Тренинговое занятие для учащихся 6 - 8 классов "Конфликт - это хорошо или плохо?"

Серегина Анна Сергеевна

Цель: ознакомление с понятием «конфликт» и его структурными элементами.

  1. Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
  2. Между кем происходят конфликты?
  3. Могут ли происходить конфликты на международном уровне?

 

Стили входа в конфликт.

 

Пять стратегий выхода из конфликтной ситуации.

 

Как оставаться спокойным.

Упражнение «Подарок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_konflikt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты.

Конфликт – это хорошо или плохо? Способы поведения в конфликте:

 наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.

Цель: ознакомление с понятием «конфликт» и его структурными элементами.

На доске написаны фразы: «Первый шаг разрешения конфликта – умение предвидеть его».

                                               « Лучшее разрешение конфликта – то, при котором выигрывают

                                                 оба участника»

Психолог: Дорогие ребята! Вы сами заметили, что в последнее время ваши отношения друг с другом стали изменяться, и не всегда в лучшую сторону. В жизни мы с вами дружим и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. Давайте вместе разберемся, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтных ситуациях, можно ли конфликтов избежать.

Вопросы для учащихся:

  1. Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
  2. Между кем происходят конфликты?
  3. Могут ли происходить конфликты на международном уровне?

Дети поэтапно заполняют таблицу, образец которой находится на доске:

Конфликт – это …

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

Меня хотят обидеть, унизить

страх, обида

я убегаю

Меня хотят оскорбить

раздражение

я подавляю

Меня подавляют

тревога

я иду на компромисс

Надо мной хотят посмеяться

злость

я ищу сотрудничества

Стили входа в конфликт.

Психолог рассказывает учащимся о том, что у каждого человека есть привычный стиль входа в конфликт.

«Вулкан» - непредсказуемые вспышки, то есть человек ни с того ни с сего вдруг вступает в конфликт.

«Глиняный горшок» - медленно разогревается, то есть человек долго обижается, копит обиды, потом вступает в конфликт.

«Волна» - спорный вопрос кажется решенным, но потом поднимается снова и снова, то есть человек многократно возвращается к причине конфликта.

«Собиратель» - копит обиды, не показывает реакции. Никто не знает, что он обижен.

«Реактор» - человек резко расходится, его потом трудно остановить.

Ребята размышляют над тем, какой стиль поведения в конфликте им наиболее привычен, используя приведенные метафоры.

Конфликт – это хорошо или плохо?

Подростки в течение пяти минут пытаются записать как можно больше аргументов в защиту утверждения «Конфликт – это плохо …», затем в защиту утверждения «Конфликт – это хорошо …». Делается вывод о положительной роли конфликтов при умении их конструктивного разрешения.

Пять стратегий выхода из конфликтной ситуации.

Стиль

Сущность стратегии

Условия эффективного

применения

Недостатки

1

Соревнование

Ты отстаиваешь свои интересы до конца, иногда в ущерб другому.

Когда правда на твоей стороне, когда тебе во чтобы то ни стало надо победить

Эта стратегия может сделать тебя непопулярным.

2

Избегание

Ты откладываешь разрешение назревающего конфликта.

Когда хочешь выиграть время, может быть конфликт разрешится сам собой

Проблема осталась нерешенной.

3

Компромисс

Вы идете на взаимные уступки.

Когда другие стратегии не эффективны.

Ты получаешь только половину того, на что рассчитывал.

4

Приспособление

Ты игнорируешь свои собственные интересы, приспосабливаешься к другому.

Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы, когда правда на твоей стороне.

Твои интересы остались без внимания, ты уступил.

5

Сотрудничество

Вы оба пытаетесь найти взаимоприемлемый вариант, который бы устраивал обоих.

Когда есть время и желание разрешить конфликт.

Требует много времени и сил, а успех не гарантирован.

Раздаются карточки учащимся с описанием различных способов выхода из конфликтных ситуаций и спрашиваю к какому способу решения она относится. После этого учащийся кладет карточку в соответствующий прямоугольник на плакате, объясняя при этом недостатки и преимущества каждой стратегии.

Варианты карточек с ответами:

  1. Настаиваю на своем (соревнование)
  2. Отбираю силой (соревнование)
  3. Откладываю решение на другое время (избегание).
  4. Пытаюсь все забыть (избегание).
  5. Обсуждаем точки зрения друг друга (сотрудничество).
  6. Пытаемся найти вариант, который бы устроил обоих (сотрудничество).
  7. Жду, что проблема решится сама (избегание).
  8. Уступаю все другому (приспособление).
  9. Предлагаю другу самому принять решение (приспособление).
  10. Уступаю ровно половину (компромисс).
  11. Иду на компромисс (компромисс)
  12. Прошу, чтобы в ситуации разобрались родители (избегание).

После того, как карточки разложены психолог задает участникам следующие вопросы:

  1. Какой из пяти вариантов чаще встречается в реальной жизни?
  2. Какой из пяти способов вы чаще используете в общении с друзьями, родителями, учителями?
  3. Какой из пяти способов является наиболее легким, а какой наиболее трудным для распознания?

Как оставаться спокойным.

Психолог рассказывает учащимся, что для разрешения конфликта необходимо оставаться спокойным. Учащимся раздаются листы с фразами, которые помогут оставаться спокойными. Для этого необходимо мысленно проговорить их в процессе конфликта. Учащимся, каждому раздаются листочки с фразами, они подчеркивают те фразы, которыми они будут пользоваться в дальнейшем.

  1. Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это.
  2. Он (она) делает это не для того, чтобы навредить мне, а чтобы удовлетворить свои желания.
  3. Я могу спокойно выяснить, что нужно этому человеку. Мы благополучно все решим.
  4. Все идет нормально.
  5. К этому можно подойти с юмором.
  6. Это останется в прошлом.
  7. Не беспокойся, я буду счастлив.

Упражнение «Подарок».

Здесь в этой комнате для каждого из вас есть подарок. Рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ни что не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе. Каждый находит в классе цветок, звездочку со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Пожелания

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  2. Отстаивай свою точку зрения в конфликте, но не дави на собеседника.
  3. В споре умей выслушать собеседника до конца.
  4. Уважай чувства других людей.
  5. Любую проблему можно решить.
  6. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
  7. Не сердись, улыбнись.
  8. Начни свой день с улыбки.
  9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
  10. Взгляни на своего обидчика – может, ему нужна твоя помощь.
  11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.

Учащийся зачитывает, написанное на листочке, и дарит эти слова всем присутствующим.