Групповое занятие для младших подростков «Навыки общения»

Чудная Ирина Владимировна

Знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; осознание значения невербального общения; развитие базовых коммуникативных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoe_zanyatie_dlya_mladshikh_podrostkov.docx24.45 КБ
Файл obshchenie_-_kopiya.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие для младших подростков «Навыки общения»

Цель: знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; осознание значения невербального общения; развитие базовых коммуникативных умений.

1 Слайд

Как сказал один мудрец: «Общение – это умение говорить». Умеете ли говорить вы? Судя по нашему многолетнему общению вы все очень общительные люди, так как говорите много и практически всегда. А теперь давайте посмотрим на ваши результаты теста  и посмотрим насколько же вы общительные люди.

2 Слайд

Тест: «Какой я в общении?»

Поэтому внимательно прочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «да и нет», «нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не думайте над каждым вопросом. Еще раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно, так как это нужно прежде всего вам. А теперь сами вопросы.

  1. Много ли у тебя друзей?
  2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
  3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в общении с людьми?
  4. Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой?
  5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?
  6. Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
  7. Оказываешься ли ты в центре внимания в компании?
  8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
  9. Можешь ли ты свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих?

10. Способен ли ты договориться о чем-либо  с участниками разговора?

И. Умеешь ли в общении отстаивать свою точку зрения?

  1. Любишь ли ты обсуждать знакомых в их отсутствие?
  2. Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

Спасибо за искренность и откровенность!

Обработка результатов.

За каждый положительный ответ, т. е. «да», поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «да и нет» — 2 очка. За каждый отрицательный ответ «нет» — 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

Интерпретация результатов

От 30 до 39 очков. Ты человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми.

От 20 до 29 очков. Ты в меру общительный человек, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык.

До 20 очков. Ты человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество.

Результаты подтверждают мое первое впечатление о вас. Ведь правильное же утверждение - чем больше мы говорим,  тем лучше мы общаемся. Так? Или нет? Кто может сказать, что самое главное в общении я упустила? В чем суть общения?....

3 Слайд

О чем вам говорят фразы: «Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». «Человек первые годы жизни учится говорить -  всю остальную жизнь он учится молчать»?

Скажите мне, пожалуйста, действительно ли результаты нашего теста показывают, насколько вы общительны? Или они показывают, насколько вы являетесь болтунами и болтушками?

4 Слайд

Вам, наверное, знакома ситуация: все говорят одновременно (и ты тоже!), шумно, с увлечением, каждый — о своем, и друг друга не слушают. И в результате — никакого удовольствия от встречи. А это так обидно. Это пример непонимания в общении, неадекватного общения. Сейчас мы посмотрим еще примеры подобного общения.

5,6, 7, 8, Слайды

Вербальное и невербальное общение. Что это такое? Кто знает? Ваши варианты?

Вербальное общение – общение при помощи слов. Невербальное – вся информация, которую мы получаем о собеседнике без слов: это поза, мимика, интонация, жесты. Человек, у которого нет проблем с общением, очень наблюдателен и может без слов  по выражению лица своего собеседника понять, какое у того настроение, и возможно о чем тот думает. Сегодня мы посветим наше занятие невербальным компонентам общения.

  Невербальное общение. «Передай другому».

Дети сидят в кругу и по очереди, каждый без слов, передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать.

Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется, пока все не примут участие.

Обсуждение.

  • Легко или трудно было передавать предмет?
  • Кому легко?
  • А в чем были трудности?
  • Легко или трудно было отгадывать предмет?
  • Кому было легко?

 А в чем заключались трудности?

Наблюдательность  в общении. «Что помню?». 

1-2 человека

Один из детей (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего — как можно подробнее описать внешний вид загаданного. Когда описание будет закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. После этого кто-либо другой садится спиной к аудитории, загадывается новый человек и процедура повторяется. Смена водящего происходит еще несколько раз.

 Обсуждение.

  • Легко или трудно было описывать внешность?
  • В чем были трудности?
  • Почему?      
  • Что легче всего вспоминается?
  • Что труднее?
  • Кому было легко выполнять это упражнение?
  • Почему?

Умение слушать другого: «Спина к спине». Исключение невербального компонента.

Двое детей (две сестры) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 7 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение.

Дети делятся своими ощущениями.

  • Легко ли было вести разговор, когда исключена невербальная составляющая разговора?
  • Приведите пример недостаточности в интернет общении невербального компонента и его замены на картинку?
  • Что такое смайлик?
  • В чем были трудности?
  • Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.

А сейчас попробуем посмотреть, что же происходит с информацией при общении, когда мы принимаем на веру всякие слухи и сплетни?

 Точная передача информации. «Пересказ текста своими словами».

Люди сидят паровозиком на стульях друг за другом 5 человек один взрослый.  Ведущий предаёт последнему записку с текстом: «Обещают, этим летом будет хорошая погода, только август будет дождливым». Дети должны написать это сообщение своими словами перефразировать. Времени на обдумывание очень мало. Затем передать его на следующему впереди сидящему. Там опять перефразируют и передают дальше. Получив сообщение с последней парты, ведущий зачитывает своё сообщение и последнее получившееся.

Обсуждение.

  • Бывает ли так в жизни?
  • Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?

9 Слайд.

Общительный человек это не тот, кто много говорит, а тот, кто может выслушать, перевести фокус своего интереса с себя любимого на своего партнера по общению.

10, 11 Слайд

Памятка: как укреплять свою коммуникабельность (общительность)

  1. Серьезно ищите себе друзей.
  2. Открыто проявляйте интерес к другому человеку.
  3. Идите навстречу людям с открытым сердцем.
  4. Улыбайтесь до того, как начнете говорить.
  5. Спрашивайте других об их интересах.
  6. Сначала представляйтесь сами, называя свое имя.
  7. Задавайте человеку вопросы.
  8. Сами говорите меньше.
  9. Отвечайте на каждый заданный вам вопрос.
  10. Помогайте другим преодолевать трудности.
  11. Проявляйте сердечность.
  12. Будьте спокойны и невозмутимы.
  13. Будьте терпимы и оптимистичны.
  1. Говорите четко и членораздельно мелодичным голосом.
  2. Смотрите на человека заинтересованно.
  3. Проявляйте понимание.
  4. Внимательно слушайте собеседника.
  5. Запоминайте то, что говорил собеседник.
  6. Держите себя спокойно и уверенно.
  7. Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения.

12 Слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час в 7-м классе «Навыки общения» Провела: Чудная И.В. педагог-психолог Братовщинской СОШ

Слайд 2

Тест «Какой я в общении?»: Много ли у тебя друзей? Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей? Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в обще­нии с людьми? Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой? Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым? Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком? Оказываешься ли ты в центре внимания в компании? Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом? Можешь ли ты свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих? Способен ли ты договориться о чем-либо с участниками разговора? И. Умеешь ли в общении отстаивать свою точку зре­ния? Любишь ли ты обсуждать знакомых в их отсутствие? Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

Слайд 3

«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать» «Человек первые годы жизни учится говорить – всю остальную жизнь он учится молчать»

Слайд 4

Непонимание в общении

Слайд 5

Общительный человек это не тот, кто много говорит, а тот, кто может выслушать, перевести фокус своего интереса с себя любимого на своего партнера по общению.

Слайд 6

Памятка : как укреплять свою коммуникабельность (общительность) Серьезно ищите себе друзей. Открыто проявляйте интерес к другому человеку. Идите навстречу людям с открытым сердцем. Улыбайтесь до того, как начнете говорить. Спрашивайте других об их интересах. Сначала представляйтесь сами, называя свое имя. Задавайте человеку вопросы. Сами говорите меньше.

Слайд 7

Отвечайте на каждый заданный вам вопрос. Помогайте другим преодолевать трудности. Проявляйте сердечность. Будьте спокойны и невозмутимы. Будьте терпимы и оптимистичны. Говорите четко и членораздельно мелодичным голосом. Смотрите на человека заинтересованно. Проявляйте понимание. Внимательно слушайте собеседника. Запоминайте то, что говорил собеседник. Держите себя спокойно и уверенно. Крайне осторожно высказывайте свою точку зрения.

Слайд 8

Спасибо за внимание!