План работы педагога-психолога на 2014-2015 учебный год.

Харисова Лейсан Ильдаровна

План работы педагога-психолога

 

на 2014-2015 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель работы педагога-психолога:

- психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательно-воспитательном процессе школы;

- сохранение психологического здоровья детей как основа для полноценного психического и психологического развития ребенка на всех этапах образования;

- психолого-педагогическое сопровождение процесса развития и воспитания детей в образовательном пространстве школы;

-создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития ребенка и оказанию им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.

Задачи:

- содействовать созданию социально-психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся первого и пятого классов;

- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей при переходе на ФГОС ООО;

- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, в освоении ООП, ОВЗ, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;

-способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;

- повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;

-содействовать коллективу образовательного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды.

Методическая тема: психологическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов (начальная школа).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_psikhologa_na_2014-2015g.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор НОУ СОШ  «Баярд»

__________________Ганеев Ф. Р.

План работы педагога-психолога

Харисовой Л.И.  

на 2014-2015 учебный год.

Цель работы педагога-психолога:

- психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательно-воспитательном процессе школы;

- сохранение психологического здоровья детей как основа для полноценного психического и психологического развития ребенка на всех этапах образования;

- психолого-педагогическое сопровождение процесса развития и воспитания детей в образовательном пространстве школы;

-создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития ребенка и оказанию им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.

Задачи:

- содействовать созданию социально-психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся первого и пятого классов;

- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей при переходе на ФГОС ООО;

- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, в освоении ООП, ОВЗ, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;

-способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;

- повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;

-содействовать коллективу образовательного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды.

Методическая тема: психологическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов (начальная школа).

Наименование работы

Условия проведения

Ответственный

Сроки

Предполагаемый результат

Психологическая диагностика развития УУД в 1  классе

Стартовая.

Личностные УУД: «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой, Цвето-рисуночный тест Регулятивные УУД: Графический диктант, «Образец и правило»

Познавательные УУД: Проба на определение количества слов в предложении, «Исключение лишнего» Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички»

Итоговая.

Личностные УУД: Тест «Лесенка», Опросник Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации», Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи,

Регулятивные УУД: «Кодирование», «Корректурная проба».

Познавательные УУД: Методика на определение уровня вербального мышления (по К. Йерасеку),  «10 слов» (А.Л.Венгер).

Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

Групповая и

индивидуальная форма

Психолог

Сентябрь,

апрель

Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у учащихся 1 класса в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Использование в работе пед. коллектива

знания личностных

и интеллектуальных

особенностей учащихся для решения

проблемы школьной

успеваемости

Диагностика развития УУД во 2 классах

Личностные УУД: Опросник мотивации Н.Г. Лукановой, Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

Регулятивные УУД: Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия).

Познавательные УУД: Методика «Исключение слов», методика «Вербальная фантазия».

Коммуникативные УУД: «Узор под диктовку» (Цукерман). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже); Социометрия.

Групповая и

индивидуальная форма

Психолог

Ноябрь- декабрь

Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у учащихся вторых  классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Использование в работе пед. коллектива

знания личностных

и интеллектуальных

особенностей учащихся для решения

проблемы школьной

успеваемости

Диагностика развития УУД в 3 классах

Личностные УУД: Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» А.И.Липкиной, Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже).

Регулятивные УУД: Проба на внимание (П.Я.Гальперин).

Познавательные УУД: Методика «Счет»; Методика «Слова», Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак).

Коммуникативные УУД:  «Совместная сортировка» (Бурменская), Социометрия.

Групповая и

индивидуальная форма

Групповая и

индивидуальная форма

Ноябрь- декабрь

Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у учащихся 3 классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Использование в работе пед. коллектива

знания личностных

и интеллектуальных

особенностей учащихся для решения

проблемы школьной

успеваемости.

Диагностика развития УУД в 4 классе

Личностные УУД: Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм ) Методика КТО Я?

Регулятивные УУД: Методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак)

Познавательные УУД: Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия).

Коммуникативные УУД: Задание «Дорога к дому», Методика «Кто прав?», Социометрия.

Групповая и

индивидуальная форма

Психолог

Декабрь- январь

Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у учащихся четвертого класса в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Использование в работе пед. коллектива

знания личностных

и интеллектуальных

особенностей учащихся для решения

проблемы школьной

успеваемости

Диагностика готовности учащихся 1 класса к школе

(система из трех методик А. Венгер: «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант»; Методика МЭДИС Е. И. Щебланова, И. С. Аверина, Е. Н. Задорина. Проективные методики

 «Я школьник», «Школа зверей».

Групповая форма

Психолог,

кл. руководитель

Сентябрь- октябрь

Выявление симптомов дезадаптации

детей,

выявления уровня сформированности психологических особенностей выявление уровня интеллектуального развития учащихся.

Сбор первичной информации о семьях детей, находящихся в сложной жизненной

ситуации и детей с ОВЗ.

Инд. работа

Психолог,

зам.  директора по ВР

Сентябрь,

октябрь

Сбор данных для

дальнейшей работы

с данными семьями

Углубленное психологическое обследование детей

группы риска, детей с ОВЗ (диагностика уровня школьной тревожности Филипса, диагностика психических процессов, диагностика личности)

Инд. работа

Психолог,

зам. директора по ВР

В течении года

Предупреждение

или коррекция возможной дезадаптации

Динамическая диагностика

детей, посещающих коррекционные - развивающие занятия

Групповая и

инд. работа

Психолог

В течение

года

Отследить динамику

развития детей

- Учащиеся  6 классов.

Анкета интересов личности «Карта интересов».

Характерологический тест Шмишека.

Анкетирование «Психологический климат в школе».

Методика исследования личности «Дом-дерево-человек».

Групповая и

инд. работа

Психолог

Март-

апрель

Анализ учащимися:

особенностей своей личности;  своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения.

- Учащиеся 7 класса.

Методика диагностики типа школьной мотивации учащихся седьмых классов.

Методика «Карта интересов».

Структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера.

Групповая и

инд. работа

Психолог

Март-

апрель

Анализ учащимися:

особенностей своей личности;  своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения.

Учащиеся 8 классов. Диагностика личностных особенностей  Опросник Айзенка «Методика диагностики характерологических особенностей личности».

Методика «Опросник профессиональной готовности».

Исследование личности «Дом-дерево-человек».

Методика «Ценностные ориентации – мечты, желания». Методика «Самооценка уверенности в себе».

Групповая и

инд. работа

Психолог

Январь-

февраль

Анализ готовности учащихся к выбору профессии и профессиональных предпочтений. Анализ:

особенностей своей личности, своих способностей

Диагностика профессиональных планов и намерений

учащихся 9 класса (диагностика мотивации учения: личностного смысла обучения;  уровня целеполагания; преобладание внутренних или внешних мотивов учения;  стремлением к достижению успехов или в стремление к недопущению  неудач в учебном процессе; активность в реализации учебных мотивов в своем поведении.

Методика «Интеллектуальная лабильность».

Анкетирование «Психологический климат в школе».

Групповая и

инд. работа

Психолог, кл.

руководители

Январь,

февраль

Выявление интересов и склонностей у учеников.

Профилактика экзаменационного стресса. Определение профессиональной направленности.

Диагностика интеллектуальной лабильности, мотивации учения как прогноз успешной сдачи экзамена.

Диагностика учащиеся 10 касса

Методика «Карта интересов».

Диагностика общего уровня интеллектуальных способностей учащихся. Краткий ориентировочный, отборочный тест, В.Н. Бузин.

Групповая и

инд. работа

Психолог, кл.

руководители

Январь,

март

Овладение приемами саморегуляции.

Диагностика  учащихся 11 класса

 Методика «Интеллектуальная лабильность».

Самодиагностика  стресса учащимися.

Групповая и

инд. работа

Психолог, кл.

руководители

Январь,

февраль

Профилактика экзаменационного стресса, овладение приемами саморегуляции.

Диагностика интеллектуальной лабильности, как прогноз успешной сдачи экзамена.

Диагностика суицидального

риска среди обучающихся 7- 8 - 9 классов (знакомство с вновь прибывшими детьми)

Групповая

работа

Психолог,

зам.дир. по ВР,

кл. руководитеи

В течение

года

Предупреждение суицидального риска у

детей и подростков.

Диагностика родителей:

- первичная

диагностика родителей

по определению готовности детей к поступлению в школу

Диагностика процесса адаптации ребенка в школе

Анкета для родителей по выявлению

уровня адаптации ребенка к школе; Анкета незаконченных предложений.

- родителей пятиклассников Анкета «Как хорошо я знаю своего ребенка».

Групповая и

инд. работа

Психолог

Сентябрь- октябрь

Повысить уровень психологической компетентности

родителей обучающихся

Диагностика

будущих первоклассников. Диагностика психических механизмов: памяти, внимания, мышления: методика «Бусы», «Кто где живет», упр. «Найди домик»  

методика «Срисовывание группы точек», «Срисовывание слов», «Мамы и их детеныши», методика «Диктант» Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской;

Рисуночная методика «Я школьник», «Школа зверей»,

Психологическая готовность к регулярному обучению,  выявление особенностей личности и уровень сформированности ВПФ.

Коррекционно-развивающая работа

Учащиеся 1 класса

Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации  первоклассников

Групповая и

инд. работа

Психолог

В течении года

Снизить тревожность; Сформировать чувство психологической защищенности у детей в условиях совместной творческой деятельности;
Развить конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе.

Развивающие  занятия для учащихся 2-3 классов по программе  внеурочной деятельности «Развитие творческих познавательных способностей». авт. Д.А.Глазунова

- Мотивационные беседы «Великий пловец», «Дедушка и мальчик», «Деревья характеры».

-Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, мышления.

-профилактические и коррекционные сказки для школьной жизни. Сказки  о мудрости, любви и доброте: «Васин ранец» А.Лопатина

- Упражнения «Наука бережливости».

Групповая и

инд. работа

Психолог

В течении года

Развить такие  способности как: самоконтроль, самостоятельность, способность к рассуждению, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е.

Сформировать положительный климат в группе, снять эмоциональное напряжение, Развить конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе

Учащиеся 4 класса. Занятие с элементами сказкотерапии и арт-терапии «Деревья характеры».

Групповая и

инд. работа

Психолог

В течении года

Повышение уровня готовности учащихся  к переходу в основную школу

Занятия с  учащимися

9 класса

Групповая

работа

Психолог, кл.

руководитель

Январь-

март

Актуализация процесса проф. самоопределения через

повышения психологической компетентности личности девятиклассника

Занятия с  учащимися

 11  класса.

 Обучение приёмам саморегуляции: физические упражнения, аутотренинг, программирование словами.

Метод направленных визуализаций «Храм тишины», «Волны» Упражнение «Стрела» П. Ферручи.

Групповая

работа

Психолог, кл.

руководитель

Январь,

февраль

Овладение приемам саморегуляции. Профилактика экзаменационного стресса. Программирование  успешной сдачи экзамена.

Развивающие  занятия. Подготовка к школьному обучению.

Тренировка психических механизмов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Мотивационная беседа  «Что я возьму в школу»,

Занятия с использованием элементов сказкотерапии. Психопрофилакти-ческие и коррекционные сказки для школьной адаптации Автор: М.А. Панфилова: Создание "Лесной школы", «Букет для учителя»,  

«Смешные страхи», «Школьные правила».

Групповая

работа

инд. работа

Психолог, кл.

руководитель

Ноябрь

май - июнь

Психологическая готовность к регулярному обучению,  выявление особенностей личности и уровень сформированности ВПФ.

Психологическое просвещение родителей:

Психологическая готовность детей к обучению в школе «Первый раз в первый класс»

Родительское собрание

Психолог, кл.

руководитель

Ноябрь

Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса, для увеличения общего уровня адаптированности

первоклассников

- просвещение родителей:

Возрастные особенности

учащихся 5-х классов.

«Первый раз в пятый класс»

Родительское  собрание

Психолог, кл.

руководитель

Ноябрь

Повышение психологической компетентности родителей в адаптационный период.

- просвещение родителей:

Возрастные особенности

детей 6-7 лет  «Готовимся в школу»

Родительское  собрание

Психолог, кл.

руководитель

Май

Повышение психологической компетентности родителей

- просвещение родителей:

Психологическая готовность учащихся к ЕГЭ

Родительское  собрание

Психолог

Март

Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса

-Беседы с учащимися, имеющими проблемы в обучении и поведении

Инд. беседы

Психолог, зам.

по ВР

В течение

года

Предупреждение

различного рода девиаций

Консультации для классных

руководителей учеников 1 класса

по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения».

Инд. беседы

Психолог

Сентябрь,

октябрь

Предупреждение

дезадаптации первоклассников

Консультации для классных

руководителей 5-х классов:

социально-психологические

особенности учащихся

Инд. беседы

Психолог

Сентябрь-ноябрь

Предупреждение

дезадаптации учащихся 5-х классов

Консультации с родителями

по вопросам воспитания и

текущих проблем

Инд. беседы

Психолог, зам.

по ВР

В течение

года

Решение текущих

проблем.

Консультирование по вопросам школьной тревожности

Инд. беседы

Психолог

В течение

года

Предупреждение

или коррекция возможной дезадаптации

Консультации учащихся по

вопросам «Профессиональная ориентация»

Инд. и групповые беседы

Психолог, кл.

руководители

Февраль, апрель

Помощь в определении дальнейшего

маршрута образовательного маршрута

-Рекомендации по оказанию

помощи родителям, имеющих детей испытывающих

трудности в адаптационный

период

Групповые и

инд.

консультации

Психолог, кл.

руководители

Сентябрь,

октябрь

Повышение психологической грамотности родителей

-Консультирование родителей по проблемам воспитания детей

Групповые и

инд.

консультации

Психолог,

зам. дир. по ВР

В течение

года

Решение текущих

проблем

-Консультирование учителей

по вопросам воспитания и обучения учащихся

Инд.

консультации

Психолог

В течение

года

Повышение психологической грамотности

Экспертная работа

Педагоги:

-Комплексный медико-психолого-педагогический анализ безопасности образовательной среды

Посещение

занятий

Психолог

В течение

года

Повышение уровня

профессиональной

компетентности