Коммуникативные ууд. Методики и результаты исследования

Русских Евгения Николаевна

Материалы выступления на семинаре: "Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_uud.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные универсальные учебные действия

    Известно, что хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далёк от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.

    Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    При поступлении в школу ребёнок имеет определённый уровень развития общения. В состав базовых предпосылок  входят следующие компоненты:

- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнёра по общению;

- умение слушать собеседника

Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т.е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов.

     В соответствии с этими положениями были выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как условие интериоризации.

Базовые виды коммуникативных ууд

1. Коммуникация как взаимодействие

    (интеракция). Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.

2.  Коммуникация как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

3. Коммуникация как условие интериоризации

   Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям),  способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

   Обследование коммуникативных навыков

   Тест К.Томаса ( в адаптации Н.В.Гришиной) 

 

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

 

 Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия

Методика проведения обследования.
Детям даётся задание совместного рисования общего рисунка на одном листе. Психолог раздаёт детям по одному стандартному листу бумаги  и по одному карандашу разного цвета. У каждого ребёнка только один карандаш любого цвета. Таким образом получится рисунок, выполненный двумя цветами.

Инструкция. Постарайтесь нарисовать один общий на двоих рисунок, не разговаривая при этом. Представьте, что у вас во рту водичка, и, если вы заговорите, то она выльется и испортит ваш рисунок.

  • 1. Высокий -  сотрудничество ( Участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Рисование приносит удовлетворение и доставляет удовольствие обеим ребятам, в результате получается  рисунок с совместным сюжетом).
  • 2. Средний приспособление и компромисс ( Принесение в жертву своих интересов  ради другого, уступка пространства , невозможность нарисовать по своему замыслу. Рисунок показывает способность ребёнка  уступать , если это необходимо, и обозначить( ненавязчиво) свою позицию);
  • 3. Низкий -избегание (Для него характерно отсутствие тенденции к достижению своих целей. В рисунке выражено отделение своего сюжета от сюжета партнёра, нежелание контакта , уход от партнёра в пространстве листа ( рисунок сам по себе).

Результаты исследования коммуникативных навыков

Тест К.Томаса (в адаптации Н.В.Гришиной)

классы

Уровни  (%)

Высокий

Средний

Низкий

2012-13

1-е

49

38

14

2-е

87

13

0

3-и

84

13

3

2011-12

1-е

56

28

16

2-е

62

31

8

Методика «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)

  • Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции  собеседника (партнёра) 

  • Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия

Задания

1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребёнка.)Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.

    Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не обарачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Доторонуться до его левой ноги. Правой.

3. На столе перед ребёнком лежит монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребёнку. Карандаш слева или справа? А монета?

4. Ребёнок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой руке или в правой? А карандаш?

1. Высокий -  четыре задания ребёнок выполняет правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

2. Средний – правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребёнок правильно определяет стороны относительно своей позиции. Но не учитывает позиции партнёра.

3. Низкий – ребёнок отвечает  неправильно во всех четырёх заданиях.

Результаты исследования коммуникативных навыков 

Методика «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)

классы

Уровни  (%)

Высокий

Средний  

Низкий

2012-13

1-е

64

28

7

2011-12

1-е

72

28

-

 

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы