механизмы психологической защиты

для выступления перед педагогами, желающими разобраться, что такое "механизмы психологической защиты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_mekh-zmy_psikh_zashchity.pptx85.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 22 » Механизмы психологической защиты 1 часть выступление в рамках педсовета «Формирование культуры поведения у воспитанников детского дома» подготовила педагог-психолог О.А.Панченко 2013 г

Слайд 2

Если вспомнить, сколько препятствий встречаются ребенку на каждом шагу, не стоит удивляться, что его реакция на них не всегда адекватна… За каждым примером его неправильной реакции на окружающую обстановку кроется целый ряд попыток отреагировать правильно и преуспеть в жизни. А.Адлер

Слайд 3

Психологическая защита – по мнению отечественного исследователя Ф.В.Бассина , это нормальный, повседневно работающий механизм человеческого сознания, в основе которого, прежде всего, перестройка системы установок (отношений, восприятий, стиля поведения), направленная на устранение чрезмерного эмоционального напряжения и предотвращающая дезорганизацию поведения.

Слайд 4

Основная задача психологической защиты, по мнению Анны Фрейд, - ослабление внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия.

Слайд 5

Свой страх человек может выражать разными способами: - посредством психических перестроек ( защитные механизмы ); - посредством телесных нарушений-дисфункций (психосоматические симптомы); - в форме изменения способов поведения ( защитные реакции – у детей это отказ, активный и пассивный процесс, борьба, истерика, имитация, переключение на другое, объяснение ).

Слайд 6

Основная задача психологической защиты, по мнению Анны Фрейд, - ослабление внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия.

Слайд 7

Структура личности по З.Фрейду: «Оно» «Я» « Сверх-Я »

Слайд 8

Контроль над широким классом аффективных состояний осуществляется в соответствии с усвоенными социально заданными нормами и особенностями личностного профиля индивида посредством интеллектуальных стратегий (контролей) вырабатываемых индивидом.

Слайд 9

На формирование структуры психологической защиты влияет: - закономерность созревания различных психических структур и их готовность включения в защиту; - последовательность прохождения травмирующего сигнала от чувствительного входа до двигательного выхода и возможность его защитного преобразования на каждом этапе; - структура влияния социальной среды; - свойства личности ребенка, отклонением которых определяется первичная структура защиты.

Слайд 10

РАЗЛИЧАЮТ: профилактическую, нормальную патологическую психологическую защиту при неадекватных формах адаптации

Слайд 11

РАЗЛИЧАЮТ: конструктивные деструктивные меры защиты

Слайд 12

РАЗЛИЧАЮТ: осознанные неосознанные меры защиты

Слайд 13

Для нашей работы важно рассматривать психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической (внутренней) адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации (Р.М.Грановская, И.М.Никольская).

Слайд 14

Механизмы психологической защиты являются производными эмоций, а эмоции определяются как базисные средства адаптации.

Слайд 15

Выделяют 4 основные базисные потребности : - в безопасности (временность); - в свободе и автономии (иерархия); - в успехе и эффективности (территориальность); - в признании и самоопределении (идентичность).