РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

Чудная Ирина Владимировна

Занятие разработано по программе "Жизненные навыки» Кривцовой С.В).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_k_shkolnoy_srede_pervoklassnikov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ:

 «ВРЕМЯ – ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВСТРЕЧ» (адаптированное по программе «Жизненные навыки» Кривцовой С.В).

Ц е л и:

  1. Снижение уровня тревожности.
  2. Формирование положительного отношения к школе, успешная школьная адаптация.
  3. Формирование адекватной самооценки.
  4. Проживание опыта самопринятия  и ощущения собственной значимости.

Задачи:

  1. помочь ребенку поближе познакомиться со взрослыми, работающими в школе, помочь сформироваться положительному отношению к этим людям, тем самым, уменьшив уровень тревожности первоклассника.
  2. Ориентация ребенка в школьном пространстве, идентификация в роли ученика
  3. Создание у ребенка комфортного и безопасного восприятия школьного пространства.
  4. помочь детям осознать свою значимость и уникальность с помощью методики направленного воображения, что  уменьшает уровень тревожности, повышает самооценку  и способствует формированию адаптации к школе.
  5. помочь ребятам с ориентировкой во времени, обратить внимание на то, почему важно приходить на встречу вовремя.

Материалы: материалы для изготовления «Олицетворенных часов»: заготовленные психологом фотографии учителей, технических работников, повара, т. е. всех, кого дети встречают в течение дня; фломастеры, большое полотно (лучше всего — квадратный кусок клеенки на тканевой основе), на котором нарисованы контуры огромного круглого циферблата, конверты по числу фотографий. Письмо от Лиса в конверте. Расслабляющая мелодия для направленного воображения.

Работа   группы

Разминка

Упражнение №1 «Общий ритм». Ведущий задает хлопками простой ритм (там-та-та-там). Сидящий слева подхватывает его (хлопки вдвоем), следующий фрагмент — второй ребенок (хлопки втроем) и так далее, пока весь круг не присоединится к заданному ритму.

       Упражнение №2   «Буду бравый я моряк» (На развитие крупной моторики и координацию движений).                

                                        Буду бравый я моряк –

Плавать буду я вот так.

Самолет мой МИГ иль ЯК

Полетит со мной вот так.

Быть водителем - пустяк,

Буду ездить я вот так.

В спорте буду я мастак

И на лыжах ездить так.

Для певца играть я в такт

На рояле буду так.

Маршируя, держат флаг

Все военные вот так.

Я волшебник буду – маг,

Заколдую всех вот так.

Фантазер я – не чудак!

Научусь  все делать - так!

Работа   по   теме   занятия

 1

Прочитайте фрагмент из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.

Обсудите прочитанный фрагмент. Спросите ребят, какие чувства он вызывает. О чем нас просит Лис?

-   Что Лис делает перед тем, как к нему придет его друг?

-   Как, по-вашему, Лис «готовит свое сердце»?

-   Что вы обычно чувствуете, когда на встречу с вами опаздывают? (Можно вспомнить опыт ожидания в детском саду, ожидание гостей ит. д.)

-   Умеете ли вы сами приходить вовремя?

2

Спросите ребят, что они делают, чтобы прийти вовремя? Какие приборы им помогают?

З

    Скажите: «Ребята, вот что я нашла сегодня перед дверью класса» — вы достаете большой конверт с письмом и свернутую клеенку с контурами «Олицетворенных часов». На конверте что-то написано.

РЕБЯТАМ ПЕРВОГО КЛАССА ОТ ЛИСА

Здравствуйте, дорогие ребята!

Когда я смотрю на вас, я удивляюсь тому, как каждый из вас чем-то напоминает мне моего друга — Маленького Принца. Кто-то так же, как он, любит задавать взрослым трудные вопросы, кто-то любит розы или предан только одному сердечному другу, как Маленький принц Розе. Кто-то дружит с животными, как он дружил со мной. Это грустная история, он покинул меня, и некоторые из вас знают, что это такое — потерять того, кому отдал свое сердце.

Но вы и отличаетесь от него. Маленький принц никогда-ни-когда не ходил в школу. Он совсем один путешествовал с одной планеты на другую и не был знаком ни с одной девочкой или мальчиком. Он был знаком с Летчиком — взрослым, который полюбил его.

Когда я смотрю на ваш класс, я удивляюсь, сколько взрослых любят вас и заботятся о вас. Они приходят в школу заранее и готовятся к вашему приходу. Знаете ли вы этих людей?

Дорогие мои, я желаю вам хорошо учиться и дружить. Помнить обо всех, кто готовит свое сердце к встрече с вами.

Ваш Лис

Начните создавать «Олицетворенные часы» (рассматривайте только учебное время — с 8 до 12 часов или, если у детей есть дополнительные занятия — до 15 часов).

Спросите ребят, в какое время они приходят в школу. Найдите на циферблате соответствующее место и отметьте его. Кого они встречают утром первым? Прикрепите приготовленную заранее фотографию этого работника школы. Спросите ребят, что им нравится в этом человеке, что он делает для них, как он к ним относится. Обсудите, с кем еще в течение дня они встречаются в школе. Прикрепляйте фотографии. Попросите рассказать, какие приятные воспоминания связаны у ребят с каждым из взрослых, изображенных на фотографиях.

После того как всем взрослым нашли место на циферблате, спросите ребят, что они поняли и почувствовали во время создания «Олицетворенных часов». Затем прикрепите рядом с каждой фотографией кармашек-конвертик.

Скажите следующее: «Хотя сейчас зима, по утрам не хочется вставать и выходить из дома, оказывается, в школе нас ждет много теплых встреч и добрых взрослых. Сейчас вы можете, если вам захочется, написать им добрые слова или нарисовать что-нибудь для них. Каждому взрослому в этой школе очень захочется услышать доброе слово от каждого из вас. Поэтому постарайтесь пожалуйста ребята!!»

Я - уникальный!

Инструкция. Какие самые-самые приятные слова ты слышал о себе самом за всю свою жизнь? Говорил ли кто-нибудь тебе, что ты особенный человек и неповторимая личность? Правильно ли будет сказать кому-либо: «Ты уникальный человек»? Как можно доказать уникальность и неповторимость каждого человека?

Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой адрес.

Включить музыкальные произведения. Грег Джой «Кельтская гитара»: Дикий Горный Тимьян, Леди Туманной Горы, Очарование.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь.

Ты знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звезды отличаются друг от друга по цвету, некоторые — по величине. Но каждый из нас несет в своей душе эту звезду, которая и делает его уникальным и неповторимым  человеком. Давай разыщем твою собственную звезду.

Может быть, эта особенная звезда находится в твоей го-лове. Возможно, она скрывается е твоем сердце, в животе или где-то еще. Как только ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними руку.

Подождите, пока дети подадут вам сигнал о том, что нашли свою чудесную звезду.

Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее лице? А может быть, ты видишь тихую и маленькую улыбку? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку.

Подождите, пока все дети не подадут этот сигнал.

Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. (Начните говорить более тихим и проникновенным голосом.) Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того как ты внимательно выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку.

Снова дождитесь, когда все дети подадут сигнал.

Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Сейчас аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, туда, где ты и разыскал ее. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: «Я уникальный и неповторимый человек!»

А теперь ты можешь потянуться, поочередно напрягая и расслабляя все мышцы твоего тела. Попрощайся со своей звездой и медленно открой глаза. Посмотри на всех окружающих тебя детей в классе и возвращайся к нам.

Анализ упражнения

— Где ты нашел свою особую звезду?

— Есть ли у нее имя?

— Тебе она нравится?

— Кто хочет может поделиться тем, что она ему сказала ?

— Теперь ты веришь в свою уникальность и особенность?  Как ты себя сейчас чувствуешь?