты с музыкой: Чайковского,  Моцарта, Грига, Ф.Гойя, Бетховена, с композицией тяжелого рока;  а также со звуками воды и птиц.

 

Ход занятия

1.  Приветствие ведущего и игра-активатор «Друг к другу»

( 2 мин)

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее наше занятие посвящено способам снятия негативных последствий стресса. Но сначала я предлагаю вам сыграть в игру.

  Вам необходимо свободно перемещаться по аудитории и выполнить мои команды. Когда я скажу: «Друг к дружке», - вы должны найти себе пару. После того как вы найдете пару, я дам вам задания игра проходит под плавную музыку)

И так начали: « Друг к другу!»

Теперь пожмите друг другу руку, прикоснитесь друг к другу - нога к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к щеке и пр.

Снова двигайтесь по залу и ищите новую пару. Игра продолжается в новых парах.

Обсуждение:-Какие ощущения вы испытывали? Расскажите об этом с помощью ассоциаций.( передается мягкая игрушка и каждый из участников называет предмет или явление с которым у него ассоциировались ощущения от игры)

2.Упражнение « Интервью»(1,5 мин)

- А теперь мы с вами попробуем взять интервью.   Мы знаем, журналистам приходится разговаривать с людьми иногда в сложных обстоятельствах , и они справляются с задачей. Вы сейчас разделитесь на пары и получите опросные листы, ваша задача взять интервью.( Как только участники получают опросные листы, включается громко музыка тяжелого рока, которая длится до конца интервью)

Лист1

Лист2

1.Что для вас стресс?

1.Кто или что вас раздражает?

2.Испытывают ли стресс ваши близкие?

2.Что обычно вы говорите близким ,когда вы видите что они напряженны?

3.На что похоже ваше стрессовое состояние?

3.Могли бы вы вообще не испытывать стресс?

Обсуждение: - Что раздражало вас? Что мешало?

3.Упражнение « Лепка» (2мин)

- А сейчас попробуйте слепить из газеты (она заранее подготовлена для каждого подростка) свое ощущение от этого упражнения. Если это что-то приятное то может быть шар, что-то мягкое, а если неприятные, то можно даже разорвать на кусочки. Все зависит от вашего внутреннего состояния.

4. Мини-лекция « Возникновение стресса и его виды»(5 мин)

план

А) Что такое стресс.

Б) Как он возникает.

В) Стресс «Кролика»

Г) Стресс «Льва»

Обсуждение: Кто из вас испытывал стресс «Кролика» или «Льва»?  каких ситуациях?

                          Как вы думаете, стресс может положительно влиять на нас?

                          А в чем оно заключается?

                           А какие отрицательные последствия вам известны?

                         Стоит ли их избегать?

 

5.Знакомство со  способами  саморегуляции  в преодолении негативных последствий стресса. (15 мин)

- Умеете ли вы справляться со своим стрессом?

Давайте сейчас вместе вспомним, как мама утешает своего ребенка? (гладит)

Как это делает друг? (похлопывает по плечу)

А любимый? (обнимает)

А как сын утешает мать? (прижимается, целует)

А если нет никого рядом? Вот сейчас я дам вам несколько советов о том, как самому себе помочь преодолеть негативные последствия стресса и мы с вами попробуем им научиться.

5.1Похлопывание по коленям, щекам.

5.2.Поглаживание.

5.3. «антистрессовая точка»

.

5.4. « Божественные ворота»( снимает крайнюю раздраженность)

5.5 «Мудра земли» (снимает стрессы, повышает самооценку)

Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза и замрите.

5.6. «Лестница небесного храма» (снимает состояние безысходности, тоски, улучшает настроение)

Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, безымянный на безымянный итд. Мизинцы выпрямите, и замрите на несколько минут. Улыбнитесь!

5.7. «Сова и совенок» (освобождает от напряжения)

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разведите плечи. Посмотрите через левое плечо и разведите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите тоже с левым плечом.

5.8. « Крюки» (поднимает настроение, улучшает позитивное отношение)

5.9. Упражнение «расслабление»

   Руки сложить за спиной в замок и потянуться, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.

 Пошевелите пальцами ног.

( можно использовать и такие упражнения как «Энергизатор», «Кнопки баланса», «Слон», кнопка «радость жизни»)

6.Показ слайдов.(3 мин)

-А теперь попробуем другой вид расслабления. Мы оставим в покое наше тело и совершим небольшую прогулку.(начинается показ слайдов в сопровождении звуков воды и птиц)

Обсуждение: Что чувствовали сейчас?

7.Элементы аромотерапии.(2 мин)

-Что усиливает наши зрительные ощущения? Конечно, запах. Каждый из вас уже знает, что запахи играют особую роль в нашей жизни. Одни, например, напоминают нам приятные события, например, запах апельсина-напоминает праздник. А еще он помогает снять напряжение, депрессию, сильную усталость, повышает работоспособность. ( демонстрация масла сладкого апельсина). Есть еще такие ароматические эфирные масла как «иланг-иланг» (снимает состояние стресса, нервное истощение, беспокойство.), лавандовое, ромашковое, масло душицы и т д. Немного масла можно втереть в область щитовидной железы и висков. Должны ощутить растекающееся тепло по телу. Осторожно применять аллергичным людям.

 8.Игра «Почеркушки» (5 мин)

А сейчас мы немного поиграем : вы прослушаете музыкальнее фрагменты и во время прослушивания начеркаете что-нибудь с помощью штрихов, завитушек, крючков и др. Попробуйте начеркать то, что вам навеет музыка.( раздается бланк, включается запись)

Бланк для игры.

1

3

5

2

4

9.Рефлексия.(5 мин)

- Очень хорошо, вы замечательно поработали.

Что оказалось на этом занятии интересным и полезным для вас?

А может быть что-то вам не понравилось?

10. Ритуал прощания.(1 мин)

Под музыку с закрытыми глазами надо прикоснуться к ладоням друг-друга, почувствовать тепло, чтобы полученная энергия на этом занятии стала еще больше.

Литература.

  1. «Психологическое здоровье в условиях школы»- Федоренко Л.Г.,- КАРО,2003г.
  2. «Антистрессовая аптека» - Бандурка А. М., Бочарова С.П.,-Харьков, ООО «Фортуна-пресс», 2000г.
  3. «Что вы знаете и чего не знаете о себе», Степанов С.О.,М.2001г.
  4. «Профилактика подростковой наркомании», Белогуров С.Б., Климович В.Ю.,М.2003г.
  5. «Психология», Д.Майерс,Питер, 2003г.
  6. «Я и все-все-все»,Родионов В.А.,Ярославль,2002г.
  7. «Школьный психолог», №8, 2006г.