КЛУБ ОБЩЕНИЯ "Лучики счастья" для обучающихся 1-х классов
В данной статье представлена программа, целью которой является повышение адаптации ребёнка в школе и обществе в рамках ФГОС, через формирование коммуникативных навыков обучающихся 1-х классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №23
с углубленным изучением иностранных языков
КЛУБ ОБЩЕНИЯ
«ЛУЧИКИ СЧАСТЬЯ»
Для обучающихся 1-х классов в период адаптации
Составила педагог-психолог высшей категории О.А.Смородина
г. Нижневартовск
"Уважайте текущий час и сегодняшний день!
Как ребёнок смеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью?
…Позволим детям упиваться радостью утра и верить.
Именно так хочет ребёнок.
Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч,
на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и всё это любовно. Он прав". Я.Корчак
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения, приобретённые в младшем школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность подростка.
Для развития, а при необходимости и коррекции навыков социального взаимодействия в рамках Программы психологического сопровождения обучающихся начальных классов, реализуемой в муниципальном образовательном учреждении разработаны “Уроки общения”. Цикл занятий составлен на основе “Уроков общения” Л. Н. Блиновой: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.).
Цель – повышение адаптации ребёнка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
- cовершенствование коммуникативной культуры обучающихся;
- выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 40 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в нестандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и элементы прощания.
В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арттерапии, а также психогимнастика.
Особенность данной программы заключается в том, что 1-4 классы - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.
Общий замысел - создать безопасную, доброжелательную атмосферу для ребёнка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым. В этой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки:
• умение слушать другого человека;
• умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;
• умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;
• умение присоединиться к группе, познакомиться;
• умение дискутировать.
Каждый ребёнок понимает, что он ценен независимо от его успехов, его внешности, что его особенности - это его уникальность и неповторимость. И это - здорово. Дети учатся планировать время, делать с удовольствием то, что делать необходимо, получают опыт дружбы и конструктивного общения.
Предполагаемые результаты:
Формирование свободной, самостоятельной, физически и духовно развитой личности, способной к адекватным взаимоотношениям с социальной средой.
Критерии эффективности программы:
1. Изменение отношения обучающихся к социальному окружению.
2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.
3. Знание себя как свободной, психологически образованной личности.
Базой для реализации программы выбрана Муниципальная общеобразовательная средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков г. Нижневартовска.
Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта, творческая поисковая деятельность.
Состав группы: обучающиеся 1-х классов.
Возраст: 7-8 лет.
Количество: работа с классом 1 час в неделю.
Временной аспект: 33 часа (9 часов на диагностику и 24 часа по программе).
Содержание занятий
№ п/п | Тема урока | Содержание занятия | Методическое обеспечение. Перечень используемых упражнений. |
1 | Вводное занятие. (1ч.) | Что такое психология? | Представление детей 7 лет о душе. Упражнение «Что я знаю о себе». |
2 | Секреты общения. Внимание к окружающим людям. (1ч.) | Этикет, правила поведения. Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнёра в общении. Секрет 1. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя. | На тропинке правил поведения. Упражнения: “Опиши партнёра”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”. Работа в сенсорной комнате. Психогимнастика. |
3 | Секреты общения. Умение слушать. (1ч.) | Помехи и затруднения в общении. Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя | Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости. Упражнения: “Назови по имени”, “Прикосновение”, “Испорченный телефон”. |
4 | Секреты общения. Правила вежливости. (1ч.) | ||
5 | Секреты общения. (1ч.) | ||
6 | Секреты общения. Взаимоуважение. (1ч.) | ||
7 | Секреты общения. (1ч.) | Адаптация к школе. Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнёра в общении. | Калейдоскоп хорошего и плохого настроения. Упражнения: “Маски”, “Интонация”, “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”. Сенсорная комната. Элементы арттерапии. Работа в группах. |
8 | Умение понимать состояние другого. (1ч.) | Осознание своих чувств. Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового. | Психогимнастика. Упражнения: “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”, “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”, |
9 | Вежливое отношение к людям. (1ч.) | Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей. Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. | Упражнения: “Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”. |
10 | ТЕМА: «Причины психологического дискомфорта, агрессии». (1ч.) | Установление межличностных отношений. | Упражнения: “Лужа”. Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет”. В. Осеева “Хороший поступок”. |
11 | Диагностические процедуры: Методика «Школа зверей». (1ч.) | Представление детей о школе. Установление межличностных отношений. Адаптация к школе. | Удивительное путешествие в волшебный лес. Загадки про зверей. Цветные карандаши, бумага. |
12 | Секреты общения. Умение учитывать позицию другого. (1ч.) | Рефлексия. Развитие внимания к окружающим. Секрет 5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки. | Конкурс пословиц о дружбе. Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”. |
13 | Секреты общения. Умение задавать вопросы вежливого обращения. (1ч.) | Вербальное общение. Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Правила “хорошего слушания”. Интонирование голоса и результативность общения. Этикет отношений. | Беседа о правилах “хорошего слушания”. Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Да” и “Нет” не говорите”. |
14 | Диагностические процедуры: Методика «Лесенка». (1ч.) | Выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. | Раздаточный материал, карандаши, бланки. |
15 | Секреты общения. Что такое дружба? (2ч.) | Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты). Тренинг сензитивности. Тренировка восприятия партнёра в общении | Калейдоскоп желаний. Беседа об уважении и принятии другого. Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”. |
16 | ТЕМА: «Психические процессы личности». Цель: познакомить обучающихся с общими понятиями памяти, внимания, мышления. Освоить диагностику зрительной, слуховой, образной памяти. (2ч.) | Для чего нам нужна память? Виды памяти: зрительная, слуховая, образная | Королева Мнемозина. Упражнения на развитие памяти, внимания: «Что слышно?», «Слушай звуки, хлопки!», «Пишущая машинка», «Повтори за мной», «Слушай и исполняй!», «Запомни порядок!», «В магазине зеркал», «Запретный номер», «Противоположные движения». |
17 | Тема: «Зрительная память в учебной деятельности». (2ч.) | Развитие умения использовать виды памяти в учебной деятельности. | Логические задачи. Материалы для диагностики зрительной памяти (10 картинок). |
18 | Тема: «Слуховая память в учебной деятельности». (2ч.) | Развитие умения использовать виды памяти в учебной деятельности. | Логические задачи. Материалы для диагностики слуховой памяти (10 слов). |
19 | Тема: «Образная память в учебной деятельности». (2ч.) | Развитие умения использовать виды памяти в учебной деятельности. | Сенсорная комната «Тропа возрождения». Логические задачи. Материалы для диагностики образной памяти (описание картин заданного предмета). Сенсорная комната. |
20 | Тема: «Мышление в учебной деятельности». (2ч.) | Что такое мышление? Умение мыслить нестандартно. | Логические задачи, развивающие игры. Упражнения «Пальцы помогают говорить». Развитие мелкой моторики рук. |
21 | Тема: «Моё любимое занятие». (1ч.) | Группы по интересам. | Упражнения с элементами арттерапии. Головоломки, лабиринты, раскраски. |
22 | ТЕМА: Понимаете ли вы других людей? Цель: разобраться в ситуациях изображения мимики и жестов. (1ч.) | Жесты, мимика. | Сенсорная комната «Замечательное звёздное небо». Практическое упражнение «Мимика и жесты». |
23 | Здоровьесберегающие технологии Тема: «Витамины» Презентация (1ч.) | Заботимся о своём здоровье. | Ватман. Краски. Карандаши. Кисти. Упражнения с элементами арттерапии. |
24 | Тема: "Стремись творить добро" Цель: дальнейшее развитие представлений обучающихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела. (2ч.) | Понятие о доброте и добрых делах. | Путешествие по стране добрых дел. Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; Развивающие игры, ребусы. |
25 | Тема. "Урок толерантности". Цели. Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи обучающихся. (1ч.) | Развивать стремление быть терпимым в коллективе одноклассников. Способствовать в установлении межличностных отношений. | Практическое задание: разыгрывание ситуаций. Сенсорная комната. Упражнение «Заколдованный сад». Работа в группах (элементы арттерапии). |
26 | Обобщение. Завершение цикла занятий. Подведение итогов. (1ч.) | Рефлексия обучающихся 1-х классов. | Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки). |
Использованная литература:
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
- О.В.Хухлаева. Лесенка радости. М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
- Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
- Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 480 с.
- Федоренко, Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001. – 160 с.
Разработала и подготовила курс
педагог-психолог высшей категории О.А. Смородина
г.Нижневартовск МБОУ «СОШ №23
с углубленным изучением иностранных языков»
