Личностные ууд. Методики и результаты исследования

Русских Евгения Николаевна

Материалы выступления на семинаре:"Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnye_uud_-_doklad.docx621.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ.

ДИАГНОСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материалы выступления на  семинаре:
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

Методики, используемые в работе:

  • Рисуночный тест  «Что мне нравится в школе»
  • Методика «Определение уровня школьной мотивации»
  • Методика ранжирования «Мотивы учебной деятельности»

Рисуночный тест «Что мне нравится в школе»»

  • Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
  • Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности;

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности;

Уровни оценивания

  • Высокий уровень - такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой  требования. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.

J:\фото что мне нравится в школе\IMG_0987.JPG

  • Внешняя мотивация – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации.

J:\фото что мне нравится в школе\IMG_0978.JPG

  • Низкий  уровень - подобные школьники посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты. 

J:\фото что мне нравится в школе\IMG_0989.JPG

Сводная таблица результатов выполнения задания
по методике «Что мне нравится в школе»
учащимися 1-а, 1-б и 1-в классов (сентябрь 2012г.)

КЛАССЫ

УРОВНИ (%)

Высокий

Внешняя мотивация

Низкий

1-а

42

58

0

1-б

29

71

0

1-в

21

75

4

итого 

31 

68 

1

Методика «Определение уровня школьной мотивации» (Н. Г. Лусканова)

  •   Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
  •   Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к обучению в школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. 

Ученик должен ответить на вопросы:

1. Тебе нравится в школе ?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу ?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Уровни оценивания:

  • 1. Высокий -  Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами. Содержательная мотивация. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
  • 2. Средний - Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание    школьно-учебной действительности. Формальная мотивация. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
  • 3. Низкий - Отрицательное отношение к школе и поступлению в неё. Негативная мотивация. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

Сводная таблица результатов выполнения задания
по методике «Определение уровня школьной мотивации»
(Н. Г. Лусканова)
 учащимися 2-а, 2-б и 2-в классов (сентябрь 2012г.)

КЛАССЫ

УРОВНИ%

Высокий

Средний

Низкий

2-а

67

21

12

2-б

58

25

16

2-в

52

35

12

итого 

59

27

13

Методика ранжирования
«Мотивы учебной деятельности»

  • Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности. 
  • Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Инструкция: на предоставленном бланке есть 14 ответов на вопрос: «Почему я учусь?». Ваша задача присвоить каждому утверждению соответствующее место с 1-го по 14-е, то есть на первом месте должен оказаться наиболее значимый для вас ответ, на втором – чуть менее значимый и т.д. до 14-го места.
 

место

ПОЧЕМУ Я УЧУСЬ? Это мои причины

1

Учусь, потому что на уроках интересно.

2

Учусь, потому что заставляют родители.

3

Учусь, потому что нравится получать хорошие отметки.

4

Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии.

5

Учусь, потому что в наше время учатся все незнайкой быть нельзя.

6

Учусь, чтобы похвалил учитель.

7

Учусь, чтобы завоевать авторитет у товарищей по учёбе, чтобы уважали одноклассники.

8

Учусь, потому что нравится узнавать что-то новое.

9

Учусь, потому что нравится учитель (по каким-то предметам).

10

Учусь, потому что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

11

Учусь, потому что хочу больше знать.

12

Учусь, потому что люблю думать, мыслить, соображать.

13

Учусь, чтобы моя учёба радовала моих родителей.

Результаты диагностики

  • 3-а - Ведущими мотивами у учеников 3-а класса являются мотив процесса учёбы(27%), содержания учёбы(14%) и прагматический (20%).
  •  3-б - Ведущими мотивами у учеников 3-б класса являются прагматический(25%), содержания учёбы(25%) и процесса учёбы (16%).

 3-в - Ведущими мотивами у учеников 3-в класса являются содержания учёбы (35%), процесса учёбы(24%) и прагматический(23%).

Сводная таблица результатов выполнения задания
по методике ранжирования «Мотивы учебной деятельности» учащимися  3-а, 3-б и 3-в классов (сентябрь 2012г.)

КЛАССЫ

Уровни в %

МОТИВ ПРОЦЕССА УЧЁБЫ

МОТИВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЁБЫ

ПРАГМАТИЧЕСКИЙМОТИВ

3-а 

27

14

20

3-б 

16

25

25

3-в 

24

35

23

ИТОГО

22

25

23