Конспекты проведения заседаний детско-родительского клуба "Непоседа"

Петухова Наталья Анатольевна

В своей работе столкнулась с проблемой "трудных детей и родителей". В детском саду мало форм работы служащих профилактическим средством конфликтному общению или формированию соцпедзапущенности. Мы в своей работе обратились к форме клуба для родителей. Но для родителей работа интересна только тогда, когда это касается только их ребенка. Вот и стал наш клуб детско- родительским. В нем охотно принимают участие и педагоги детского сада. Они ведь тоже родители... Предлагаю несколько конспектов и консультаций, которые с удовольствием прожили мы и члены нашего клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx18.97 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx17.72 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_3.docx17.65 КБ
Файл konsultatsiya-knigi.docx20.43 КБ
Файл konsultatsiya_gnev_.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1391»

        

Конспект занятия клуба «Непоседа»

Тема: « Общение без проблем »

                                                                                                                                                   

                                                                                   подготовила  и провела

        педагог-психолог

                                                                                  высшей квалификационной

                                                                                  категории

                                                                                  Н.А. Петухова

              Москва        2014 г.

        

ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

ВВЕДЕНИЕ

Цели и ценности, которые реализует человек, в значительной мере определяются социальной средой и группой, где он учился общению и взаимодействию с окружающими, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свое мировоззрение. Такой группой — эталонной и наиболее значимой для человека — является семья. Именно в семье, при взаимодействии с родителями и близкими людьми, ребенок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует его адаптации в широкой социальной сфере. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспитания, мировоззрение и идеалы в большинстве своем являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и ценности, остающиеся зачастую основой образцов поведения и для взрослого человека.
Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания, а также стиль воспитания, принятый в их родительской семье. Анализ семейных ситуаций в группе помогает участникам групповых занятий взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым объективизировать свое поведение

Цель  — оптимизация коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, между ребенком и окружающими его людьми. Для достижения цели в процессе проведения занятия решаются следующие задачи:

-осознание родителями своего стиля воспитания;

-преодоление привычных стилей реагирования;

-расширение поведенческого репертуара во взаимодействии с детьми и другими людьми;


Работа   начинается с занятия для родителей, так как именно родители являются ведущим звеном в детско - родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит характер взаимоотношений в семье. Первый этап  занятия центрирован на личности родителя. Работа начинается с исследования их жизненного стиля, осознания этого стиля и изменения нежелательных паттернов поведения, расширения поведенческого репертуара.

Упражнение- разминка «Если бы я был едой(игрушкой, деревом, инструментом, животным и т.д.), то……

Цель: снять напряжение, сплотить участников, поднять настроение.

Присутствующим предлагается поделиться своими ожиданиями от участия в работе клуба  (диагностическая составляющая в том, что сразу формируется запрос на дальнейшую работу).

Информационная часть.

Цель: создание условий для осознания своей ответственности за будущее воспитание детей.

Психолог: Каждый день, час, минуту мы сталкиваемся  со свойствами времени.

Субъективность. У каждого разное ощущение времени.

Время в группе тянется иначе, чем когда человек один.

Необратимость. Время не возвращается.

Как часто мы живем прошлым или будущим, и как редко живем в настоящем. Между прошлым, будущим и настоящим, есть связь (просмотр схем):

  1. Будущее тащит за собой настоящее.
  2. Прошлое заслоняет настоящее.
  3. Будущее затеняет настоящее.
  4. Настоящее наслаивается на прошлое.
  5. Прошлое частично является основой настоящего.
  6. Прошлое поддерживает настоящее.
  7. Будущее зависит от настоящего. Для того, чтобы  будущее наших детей было справедливым и легким, добрым и интересным, свободным и простым мы собрались сейчас. Граница между человеком и человечеством прозрачна. Очень часто мы, не желая этого,  нарушаем личностные границы друг друга. Возникает непонимание. Кажется, что ребенок делает все нам назло. При этом обижается на то, что мы высказываем ему. Разобраться в этом поможет следующее упражнение.

Упражнение «Я - ТЫ сообщение»

Цель: Знакомство родителей с двумя формами обращения к другому человеку: «ты - сообщениях» и «я - сообщениях».

Мы часто исходим из положения, что дети должны понимать нас и окружающий мир так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми.

«Ты - сообщения» часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребенка  чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель: «Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор».

«Я - сообщения» являются более эффективным способом изменения  поведения ребенка в желаемую для родителей сторону.  

Психолог знакомит родителей  с моделью  «я-сообщения», которая состоит из трех основных частей:

  1. Событие  (когда…., если…..);
  2. Ваша реакция (я чувствую…..);
  3. Предпочитаемый вами исход ( мне хотелось бы, чтобы, ….. я предпочел…., я был бы рад…)

Первоочередная цель  «я - высказываний» - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет гораздо быстрее. Отработка «я-ты-сообщений». Примеры:

-  Родитель пришел с работы уставший, а игрушки раскиданы…

-  Ребенок не укладывается спать вовремя…..

-  В магазине ребенок требует купить…..  

Дать возможность высказаться родителям, как бы они повели себя при этих обстоятельствах, примеры из собственных воспитательных воздействий.

Рефлексия: что было легко или трудно сделать сегодня?

Литература:

  1. Кардашина О.В. Психологический лекторий. М., 2008
  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.  «Эксмо» 2004.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1391»

        

Конспект занятия клуба «Непоседа»

Тема: «Общение внутри семьи »

                                                                                                                                                   

                                                                                   подготовила  и провела

        педагог-психолог

                                                                                  высшей квалификационной

                                                                                  категории

                                                                                  Н.А. Петухова

              Москва        2014 г.

        

                                                                                  Старая английская пословица гласит:

                                                                                   «Не воспитывайте детей, все равно

                                                                                    они будут похожи на вас.

                                                                                   Воспитывайте себя».

Цель: Исследование жизненного стиля родителя, осознание этого стиля, понимание значения детско-родительских отношений, а также выявление основных причин трудностей во взаимодействии взрослых и детей.

Задачи:

  • улучшение понимания своего ребенка и своих взаимоотношений с ним;
  • формирование навыков сотрудничества с детьми;
  • расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка за счет осознания им своих эмоций, чувств и переживаний;

Упражнение «Когда я был маленьким…»

Цель: разминка, осознание своих личностных черт, особенностей характера, осознание личностного роста.

Описание. Участники по очереди рассказывают о том, какие они были в детстве. При обсуждении необходимо найти схожие черты (настроение, ситуацию) со своим ребенком. своими в детстве: «Когда я был маленьким, я…» Сделать вывод, что изменилось, каким участник стал сейчас: «А сейчас, я…»

Упражнение «Мой ребенок самый…»

Цель: усиление способности родителей к пониманию   эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, наблюдение и совместную деятельность;

Описание: участникам   предлагается  закончить предложение «Мой ребенок самый…», а дети в ответ должны сказать: « Моя мама (папа) самая….»

Песочная терапия.

Оборудование: песочницы с влажным песком, различные мелкие фигурки, клубки ниток, кукла Василиса, корзинка.  Аромалампа, масло лимона.

— Хотели бы вы стать премудрыми? Для чего? ( обычно есть выход на формирование межличностных отношений)

Психолог рассказывает сказку о волшебной ниточке отношений.

Психолог. Достает  из шкатулки волшебную ниточку.

— Для чего использует ниточку Василиса? С кем она держит связь?

— Всех ли людей надо одаривать своей ниточкой? Почему?

— Почему у некоторых ребят ниточка вся в узлах или порванная?

— Приведите примеры, когда ваша ниточка напряжена или может порваться в отношениях с родителями. (Из-за непослушания, непонимания.) Как избежать напряжения?

Диагностика семейных отношений. Задание.

 «Постройте в песочнице страну, в которой живет ваша семья.  Пусть там будут вы и ваши близкие. Количество близких, определит ребенок. Мамы не подсказывают, кто бы это мог быть. Протяните ниточки отношений с вами и вашими близкими.»

— Обратить внимание на связь с мамой. Какого цвета ниточка? Почему? Легко ли вам поддерживать отношения? Что вы для этого делаете?

Рефлексия. Что понравилось вам сегодня? Удалось ли узнать что-то новое о ваших взаимоотношениях?

Литература:

  1. Журнал «Школьный психолог»    № 8 2011
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. «Речь», 2005.
  3. Малкина –Пых И.Г.  Семейная терапия.  «Эксмо»,  2005.
  4. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.  М., ТЦ «Сфера» 2007.
  5. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.  СПб., «Речь» 2007.


Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1391»

Конспект занятия клуба «Непоседа»

Тема: « Маленькие агрессоры. Кто они? »

                                                                                                                                                   

                                                                                   подготовила  и провела

        педагог-психолог

                                                                                  высшей квалификационной

                                                                                  категории

                                                                                  Н.А. Петухова

              Москва        2014 г.

        

Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

Задачи:        

  • формирование навыков сотрудничества с детьми, взрослыми;
  • расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • активизация коммуникаций в семье;

Оборудование: мультимедийная установка, бумага формата  А4  по количеству участников, цветные карандаши, детский конструктор, повязка для глаз

Здравствуйте, уважаемые члены клуба. Иногда от друзей или родственников, педагогов или воспитателей, соседей или сослуживцев мы слышим: твой ребенок ведет себя очень агрессивно. Как это агрессивно? Где грань? И что делать? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться.

Презентация на тему «Маленькие агрессоры.  Кто они?»   Приложение 1.

Ведущий:  Далее я предлагаю поучаствовать в играх, которые можно проводить дома и в детском саду. Они отвечают требованиям коррекционно - развивающей работы с детьми проявляющих отклоняющееся поведение.

Практическая часть.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: Опыт ответственности и беспомощности, вырабатывания опыта совместных действий, доверия партнёру.

Описание: работа производится в парах. Количество пар  не ограничено. Одному из пары завязывают глаза. Другому  предлагается объяснить порядок рисования рисунка (образца), а первый должен нарисовать рисунок под диктовку. Образцом могут служить простые рисунки: домик, ёлочка, парашют, рожок мороженого и т. д. Далее партнеры меняются ролями. Можно также собирать конструктор, рисовать на доске или мольберте, проходить лабиринт. Обсуждение:

Как вы чувствовали себя в роли ведущего?

Как вы чувствовали себя в роли ведомого?

Помогал  ли  вам партнер? А вы ему?

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»

Цель: Стимулирование группового процесса, разрядка, выражение  агрессии.

Описание: участники сидят в кругу. У каждого лист бумаги и карандаши или фломастеры. Участники рассчитываются на  1-ые и 2-ые номера. Первые номера рисуют «прекрасный»  рисунок в течение 1 мин. Вторые номера рисуют «ужасный»  рисунок. По сигналу ведущего рисунки передаются партнёрами по кругу. Получив рисунок, рисующий должен преобразовать рисунок в соответствии со своим заданием. Так повторяется, пока первый рисунок не вернётся к хозяину. Далее номера меняются заданиями, и процесс повторяется.  Обсуждение:

Соответствует ли рисунок вашим замыслам в начале рисования?

Приятно ли это вам?

Какие чувства вы испытывали, рисуя «прекрасное»? А «ужасное»?

Что было легче рисовать?  (Плохое  всегда легче делать  чем хорошее).

Раздача памяток с играми для воспитателей  и родителей. Приложение 2.

Список литературы:

  1. В.Г. Баранцев   Агрессивное поведение Коррекция поведения дошкольников М.,2005
  2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Агрессивные дети  СПб;, Речь 2003
  3.  Е.К. Лютова, Г.Б. Монина  Шпаргалка для взрослых   СПб;, Речь 2003
  4. И.Г. Малкина – Пых Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М., 2004
  5. Н.М. Платонова Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. СПб., Речь 2003



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1391»

        

                  Консультация для воспитателей

          Тема: «Как правильно выбрать книгу

                              для дошкольника»

                                                                                                     подготовила и провела

                                                                                                     педагог-психолог высшей

                                                                                                     квалификационной категории                          

                                                                                                     Петухова Н.А.  

                                                          г. Москва                                                                   2013 г.

Дошкольный возраст-период активного освоения детской литературы. Произведения русской и мировой культуры являются сокровищницей не только языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей.

   В настоящее время детские книги продаются не только в магазинах, но и продаются в лотках, метро, на улице, в электричках, подземных переходах и т.д. Это свидетельствует о том, что на рынке книжной продукции для детей  существует достаточно жесткая конкуренция. Однако, несмотря на такое изобилие, выбрать хорошее литературное издание детям сейчас очень трудно. В борьбе за потребителя , стремясь сделать свой товар наиболее привлекательным, издатели придумывают и выпускают новые формы печатной продукции для детей, где собственно литература уходит на задний план и становится фоном для какой- либо другой  деятельности.

   Среди относительно новых жанров детских книг можно выделить книжки - игрушки, книжки-поделки и книжки задачники, книжки-раскраски.

Книжки-игрушки представляют собой печатные издания, в которые встроена какая-либо игровая «добавка», призванная сделать книжку более развлекательной и привлекательной. Наиболее распространенным вариантом такой добавки являются круглые глаза персонажей, внутри которых крутится подвижный зрачок. При переворачивании страниц, эти глаза меняют своего хозяина, но сами по себе не меняются. Еще один вариант такой игровой добавки – встроенное звуковоспроизводящее устройство. Например: нажмешь на картинку утенка – он начинает крякать. Иногда в книжку вставляют  какой-либо музыкальный инструмент, или машинку которые, могут быть косвенно связаны с её содержанием. Игровые добавки  могут иметь разнообразные варианты, но все они призывают ребенка к действию, а не к чтению книги. Малышу хочется попробовать, что «умеет» делать книжка. При этом её литературное содержание уже не важно. Понятно, что интерес к таким пробам, а значит и к самой книжке, быстро иссякает. Картинки- необходимая часть любой детской книжки. Это не просто иллюстрация, это средство проживания и присвоения текста. Но для этого картинка должна быть просто картинкой, а не предметом манипуляций. Если же иллюстрация призывает к действиям и уводит внимание ребенка от текста, это значит, что книжка уже не является книжкой, так и не став игрушкой.

Книжка-поделка – сочетание  литературы с продуктивной деятельностью. Это может быть раскрашивание, рисование, аппликация, конструирование на бумаге и прочее. По ходу чтения, ребенку предлагается  раскрасить по образцу не закрашенные картинки или дорисовать отсутствующие детали изображения. Бывает, что нужно наклеить недостающую часть, использовав наклейку или вырезав дополнительный лист из книги, а что еще хуже, вырезать из нижней части листа. Соответственно, ребенку приходится  в процессе знакомства со сказкой выбрать нужные части картинок и заполнить белые пятна. Таким образом, знакомство с текстом происходит  на основе незаконченных (ущербных ) картинок, либо восприятие подменяется аппликацией. Зачем надо соединять эти виды деятельности с восприятием литературы? Попытка объединения этих видов деятельности разрушает и то, и другое. Вместо того, чтобы «вжиться» в содержание сказки, представить и пережить описываемые события, ребенок начинает доделывать книжку. В то же время, он не может полностью погрузиться в продуктивную деятельность, поскольку это  не совсем его самостоятельная поделка, а все-таки книжка. Бережное отношение к книге, её целостность и сохранность всегда считались одной из составляющих воспитания читателя. Здесь же ребенку предоставляется полная свобода в обращении с книгой.

Книжки-задачники, а именно превращение художественной литературы для детей в дидактическое пособие по освоению каких-либо навыков. В традиционные сказки вставляются мало связанные с их содержанием задания, которые надо выполнить в процессе чтения. Например, в книжку про Красную Шапочку помещены задания по  определению времени отдельных событий. Пользуясь нарисованными на каждой странице часами, ребенок должен выяснить, как долго гуляли в лесу Красная Шапочка и волк, сколько было времени, когда волк начал есть бабушку и т.д. С точки зрения авторов ребенок не просто знакомится со сказкой, но и учится определять время. Конечно, это полезное умение, но при чем здесь Красная Шапочка?

  Все эти дополнительные элементы мешают восприятию текста. С точки зрения создателей подобных книжек введение  специальных заданий в известную сказку делает книжку развивающей. Так, сказка про репку, ничего не развивает, а та же сказка, в которой нужно измерить и сравнить рост персонажей, сразу же превращается в развивающую. При этом совершенно не принимается в расчет развивающее значение самой детской  художественной литературы. Герои детских сказок выступают для дошкольников как моральные эталоны, т.е. как общественно признанные носители положительных или отрицательных качеств. Дети воображают себя ими, берут на себя их роли, как бы перевоплощаются в них. Это очень важно для морального сознания и моральной саморегуляции, это формирует эмоциональное отношение к нормам поведения человека. Восприятие литературы имеет огромное значение для умственно-познавательного развития ребенка. Слушая текст, дошкольник должен представлять происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения. Это требует мысли, сосредоточенности и воображения, а значит и развивает все эти способности. Подмена другими видами деятельности не способствует переживанию и пониманию книжки. Необходимо оценивать и само содержание, и художественную форму текста, и оформление книги.

Основные рекомендации по выбору книг для детей дошкольного возраста.

2-3 года.

Большое значение имеет поэзия малых форм (фольклорная и авторская) – потешки, прибаутки, короткие стихи А.Барто, С.Маршака и др., народные сказки. Сказка должна быть простой, короткой, иметь понятный малышу  яркий сюжет. Большое значениедля понимания сказки малышами  имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дает детям чувство  своей осведомлённости и устойчивости окружающего мира, помогает не только запоминанию, но и проживанию, присвоению. Самые первые классические сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» построены на  повторении одних и тех же фрагментов. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо три сестры или три брата похожим образом испытывают своё счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.

4-5 лет.

В жизнь дошкольника входят авторские сказки – Ш. Перро, Х. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. При выборе конкретных книг этих авторов важно обращать внимание не только на оформление, но и на качество текста (т.е. перевода). Многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, словами, понятными только взрослым, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Всё это затрудняет понимание, а значит,  делает чтение скучным. Чтение сказки должно быть увлекательным и совершенно доступным детям, т.е. иметь простую лексику, короткие предложения, явную интригу (тайну, загадку, которая разрешается в конце). И, конечно же, каждую сказку надо читать не один, а несколько  раз, пока ребенок не усвоит её полностью. Ребенок снова и снова переживает знакомые уже события и не перестает волноваться за судьбу героев, радоваться счастливому концу. Всё это помогает почувствовать себя героем, утвердить, лучше осознать свое Я. Известно, что дошкольники находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя её главным героем, требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят словами героя, стараются во всем походить на него.

   Дошкольникам важно читать рассказы познавательного содержания – о животных, явлениях природы, приключениях и пр. Это возраст высокой познавательной активности. Вопросы «почемучек» поражают своей неожиданностью. Эти вопросы направлены в основном на выяснение закономерностей живой и неживой природы. При этом надо помнить, что дети познают мир в основном наглядно - образным путём. Они строят образы мира на основе своего опыта, связывают их. Поэтому им вовсе не обязательно давать научные понятия и естественно-научные обоснования устройства мира. Не стоит также перегружать детей анатомическими и физиологическими подробностями организма человека или животных (как это делается в некоторых современных изданиях). Достаточно просто связать интересующее явление с тем, что они уже знают и понимают.

   Книги для дошкольников должны быть обязательно с картинками. Они помогают проникнуть в содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультиков) позволяют «остановить мгновенье», еще раз вернуться к любимому эпизоду и самостоятельно  вспомнить, «про что было в книжке». Картинка в книжке не просто иллюстрация, это средство проживания и присвоения текста. Поэтому, выбирая книжку для ребенка, нужно обязательно оценить качество иллюстраций. Они должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми и в то же время условными.

   Важно, чтобы картинки располагались в нужном месте.  Дети, как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания происходящего. Поэтому картинки должны быть расположены рядом с тем текстом, который они иллюстрируют.

Литература:

  1. Е.О. Смирнова      «Полезные и бесполезные книжки для дошкольников»

журнал «Психолог в детском саду»  №4, 2008 г.  

               

  1. Электронный ресурс  www.yandex.ru

1 группа- 100 животных



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1391»

        

Консультация

Тема: «Как научить ребёнка цивилизованно выражать гнев»

         Категория участников: педагоги детского сада

        

Подготовила и провела

                                                                             педагог-психолог

                                                                 Высшей квалификационной категории

        Петухова  Н.А.

Москва 2013 г.

Цель: повышать психологическую культуру педагогов, способствовать профилактике возникновения конфликтных ситуаций.

Задачи:

              - вырабатывать умение  взаимодействовать  с воспитанниками, их родителями;

              - применять в рабочей деятельность различные варианты выхода из сложной      

                ситуации;

Ребенку с раннего детства внушают, что злиться нехорошо, потому, что человек, выражающий гнев, может не «вписаться»  в социум. В результате, вместо того, чтобы научиться проявлять свою злость адекватно, он привыкает подавлять её. А любое подавленное чувство рано или поздно выплёскивается наружу. И часто люди, которые сдержанно ведут себя в обществе, дома превращаются в огнедышащие вулканы. Чтобы избежать этого и сохранить здоровье детей, необходимо учить их правильно выражать  негативные эмоции и с наименьшими потерями  выходить из сложных ситуаций.

   Гнев- сильное и неоднозначное чувство. Считается, что злиться плохо, так как это приводит к дракам, обидам, ссорам. Однако существуют выражения «праведный гнев», «спортивная злость».

   Подобные переживания часто необходимы, чтобы справиться с трудной задачей или отстоять свое мнение.

   Гнев возникает в ответ на событие, которое человеку не нравится. Тогда происходят изменения на телесном уровне: повышается сердцебиение, мышцы напрягаются, дыхание становится учащённым. Маленькие дети начинают кричать, драться, бросаться предметами. Дети постарше начинают плеваться, обзываться. Подростки и взрослые часто сдерживаются и даже улыбаются несмотря на бушующие внутри эмоции, а могут вести себя как маленькие.

   Между тем известно, что гнев может иметь позитивный эффект – он мобилизует внутренние силы организма. Это нередко помогает преодолеть самого себя в трудной ситуации, защитить слабого. А спортсмены в таком состоянии даже ставят рекорды.

   Это не простое чувство – одно из базовых, полученных человеком в процессе эволюции. В животном мире гнев необходим, чтобы выжить, справиться с врагом, стать вожаком стаи. Однако в мире людей действуют другие законы.

   В норме к 7-8 годам большинство детей уже прекрасно понимают, что выражать свою злость в общественных местах не очень хорошо. Они уже прошли стадию ролевой игры (с 4 до 6-6,5 лет) и могут снять  лишнее напряжение через подвижные игры. Педагогически запущенные,  или не посещавшие дошкольное учреждение дети тоже могут вести себя не совсем адекватно.

  Обычно взрослые призывают детей вообще никогда не злиться  или никак не выражать  своих переживаний. И тогда всякий раз, когда ребенок испытывает гнев (а не испытывать его он не может – это физиологический механизм, запускающийся в любой ситуации, не удовлетворяющей человека), он думает, что с ним что-то не так, стыдится себя и, как следствие, еще больше злится.

Однако в зависимости от темперамента, личностных особенностей, а также стиля родительского воспитания одни люди злятся в основном на самого себя, а другие – исключительно на окружающих Что могут сделать родители и воспитатели, чтобы дети научились понимать причины своих переживаний и цивилизованно выражать гнев?

  1. Озвучить состояние ребенка. Это очень важно, т.к. ребенок учится распознавать свои чувства при  условии, что взрослые ему их называют. Начиная с 2-2,5 лет называние чувств ребенка, позволяет ему не ощущать себя плохим, когда с ним происходит то, что родителям не нравится. Он начинает понимать: « Если я в теле ощущаю то-то или то-то- значит я испытываю грусть, радость, удивление, страх и т.д. И тогда появляется выбор: можно выразить переживаемое разными способами. Если ребенок разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему ты злишься на что-то или на кого-то». Привыкший во всем обвинять других, скорее всего он опишет все в красках, какие  плохие люди его окружают. Ребенок, скрывающий переживания, может  сразу не признаться в том, что произошло. К сожалению, это часто случается из-за опасения, что родители осудят, поэтому придется приложить усилия, чтобы его разговорить.
  2. Присоединиться к чувствам ребенка. В большинстве случаев мы обходим этот важный момент и сразу начинаем давать советы. Потом удивляемся, что после наших советов слышим упрек вместо благодарности: «Ты меня не понимаешь!». Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка, мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться и открыться для конструктивного обсуждения. Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. Другой вариант поведения - искренняя вера в то, что жизнь теперь закончилась и выход только один - умереть. И то, и другое показатель  сильных переживаний. Взрослому в таких ситуациях стоит говорить, что они понимают сильные эмоции ребенка. Например: « Чувствуется что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей». Или: «Когда попадешь в неприятную ситуацию, да еще на виду у всех, то действительно хочется провалиться сквозь землю  раз и навсегда». Такими комментариями взрослые показывают ребенку, что они готовы выслушать и помочь и расширяют его представление о том, что конкретно стало причиной гнева. Ведь дети часто не понимают, что именно их так сильно разозлило. Желательно делать это в момент, когда ребенок успокоился.
  3.  Помочь ребенку выразить гнев адекватным способом. Еще раз отметим, что злость заложена в нас природой. Если её постоянно сдерживать, возникает плохое самочувствие, различные боли, ребенок становится плаксивым  или раздражительным. Поэтому важно вовремя освободиться от гнева и злости. Драка, ругань – запрещенные приемы. Но очень важно, чтобы было произведено реальное действие. Можно звуком или движением выразить злость, которую ребенок испытывает в данный момент. Пусть это будет дикий вопль, рычание, топанье ногами, и т. д. Рекомендуется  нарисовать свой гнев, а потом лист бумаги скомкать, порвать. Хорошо, если родитель сделает то же самое со своим ребенком. Если удастся искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится и будет готов подумать, как жить дальше.
  4.  Теперь стоит в спокойном тоне поговорить, что на самом  деле задевает ребенка. Ведь на самом деле почти всех детей толкают, обзывают, но не все от этого злятся. Обычно за такими эмоциями  стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение  сверстников и т. д. Выявив истинные мотивы, можно найти их способ удовлетворения. Например:  ребенок во время рисования  с силой швырнул рисунок на пол. Воспитатель: « Я вижу, ты сильно рассердился. Всегда неприятно сознавать, что у тебя не получается. Просто хочется взять этот рисунок и закинуть на Луну,  например. Дети, кто еще готов забросить  свой рисунок? Стройный хор голосов « Я! Я! Я!» «Давайте дружно вместе скажем: о-бид-но,  о-бид-но!» И вот уже кричат и топают все, даже у кого получалось. А теперь давайте поговорим. Все играли в компьютерные игры. Чтобы пройти каждый уровень, надо постараться. Понять правила, задачи. Если вы вдруг застряли на каком-нибудь уровне – это не значит что игра плохая, просто вы что-то не поняли.»

                 В каждой семье и в каждом классе, в каждой группе детского сада может быть свой  «законный»  способ проявления злости. Можно нарисовать карикатуры на обидчика,  или найти в нем что-то по-настоящему смешное и с юмором рассказать вечером маме. Или еще раз вспомнить ситуацию и придумать разные варианты ее завершения.

                  Если такой схемы придерживаться постоянно, то ребенок научится справляться  с гневом. А также он будет понимать, что с ним происходит и сумеет объяснить это вам. Сможет выражать злость приемлемыми способами, без вреда себе и окружающим. И что немаловажно, он усвоит для себя разные варианты выхода из сложной ситуации.      

Список используемой литературы:

  1. Аралова  М.А.  Справочник психолога ДОУ – М.. ТЦ Сфера,  2010.
  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.      – М.. «Эксмо» , 2004.
  3. Журнал «Справочник педагога-психолога»    - М.. МЦФЭР,  2012.

Приложение 1