Рекомендации для родителей первоклассников. Родительское собрание по теме: " Психологическая готовность детей к школьному обучению".

Полакайнен Светлана Александровна

Цель родительского собрания: ознакомление родителей будущих первоклассников с понятием психологическая готовность к школьному обучению. Подготоить памятку для родителей первоклассников, содержащую конкретные рекомендации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для  родителей первоклассников

Поддержите в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы с которыми он встретится в школе. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учиться, у него не все сразу получается, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не упустите трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился») способны заметно повысить самооценку и интеллектуальные достижения человека. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. С поступлением в школу в  жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но оно не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игры.

Общее рекомендации для родителей:

1.Безусловно принимать ребенка - значит любить его просто так, за то, что он есть!

2. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом озвучить его чувство.

3. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

4. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе,                                                  о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

5. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, они должны быть гибкими, согласовываться между собой.

6.        Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Я рада тебя видеть, хорошо, что ты пришел, мне нравится, как ты…», «Как хорошо, что ты у нас есть…».

7.        Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше по 8 раз в день.

8.        Не забывайте, что младшей школьник должен спать не менее 10- часов, гулять не менее 3-х часов желательно прогулки днем и перод сном. Сидеть за уроками нужно не более 1,5 часов в день в начальной школе. При выполнении домашнего задания (уроков) 10-ти минутный перерыв необходимо делать каждые 20-30 минут для предотврвщения переутомления. В конце работы хвалите ребенка, чтобы сформировать у него чувство успеха.

9.        Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе- хвалите за готовый результат.

Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать родителям первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей. Запомните: родители лучше всех знают своего ребенка, а значит быстрее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи вам!          



Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ».

Автор-составитель педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС Кировского района Полакайнен С.А.

 

Собрание ориентировано на родителей будущих первоклассников, проводится в образовательном учреждении во второй половине марта месяца, желательно до подачи документов в школу.

Актуальность: в современных условиях развития общества проблема психологической готовности к школе стоит остро. Родители, в большей степени озабочены интеллектуальной составляющей готовности к школе - умением ребенка читать и считать, забывая о  том, что готовность к школе -это и физическая, нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. Приоритет в вопросе образования ребенка до школы должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители должны развивать любознательность и познавательную активность ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Цель: ознакомление родителей будущих первоклассников с понятием психологическая готовность к школьному обучению.

Задачи:

- привлечь родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе,

-определить, что входит в понятие «психологическая готовность к школе»,

-подготовить памятку для родителей первоклассников, содержащую конкретные рекомендации.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».

И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В.Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.).

  1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией, т.е. хотеть учиться. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок должен уметь контролировать свои эмоции. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

2.Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

-дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

-рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

-овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

-развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

3.Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Все, что говориться в семье о школе, должно вызывать положительные эмоции и как следствие, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала у ребенка живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Также в семье желательно совместное чтение художественной литературы, просмотр фильмов и телепередач о школе с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

Не нужно пугать детей школой, как следствием этого является отсутствие у детей желание учиться. Возможная причина нежелания учиться – влияние взрослых и старших детей, их отрицательное высказывание о школе. Для дошкольника большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партой, звонки, перемены, шк. форма, пенал, портфель и т.д. они имеют положительное значение, вызывая у ребенка желание учиться, изменять свое положение среди других.

Также, Вам, уважаемые родители, необходимо развивать тонкую моторику детей, что необходимо для формирования навыков письма. Для этого полезны занятия изобразительной, конструктивной деятельностью. С этой целью может быть рекомендовано застегивание – расстегивание пуговиц, кнопок и крючков.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает:

  • радостное ожидание начала обучения в школе;
  • принятие позиции школьника;
  • умение общаться с взрослыми, сверстниками;
  • умение входить в детское общество, действовать совместно с другими;
  • наличие запаса знаний об окружающем мире;
  • желание узнавать новое, любознательность;
  • умение организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок;
  • сформированность элементарных учебных навыков;
  • положительное отношение к целям деятельности, принятие их;
  • стремление преодолевать трудности в обучении;
  • стремление к достижению результатов своей деятельности;
  • развитие: сенсорное, образных представлений, памяти, мышления, речи;
  • способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением;
  • сформированность эмоциональных свойств личности: умение сочувствовать, сопереживать и др

Ребенка считают неготовым к школе, если он (Г. Акимова):

-настроен исключительно на игру,

-недостаточно самостоятелен,

-чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем ,

-не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию,

-мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.,

- имеет серьезные нарушения  речевого развития,

-не умеет общаться со сверстниками,

-не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

   

Показатели психологической готовности к школьному обучению:

-ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться,

-обладает достаточно развитыми познавательными способностями,

-умеет общаться в коллективе,

-адекватно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми,

-стремится к самосовершенствованию.

Для ребенка переход в школу - трудный и ответственный период жизни. От родителей требуется особое внимание. В семье сохраняйте доброжелательную обстановку проявляйте терпение и заботу. Родительское внимание в данный момент-самое сильное и действенное. Родителям необходимо помнить, что ребенок должен вести здоровый образ жизни, его не следует перегружать массой занятий, приводящих к переутомлению, ребенку необходимо соблюдать режим дня.

Не забывайте, что младшей школьник должен спать не менее 10-ти часов, гулять не менее 3-х часов желательны прогулки и днем и перед сном. Сидеть за уроками нужно на более 1,5 часов в день в начальной школе. При выполнении домашнего задания 10-ти минутные перерывы необходимо делать каждые 20-30 для предотвращения переутомления. В конце работы хвалите ребенка чтобы сформировать у него чувство успеха.

 

Памятка для родителей первоклассников помещается на информационном стенде в фойе образовательного учреждения.

Памятка для  родителей первоклассников

Поддержите в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы с которыми он встретится в школе. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учиться, у него не все сразу получается, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Не упустите трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился») способны заметно повысить самооценку и интеллектуальные достижения человека. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. С поступлением в школу в  жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но оно не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игры.

Общее рекомендации для родителей:

1.Безусловно принимать ребенка - значит любить его просто так, за то, что он есть!

2. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом озвучить его чувство.

3. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

4. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе,                                                  о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

5. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, они должны быть гибкими, согласовываться между собой.

6.        Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Я рада тебя видеть, хорошо, что ты пришел, мне нравится, как ты…», «Как хорошо, что ты у нас есть…».

7.        Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше по 8 раз в день.

8.        Не забывайте, что младшей школьник должен спать не менее 10- часов, гулять не менее 3-х часов желательно прогулки днем и перод сном. Сидеть за уроками нужно не более 1,5 часов в день в начальной школе. При выполнении домашнего задания (уроков) 10-ти минутный перерыв необходимо делать каждые 20-30 минут для предотврвщения переутомления. В конце работы хвалите ребенка, чтобы сформировать у него чувство успеха.

9.        Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе- хвалите за готовый результат.

Быть родителем - особое искусство. Хочется пожелать родителям первоклассников терпения, сил, радостных минут гордости за успехи и достижения своих детей. Запомните: родители лучше всех знают своего ребенка, а значит быстрее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи вам!