ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»
Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Педагог-психолог:
Подсекина О.В.
п.Вычегодский
Пояснительная записка
Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников.
Проблема эмоционального развития и воспитании детей с нарушенным слухом нашла отражение в работах Г. Л. Выгодской, С. А. Зыкова, Е. И, Исениной, Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозовой, М. И. Никитиной, В. Петшака, О. И. Кукушкиной, Е. Г. Речицкой, Т.М. Грабенко и др. Нарушение слуха уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей.
Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. В обычных условиях детям нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Трудности вербализации осознанных эмоциональных переживаний приводят к снижению их дифференциации и обобщения, что объясняет часто возникающие сложности в социализации детей с нарушением слуха. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.
Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению. У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий.
В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость формирования эмоций в этом возрасте, ибо недостатки эмоционального воспитания еще более трудновосполнимы, чем недочеты в умственном развитии.
Словесные обозначения определенных эмоций глухие младшие школьники используют лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определить причину возникновения каких-либо эмоций детям очень трудно, обычно они отчетливо называют лишь внешние выраженные обстоятельства.
Итак, особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека. Эмоциональному развитию детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции. В работе над эмоциональной сферой важно учитывать возрастную динамику формирования модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка.
Целью программы является – развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников от 7-10 лет.
Задачи программы:
- Познакомить детей с основными эмоциями - радость, удивление, грусть, гнев (злость), страх, стыд.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.).
- Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
- Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
- Формировать умение устанавливать контакты.
- Повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Формировать позитивное отношение к другим.
Организация занятий
Занятия проводятся с группой, состоящей до 7 человек, 1 раза в месяц. Длительность одного занятия — 30 минут в течение учебного года. Занятия проходят в кабинете педагога-психолога.
Правила проведения занятий
- Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей.
- Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
- Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься.
- Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
- Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
- Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.
Правила групповой работы
- Обучающиеся рассаживаются по кругу.
- Каждому предоставляется возможность участвовать.
- В каждый момент времени может говорить только один человек, можно по очереди.
- Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок.
- Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать.
- Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной информацией.
Методы и техники, используемые в программе:
В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:
- Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения. - Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях. - Функциональная музыка (для слабослышащих обучающихся).
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание. - Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов. - Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. - Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Программа базируется на следующих принципах:
- Уважительное, доброжелательное отношение к детям и детским потребностям. Не допускаются малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
- Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его самоценность, значимость, уникальность.
- Недопустимы эгоистичная позиция, упреки, порицания за неудачу.
- Занятия проходят в игровой форме, что отвечает потребностям ребенка.
- Успех переживается ребенком как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка малейшего достижения ребенка.
- Организация занятий должна соответствовать чувству безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему дети имеют возможность свободно выражать свои эмоции и чувства.
- Постепенность развивающего процесса, не предпринимая попыток его ускорить, так как у каждого ребенка свой срок и час постижения.
- При достижении положительных результатов, хороших владений игрой, приветствуется усложнения, добавление более сложных упражнений и игр.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в процессе реализации программы, знания, полученные детьми на занятиях, дадут представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным и адаптированным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам, они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе, помогут более успешной социализации.
Диагностический срез осуществляется при помощи методик:
- Проективная методика «Несуществующее животное».
- Тест «Лесенка».
- Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
- Исследование социальных контактов – Социометрия.
- Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой на эмоциональное состояние.
- Экспресс-диагностика уровня развития обучающихся.
Литература
- Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
- Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред.учеб. заведений/ И. В. Дубровина, Е. Е. данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной.// – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
- Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
- Петшак, В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи // Дефектология. 1990. №6.
- Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом./ Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина.// Методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с. (Развитие и коррекция.)
Планирование работы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников (1-4 классы) на 13-14 уч.г.
Сроки проведения | Тема занятия, направления работы | Цели занятия | Содержание работы |
Сентябрь | Диагностическое занятие Комплексная диагностика уровня актуального развития. | Выяснить уровень развития обучающихся. | Экспресс-диагностика уровня развития. Результаты отображаются в картах развития в разделах «Психологическая информация» и «Рекомендации специалистов». |
Октябрь | «Мое имя» | Знакомство с основными правилами на занятиях. Формировать позитивное отношение к своему «Я». Развивать внимание, наблюдательность. Учить принимать друг друга. |
|
Ноябрь | «Удивительный мир эмоций и чувств» | Ознакомление обучающихся с разными эмоциями. Развивать умения правильно выражать свои чувства, эмоции посредством мимики. Развитие мелкой моторики. Снятие психомышечного напряжения. |
|
Декабрь | «Доверие» | Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений. Выделять уникальность каждого. Учить распознавать эмоции злости, обучать приемам регуляции и саморегуляции. Выход негативных эмоций посредством игр. Продолжать учить передавать заданное эмоциональное настроение, используя различные выразительные средства. |
|
Январь | «Волшебный сон» | Тренировать владеть своими эмоциями, учить произвольности. Выход негативных эмоций посредством игр. Продолжать учить передавать заданное эмоциональное настроение, используя различные выразительные средства. Снятие телесных барьеров. Развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения. Снятие психического напряжения методом релаксации. |
|
Февраль | «Мое настроение» | Развитие внимания, наблюдательности. Развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии. Повышение уровня самооценки, умение хвалить себя и других, радоваться за других. Развитие умения передать свое настроение через рисунок. |
|
Март | «Наши чувства» | Создание непринужденной психологической обстановки. Продолжать знакомство с разными эмоциями, чувствами людей. Определение по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развитие умения осознавать эмоцию. Формирование умения понимать эмоции свои и окружающих людей. Развитие дружеских отношений между детьми, находить контакт друг с другом. |
10. Ритуал прощания. |
Апрель | «Хорошие и плохие чувства» | Закрепление знаний об эмоциях и чувствах. Умение распознавать положительные и отрицательные эмоции. Тренировать умения владеть собой. Развитие внимательности и наблюдательности. Снижение агрессии, гиперактивности. | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнение «Вежливые и добрые слова». 3. Разложи эмоции на хорошие и плохие. 4. Кубик эмоций. 5. Игра «Подушечные бои». 6. Игра «Веселые ладошки: кричалки, шепталки, молчалки». 7. Игра «Передай мяч тому, кто смотрит в глаза». 8. Упражнение «Солнце, дождь и ветер». 9. Упражнение «Пожелания». 10. Рефлексия. |
Май | Диагностическое занятие | Выявление динамики в развитии эмоционально-волевой сфере. | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнение «Назови эмоцию». 3. Кубик эмоций. 4. Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой на эмоциональное состояние по цветовому выбору Люшера. 5. Выставка рисунков. 6. Ритуал прощания. |