Диагностика и консультирование. Стратегии выбора профессии. Слагаемые успеха.

Серегина Анна Сергеевна

Тема. Диагностика и консультирование.

Стратегии выбора профессии. Слагаемые успеха.

  (Слайд №1)  

                Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Для этого необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а так же учитывать требования профессии и ситуацию на рынке труда.

                В подростковом возрасте идет интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте активно формируются и развиваются межличностные коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Это возраст повышенной интеллектуальной активности. Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов и происходит личностное самоопределение, необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии.

 

(Слайд №2)

                Яркость, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются только в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.

 

(Слайд № 3)

Анкета. 8 и 9 класс

8 класс

Вы уже выбрали профессию?

Да –  (40%)

              Нет –  (60%)

Что вы знаете о своей будущей профессии?

  – где можно получить эту профессию – 85%

 - предмет, содержание, условия труда -  80%

Что мешает выбрать профессию?

- плохо знаю мир профессий – 30%

- плохо знаю свои возможности – 30%

- еще не думал о выборе профессии – 15%

 

9 класс

Вы уже выбрали профессию?

Да – (55%)

              Нет –  (45%)

Что вы знаете о своей будущей профессии?

спрос на эту профессию на рынке труда - 80%

 где можно получить эту профессию – 85%

профессионально важные качества – 50%

 

Что мешает выбрать профессию?

– не могу выбрать из нескольких вариантов  -85%

- еще не думал о выборе профессии – 5%

 

 

Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.

 ( Слайд №4)

Цели учащегося должны быть:

- конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить  коттедж, стать крутым бизнесменом, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.)

- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию)

- ограниченными во времени (цель это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку)

 

(Слайд № 5)

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

 

(Слайд №6)

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.

При планировании профессиональной карьеры учащегося необходимо выделить следующие моменты:

- главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть)

- цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, место учебы, работы)

- пути и средства достижения целей (знания и умения)

- внутренние условия (способности, сила воли, здоровье)

 

(Слайд №7)

Если  цель учащегося – выбор профессии  соответствует его возможностям и потребностям,  следует задать ему следующие вопросы:

- на какой уровень образования он может рассчитывать (высшее, среднее  специальное), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения, склонности

- каким должно быть содержание профессии, чтобы учащемуся было интересно работать

- какое материальное вознаграждение он хочет получить за свой труд

- какой образ жизни он хочет вести (напряженный или свободных график работы)

 

 

 

(Слайд №8)

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

- учащиеся должны обладать набором профессионально важных качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

- эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда

- будущая работа должна быть в радость, а не в тягость

 

 

Представим эти условия в виде трех окружностей «МОГУ», «НАДО», «ХОЧУ» и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

 

1 вариант     (Слайд №9)

Требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников, только они об этом не знают.

 

2 вариант (Слайд №10)

Требования рынка, возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый,  потому что можно найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

 

3 вариант  (Слайд №11)

Счастливое совпадение требований на рынке труда, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

 

(Слайд №12)

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физики Лев Ландау.

 

Интересы различаются по содержанию (интерес к литературе, музыку, технике, моделированию одежды и т.д.) по глубине, по длительности.

Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивы и глубоки, зато у холериков и сангвиников интересы шире.

 

(Слайд №13)

Известны случаи, когда интересы ребенка  шли вразрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», - стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза.

Большинство великих людей – ученые, писатели, композиторы, художники – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изо. Но интерес возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которые психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

 

Определить интересы учащихся помогают психологические методики по профориентации.

В своей работе с учащимися я использую методики Г.В. Резапкиной.

(Слайд № 14)

1.       Методика «Профиль»

 

8 класс

9 класс

Физика и математика

11

15

Химия и биология

9

10

Радоитехника и электроника

16

18

Механика и конструирование

6

8

География и геология

11

10

Литература и искусство

16

18

История и политика

9

12

Педагогика и медицина

4

6

Предпринимательство и домоводство

16

20

Спорт и военное дело

18

22

Нет ярко выраженного интереса

16

3

 

(Слайд №15)

2.       Опросник профессиональных предпочтений.

 

8 класс

9 класс

Практический

32

35

Интеллектуальный

15

20

Социальный

18

15

Стандартный

23

25

Предпринимательский

37

35

Артистический

32

20

 

Практический. Они больше ориентированы на практическую работу, общение с людьми, формулировку и изложение мыслей. Автослесарь, механик, электрик, агроном, садовод, кондитер, повар и др., которые предполагают решение конкретных задач и использование ручных навыков.

Интеллектуальный. Обладают аналитическими способностями, умеют хорошо излагать и формулировать свои мысли, склонны к решению логических, абстрактных задач. Биолог, физик, философ, экономист, программист и др. Общение не является ведущим видом деятельности.

Социальный. Обладают хорошими вербальными способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее. Ориентированы на труд, главным содержание которого является взаимодействие с другими людьми, направленное на обучение, лечение, обслуживание и др. задачи, требующие постоянного контакта и общения с людьми.

Стандартный. Предпочитают четко определенную деятельность. Чаще всего выбирают профессии, связанные с обработкой информации, представленной виде условных знаков, цифр, формул, текстов, ведение документации, бухгалтер, нотариус, топограф, корректор, патентовед и др. Коммуникативные и организаторские склонности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительные качества.

 

Предпринимательский. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии предприниматель, менеджер, продюсер и др., связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.

 

Артистический. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Общительны. Избегают жесткой регламентации, предпочитают свободный график работы. Профессии могут быть связаны с литературой, театром, кино, музыкой,  ИЗО.

 

 (Слайд №16)

Выбор определенной профессии не ставит крест на других  интересах учащихся. Многие известные люди отмечали рост случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому что, она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые как великого химика. Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский Университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezent_proforientatsiya.pptx121.57 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика и консультирование. Стратегии выбора профессии. Слагаемые успеха. Педагог – психолог ГОУ ЦО №1469 II – III ступени обучения Серегина А.С.

Слайд 2

ЯРКОСТЬ ГИБКОСТЬ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И ОСТРОТА МЫШЛЕНИЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ УВЕРЕННОСТЬ САМООБЛАДАНИЕ

Слайд 3

8 – е классы 9 – е классы Вы уже выбрали профессию? Да – 40% Да – 55% Нет – 60% Нет – 45% Что вы знаете о своей будущей профессии? – где можно получить эту профессию – 85% - предмет, содержание, условия труда - 80% спрос на эту профессию на рынке труда - 80% где можно получить эту профессию – 85% профессионально важные качества – 50% Что мешает выбрать профессию? - плохо знаю мир профессий – 30% - плохо знаю свои возможности – 30% - еще не думал о выборе профессии – 15% – не могу выбрать из нескольких вариантов -85% - еще не думал о выборе профессии – 5%

Слайд 4

конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить коттедж, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.) реалистичными , то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, возрастными (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию) ограниченными во времени (цель это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку)

Слайд 5

Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное.

Слайд 6

При планировании профессиональной карьеры учащегося необходимо выделить следующие моменты: - главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть) - цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, место учебы, работы) - пути и средства достижения целей (знания и умения) - внутренние условия (способности, сила воли, здоровье)

Слайд 7

Если цель учащегося – выбор профессии соответствует его возможностям и потребностям, следует задать ему следующие вопросы: - на какой уровень образования он может рассчитывать (высшее, среднее специальное), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения, склонности - каким должно быть содержание профессии, чтобы учащемуся было интересно работать - какое материальное вознаграждение он хочет получить за свой труд - какой образ жизни он хочет вести (напряженный или свободных график работы)

Слайд 8

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия. - учащиеся должны обладать набором профессионально важных качеств – интеллектуальных, физических, личностных. - эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда - будущая работа должна быть в радость, а не в тягость

Слайд 9

I вариант НАДО МОГУ ХОЧУ

Слайд 10

II вариант НАДО МОГУ ХОЧУ

Слайд 11

III ВАРИАНТ НАДО МОГУ ХОЧУ

Слайд 12

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

Слайд 13

« У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», - стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза .

Слайд 14

Методика «Профиль» Направления профессиональной деятельности 8 классы 9 классы Физика и математика 11% 15% Химия и биология 9% 10% Радиотехника и электроника 16% 18% Механика и конструирование 6% 8% География и геология 11% 10% Литература и искусство 16% 18% История и политика 9% 12% Педагогика и медицина 4% 6% Предпринимательство и домоводство 16% 20% Спорт и военное дело 18% 22% Проф. интересы не сформированы 16% 3%

Слайд 15

Опросник профессиональных предпочтений. Профессиональные типы 8 классы 9 классы Практический 32% 35% Интеллектуальный 15% 20% Социальный 18% 15% Стандартный 23% 25% Предпринимательский 37% 35% Артистический 32% 20%

Слайд 16

А.П.Бородин В.П.Филатов Маргарет Тэтчер