ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

Подсекина Ольга Владимировна

Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагог-психолог:

Подсекина О.В.

п.Вычегодский

Пояснительная записка

 Для решения основных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития младших школьников.

Проблема эмоционального  развития и воспитании детей с нарушенным слухом нашла отражение в работах Г. Л. Выгодской, С. А. Зыкова, Е. И, Исениной, Б. Д. Корсунской, Н. Г. Морозовой, М. И. Никитиной, В. Петшака, О. И. Кукушкиной, Е. Г. Речицкой, Т.М. Грабенко и др. Нарушение слуха уже в младенческом возрасте вызывает дефицит эмоционального общения, который со временем нарастает и отрицательно сказывается на развитии эмоционально-нравственной сферы детей.

Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. В обычных условиях детям нарушениями слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации. Трудности вербализации осознанных эмоциональных переживаний приводят к снижению их дифференциации и обобщения, что объясняет часто возникающие сложности в социализации детей с нарушением слуха. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению. У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий.

В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость формирования эмоций в этом возрасте, ибо недостатки эмоционального воспитания еще более трудновосполнимы, чем недочеты в умственном развитии.

Словесные  обозначения определенных эмоций глухие младшие школьники используют лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определить причину возникновения каких-либо эмоций детям очень трудно, обычно они отчетливо называют лишь внешние выраженные обстоятельства.

Итак, особенности эмоционального развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека. Эмоциональному развитию детей следует уделять специальное внимание. Необходимо учить их понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции. В  работе над эмоциональной сферой важно учитывать возрастную динамику формирования модального ряда эмоций при нормальном развитии ребенка 

Целью программы является – развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников от 7-10 лет.

Задачи программы:

  1. Познакомить детей с основными эмоциями - радость, удивление, грусть, гнев (злость), страх, стыд.
  2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  3. Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.).
  4. Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
  5. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
  6. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
  7. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
  8. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
  9. Формировать умение устанавливать контакты.
  10. Повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
  11. Развивать умение слушать и понимать других.
  12. Формировать позитивное отношение к другим.

Организация занятий


Занятия проводятся с группой, состоящей до 7 человек, 1 раза в месяц. Длительность одного занятия — 30 минут в течение учебного года. Занятия проходят в кабинете педагога-психолога.

Правила проведения занятий

  1. Самое главное условие эффективности таких занятий — добровольное участие в них детей.
  2. Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.
  3. Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься.
  4. Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.
  5. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).
  6. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.

Правила групповой работы        

  1. Обучающиеся рассаживаются по кругу.
  2. Каждому предоставляется возможность участвовать.
  3. В каждый момент времени может говорить только один человек, можно по очереди.
  4. Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок.
  5. Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать.
  6. Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной информацией.

Методы и техники, используемые в программе:


В программу включено много полифункциональных упражнений, которые, с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:

  1. Релаксация.
    Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
  2. Концентрация.
    Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
  3. Функциональная         музыка (для слабослышащих обучающихся).
    Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
  4. Игротерапия.
    Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
  5. Телесная         терапия.
    Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
  6. Арт-терапия.
    Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Программа базируется на следующих принципах:

  1. Уважительное, доброжелательное отношение к детям и детским потребностям. Не допускаются малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
  2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его самоценность, значимость, уникальность.
  3. Недопустимы эгоистичная позиция, упреки, порицания за неудачу.
  4. Занятия проходят в игровой форме, что отвечает потребностям ребенка.
  5. Успех переживается ребенком как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка малейшего достижения ребенка.
  6. Организация занятий должна соответствовать чувству безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему дети имеют возможность свободно выражать свои эмоции и чувства.
  7. Постепенность развивающего процесса, не предпринимая попыток его ускорить, так как у каждого ребенка свой срок и час постижения.
  8. При достижении положительных результатов, хороших владений игрой, приветствуется усложнения, добавление более сложных упражнений и игр.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в процессе реализации программы,  знания, полученные детьми на занятиях, дадут представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным и адаптированным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам, они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе, помогут более успешной социализации.

Диагностический срез осуществляется при помощи методик:

  1. Проективная методика «Несуществующее животное».
  2. Тест «Лесенка».
  3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. 
  4. Исследование социальных контактов – Социометрия.
  5. Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой на эмоциональное состояние.
  6. Экспресс-диагностика уровня развития обучающихся.

Литература

  1. Грабенко, Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция./ Т. М. Грабенко., И. А. Михаленкова. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
  2. Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред.учеб. заведений/ И. В. Дубровина, Е. Е. данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной.// – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
  3. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  4. Петшак,  В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи // Дефектология. 1990. №6.
  5. Речицкая, Е. Г., Кулигина, Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом./ Е. Г. Речицкая,ю Т. Ю. Кулигина.// Методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с. (Развитие и коррекция.)


Планирование работы по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников (1-4 классы) на 13-14 уч.г.

Сроки проведения

Тема занятия, направления работы

Цели занятия

Содержание работы

Сентябрь

Диагностическое занятие

Комплексная диагностика уровня актуального развития.

Выяснить уровень развития обучающихся.

Экспресс-диагностика уровня развития. Результаты отображаются в картах развития в разделах «Психологическая информация» и «Рекомендации специалистов».

Октябрь

«Мое имя»

Знакомство с основными правилами на занятиях.

Формировать позитивное отношение к своему «Я».

Развивать внимание, наблюдательность.

Учить принимать друг друга.

  1. Ритуал приветствия «Поздороваемся по-разному».
  2. Игра «Мое имя».
  3. Игра «Назови свое имя ласково».
  4. Игра «Я люблю…. Я не люблю….».
  5. Рисование «Автопортрет».
  6. Игра «Будем хлопать и топать».
  7. Ритуал прощания.

Ноябрь

«Удивительный мир эмоций и чувств»

Ознакомление обучающихся с разными эмоциями.

Развивать умения правильно выражать свои чувства, эмоции посредством мимики.

Развитие мелкой моторики.

Снятие психомышечного напряжения.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра на разогрев «Встаньте те, кто…».
  3. Упражнение «Наши эмоции».
  4. Упражнение «Изобрази разные состояния»:
  • Улыбнись как…
  • Рассердись как…
  • Как боится зайчик.
  • Как плачет дождик.
  • Как устала кошечка.
  1. Игра «Лягушки на кочках».
  2. Рисование «Выбери и нарисуй эмоцию».
  3. Ритуал прощания.

Декабрь

«Доверие»

Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений.

Выделять уникальность каждого.

Учить распознавать эмоции злости, обучать приемам регуляции и саморегуляции.

Выход негативных эмоций посредством игр.

Продолжать учить передавать заданное эмоциональное настроение, используя различные выразительные средства.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Назови эмоцию».
  3. Разрезные картинки из 4-6 частей «Сложи эмоцию».
  4. Игра «Обзывалки».
  5. Подвижная игра «Бой подушками».
  6. Игра на доверие «Поймай меня».
  7. Игра на успокоение и контакт между детьми «Расти мой цветочек».
  8. Релаксационное упражнение «Сон феи».
  9. Упражнение «Похвала».
  10. Ритуал прощания.

Январь

«Волшебный сон»

Тренировать владеть своими эмоциями, учить произвольности.

Выход негативных эмоций посредством игр.

Продолжать учить передавать заданное эмоциональное настроение, используя различные выразительные средства.

Снятие телесных барьеров.

Развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения.

Снятие психического напряжения методом релаксации.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра на разогрев «Снежный ком».
  3. Упражнение «Угадай эмоцию».
  4. Изобрази:
  • как сердится туча.
  • хитрую лису.
  • злого волка.
  • добрые объятия.
  1. Игра подвижная «Снежки».
  2. Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся».
  3. Релаксационное упражнение «Сон феи».
  4. Нарисуй доброе животное.
  5. Ритуал прощания, рефлексия.

Февраль

«Мое настроение»

Развитие внимания, наблюдательности.

Развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Повышение уровня самооценки, умение хвалить себя и других, радоваться за других.

Развитие умения передать свое настроение через рисунок.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Как зовут маму (папу)».
  3. Игра на ловкость и внимание «Поймай игрушку».
  4. Упражнение «Солнце, дождь и ветер».
  5. Игра «Узнай меня».
  6. Упражнение «Мое настроение».
  7. Рисунок своего настроения.
  8. Упражнение «Похвала».
  9. Ритуал прощания, рефлексия.

Март

«Наши чувства»

Создание непринужденной психологической обстановки.

Продолжать знакомство с разными эмоциями, чувствами людей.

Определение по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развитие умения осознавать эмоцию.

Формирование умения понимать эмоции свои и окружающих людей.

Развитие дружеских отношений между детьми, находить контакт друг с другом.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Игра на разогрев «Найди свою обувь».
  3. Упражнение «Вспомни и назови эмоцию».
  4. Рассмотри картинку, какие чувства у героев?
  5. Игра «Кубик эмоций».
  6. Разрезные картинки «Сложи эмоцию».
  7. Игра «Веселые ладошки: кричалки, шепталки, молчалки».
  8. Упражнение – этюд «Изобрази чувства».
  9. Упражнение «Похвала».

10. Ритуал прощания.

Апрель

«Хорошие и плохие чувства»

Закрепление знаний об эмоциях и чувствах.

Умение распознавать положительные и отрицательные эмоции.

Тренировать умения владеть собой.

Развитие внимательности и наблюдательности.

Снижение агрессии, гиперактивности.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Вежливые и добрые слова».

3. Разложи эмоции на хорошие и плохие.

4. Кубик эмоций.

5. Игра «Подушечные бои».

6. Игра «Веселые ладошки: кричалки, шепталки, молчалки».

7. Игра «Передай мяч тому, кто смотрит в глаза».

8. Упражнение «Солнце, дождь и ветер».

9. Упражнение «Пожелания».

10. Рефлексия.

Май

Диагностическое занятие

Выявление динамики в развитии эмоционально-волевой сфере.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Назови эмоцию».

3. Кубик эмоций.

4. Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой на эмоциональное состояние по цветовому выбору Люшера.

5. Выставка рисунков.

6. Ритуал прощания.